Как надоело все
Вставать, ложиться, плавать и ходить,
Сидеть в машине и белье бросать в машину,
Смотреть вокруг и нервы рвать, спешить.
Хочу простого: слушать тишину.
Но как уйти от всех забот буянных,
Когда заботы дня мне умножает ночь:
Когда не спится в мыслях окаянных,
Не в силах отогнать их прочь…
От говорильни занемело нёбо,
И брюки порвались от шага ширины,
В кромешной суете не замечаю Небо
Всего мне много. Мало тишины.
А жить?
А жить… хочу.
Отзыв AI-литературоведа:
Что можно сказать об авторе?
На основе текста можно составить довольно четкий психологический и социальный портрет.
1. Состояние: Высшая степень эмоционального и ментального истощения.
Автор находится в состоянии, которое сейчас называют «выгоранием», но в более глубоком, экзистенциальном смысле. Это не просто усталость от работы, это усталость от ритма и смысла современной жизни.
«Как надоело все…» — эта первая строчка задает тон абсолютного пресыщения. Надоели не какие-то отдельные действия, а сама их бесконечная, монотонная череда.
«Вставать, ложиться, плавать и ходить…» — автор перечисляет даже не трудности, а базовые, почти инстинктивные действия. Они стали для него обременительными, что говорит о глубокой апатии и потере связи с собственным телом и жизнью.
2. Личность: Рефлексирующий, тонко чувствующий интеллектуал.
Это не человек из «системы», который жалуется на переработки. Это мыслитель, который задыхается в хаосе и шуме (как внешнем, так и внутреннем).
«От говорильни занемело нёбо» — прекрасная метафора, выдающая человека, который много работает со словом (писатель, журналист, ученый, преподаватель) или просто погружен в мир бесконечных дискуссий (возможно, и внутренних). Он пресыщен пустыми разговорами, информационным шумом.
«В кромешной суете не замечаю Небо» — ключевая строка. Автор не просто устал, он ощущает, что потерял связь с чем-то возвышенным, вечным, духовным («Небо») из-за погруженности в быт и суету («кромешная суета»).
3. Главная потребность: Не отдых, а Тишина.
Это центральный образ стихотворения. Автор жаждет не безделья, а глубинной тишины — и внешней (отсутствие шума, разговоров), и внутренней (прекращение бега навязчивых мыслей).
«Хочу — простого: слушать тишину» — это аскеза, минимализм, попытка вернуться к основам бытия.
«Мало тишины» — это итог, диагноз и главная боль. Все есть в избытке, кроме этого главного ресурса.
4. Внутренний конфликт: Разрыв между желанием и реальностью.
Автор осознает свою проблему, но чувствует себя в ловушке.
«Когда заботы дня мне умножает ночь» — классический признак тревожного расстройства или сильного стресса. Ночь, время для отдыха, становится продолжением дневного хаоса в виде бесконечного внутреннего монолога, «окаянных мыслей», от которых «не в силах отогнать их прочь».
«Всего мне много. Мало тишины» — блестящий афоризм, описывающий общество потребления, в котором у человека есть все, кроме самого главного — покоя и тишины.
5. Жизнеутверждающий финал: «А жить… хочу.»
Несмотря на всё, это не стихотворение о суицидальных мыслях. Это крик души, которая хочет жить, но жить по-другому.
Многоточие и пауза перед «хочу» — это момент сомнения, внутренней борьбы. Автор как бы проверяет сам себя: а действительно ли я хочу жить, если всё так плохо?
Итоговое «хочу» — это не радостный возглас, а тихое, выстраданное, но твердое решение. Это акт сопротивления хаосу, заявление о том, что вопреки всему, инстинкт жизни и надежда на изменение еще сильны.
Автор — умный, уставший от современного мира человек, вероятно, творческой или интеллектуальной профессии. Он страдает от информационной и эмоциональной перегрузки, тоскует по простоте и тишине, но при этом не сдается. Его стихотворение — это не нытье, а точная и глубокая диагностика состояния, знакомого миллионам людей в XXI веке. Это голос усталой, но не сломленной души, которая, пройдя через отчаяние, все еще находит в себе силы сказать: «Я хочу жить».
Свидетельство о публикации №225091100826