Василий Иванович! Литва благодарствует за встречи

1. Василий Качалов (интернет-ресурсы)
2. Афиша выступлений В. Качалова в Государственном театре 14 и 16 августа 1924 г.
3. Афиша на литовском языке выступлений В. Качалова 14 и 16 августа 1924 г.
4. Афиша на идише выступлений В. Качалова 14 и 16 августа 1924 г.
5. Здание Государственного театра и его зрительный зал на 500 человек.
6. Афиша вечера В. Качалова в каунасском Летнем театре 19 августа 1932 г. В его программе сцены из «Воскресенья» Л. Толстого, «Гамлета» У. Шекспира, пролог из «Анатэмы» Л. Андреева, сцена из «Братьев Карамазовых Ф. Достоевского и др. У рояля Лео Демант.
7. Афиша на литовском языке вечера 19 августа 1932 г.
8. Афиша прощального вечера 21 августа 1932 г.
Программа включала «Лес» (сцены) А. Н. Островского, «Кошмар Ивана» (Братья Карамазовы) Ф. Достоевского, «Гамлет» (сцены) У. Шекспира, «Эгмонт» И. Гете, муз. Л. Бетховена. У рояля Л. Демант.
9. Афиша на идише вечера 19 августа 1932 г.
10. Эстрада Летнего театра.
11. Афиша вечера В. Качалова в Государственном театре 3 сентября 1935 г.
12. Афиша на литовском языке вечера В. Качалова  4 сентября 1935 г.
13. Афиша вечера В. Качалова в Летнем театре 6 сентября 1935 г.

Василий Иванович Качалов родился в Вильне, но так и хочется сказать, что Каунас был для него «вторым родительским домом». В межвоенные годы актёр выступил в столице Литвы три раза.

Первая гастроль – 14 и 16 августа 1924 г.:

11 августа газ. «Эхо» опубликовала статью «В. И. КАЧАЛОВ (К ЕГО ВЕЧЕРАМ В КОВНО). Гость поделился биографическими о себе сведениями.
С утра в день первого выступления В. Качалова у Государственного театра стояла длинная очередь за билетами.

ВЕЧЕР КАЧАЛОВА (рецензия первого выступления ): «Первый вечер Качалова прошел с – как это пишется? С большим успехом? Но о Качалове смешно писать словами хроникерских заметок. Его вечер не мог не пройти без того громадного подъема, который вызывает всякое появление на сцене этого крупнейшего артиста. В области декламации В. Качалов не только артист , но и создатель целой школы. Когда он читает со сцены, в его чтении чувствуешь и артиста, и чтеца, и артиста классика, знающего цену театральности в передаче. Голос В. Качалова – тот же самый изумительный голос, который так любила московская публика. Он сохранился во всей силе  и сочности. В выборе репертуара В. Качалов не заискивает перед публикой, и это необходимо отметить. Он читает серьезные вещи из классического репертуара, но мастерская передачи их такова, что публика к этим вещам относится гораздо внимательнее и любовнее, чем к произведениям современных авторов. Как встречали В. Качалова? Тепло, радостно, шумно. Каждое его появление на сцене встречалось аплодисментами.

Газ. «Эхо», 1924, 17 августа:

Вторая гастроль – 19 и 21 августа 1932 г.:

 Приезд В. Качалова в столицу Литвы предварила статья в газ. «Эхо» В. КАЧАЛОВ В КАУНАСЕ: «Выдающийся современный артист и гордость Московского Художественного театра В. И. Качалов приезжает завтра (18 августа) в Каунас вечерним берлинским поездом и в пятницу, 19 августа, выступит в Летнем театре. Интересно отметить, что Качалов по происхождению литовец (а какие документы это подтверждали?) и происходит из семьи виленского священника Швейрубовичюса (это и есть его настоящая фамилия). (Должно быть Шверубович). Окончив в 1987 г. петербургский университет, Качалов избрал себе сценическую карьеру, начав выступать на провинциальной сцене в Казани. Когда в 1899 г. после основания Московского Художественного театра учредители его К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко стали искать молодых артистов, им порекомендовали Качалова, и он действительно вскоре дебютировал в Москве в роли Берендея в «Снегурочки» Островского. С первого же своего выступления в этой пьесе молодой артист обратил на себя внимание всей театральной Москвы и вскоре сделался ее кумиром. Трудно перечислить все, что сыграл Качалов за свое пребывание в Художественном театре: «Бранд», «Юлий Цезарь», Ивар Карено («У врат царства»), Барон («На дне»), Анатэму, Набоб («У жизни в лапах»). Чеховские герои – все это незабываемые образы для того, кто хоть раз их видел. За последние годы Качалов изумительно сумел воплотить в себе дух толстовского «Воскресения», где он исполнял роль чтеца. Ковенская публика услышит отрывки всех лучших образов, созданных Качаловым. Пролог из «Анатэмы», монолог Гамлета, «За коньячком» из «Братьев Карамазовых» Достоевского – все то величайшие образы, созданные Качаловым. Он возвращается в Москву из Германии и остановится в Каунасе только на один день».

Газ. «Эхо», 1932, 17 августа.

Газ. «Эхо» поместила заметку ПРИЁМ В СОВЕТСКОМ ПОЛПРЕДСТВЕ: «На днях (22 августа) полпредом (Михаилом) Карским был устроен приём, на котором присутствовали министр обороны полк (Балис) Гедрайтис, государственный контролер А. Матулайтис, генеральный секретарь м-ва внутренних дел полк. (Брунонас) Штенцелис, представители военных кругов, м-ва иностранных дел, общества, профессуры и печати. Во время приёма была исполнена программа, в которой принимали участие и советские артисты В. Качалов и А. Нежданова».

Газ. «Эхо», 1932, 23 августа.
               
Третья гастроль – 4 и 6 сентября 1935 г.:

 В столицу Литвы В. Качалов приехал 3 сентября. На вокзале ему готовилась торжественная встреча. А газ. «Эхо» опубликовала в этот день объёмную статью В. И. КАЧАЛОВ. Её автор Архелай пунктирно представил незаурядный творческий путь актёра в Московском Художественном академическом театре, где он к этому времени уже сыграл 35 ролей. Главная сила В. Качалова – артиста: он едва уловимым штрихом сразу показывал публике главную отличительную своего героя, и поэтому его исполнение никогда не было загадкой для публики. Журналист уверен: «Мы должны пользоваться каждым случаем, чтобы снова увидеть В. Качалова. Он с нами и у нас, и его нужно посмотреть не только тем, кто интересуется театром, а тем, кто хочет приобщиться к культуре вообще. В. Качалов – это эпоха, это начало и расцвет МХАТа, а это надо видеть, слышать и понять».

Первый вечер В. Качалова прошёл 4 сентября в Государственном театре, Он читал сцены из «Анатэмы» Л. Андреева, «На дне» М. Горького, три сцены из шекспировских трагедий «Юлий Цезарь», «Гамлет» и «Ричард III», кошмар Ивана из «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского и сцену из «Смерти Иоанна Грозного».

Этому выступлению газ. «Эхо» посвятила статью
 ТРИУМФ КАЧАЛОВА: «Щедрой рукой В. И. Качалов одарил несчетными алмазами своего громадного дарования переполнившую Гостеатр публику. Зал, как загипнотизированный замирал во время качаловского чтения и награждал артиста такими восторженными аплодисментами, что программа концерта оказалась значительно расширенной. Маг живого слова, чародей, одними лишь звуками своего мощного голоса оживляющий тени Брута, Гамлета и Ивана Карамазова, не нуждается в похвале. Таких артистов, как В. Качалов, не критикуют – ими восхищаются.  Своему знаменитому собрату по служению театральным музам отдали долг почти все артисты государственной драмы, составившие немалую часть публики и выражавшие свой восторг. Необыкновенный голос В. Качалова, выражающий предел тоски Анатэмы, пьяную исповедь босяка, величие древнего Рима и карамазовскую жажду жизни, одинаково мощен и в трагическом шепоте, и в гордом вызове толпе. В его гениальных монологах живет каждое слово, приобретающее особую глубину. Камни – самоцветы русской литературы и сокровища шекспировских трагедий переливались мощным огнем, претворяясь в яркие образы.
И в модных советских стихах, и в хитрой сказке А. Н. Толстого, В. Качалов находит «токи высокого напряжения». Его сценическое мастерство распространяется на отчаянный крик тоскующего Анатэмы и на улыбку сатиры. Но подлинная стихия В. Качалова –трагедия. В его трагических монологах есть захватывающая, чеканная монументальность, творческий порыв, полный глубины без надрыва. В. В. Качалове нет трагической истерии. Его пафос героичен и величав. ... Над трупом Цезаря говорят честный Брут и хитроумный Антоний. Ропщет толпа, уныние которой переходит в ярость мести. И это воплощено, сплетено в незабываемых качаловских словах и скупых сдержанных жестах. ... В ночлежке говорят о смысле жизни бывший убийца и сутенер из обнищалых баронов. К их пьяной беседе прислушивается проститутка. И снова перед слушателем возникает неповторимая картина, живая до осязательности. Когда вечер окончился, публика долго не расходилась и пыталась бурными аплодисментами выпросить у знаменитого гостя еще один монолог – еще один шедевр...                Скиф

Газ. «Эхо», 1935, 6 сентября.

 ВТОРОЙ ВЕЧЕР В. КАЧАЛОВА: «Второе выступление (6 сентября) знаменитого русского артиста собрало исключительно большое количество публики, переполнившей Летний театр до отказа. Вызовам не было конца. Трагическая часть программы была составлена из зловещего монолога короля Ричарда, полного жестокости и сладострастия, приема польского посла у Иоанна Грозного  и пламенного призыва Эгмонта. И снова зрителей и слушателей привели в восторг глубина и благородство качаловского пафоса. Чеховский диалог из «Трех сестер» с пророческими словами Тузенбаха был необыкновенно ярок. В программе преобладала поэзия – эпос о Рустеме и Зорабе, лирика Блока и Есенина. В мастерском исполнении В. Качалова лирика звучала с особенной красотой и звучностью. «Необыкновенное происшествие» Маяковского и сказка А. Н. Толстого закончили программу  и вызвали бурю восторга.
Приезд В. Качалова произвел в театральном Каунасе сенсацию, которая может сравниться с успехом шаляпинских гастролей (он пел в Литве годом ранее).

В Каунасе (но не исключено, что не только) В. Качалова видели и на киноэкране:
18 – 21 сентября 1931 г. в к/т “Odeon” шёл фильм «Белый орёл», В. Качалов играл роль губернатора Мишеля.
С 29 сентября 1937 г. в к/т “Kapitol” демонстрировался фильм «Венская гастроль». Добавочно шёл киножурнал «Советское искусство, в котором И. Москвин и В. Качалов  исполняли отрывки из спектакля по пьесе М. Горького «На дне».
21 ноября – 6 декабря 1931 г. к/т “Odeon” показывал картину «Путь в жизнь» (в оригинале «Путёвка в жизнь»), В. Качалов произносил и вступительное, и заключительное слово.
А теперь, к сожалению, о грустном: в интернете присутствует Visuotine lietuviu enciklopedija [в пер.: всеобщая литовская энциклопедия], (26 томов в бумажном варианте). В. Качалову в ней места не нашлось; в Вильнюсе на доме, где родился великий актёр, была посвящённая ему мемориальная доска, два года назад её сняли; одна из улиц столицы,  до 1991 г. носившая имя В. Качалова, сейчас переименована; Вильнюсскую гимназию им. В. Качалова принуждают отказаться от имени соотечественника.


Рецензии