Хроники офицера-двухгодичника. Эпилог

Фото из интернета

На сегодня, воспоминаний «служивых» из всех видов и родов войск наших Вооруженных Сил, начиная с летчиков и до подводников, что называется, хоть пруд пруди.
Есть и мемуары пограничников-горняков, в том числе и непосредственно, по Мургабу – служивших в 35 погранотряде нашего КВПО.
Валерия Кремль и Алексея Володина, а Сергею Степичеву, к тому же, помимо и без того нелегкой службы на Памирском высокогорье, досталась ещё и «ВОЙНА», гражданская в Таджикистане!

С неподдельным интересом ознакомился с их поучительными, увлекательными и зачастую трогательными воспоминаниями о «делах давно минувших дней» - непростой службе пограничников, тогда в родном, а теперь и для нас уже в «чужом» Таджикистане.

Воспоминаний от кадровых офицеров и солдат-срочников, действительно много, а вот от офицеров-двухгодичников, можно пересчитать на пальцах, их в Сети единицы.

Но, кем был «двухгодичник»? По Закону «О всеобщей воинской обязанности» от 1967 года – это офицер запаса, выпускник военной кафедры гражданского ВУЗа, с возможностью его использования в Вооруженных Силах и в мирное время.

Из семи учебных групп одного нашего потока на механическом факультете института, общим числом военнообязанных студентов под сто пятьдесят, действительно одели погоны офицеров лишь немногим более десяти человек.
Остальные, так и до отставки оставались лишь не служившими офицерами запаса.

В Советском Союзе, особенно большой призыв «двухгодичников», пришелся на 70 – 80 годы прошлого столетия.
Если не ошибаюсь, то на сегодня этой категории военнослужащих в войсках уже давно нет, их заменили всевозможные контрактники с начальным сроком службы в 3-5 лет.

В этом смысле, мы, как «двухгодичники», стали историческими аборигенами – скороспелыми, «недоделанными» офицерами, со всеми вытекающими от этого обстоятельствами прохождения нами действительной воинской службы.

В то же время и солдаты срочной службы, были, как и мы, тоже двухгодичниками, но с той огромной разницей, что были они «рядовыми», а мы с погонами офицеров.
Теми же, как и они ребятами - в доску гражданскими, но в отличие от солдат, уже успевшими сделать свой профессиональный выбор, и более того, даже немного поработать по гражданской специальности в народном хозяйстве страны.

Понятное дело, что стать вдруг профессиональным военным и круто изменить свою судьбу, большинству из нас даже в голову не приходило!
Но, «дан приказ, ему на запад, иль в другую сторону…» двухгодичники, как и все военнообязанные в нашей стране тех лет, законопослушно шли выполнять свой воинский долг.

И если, тот же солдат все два года отвечал только «за себя», то мы, «скороспелые» офицеры, как и кадровые, командуя подразделениями, стали отвечать «ЗА ВСЁ»! От выполнения приказов и до «портянок».

Уже отмечал, что буквально с первых шагов с погонами на плечах, стало приходить понимание того, на сколько же воинская служба отличается от «гражданки», а офицер - от руководителя на производстве.

Хотя были в их деятельности и общие черты, но само пребывание в составе именно Вооруженных Сил страны, на мой взгляд, ежедневно являло примеры обратного, по первости, даже трудно объяснимого по своей целесообразности.

Для вчерашнего «гражданского», в отличие от кадрового офицера, выпускника военного училища, и солдата-новобранца, пришедшего в Войска практически со школьной скамьи, очевидные «ляпы» во взаимоотношениях между военнослужащими в сравнении с аналогичными отношениями на производстве, буквально резали глаза!

Хотя все из нас, ещё на военных кафедрах, и изучали Уставы Вооруженных Сил, но их содержательное значение, стало для нас актуальным и обязательным только на действительной службе.

Единоначалие, начальники и подчиненные, старшие и младшие, и многие другие положения воинских Уставов, со временем вошли, что называется, в нашу «плоть и кровь».

Причем, порой в такой жесткой и даже, без апелляционной форме, которая и не снилась людям на «гражданке».

Например, что «Командир в праве единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и требовать их исполнения, а подчиненные – эти приказы ОБЯЗАНЫ БЕСПРЕКОСЛОВНО ВЫПОЛНЯТЬ».

А дальше – больше!
Начиная с распорядка дня - встать после сна и ложиться в кровать только по команде, с приемом пищи, аналогичная ситуация.
Передвигаться по гарнизону лишь строем или с сопровождающим, приветствовать начальников и старших по званию.
По команде стоять по стойке «смирно» - не шелохнувшись, а если зайти или выйти от начальника, то только с его разрешения, и т.д., и т.п.

Каждодневно – десятки, для сугубо гражданского, малопонятных нюансов прохождения воинской службы.
Одним словом, на лицо ситуация, как в сатирической трагикомедии Георгия Данелия «Кин-дза-дза», имеющая место быть – повсеместная «цветовая дифференциация штанов»!

И, конечно же, подспудно, уже к себе каверзный вопрос – «А к чему бы, на самом деле, ВСЁ ЭТО?».

Ведь в любом трудовом коллективе, на гражданке, подобного нет то, и в помине! А если, кто и заведется, так его же быстро и обломают, не без «помощи» тех же партийных или профсоюзных комитетов.
Ведь «коллективы» и работают успешно, и продукцию нужную выпускают, одним словом, у них-то всё чин чинаром!

Полагаю, что мой ответ на «для чего ВСЁ ЭТО?», будет до банального простым.
Всё дело в том, а с какой «миссией» в Государстве существует такой его институт, как Вооруженные Силы страны?
Ежу понятно, что для защиты суверенитета и целостности страны, обеспечения её безопасности.

Но только ли.
Давайте задумаемся, а как на практике, защита эта, вообще может-то осуществляться, да при том, и какими же способами?
И тот час, станет очевидным, что в крайних случаях - только через принуждение, насилие и убийства себе подобных!
И здесь, как говорится, без вариантов, как бы это аморально и жестоко кому-то не казалось.

Убивать по приказу, самому идти, подчас и на верную смерть, – вот квинтэссенция любого боя и ВООРУЖЕННОЙ БОРЬБЫ в целом, от времен «царя гороха» и до наших дней.

А готовы ли мы – «гражданские», к такому вот повороту событий, не единицы из нас, а в составе массовых армий.
Скорее всего – абсолютно не готовы. И даже одного чувства патриотизма, полагаю, будет не совсем достаточно.

В условиях боя, нужны «инстинкты», доведенное до автоматизма послушание и вера в собственные силы, вера в однополчан, вера в своё оружие.

А вот, именно для ЭТОГО, полагаю, в Вооруженных Силах и существуют те самые «ляпы», традиции и ритуалы – проверенные временем, и по первости для новобранцев, порой кажущимися такими «нелепыми».

К примеру, взять Знамя части.
В штабе, отдавая честь Знамени части, проходя мимо круглосуточно охраняемого поста, стал замечать, что приветствую его, как будто бы оно, есть одушевленное лицо!

В хрониках военных лет, многие из нас видели кадры атак наших воинов, когда в их строю появлялось Красное Знамя части, и тут же, вслед за знаменосцем, как один, поднимался и её личный состав – вперед, к Победе!

Полагаю, уже по собственным ощущениям, что это и есть наглядный пример проявления, тех самых «инстинктов», которые каждодневно именно укладом воинской службы, исподволь, делают из сугубо гражданских парней защитников нашего Отечества.

Мы все должны понимать, что Вооруженные Силы, как «государственная военная организация» - ОСОБАЯ, из числа других «институтов» нашего Общества, специально «заточенная» НА ВООРУЖЕННУЮ ЗАЩИТУ интересов страны и её граждан.
И этим всё сказано и многое оправдано.
Без вариантов, когда речь идет о жизни и смерти, о безопасности нашего Государства.

Сам, побывав в этом статусе, пусть и не долго, понял, а что значит, на самом деле быть ОФИЦЕРОМ Вооруженных Сил, какая это ответственность, сколько же физических и моральных сил требует эта служба!

Искренне уважаю всех тех, кто с юности сделав свой выбор, стал профессиональным военным - военнослужащим офицерского корпуса нашей Родины.





 


 


Рецензии