Катастрофа бронзового века

     ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Возвращение Гераклидов»
Вторжение племён в Малую Азию
Одиссей и Мернептах
Исход Израиля из Египта
Мернептах и Рамсес III спасают Египет
Падение Хатти
Израиль в «земле обетованной»
     Вторжение в Ханаан 
     Ход военных действий
     Израильские «колена»
     Палестина под властью Израиля
Бронзовый коллапс за пределами цивилизаций

      
      ВВЕДЕНИЕ
      
      События, происходившие в Юго-западной Азии и Восточном Средиземноморье ориентировочно с 1206-го по 1150 год до Р. Х., археологи и историки именуют «КАТАСТРОФОЙ БРОНЗОВОГО ВЕКА», или «БРОНЗОВЫМ КОЛЛАПСОМ». В этом наиболее развитом регионе (и, как оказалось, не только там) произошли поистине катастрофическое сокращение населения, падение жизненного уровня, утрата многих хозяйственных и  культурных традиций, в том числе письменности, разрушение крупных государств и множества городов. По мнению Фернана Броделя, цивилизации Восточного Средиземноморья вернулись почти к тому, с чего они начинали – к «нулевому уровню».
      И это не было кратковременными трудностями: восстановительный период занял несколько столетий, а после него на первый план начинают выходить ЦИВИЛИЗАЦИИ СЛЕДУЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ.
      Причины катастрофы, по-видимому, имели комплексный характер. Вероятно, сыграли роль климатические явления (на период с 1198-го по 1196 годы до Р. Х. приходится пик засухи в Центральной Анатолии). Но основной удар нанесли нашествия, и, как следствие, голод и эпидемии.
      На рубеже XIII-XII веков до Р. Х. приходят в движение варварские племена  Средиземноморья, которые египтяне объединяли под именем «НАРОДОВ МОРЯ». Часть их говорила на индоевропейских языках, часть – на языках «Старой Европы». Движение «НАРОДОВ МОРЯ» продолжалось несколько десятилетий. Оно включало в себя переселения целых племён, пиратские набеги и военные походы – как отдельных племён и кланов, так и коалиций наподобие той, которая в этот период воевала с Троей.
      
      «ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕРАКЛИДОВ»
            
      По-видимому, «бронзовый коллапс» имел тот же механизм «эффекта домино», что и «великое переселение народов», разрушившее Римскую империю.
       Во II веке ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА спусковым крючком послужили готы, из Скандинавии перебравшиеся в бассейн Вислы и вытеснившие оттуда вандалов и ругов, а те двинулись на юг, заставляя местное население смещаться в сторону Средиземноморья. В IV веке новый импульс переселениям дали гунны, отогнанные сяньбийцами от границ Китая и явившиеся в Европу во главе покорённых по пути племён.
      На рубеже XIII-XII веков ДО РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА схожий процесс зародился, насколько мы можем судить, на Балканском полуострове, – в регионе, в котором поныне берут начало многие конфликты: Крымская война, русско-турецкая война 1877-1878 годов, балканские войны начала XX века, Первая мировая война, югославские войны 1991-2001 годов. (Хотя, возможно, мы преувеличиваем роль Балкан  в «катастрофе бронзового века» из-за того, что греческие предания гораздо информативнее кратких надписи египетских фараонов, а о племенах, населявших тогда Западную Европу, нам вообще ничего неизвестно).
      ***
      В XIII веке до Р. Х. северную часть Балканского полуострова населяли индоевропейские племена, пришедшие туда несколькими столетиями ранее, – фракийцы, фригийцы и иллирийцы. К югу от них, в будущей Центральной Греции, жили родственные ахейцам ДОРИЙЦЫ. Их государственность, как и у перечисленных выше народов, также ограничивалась племенами или, возможно, племенным союзом, но у них, видимо,  было подобие политического центра – Дорида, небольшая горная местность между массивами Эты и Парнаса, на реке Кефис, которая берёт начало на Парнасе и течёт через северную Фокиду, южную Фтиотиду и Беотию.
        Из тех племён, которые нам достаточно известны, именно ДОРИЙЦЫ стронулись с места первыми. Почему им не сиделось на месте, мы не знаем: может быть, их земли уже не могли прокормить растущее население, может, им просто захотелось пограбить (в истории такое часто случалось), а возможно, на них тоже кто-то давил, – например, мисы (мёзы). Позднее ассирийцы назвали  мисов мушками, и чтобы не менять название по ходу повествования, здесь они тоже будут фигурировать как мушки (всюду, кроме ссылок на древних авторов).   
      Некоторые специалисты на основе лингвистических данных полагают, что в бронзовом веке мушки населяли земли к востоку от рек Моравы и Дуная. Другие считают, что в Европу мушки попали из Малой Азии. Продвижение хеттов на юго-запад Малой Азии в течение XIV и 1-й половины XIII веков до Р. Х. привело к перемещению части тамошнего населения на Балканы; в числе этих мигрантов, возможно, были и мушки. Геродот пишет, что ещё до Троянской войны мисы (мушки) перешли через Босфор в Европу;; Гомер говорит, что мисы поселились на европейской стороне Геллеспонта (Дарданелл) вместе с фракийцами. На Блканах мушки покорили все фракийские племена, достигли Ионического моря – то есть противоположного, западного берега Балканского полуострова, а в Фессалии заняли земли до реки Пеней. Древнегреческий миф гласит, что Геракл пробил в скалах между горами Олимп и Осса проход, в котором и образовалась река Пеней.
      Дорийцы первоначально направляли удары как раз в Фессалию. Они вытеснили  оттуда родственных им эолийцев и ахейское племя мирмидонян, расселившееся вдоль западного побережья Эгейского моря. Возможно, именно появление в Фессалии мушков и побудило дорийцев устремиться на юг.
      Дорийская экспансия меньше всего походила на блицкриг; она растянулась на несколько десятилетий. Микенские ахейцы, жившие на Пелопоннесе, принимали меры для защиты. Примерно в середине XIII века через Истмийский (Коринфский) перешеек шириной 42 км, отделявший Пелопоннес от центральной части Балканского полуострова, возводится стена; в Микенах, Тиринфе и других микенских центрах восстанавливаются старые и строятся  новые укрепления.
      ***
      В греческих преданиях дорийское нашествие на полуостров Пелопоннес связывается с так называемым «возвращением Гераклидов».
      В греческой мифологии рассказы о деяниях богов, богинь и прочих сверхъестественных существ перемешаны с генеалогическими сведениями. Своим родоначальникам греки (также как, например, японцы) приписывали невероятные подвиги, непосредственное общение с богами и даже божественное происхождение, но это не даёт оснований сомневаться в реальном существовании таких родоначальников. У народов с клановой структурой общества родословие – вещь совершенно практическая. Родственные связи позволяют отличить «своих» от «чужих», они обеспечивают помощь и защиту от врагов (то есть от всех, кто не принадлежит к данному клану), от них зависит свобода человека и часто сама его жизнь. То, что Геракл не был сыном Зевса, не сражался с Лернейской гидрой и не чистил конюшни Авгия, не означает, что Геракла не было вовсе. Тем более трудно считать полным вымыслом предания, которые касаются не отдалённых его потомков, а сыновей, внуков и правнуков.
      По преданию, сын Геракла Гилл и его братья были изгнаны с Пелопоннеса за то, что якобы по их вине боги наслали на полуостров чуму. В изгнании Гилла усыновил друг Геракла Эгимий. В русских текстах Эгимия называют «царём Дориды»; но греческий титул «басилей» означает вовсе не то же самое, что «царь», тем более для описываемого периода. Тогдашний басилей – не более чем племенной вождь. А поскольку Дорида была очень маленького размера, Этимий был, вероятно, вождём одного их дорийских кланов. Так или иначе, благодаря усыновлению Гилла Эгимием во главе Дориды оказалась династия Гераклидов – потомков Геракла.
      Гилл, сделавшись каким-никаким басилеем, времени даром не терял. К 1240-1220 годам относят событие, которое греческие предания именуют «первым возвращением Гераклидов». Гилл с соратниками, ошибочно истолковав предсказание Дельфийского оракула (как обычно, туманное), попытался прорваться на Пелопоннес и вернуть отцовские владения. Попытка не удалась, сам Гилл был убит в поединке. Предполагается, что это произошло за 10 лет до Троянской войны.
      Сегодня нас засыпают новостями даже не ежедневно, а ежечасно, и каждая новость на что-то влияет, делает мир чуть-чуть иным. Между тем, вглядываясь в поступки почти неизвестных нам народов, совершённые ими БОЛЕЕ ТРЁХ ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД, мы  – при скудости и ненадёжности источников и условности датировок, – не всегда способны хотя бы определить их последовательность, не говоря уж о том, что из поля нашего зрения выпадают длинные цепочки промежуточных событий, которые влияли на обитателей той эпохи и о которых мы не знаем РОВНО НИЧЕГО.
       Возможно, именно поэтому может показаться странным, что, ожидая вторжения с севера, ахейцы затеяли такое масштабное предприятие, как поход против Трои (Илиона) – древнего города-государства народа тевкров на противоположном, малоазиатском побережье Эгейского моря. Троянская война стала первым совместным делом разобщённых ахейских полисов. По пути ахейцы разграбили несколько островов, затем десять лет осаждали Трою. Союзниками таоянцев в «Илиаде» названы их соседи дарданы, другие племена, обитавшие поблизости в Эгеиде – пеласги, фракийцы, пеонийцы, пафлагонцы, гализоны, мисы (мушки), фригийцы, карийцы, ликийцы, а также более отдалённые амазонки (предположительно жили на северо-востоке Анатолии) и даже эфиопы. ТАК ЧТО ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА САМА ПО СЕБЕ ДОЛЖНА БЫЛА ПРИВЕСТИ В ДВИЖЕНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ РАЗНОПЛЕМЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЭГЕЙСКОГО МИРА.
      В конечном счёте победу одержали объединённые хейцы. Троя пала и была разрушена.
      В новое время Троянскую войну и вообще существование Трои многие считали литературным вымыслом, пока в 1870-х годах Генрих Шлиман не нашёл развалины Трои при раскопках холма Гиссарлык на северо-западе Турции, в семи километрах от входа в пролив Дарданеллы, – именно там, где помещал Трою Гомер.
      Разрушение Трои некоторые исследователи относят к 1250-1225 годам до Р. Х. Однако большинство историков склонны скорее доверять Эратосфену (276-194 гг. до Р. Х.), который датировал Троянскую войну 1194-1184 годами до Р. Х. В любом случае общая обстановка, описываемая в греческих преданиях о Троянской войне, явно относится к периоду и до дорийской оккупации Пелопоннеса, и даже до захвата ими побережья Фессалии: в походе против Трои участвуют мирмидоняне, которыми командует Ахилл.   
      К настоящему времени в развалинах Трои обнаружено несколько слоёв. Самое раннее поселение на этом месте появилось около 3000-го года до Р. Х. Троя слоя VII-A погибла внезапно около 1200 года до Р. Х.; на улицах её нижнего города обнаружены незахороненные трупы, метательные снаряды пращников, наконечники эгейских стрел (бронзовые, а не кремнёвые или костяные). 
      ***
      Бесплодные попытки штурмовать Пелопоннес продолжали правившие в Дориде сын Гилла Клеодай и внук Аристомах. Успеха добились только сыновья Аристомаха – Темен, Аристодем и Кресфонт. Правда, Аристодем погиб, но укрепления на Истмийском перешейке были прорваны, и дорийцы вторглись на Пелопоннес. Вслед за ними в богатые и процветающие области микенской цивилизации хлынули другие племена. Больше всего от вторжения пострадали Беотия, через которую агрессоры двигались к Истмийскому перешейку, Арголида на северо-востоке Пелопоннеса – центр микенской цивилизации, а также юг Пелопоннеса – Лакония и Мессения, возможно, атакованные с моря. В Беотии из 26 раскопанных археологами поселений уцелели тогда  4, в Арголиде – 10 из 27, в Лаконии – 7 из 39, в Мессении – 10 из 56.
      Значительная часть Пелопоннеса досталась Гераклидам. Темен получил Аргос, который после разрушения Микен и Тиринфа стал центром Арголиды, Кресфонт – Мессению, а несовершеннолетним Еврисфену и Проклу, сыновьям погибшего Аристодема, обманом всучили Лаконию, – самую бесплодную и бедную область. От сыновей Аристодема вели происхождение династии Агиадов (названа по имени Агиса, сына Еврисфена) и Еврипонтидов (по имени Еврипонта, внука Прокла). Басилеи из этих династий всегда совместно правили образовавшимся в Лаконии государством Спарта.
      
      ВТОРЖЕНИЕ ПЛЕМЁН В МАЛУЮ АЗИЮ
      
      Передвижения народов, племён, кланов и – наверняка, – быстро собравшихся  разбойничьих шаек, – не ограничилось Балканским полуостровом, а охватили весь Эгейский мир – острова Эгейского моря и побережье Малой Азии (Анатолии).
      Часть населения Хеттской державы составляли  ЛУВИЙЦЫ, в своё время ,пришедшие в Анатолию вместе с хеттами. У лувийцев хетты заимствовали оригинальную письменность, в которой слоги передавались с помощью иероглифов. Лувийские княжества, похоже, занимали и большую часть Малой Азии и за пределами Хеттской державы – то есть юг полуострова от западного побережья до Сирии.
      На лувийцев и обрушились в первую очередь улары «народов моря».
      Существуют различные мнения о том, откуда и когда те или иные племена пришли в Малую Азию.
      АХЕЙЦЫ, видимо, и раньше присутствовали в Анатолии; их государство Аххиява периодически конфликтовало с хеттской державой Хатти (хотя нам неизвестно, где именно находилась Аххиява; некоторые вообще помещают её не в Анатолии, а на островах или даже на Балканах. Египетские источники упоминают ахейцев (акайваша) среди «народов моря»ю
      Неизвестно, где первоначально обитали ИОНИЙЦЫ – ещё один союз греческих племён, но в ходе начавшегося перемещения народов часть их осела в Аттике по соседству с ахейцами. Остальные  расселились на островах Эгейского моря, за исключением Лесбоса, Тенедоса и Родоса – единственного не захваченного в то время  осколка Микенской цивилизации.
      Относительно ФРИГИЙЦЕВ большинство историков сходится на том, что они явились в Малую Азию с Балкан, причём не с первой волной «народов моря», а позже. Но одни считают, что фригийцы вместе с МУШКАМИ переселились ещё до Троянской войны, а другие – что это произошло много позже, чуть ли не в X век до Р. Х.
      . Точные причины падения Хеттской державы неизвестны. Немецкий специалист по истории хеттов Курт Биттель предполагал, что виноваты в этом как раз племена ФРИГИЙЦЕВ и МУШКОВ; в «Илиаде» и те, и другие упоминаются как союзники троянцев.
      Про мисов (мушков) Страбон писал, что они пришли в Малую Азию из-за Дуная во времена Троянской войны, потеснив прежде живших в этих местах фригийцев. От них область на северо-западе получила название Мизия. Язык мисов, по Страбону, представлял собой «смешение» фригийского и лидийского языков.
      ЭОЛИЙЦЫ, вытесненные дорийцами из Фессалии, заняли часть брошенных и разрушенных городов Беотии, а на побережье Малой Азии – Троаду, Мизию и Лидию с прилегающими островами Лесбосои и Тенедосом. Весь этот регион получил название Эолиды; но сильных городов-государств эолийцы не создали. Те же из них; что остались в Фессалии, подчинились дорийцам и стали пенестами – чем-то вроде средневековых французских и германских вилланов или английских копигольдеров. Употребляемое Википедией слово «крепостные» к пенестам (как и к вилланам) совершенно не подходит. «Крепостными» в России назывались люди, которых покупали и продавали, они не имели права владеть имуществом и заключать сделки от своего имени. Пенесты же могли свободно распоряжаться сельхозпродукцией, остававшейся у них после оплаты аренды, и владеть собственностью. Некоторые пенесты, называемые латреями, работали в качестве домашней прислуги, но, в отличие от русских дворовых людей, не бесплатно, а за жалование.
      ***
      Вероятно, на протяжении нескольких десятилетий вглубь Малой Азии с её западного побережья посуху в повозках, а с островов Эгейского моря на ладьях двигалась на восток  разноплеменная волна завоевателей. Вероятно, по большей части они, как и хетты, говорили на индоевропейских языках. В тот же период, похоже, встречное передвижение совершали прото-абхазские и,  возможно, прото-грузинские племена – носители кавказских языков. В ходе этих перемещений на юго-западе Малой Азии было уничтожено лувийское государство Арцава, а в юго-восточном углу Средиземного моря разрушено княжество Капркемиш, где правили родичи хеттского королевского дома. Хеттским правителям в течение десятилетий пришлось отражать натиск этих племён. Суппилулиумас II (ок. 1217-1200 гг. до Р. Х.) организовал успешную экспедицию на уже разорённую морскими разбойниками Аласию (Кипр), которую те, видимо, сделали своей базой; это был единственный морской поход в истории хеттов.
      
      ОДИССЕЙ И МЕРНЕПТАХ
      
      Египет (самоназвание – Кемет и Та -Кеме – «Чёрная земля») неоднократно подвергался нападениям северных (с точки зрения египтян) племён и с моря, и с суши. В частности, пиратский набег ахейцев на Египет описывает Одиссей в одноименной поэме Гомера.
      Оснастив девять кораблей, запасшись продовольствием и принеся жертвы богам, викинги  Одиссея отплывают с Крита в открытое море и после пятидневного плавания достигают берегов Египта:
          «Все корабли утвердив, я велел, чтоб отборные люди,
          Там на морском берегу сторожить их остались; другим же
          Дал приказание с ближних высот обозреть всю окрестность.
          Вдруг загорелось в них дикое буйство; они, обезумев,
          Грабить поля плодоносные жителей мирных Египта
          Бросились, начали жён похищать и детей малолетних,
          Зверски мужей убивая…»
      Навстречу пиратам выступает городской гарнизон:
          «… Тревога до жителей града
          Скоро достигла, и сильная ранней зарёй собралася
          Рать; колесницами, пешими, яркою медью оружий
          Поле кругом закипело; Зевес, веселящийся громом,
          В жалкое бегство моих обратил, отразить ни единый
          Силы врага не поспел, и повсюду нас смерть окружила;
          Многих тогда из товарищей медь умертвила, и многих
          Пленных насильственно в град увели на печальное рабство».
      ***
      Фараон Мернептах, сын Рамсеса II, взошёл на трон, по разным датировкам, между 1237-м и 1212 годами. На 4-м году правления (т. е между 1233-м и 1208 годами) Мернептах совершил поход в южный (южнее Феникии) Ханаан для подавления начавшихся там антиегипетских восстаний. Войсками Мернептаха были взяты древние города ханаанеев Аскалон (Ашкелон), Гезер (Газру) и Иеноам (местоположение последнего спорно, разгромлены какие-то племена – предположительно  еврейские, если слово I.si.ri.ar на стеле Мернептаха толковать как «Израиль»): «Уведён был Ашкелон, схвачен был Газру, Иеноама как не бывало, Израиль пуст, нет его семени». При этом Ашкелон, Газру и Иеноам обозначены как государства, а «Израиль» т – как племя или народ.
      Если такое чтение правильно, то именно к началу правления Мернептаха или к царствованию его отца Рамсеса II относятся события, которые в Библии называются Исходом Израиля из египетского плена.
      
      ИСХОД ИЗРАИЛЯ ИЗ ЕГИПТА
      
      Старейшина Авраам, живший в шумерском Уре ориентировочно в XVIII веке до Р. Х., увёл своих родичей за Евфрат, поэтому они и их потомки стали именовать себя «иврим» (пишут также «ибри»), что на их языке значило «те, кто по другую сторону». Иакову, одному из внуков Авраама, приснилось, что он борется с Богом, и его имя изменили на «Израиль», что означает то ли «Боровшийся с Богом», то ли «Бог борется»; это тимя перешло и на его потомков.
      В поисках лучшей доли народ Израилев пересёк Синайский полуостров и осел в земле Гесем на окраине нильской Дельты. Здесь несколько столетий израильтяне прожили под властью египетских фараонов («египетское рабство»). Народ их разросся и разделился на несколько племён, именуемых «шебет» – «колена». Считалось, что родоначальником каждого «колена» был тот или иной сын легендарного Иакова-Израиля. При Рамсесе II скотоводов-израильтян замучили непосильным трудом, особенно на строительстве крепостей Пифом и Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»): «И делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Библия, «Исход», 1:11-14). В конце концов израильтяне взбунтовались. Они самовольно покинули обжитые места и под руководством Моше (Моисея), жреца бога Яхве из рода Левия («колено Левиино», левиты), двинулись на восток – через Синайский полуостров в южный Ханаан, откуда их предки несколько веков назад пришли в Египет. По вавилонскому календарю, позже заимствованному израильтянами, начало Исхода пришлось на 15-е число лунного месяца нисанну (март-апрель). Со временем этот день стал еврейским национальным праздником Песах («Обошла беда»); у христиан он ассоциируется с Воскресением Иисуса Христа, распятого в канун Песаха.
      Чтобы избежать преследования, израильтяне уходили через Синайскую пустыню, минуя охраняемую египтянами дорогу. В описываемую эпоху эта пустыня больше напоминала степь, но еды и воды всё равно не хватало. Иногда ветер приносил мелкие смоляные катышки какого-то кустарника; этой «манной небесной» беглецы главным образом и питались. (Спустя полтора тысячелетия Иосиф Флавий, римский историк еврейского происхождения, отметил, что в тех местах манна по-прежнему встречается в изобилии). На границе Египта израильтян настигли войска Мернептаха. Вопреки надписи на стеле, уничтожить Израиль Мернептаху не удалось; его спасение Библия приписывает чудесному вмешательству Яхве.
      
      МЕРНЕПТАХ И РАМСЕС III СПАСАЮТ ЕГИПЕТ
      
      Нижний Египет испытывал разорительные набеги ливийцев, доходивших до ВОСТОЧНЫХ окраин Дельты, – туда, где надрывались на «над глиною и кирпичами»» израильтяне. Даже большие города запирали свои ворота; храмы испытывали недостаток в жертвенных припасах, а население бежало с насиженных мест.
      В Малой Азии на период с 1198-го по 1196 год до Р. Х. (±3 года) разразилась засуха, приведшая к голоду. Возможно, именно это побудило хозяйничавшие там «народы моря» двинуться на юг. Надпись на упомянутой выше стеле Мернептаха сообщает, что на пятом году правления ему пришлось отражать вторжение в западную часть Дельты ливийцев, к которым на этот раз присоединились «народы моря»: акайваша, турша, луку, шакалша и шардана. Откуда они взялись на ЗАПАДЕ Дельты? Видимо, приплыли по морю, как пираты Одиссея. Битва длилась шесть часов, на поле брани осталось около восьми тысяч павших врагов Египта. Египтяне захватили богатые трофеи и многочисленных рабов. В акайваша обычно видят ахейцев, в турща – разбойничье племя тирсенов или этрусков (хотя сами этруски называли себя «расенна»), в луку – ликийцев, в шакалша – сикулов, обитателей Сицилии, в шадана – сардинцев.
      Воюя с «народами моря», Мернептах оказывал продовольственную помощь дружественному царству Хатти, чьё население голодало из-за засухи нашествия «народов моря». Для перевозки египетского зерна хеттский царь Суппилулиумас II использовал корабли подвластного ему финикийского Угарита.
      ***
      После Мернептаха, умершего не позднее 1201 года до Р. Х., на престоле Египта довольно быстро сменили друг друга его сын Сети II, внук Саптах, Таусерт – ещё один сын Мернептаха, а после него- Сетнахт, предположительно зять Мернептаха. При них «народы моря», кажется, не тревожили египтян; их набеги возобновились в царствование Рамсеса III, сына Сетнахта, правившего где-то в промежутке между 1194-м и 1151 годами до Р. Х. Нападали «народы моря» и с запада, – опять в союзе с ливийцами, и с островов Средиземного моря. Но главную угрозу представляли полчища, продолжавшие двигаться через Малую Азию на юг вдоль побережья Финикии.
      
      Вторжения «народов моря» в Финикию начались ещё в XIII веке до Р. Х. Перед этим они разорили Угарит в Северной Сирии. Перед этим Угарит сильно пострадал от землетрясения и, не дождавшись внешней помощи, в самом конце XIII века, после правления Мернептаха, был полностью разрушен «народами моря». В письме, отправленном с Кипра, говорится об отсутствии угаритского флота, занятого патрулированием побережья. Позже Угарит отстроился вновь, но уже не играл прежней роли; его история как независимого полиса на этом, закончилась. 
      В ходе вторжения непосредственно в Финикию «народы моря» разрушили процветающий финикийский Сидон (современная Сайда в Ливане). Б?льшая часть сидонян переселилась в Тир, к которому после разрушения Сидона и Угарита перешла роль крупнейшего финикийского центра международной торговли.
      Прорваться в нильскую Дельту варварам не удалось. Рамсес III в серии сражений разгромил и отбросил захватчиков, положив конец их дальнейшему продвижению. На восьмом году правления, то есть, по разным датировкам, между 1190-м и 1174 годами, Рамсес III встретил врагов в Сирии и Палестине и одержал над ними настолько решительную победу, что ПОЗДНЕЕ ИСТОЧНИКИ БОЛЬШЕ НЕ УПОМИНАЮТ О НАПАДЕНИЯХ «НАРОДОВ МОРЯ» НА ЕГИПЕТ.
      Победа Рамсеса III имела важные исторические для всей Юго-западной Азии. После этого разгрома пути тех «народов моря», которые атаковали Египет, разошлись. Предположительно, отступившие в Ливию шардана вскоре ушли на Сардинию, получившую свое название от их этнонима.  На Запад перебрались и турша-тирсены (этруски?). Пеласты, откатившись на восток, закрепились на Средиземноморском побережье и установили контроль почти над всей той частью Ханаана, которая лежит к югу от Финикии. Вскоре они появляются в Библии как воинственные ФИЛИСТИМЛЯНЕ, давшие свое имя Палестине (арамейское Пелесет, арабское Фаластын).  Пеласты-филистимляне создали союз пяти самоуправляемых городов, ранее принадлежавших ханаанеям; в него вошли Газа, Аскалон (Ашкелон), Аккарон (Экрон), Гат и Ашдод.
      
      ПАДЕНИЕ ХАТТИ
      
      Если двухтысячелетняя египетская империя сумела отбиться от «народов моря» и рассеять их, то хеттам это не удалось. Египетская помощь лишь отсрочила гибель Хатти. Хеттское королевство продержалась несколько десятилетий, но в конечном счёте в обстановке голода и разрухи сопротивление хеттов было сломлено. Согласно надписи в погребальном храме Рамсеса III, одновременно с его победой над «народами моря», то есть на восьмом году его правления, хеттская столица Хаттуса, расположенная близ реки Галис в Центральной Анатолии, была захвачена и разрушена «северными чужеземцами», в которых обычно видят мушков. По данным археологии, к тому времени, когда варвары вошли в Хаттусу, население её уже покинуло. Её крепость, храмы и дворцы были превращены в развалины, окрестности запустели. Город больше не восстанавливался.  А мушки двинулись дальше на восток, в страну, которая для жителей Месопотамии была далёким Западом – Амурру.
      С падением Хатти в образовавшийся вакуум устремились фригийцы, а затем и некоторые фракийские племена. Однако каждая новая волна продвигалась не столь далеко на восток, как предыдущая. Фракийцы осели на северо-западе Анатолии, фригийцы заняли обширную область в её центре. ВОСТОЧНАЯ АНАТОЛИЯ ЗАПУСТЕЛА НА ТРИСТА-ЧЕТЫРЕСТА ЛЕТ.
      
      ИЗРАИЛЬ В «ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ»
      
                Вторжение в Ханаан
      
      Через три месяца перехода по пустыне израильтяне достигли горы Синай. Здесь, по преданию, Моисей на вершине горы получил от Яхве (Иеговы) Десять заповедей. Яхве также клятвенно обещал народу Израиля своё покровительство при условии, что израильтяне будут соблюдать всё, что он им заповедал. (В течение следующих трёх тысячелетий все беды Израиля священнослужители Яхве и независимые пророки объясняли тем, что народ Израиля не соблюдает, или недостаточно тщательно соблюдает этот ЗАВЕТ своего Бога). Была сооружена Скиния – походный храм-шатёр с «Ковчегом Завета» – ящиком, в котором хранились каменные скрижали с заповедями Яхве. Мужчины из колена Левиева (левиты) были назначены священниками, а брат Моисея Аарон стал первосвященником.
      Согласно проведённой переписи, среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.
      Как гласит еврейское предание (скорее всего придуманное задним числом), Яхве обещал отдать во владение Аврааму и его потомству обширную территорию между Нилом и Евфратом: «Заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Библия, книга Бытие 15:18). Однако сынам Израилевым пришлось довольствоваться значительно меньшим приобретением.
      От Синая израильтяне через пустыню Фаран вышли к Ханаану, но войти в него побоялись. За это Яхве обрёк евреев сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все, кто на этот момент был старше 20 лет.
      Итак, вторжение Израиля в Ханаана началось спустя 40 лет после исхода из Египта. Если, как мы предполагаем, израильтяне столкнулись тогда с войсками Мернептаха на 4-м году его правления – то есть, по разным датировкам, между 1233-м и 1208 годами до Р. Х.,, то их вторжение в Ханаан началось между 1193-м и 1168 годами. Отметим также, что в Ханаане они столкнулись с филистимлянами, которые расселились там после поражения, которое нанёс им Рамсес III на восьмом году царствования, – опять же, по разным датировкам, между 1190-м и 1174 годами.
      Старожилами южного (не финикийского) Ханаана были главным образом ханаанеи и амореи; разница между их говорами была невелика, многие боги были общими. Чтобы попасть в Ханаан, израильтяне обогнули с востока степи Моава у южной оконечности Мёртвого моря. Правитель Эдома (Идумеи), расположенной к югу от Моава, отказался их пропустить. Обогнув Эдом, израильтяне разбили в битве амореев, которые ранее захватили часть Аммона – обширного царства к востоку от реки Иордан, на месте современной Иордании. Расчистив этой победой путь, израильтяне вышли к Иордану у горы Нево близ Иерихона. Здесь умер Моисей, назначив своим преемником Иисуса Навина из колена Ефремова.
      В самом начале вторжения было проведено массовое обрезание в знак подтверждения Завета. По-видимому, обычай обрезания евреи, как и многие другие народы, заимствовали у египтян, но за сорок лет кочевой жизни им почти не пользовались.
      
                Ход военных действий
      
      Иисус Навин очень энергично повёл наступательную войну.
      Согласно Библии, вторжение началось с нападения на Иерихон: «Около сорока тысяч вооруженных на брань перешло пред Господом на равнины Иерихонские, чтобы сразиться». После недолгой осады Иерихон пал и был до основания разрушен, а его население полностью истреблено.
      Вторжение шло несколькими последовательными волнами, победы израильтян сменялись неудачами. Пользуясь взаимной враждой ханаанейских, аморейских и филистимских князьков, израильтяне за семь лет разбили их одного за другим. По свидетельству Библии, военные действия велись со страшной жестокостью, сопровождаясь разрушениями, грабежами и уничтожением всего мужского населения («всех мочащихся к стене»). Археологические подтверждения этому многочисленны; так, вся территория огромного по тем временам города Хацора была опустошена, и на руинах возникли лишь отдельные, довольно убогие одноэтажные домишки завоевателей. Единственным исключением стал Гаваон. Послы гаваонитян прикинувшись выходцами из далёкой страны, заключили с Израилем союзный договор. Их обман обнаружился, но договор остался в силе, гаваонитян а наказание всего лишь обязали прислуживать в Скинии, которую Ефремляне установили в захваченном ими Шило (Силом), неподалеку от будущей Самарии (нынешний «Западный берег реки Иордан», территория Палестинской автономии в Израиле).
      Согласно преданию, Иисус Навин запретил пользоваться каким бы то ни было имуществом местного населения до полной победы. Когда некий Ахана, сын Зарина, присвоил импортные одеяния месопотамского производства, двести сиклей серебра и пятьдесят сиклей золота (сикль равен примерно 11 граммам), его вместе со всей его «фамилией», то есть всем, на кого и на что распространялась власть родоначальника. – детьми, внуками, рабами, ослами, овцами, -- и вместе с награбленным добром привели в долину Ахор и забили до смерти камнями, после чего останки сожгли.
      По смерти Иисуса Навина инициативу продолжения военных действий против местного населения взяло на себя колено Иуды, его поддержали колена Рувим и Симеон. Колено Иудына какое-то время заняло всю страну Галаад (Гил'ад) от Моава на юге до беслодныз лавовых полей у южной окраины оазиса Дамаск.
      
                Израильские «колена»
      
      К концу XII в. относится, очевидно, окончательное образование израильского племенного союза в том составе, в каком он сложился в самой Палестине. 
      Различные израильские племена-колена, вторгшиеся в Ханаан, не имели единого управления; у каждого колена были свои правители-судьи (шофет, множ. число – шофетим), выбранные или просто авторитетные люди, обычно главы сильных и богатых родов. Колена то вели мирную жизнь на захваченных землях, то воевали с ханаанеями, филистимлянами, моавитянами, амалекитянами и друг с другом. И если библейские сведения о поражениях того или иного колена вполне реалистичны, то о победах часто рассказывается нечто сказочное; так, Саменар, сын Анафов, побил шестьсот филистимлян воловьим рожном, а Самсон – тысячу человек ослиной челюстью.
      ***
      Завоёванная земля была разделена между «коленами». Колена Вениамина, Манассии, Ефрема, Завулона, Асира, Неффалима и Дана осели среди местного населения — ханаанеев и амореев, собирая с них дань а Рувим и часть Манассии вернулись на восточное побережье Иордана.
      При разделе Ханаана колено Ефремово, к которому принадлежал Иисус Навин,  получило центральную, богатую и плодородную полосу земли от реки Иордан до Средиземного моря с городами Вефиль, Гезер, Гай, Шило. Чувствуя свою силу, ефремляне вступили в соперничество с коленом Иудиным, постоянно демонстрируя свое превосходство.
      Самый маленький удел на земле к югу от Ефрема с развалинами Иерихона, автономным Гаваоном и непокорёнными иевусеями, на чьей земле впоследствии возник Иерусалим, получило колено Вениаминово.
      В особое «колено» выделились потомки Левия – левиты, чьей обязанностью стало служение богу Яхве. Левиты не получили земли, но остальные колена обязаны были платить им десятину.
      
                Палестина под властью Израиля
      
      Исторические книги Библии изобилуют повествованиями о битвах евреев, живших по обоим берегам реки Иордан, с с приморскими полисами филистимлян.
      По словам Иосифа Флавия, «колена Иудово и Симеоново заняли все города в нагорной части Ханаана, а из тех, которые были расположены на равнине и у моря, – Аскалон и Азот, тогда как Газа и Аккарон (Экрон) не сдавались им». Но в Библии среди земель и народов, не покорённых евреями во время завоевания Ханаана, называются земли всех пяти царей (др.-евр. титул «серен») филистимских – «Газа, Азот, Аскалон, Геф, и Екрон с землёй аввеев». Про аввеев сообщается: «и Аввеев, живших в селениях до самой Газы, Кафторимы, исшедшие из Кафтора, истребили и поселились на месте их».
      Кафтор в Библии – место, откуда в составе второй волны «народов моря» пришли филистимляне. Большинство современных учёных отождествляют Кафтор с Критом.
      ***
      Постепенно в Южном Ханаане устанавливалось неустойчиво равновесие сил. Некоторые города-государства отделались обязательством уплачивать дань или исполнять повинности на завоевателей, а некоторые, как, например, Гезер, Дор, Бет-Шеан, Та'нах, а также воздвигнутый на неприступной скале город иевуситов Иерусалим, остались независимыми. Завоеватели освоили по преимуществу ранее слабо заселенное нагорье; долины остались в значительной мере в руках ханаанеев. Мало того, ханаанейские города-государства, по-видимому, не без успеха переходили в контрнаступление.
      После столетия битв с ханаанскими племенами и филистимлянами, вероятно, наступил период мирного сосуществования и постепенного поглощения ханаанеев израильтянами; даже язык израильтян начала I тысячелетия до Р. Х.  – язык Библии – сама Библия называет ханаанейским. А судя по упоминаемым в Библии именам собственным филистимских правителей-сарним, филистимляне тоже вскоре полностью перешли на ханаанейский язык.
      ***
      Авторы дошедшей до нас редакции Библии, внедряя культ Яхве, придерживались мнения, что при покорении Ханаана самым правильным было бы полностью истребить всех местных жителей от мала до велика, чтобы израильтяне не могли «заразиться» от них чужими обычаями и чужой верой.
      Однако в действительности израильтяне с самого начала смешивались с различными племенами. Сам Моисей был женат на мадианитянке – женщине арабского племени, обитавшего га Синайском полуострове и в северо-восточной части Аравии; возможно, у него была ещё одна жена – кушитка. Целые племена включались в племенной союз Израиль, для этого им придумывались родственные связи с коренными еврейскими коленами. В отношении пколен, которым приписывалось происхождение от наложниц Иакова – Асир и Неффалим, поселившихся  у пределов Южной Финикии, Гад в Заиорданье, Дан в юго-западной части Палестины близ Яффы (был вытеснен оттуда филистимлянами и перебрался на север), – не исключено, что эти племена вообще не были исконными членами союза, а были «усыновлены» уже в  уже в Палестине. Родоплеменная группа Кеназ встречалась и в Эдоме, где считалась потомками Исава, и в составе колена Иуд, где их числили потомками Иакова .Вполне вероятно, что некоторые племена, входившие в израильский племенной союз, на деле существовали не только до египетского пленения Израиля, но и до перехода праотца Авраама через Евфрат, из-за которого его племя получило имя «иври». Колено Вениаминово (на иврите «шевет Бен-Ямин»), считавшееся самым младшим в союзе, может быть, не только по имени идентично аморейскому племенному союзу Бини-Ямина (Сыны юга) в Месопотамии времён царства Мари.
      Завоеватели жили бок о бок с покорёнными и непокорёнными нардами: «Вот те народы, – сетуют авторы Библии, – которых оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян... Пять владельцев Филистимских, все Хананеи, Сидоняне, и Евеи (хиввиты), живущие на горе Ливане, от горы Ваал-Ермона до входа в Емаф... И жили сыны Израилевы среди Хананеев, Хеттеев, Амореев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев; и брали дочерей их себе в жены, и своих дочерей отдавали за сыновей их, и служили богам их. И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, Бога своего, и служили Ваалам и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского, и служили сыны Израилевы Хусарсафему восемь лет». В этом Хусарсафеме видят одного  из правителей Ассирии, скорее всего Тиглатпаласара 1, правившего около 1114-1076 гг. жо Р. Х.
      ***
      Появление в Ханаане, на окраине египетской и месопотамской цивилизаций, ещё одного союза племён само по себе не было столь уж важным событием. Но израильтяне оказались ЕДИНСТВЕННЫМ народом древнего мира, у которого в ходе ожесточённой внутренней борьбы сложилась МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ – ИУДАИЗМ. Ко времени прихода в Ханаан у них, видимо, уже существовала письменность – ведь Десять заповедей Яхве были ЗАПИСАНЫ: «Скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии». Благодаря наличию письменности ИУДАИЗМ развился в мощную КУЛЬТУРНУЮ ТРАДИЦИЮ, на почве которой выросло ХРИСТИАНСТВО и в значительной степени ИСЛАМ. Трудно представить, как бы сложилась дальнейшая история человечества и каким был бы сегодняшний мир без этих религий.
      
      БРОНЗОВЫЙ КОЛЛАПС ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
      
      Исследования последних десятилетий дали основания для утверждений, что катастрофическое падение уровня по крайней мере МАТЕРИАЛЬНОЙ культуры в эпоху «бронзового коллапса» охватило гораздо большую территорию, чем древние цивилизации Юго-западной Азии и Восточного Средиземноморья.
      На территории северной Германии и Дании на век раньше, чем в Восточном Средиземноморье, наблюдаются следы серьёзных вооруженных конфликтов. Битва в долине реки Толлензе (предположительно за контроль над мостом через болото) на территории современной германской земли Мекленбург – Передняя Померания считается ПЕРВОЙ ИЗВЕСТНОЙ БИТВОЙ В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ. На землях, переживших этот период ряд подобных конфликтов, МНОГОКРАТНО ППАДАЕТ НАСЕЛЕНИЕ. Во всей Центральной Европе наблюдается заметный регресс между Культурой полей погребальных урн XIII-XII веков до Р. Х. и последующей Гальштатской культурой X-IX векрв до Р. Х.
      В производстве бронзы – главного металла этой эпохи – было  необходимо олово; но в описываемый период затихает торговля на «Оловянной дороге» из Греции к оловянным рудникам британского Корнуолла.
      Археологи выделяют так называемую Циркумпонтийскую (то есть охватывавшую регионы вокруг Чёрного моря) металлургическую провинцию, включавшую в себя Европейскую часть современной России, Восточное Причерноморье, Месопотамию и  Иран. К ней относят несколько археологических культур, в том числе Катакомбную культуру средней бронзы (XXVIII-XX века до Р. Х.), Трою-2 (2600-2300 годы) и следующую за ней Трою-3 (после 1900 года), Триалетскую культуру на территории Грузии и Армении (2200-1600 годы до Р. Х.). Время распада Циркумпонтийской металлургическую провинции некоторые специалисты относят как раз к «бронзовому коллапсу» (хотя общий диапазон датировок колеблется от 2400-2300 годов до 900-х годов до Р. Х.). В период «бронзового коллапса» пустеют причерноморские степи. Создаётся впечатление, что степные жители ушли в леса; происходит так называемая  «лесная урбанизация»: в южной лесной зоне возникают первые крупные оседлые поселения, которые продолжат существовать веками. Причерноморская степь, как после монгольского нашествия спустя два с лишним тысячелетия, превращается в малонаселённое «дикое поле», где археологические находки XII-X веков до Р. Х. крайне редки по сравнению с периодами предыдущим и последующим. Такое положение сохраняется вплоть до появления здесь протоскифов.
      В Западной Сибири в XII веке до Р. Х. был разгромлен крупнейший в Евразии Каргалинский горнометаллургический центр, что остановило поставку уральской меди на Ближний Восток, затруднив производство бронзы. Некоторые специалисты считают, что это имело далекоидущие последствия – от перестраивания торговых путей до замены бронзы железом, изделия из которого в то время ещё заметно уступали бронзовым по своим характеристикам. Правда, другие специалисты считают масштаб производства меди в Каргалах сильно преувеличенными. 
      
      
       
      

      
      


Рецензии