Грозная эмка как дурной сон Гитлера
вой автомобиль ГАЗ-М1 -- за букву "М", которая означала "Молотов"
(автозавод носил имя Вячеслава Михайловича Молотова -- по тогдаш-
ней дурацкой советской наклонности вовсю "культивировать" вож-
дей).
"Эмка" выпускалась в 1936-1942 гг. (всего 62 888 штук), но пос-
ле этого ещё оставалась в производстве машина ГАЗ-61-73 на её ос-
нове.
"Эмка" не была джипом, но тоже являла собой не совсем проваль-
ное средство в условиях российско-советского слабодорожья (её к
нему конструктивно приспособили).
"Эмка" не была и первым советским легковым автомобилем: первым
был ГАЗ-А (производился в 1932-1936 гг.), разработанный на базе
американского автомобиля Ford A. Основой "эмки" стал автомобиль
Ford Model B, конструкцию которого в СССР не "упростили", а таки
улучшили.
Некоторые модификации "эмки":
- ГАЗ-21 (1936) -- трёхосный, с приводом на 4 колеса; грузо-
подъёмность 950 кг; изготовлено 100 шт.; разрабатывался для
РККА; оказался сложным, малонадёжным; 3-осную схему забрако-
вали;
- ГАЗ-415 (1939-1941) -- пикап (с кузовком, значит); грузоподъ-
ёмность 500 кг; произведено 8 000 шт.;
- ГАЗ-61-73 (1941-1945) -- полноприводный седан; произведено
только 200 шт.; на таком во время войны ездили Г. К. Жуков,
К. К. Рокоссовский, И. С. Конев и др. высшие военачальники;
- БА-20 (1936-1942) -- легковой бронеавтомобиль, вооружённый
пулемётом 7.62 мм в башне; экипаж 2-3 чел.; произведено
2079 шт.
Ну, видно, что "эмку" очень стремились всунуть в войска и таки
всунули. Изначально и разрабатывали её для двойного применения.
Что было не так? Клиренс -- всего 210 мм. (для сравнения: у
"кюбельвагена" он составлял 290 мм). Вместимость -- 4 человека
(надо было 6: три ряда сидений; сидения в третьем ряду малые,
складывающиеся, с освобождением места под груз). Пятая дверь
сзади. Реконфигурируемость основных сидений в спальные места.
Сиденья второго ряда легко убираются (или иначе размещаются), и
автомобиль таким образом переоборудуется в мини-фургон и может
использоваться, среди прочего, для перевозки лежачих раненых.
Возможность быстрой установки бронещитков. Люк в крыше, позволяю-
щий высовываться с ручным пулемётом, ставить его там на турель и
вести стрельбу в любую сторону -- и по самолётам тоже. На крыше
-- поручни для едущих на подножках (таких могло быть 6 человек),
пригодные также для крепления багажа. И более агрессивный вид,
что ли. Как-то так. И никаких чисто гражданских вариантов для
перевозки высокого начальства. Чтобы можно было быстро перена-
правлять автомобили на фронт. Окраска -- матовая, защитная:
зелёная лесных и болотных оттенков, коричневая.
Время было специфическое, многие ходили в полувоенном, так что
высокое гражданское начальство наверняка охотно ездило бы и в по-
лувоенных персональных автомобилях, тем более что они были бы
удобнее и для пикников. Кстати, и [драпать] эвакуировать семьи
руководящих работников на таких более вместительных автомобилях
летом 1941 года было бы легче.
А теперь представим себе: несмотря на жёсткую установку советс-
кого руководства на мирное сосуществование и полусоревнование-по-
лусторудничество разных социальных систем -- буржуазно-демократи-
ческой, советской, нацистской, фашистской, сионистской и т. п. --
ради общего светлого будущего многообразного развивающегося чело-
вечества и несмотря на брошенность на это дело (а не на лесопо-
вал) лучших интеллектуальных сил советского общества, война всё-
таки как-то вопреки всему разразилась, Гитлер всё же напал. Что
далее? А вот что: навстречу гитлеровским полчищам устремились ты-
сячи улучшенных "эмок" с ручными пулемётами и винтовочными грана-
томётами Дьяконова на борту. Плюс боеприпасы килограммов на 200,
еда и медикаменты. Часть "эмок" возила бы военное начальство,
ладно. Часть использовалась бы для перевозки раненых, это тоже
понятно. Но для многочисленных разведывательно-ударных групп по
6-12 человек тоже нашлись бы "эмки" -- и эти группы бы УДАРИЛИ.
Википедия пишет, что к "эмке" был разработан прицеп. Это хоро-
шо, хотя разработали его наверняка не совсем правильно, посколь-
ку вряд ли руководствовались принципами радикального креатива.
Прицеп существенно увеличивал и грузоподъёмность, и вместимость
транспортного средства. Правильный прицеп -- обитаемый, годный
для перевозки раненых и для установки прямо на нём тяжёлого во-
оружения типа 80 мм миномётов, станковых пулемётов, зенитных
установок и т. п. -- мог значительно усилить "эмки" как класс
воружения. Кстати, прицеп мог быть универсальным -- прицепимым
не только к "эмкам".
"Эмка", да ещё с боевым прицепом, могла стать кошмаром для Вер-
махта. Но не стала. Зато маршал Жуков любил на ней ездить, ага.
На улучшенном варианте ГАЗ-61-73.
Свидетельство о публикации №225091201376