Палитры российских поэтов второй половины ХХ века
Исследование велось по методике, подробно описанной в предыдущей статье (proza.ru/2025/08/21/1323). Там же указаны 123 именования выявленных оттенков и синонимов, сведённых в 13 групп, соответствующих семи спектральным цветам, одному неспектральному, трём ахроматическим и двум промежуточным (золотому и серебряному). Далее при упоминании базового цвета имеется ввиду именно группа и её показатели. В таблице 1 представлена частотность искомых словоупотреблений в русской поэзии второй половины ХХ века.
Таблица 1
Автор Всего слов Слов цвета Частотность, %
Ахмадулина Б. А. 117 480 849 0,72
Башлачёв А. Н. 18 952 135 0,71
Бродский И. А. 152 727 1078 0,71
Вознесенский А. А. 94 126 941 1,00
Высоцкий В. С. 110 452 404 0,37
Евтушенко Е. А. 183 637 1013 0,55
Коржавин Н. М. 44 258 88 0,20
Кушнер А. С. 103 191 757 0,73
Липкин С. И. 40 008 312 0,78
Рейн Е. Б. 49 983 416 0,83
Рубцов Н. М. 35 672 222 0,62
Седакова О. А. 33 158 140 0,42
Тарковский А. А. 36 286 432 1,19
Твардовский А. Т. 81 250 184 0,23
ИТОГО 1 101 180 6970 0,65 (средняя)
После взлёта в начале ХХ века общая красочность снизилась почти в 2,5 раза и вернулась на уровень первой половины ХIХ века. Стала меньше вариативность в первой тройке предпочтений цветовых групп каждого поэта (7 вариантов против 9–11 в другие периоды). Средняя частотность красного упала в 1,5 раза, а белого и чёрного (даже превзошедшего красный!) впервые резко выросли, в результате удельный вес спектральных цветов почти сравнялся с неспектральными. Продолжились тенденции снижения долей серебряного и особенно золотого, а также неуклонного роста серого, обогнавшего даже голубой. Превосходство тёплых тонов над холодными достигло минимума.
Процентные доли всех цветовых групп для каждого поэта и их средние показатели (то есть нейтральный фон данного периода) приведены в таблице 2, размещённой на фото в начале публикации.
Выявленные экстремумы по отношению к нейтральному фону даны в таблице 3, где в порядке значимости для поэтов указаны базовые цвета групп и их ранги среди 14 авторов. Меньше всего отличительных черт здесь у Липкина, Тарковского и Рубцова, наиболее оригинальны Коржавин, Высоцкий и Башлачёв.
Таблица 3
АВТОР — ПРЕДПОЧТЕНИЕ — ОТТОРЖЕНИЕ
Ахмадулина — фиолетовый (1), серебряный (2), белый (3) — серый (14), чёрный (13)
Башлачёв — чёрный (1) — золотой (14), жёлтый (14), зелёный (14), коричневый (14)
Бродский — коричневый (1), чёрный (3) — красный (13), золотой (12)
Вознесенский — золотой (2), оранжевый (2) — зелёный (13), жёлтый (13)
Высоцкий — белый (2), чёрный (2), серый (2) — красный (14), серебряный (14), оранжевый (13), голубой (13), зелёный (12), фиолетовый (12)
Евтушенко — красный (1), оранжевый (1) —
Коржавин — зелёный (1), серый (1), красный (3) — чёрный (14), оранжевый (14), золотой (13), фиолетовый (14), коричневый (14)
Кушнер — фиолетовый (2), голубой (3), синий (3) — чёрный (12), серый (12)
Липкин — зелёный (2) — серебряный (13)
Рейн — красный (2), голубой (2), фиолетовый (3) — белый (14)
Рубцов — жёлтый (1) — синий (12)
Седакова — золотой (1), серебряный (1), голубой (1) — синий (14), серый (13), оранжевый (13), красный (12)
Тарковский — синий (2) — коричневый (12)
Твардовский — белый (1), зелёный (3), оранжевый (3) — голубой (14), фиолетовый (14), синий (13), серебряный (12)
По спектральным цветам лидируют Кушнер (с большим отрывом) и Рейн, а минимальная их доля у Высоцкого (чуть больше трети за счёт небывалого обилия суммарно белого и чёрного) и Бродского. Тёплые тона в наибольшей степени преобладают у Седаковой и Евтушенко, а уступают холодным у Тарковского, Кушнера и Коржавина (наблюдается всего у 8 из 63 исследованных поэтов ХIХ–ХХ веков). Самая мизерная красочность среди них у пренебрегающего цветом Коржавин.
В этот период было установлено больше всего рекордов. Рубцов в приверженности к жёлтому наголову превзошёл всех, как и Седакова — суммарно к золотому и серебряному, Коржавин — и к зелёному, и к серому, Башлачёв — чёрному, Бродский — коричневому, Евтушенко — в подгруппе рыжего. Башлачёв по синему опередил даже Есенина, а Ахмадулина по фиолетовому уступила только Северянину. Высоцкий низвёл красный до абсолютного минимума и практически исключил из палитры серебряный, Седакова — синий, а Башлачёв — золотой, заодно до предела игнорируя и жёлтый с зелёным). Для Ахмадулиной и Седаковой оказался неприемлем серый, для Твардовского — голубой (в этом ему нет равных).
Свидетельство о публикации №225091201295