4 встречи А. Феклисова и П. Сорокина

Как прихотлива судьба. Как сталкивает и разводит.
Расскажу о встрече 2-х удивительных людей. На чужой территории, для одного ставшей родиной, для второго – местом работы. Оба из глубин народных. Один стал разведчиком экстра-класса – Александр Семёнович Феклисов, второй – ученым мирового уровня – Питирим Александрович Сорокин.
В городе Сыктывкаре  имя П.Сорокина присвоено  университету, установлен  памятник, действует Центр - «Наследие» имени Питирима Сорокина.
В наше время журналист, писатель, Игорь Бобраков,  написал пьесу о Питириме Сорокине под названием Summum bonum (Высшее благо), которая с успехом шла в местном театре. Скоро должна выйти книга с тем же  названием.
Российская буря 20 века вытолкнула Питирима Александровича, как и многих других, из родной страны, перенесла через океан и опустила на чужой континент. США стали новой родиной. И там, в штатах, Питирим Александрович встретился с русским разведчиком Александром Семёновичем Феклисовым, представлявшим интересы СССР.
Один – член коммунистической партии, второй, в прошлом,  – член партии эсеров.
Время им досталось разное.
П.Сорокин – это время переломное, от империи к республике. П. Сорокин вел идеологическую борьбу против партии большевиков. Выступал с Лениным на одних и тех же митингах. Они достаточно хорошо знали друг друга, но были противниками.
Сорокина дважды арестовывали большевики. В 1918 году его посадили в Вологодскую тюрьму. Местный трибунал приговорил к расстрелу, который должен был последовать через десять дней.  Он писал письма Ленину, Луначарскому и Карахану (однокурсники по Петербургскому университету). В письмах просил о помиловании, напоминая, что лично никогда не вел вооруженную борьбу против большевиков, а лишь идеологическую.
Однажды явились чекисты и приказали одеваться. Сорокина перевезли в Москву, на Лубянку. Затем доставили к народному комиссару просвещения А.Луначарскому. Выслушав еще раз просьбу и доводы Сорокина, нарком сообщил, что смертный приговор отменяется.
Ленин написал о нем статью «Ценные признания Питирима Сорокина».
В статье Ленина  объяснено, почему Сорокин вышел из партии эсеров и прекратил борьбу. Сам Сорокин, в разговоре с А.Феклисовым,объяснил это так: «Если сказать коротко, я тогда увидел, что крестьяне в своей массе не поддержали попытки эсеров захватить власть на местах в различных губерниях. Не только крестьянская беднота поддерживала Советскую власть, но на ее сторону стал переходить и середняк. Поняв это, я посчитал, что партия социалистов-революционеров лишилась опоры в народе.
Ее дело проиграно, и мне нужно выходить из этой партии, что я и сделал, опубликовав заявление в печати. К тому же я был против террористической деятельности, к которой стали прибегать эсеры».
А.Луначарский предложил Сорокину быть представителем Наркомпроса в северной части России. Сорокин отказался. Тогда нарком направил его деканом исторического факультета в Петроградский университет, где П.А.Сорокин  проработал до конца 1922 г. Как известно в 1922 году из СССР были высланы  оппозиционно настроенные представители интеллигенции. В их числе и Питирим Сорокин.
Около года Сорокин читал лекции по социологии в Пражском университете. Позднее его пригласили в Соединенные Штаты на должность профессора в Миннесотский университет, где он проработал шесть лет. С 1930 г. и до ухода на пенсию в 1955-м он возглавлял кафедру социологии Гарвардского университета. Курс его лекций по социологии считали за честь прослушать многие молодые политические деятели и ученые США и других стран, среди них президент Джон Кеннеди, госсекретарь Д. Раск и другие.
Сорокин опубликовал более 20 книг по социологии, многие из которых переведены на другие языки. Так, его монография «Современные социологические теории» издана на одиннадцати языках, а труд «Кризис нашего века» — на восьми. Он стал почетным доктором многих иностранных академий и университетов. В 1936 и 1937 гг. избирался президентом Международного конгресса социологии. На Западе Сорокин считается одним из выдающихся ученых XX столетия.
Биография и достижения А.С.Феклисова, в силу профессии – легальная разведка -, долгие годы оставались скрытыми от широкой общественности.
Первая личная встреча  этих незаурядных людей произошла осенью 1942 г., когда Феклисов, как представитель посольства СССР,  прилетел в Бостон для выступления на митинге, организованном местным Комитетом помощи русским в войне. На аэродроме его встретили представители комитета, среди которых был  Питирим Сорокин. Он выразил сочувствие в связи с нападением на СССР фашистской Германии.
По пути к автомобилю Питирим Сорокин признался:
— Я давно позабыл все обиды и делаю все возможное, чтобы хоть на толику облегчить страдания моего народа. Вы первый советский человек, с которым я разговариваю в США.
Новая  встреча Александра Феклисова и Питирима Сорокина состоялась  через 20 лет. В начале декабря 1962 г. А.С.Феклисова, как сотрудника посольства СССР,  пригласили выступить перед студентами Гарвардского университета. Накануне вылета в Бостон он позвонил Питириму Александровичу и предложил встретиться. Сорокин пригласил к себе домой, в городок Винчестер возле Бостона. Питирим Александрович встречал гостя  около дома.
Вспомнили военные годы.
— Я боялся, что Красная Армия не выдержит такого мощного удара хорошо оснащенной военной машины Гитлера, без особых усилий сокрушившей почти все страны Европы. Опасался, что падут Москва и Ленинград, — сказал профессор
А.С.Феклисов заметил, что Гитлер мог бы быть разбит значительно раньше, если бы западные союзники своевременно открыли второй фронт
В ответ Сорокин сказал:
— В планы Черчилля и влиятельных кругов США входили не только победа над Германией, но и максимальное истощение СССР в этой войне. Вообще Англия, начиная со времен Петра Великого, делала все возможное, чтобы не допустить усиления России. Сейчас же США боятся, как бы Советский Союз не стал мощной и влиятельной державой в мире.
Питирим Сорокин интересовался жизнью в СССР.  Много рассказывал о русских эмигрантах в США. Россия, по его словам, подарила Америке много выдающихся талантов, которые внесли большей вклад в развитие науки, техники и искусства. Он назвал фамилии многих известных ученых — механика С. П. Тимошенко, участника создания первой атомной бомбы физика-химика Т. Б. Кистяковского, первооткрывателя высокооктанового бензина В. Н. Ипатьева, изобретателя электронного телевидения В. К. Зворыкина, авиаконструктора И. И. Сикорского; композиторов С. В. Рахманинова, А. Т. Гречанинова, И. Ф. Стравинского; дирижеров — С. А. Кусовицкого, Н. А. Малько.
Сорокин утверждал, что большая часть эмигрантов в США тосковала по Родине. Если бы советские  власти  проявили разумную инициативу, установили с ними контакты, пригласили в Советский Союз, то они не только стали бы друзьями СССР, но некоторые, наверняка, возвратились бы жить и работать на родину.
В июле 1963 г.  А.Феклисов снова, по служебным делам выезжал в Бостон, и заблаговременно договорился по телефону о встрече с Сорокиным. Разговор касался музыки, литературы, политики.
Анализируя ход социалистического строительства в нашей стране, Сорокин высказал убеждение: для построения социализма потребуется мирный труд еще двух-трех поколений. Советский Союз сейчас стал могущественной великой державой, на которую едва ли рискнет напасть какая-либо страна. Поэтому не нужно пороть горячку. Все необходимо сделать продуманно, качественно, прочно. Главное — пусть медленно, но неуклонно развивать экономику, улучшать жизнь народа, совершенствовать его образование, трудовое и нравственное воспитание и всю систему социального обеспечения. Особенно нужно повышать продуктивность сельского хозяйства, чтобы хорошо кормить, одевать, обеспечивать жильем людей, тогда народ будет удовлетворен своей жизнью, будет доволен властью, будет верить ей и поддерживать ее.
Касаясь  заявлений  Хрущева на XXII съезде о том, что к 1970 г. СССР превзойдет США по производству продукции на душу населения, а к 1980-му, в основном, построит коммунизм, ученый сказал, что это чистое бахвальство, которое ни к лицу главе великого государства.
Подытоживая обсуждение этого вопроса, Питирим Сорокин с затаенной грустью произнес:
— К советским людям социализм придет не скоро. Когда — этого определить нельзя, это зависит от многих факторов и в немалой степени от того, будут ли в руководстве Советского союза находиться разумные, дальновидные люди, с высокой культурой и нравственностью, способные достойно представлять на международной арене политику своей страны.
Собеседники подробно обсудили политику мирного сосуществования, проводившуюся Советским Союзом. Сорокин в целом одобрял ее, но высказал ряд замечаний.
Во-первых, по его мнению, советские  ученые-обществоведы, пропагандисты не должны без конца подчеркивать, что мирное сосуществование является формой классовой борьбы между социализмом и капитализмом. Это воспринимается правящими кругами на Западе как подстрекательство Советским Союзом трудящихся в капиталистических странах на борьбу против их правительств, то есть как вмешательство во внутренние дела других стран. А ведь классовая борьба в странах капитала всегда происходила и дальше будет происходить без подсказки советских теоретиков.
Во-вторых, советские ученые и пропагандисты так преподносят мирное сосуществование, что капиталистические страны будто бы вынуждены заимствовать у стран социализма научные методы управления государством, планирование, организацию образования, различных систем социального обеспечения и таким образом придут к социализму. Советский же Союз и другие социалистические страны мало что могут позаимствовать у капиталистических стран и всего могут достигнуть путем саморазвития.
— Не пойму, почему ваши теоретики ополчились на мою теорию конвергенции? Ведь это же мой вариант вашей политики мирного сосуществования, — недоумевал Питирим Александрович.
Феклисов заметил, что теория конвергенции увековечивает капитализм, а это не укладывается в рамки учения о коммунизме.
— Какая чушь! — воскликнул профессор. — Нет ничего вечного. Никто не знает, какими будут СССР и США через 50-100 лет. Ваши учение-обществоведы — схоласты, догматики, они не владеют тактикой политической борьбы. Они не понимают, что иногда целесообразно идти на компромиссы. Прежде всего нужно заботиться об улучшении жизни нынешнего поколения, а не только о том, что будет через сотню лет. Неужели они не видят, что конвергенция уже постепенно идет во всех областях науки, экономики, политического устройства, культуры, искусства, образования, социальных отношений, спорта, развлечений… Капитализм перенимает полезное у социализма, и наоборот, социализм все лучшее берет у капитализма. Это идет на пользу как советскому, так и американскому народам, да и всему человечеству. Вот по этой причине я ратую за мирное, спокойное, дружеское сотрудничество между СССР и США.
В разговоре отметили, что в результате победы в войне, выдающихся достижений в области экономики, науки и культуры авторитет Советского Союза в мире вырос, по социалистическому пути пошли другие страны.
— Питирим Александрович, когда же вы, всемирно известный ученый, напишите книгу о своей Родине? — спросил Феклисов.
— Я давно хочу это сделать, -  ответил Сорокин. Но я не могу писать книгу, высасывая данные из пальца и беря факты с потолка. Для этого нужно побывать на Родине.
Феклисов  спросил профессора, что  СССР должен сделать, чтобы дать П.Сорокину возможность написать книгу?
— Пусть Академия наук, Ленинградский или другой университет пригласит меня, — ответил ученый. — Все цивилизованные страны приглашали меня читать лекции. Только моя Родина не сделала этого. Туристом не поеду. Я очень хочу побывать в Советском Союзе и увидеть все своими глазами.
Сорокин рассказал, что в последние годы он пытался установить контакты с советскими учеными, чтобы облегчить получение приглашения в Советскую Россию. Время от времени он посылал свои книги и интересные труды американских авторов в Академию Наук СССР и Ленинградский университет. Но в ответ ни разу не получил даже простого подтверждения, что посылки прибыли.
Феклисов  выразил надежду, что в ближайшие годы отношения между нашими странами улучшатся и что Питириму Александровичу  удастся выполнить давнишнюю мечту.
О своих беседах с ученым А.С.Феклисов  составил справку, которую направил в Москву с предложением организовать приглашение в СССР Питириму Сорокину с супругой.
В августе 1963 г. А.С.Феклисову  сообщили, что вопрос о приглашении П.А.Сорокина рассматривается в Международном отделе ЦК КПСС. Руководство отдела сомневалось: «Как мы его пригласим, когда в Советском Союзе защищены два десятка диссертаций по теме: «Критика социологических теорий П. Сорокина»? Было решено повременить год — другой.
Возвратившись после отпуска в Вашингтон, Феклисов  собирался при удобном случае посетить Сорокиных и сообщить им, как обстоят дела с их приглашением.
Встреча состоялась  в ресторане. Было видно что Сорокин  мрачен, чем-то подавлен.
Феклисов  сообщил, что в Москве положительно воспринято желание Сорокиных приехать в СССР и что реально их могут пригласить в 1964 году.
А Питирим Александрович рассказал, что представитель администрации президента США настойчиво уговаривал его отказаться от  намерения поехать в СССР.
— Уже второй раз мне не советуют ехать в СССР, — сказал Сорокин. Первый раз такое было летом 1961 г. Тогда президент Всемирного Совета Мира профессор Берналл пригласил меня в качестве гостя в Москву на всемирный конгресс за всеобщее разоружение и мир. Но я не поехал, потому что получил письмо из госдепартамента США за подписью Дина Раска, в котором рекомендовалось отказаться от приглашения. Опять я должен оставить свои надежды до лучших времен, — с грустью признался ученый.
В 1968 году Питирим Сорокин умер, так и не побывав на  Родине.
«Мой анализ показывает также, что в настоящее время ни в СССР, ни в США нет ни одной ценности, которая оправдывала бы продолжение нынешней воинственной политики в отношении друг друга, и абсолютно никакой ценности, которая в самой малейшей степени оправдывала бы величайшее преступление — начало новой мировой войны. Это не означает, что такая война не может начаться: несмотря на весь прогресс, человек все еще в значительной степени остается неразумным, вспыльчивым, вредным, жестоким и жадным созданием; а человеческое упрямство все еще живуче в людях, особенно в руководящих кругах», - писал П.А.Сорокин.
В наши дни вышло третье издание мемуаров А.С.Феклисова «Признание разведчика». Выходит книга Игоря Бобракова «Высшее благо» о П.А.Сорокине.
Результаты деятельности А.С.Феклисова (ускорение работ по ядерной программе СССР, личное участие в разрешении Карибского кризиса 1962 г. и многое другое); научная деятельность П.А.Сорокина (работы в области правоведения, социологии, политики, философии истории) – шагнули из века ХХ в век ХХI… 


Рецензии