Присоединение Приморья. 1850-1860

История присоединения к России Приморья — одна из самых древних и загадочных страниц истории российской внешней политики. Борьба за эти регионы началась еще в XVII веке, когда между Россией и Китаем был заключен в 1689 году в Нерчинске. Тот договор, заключенный в правление Царевны Софья, ставший первым актом дипломатических отношений между Россией и Китаем. Нерчинский договор не только установил правила отношений между странами, но и определили границы между двумя государствами. Согласно Нерчинскому договору граница была установлена по реке Амур, но с уточнением, что российские суда не могут перемещаться по нижнему течению Амура. Условия, установленные согласно Нерчинскому договору, не менялись более двухсот лет.

Стабильность российско-китайской границы на протяжении веков заставляла российскую внешнюю политику оставить российско-китайские отношения в состояние невесомости. Практически все правители – от Петра I до Александра I – не уделяли должного внимания решению дальневосточных проблем внешней политики. Но мир менялся. И в правление императора Николая I многое изменилось. Всему виной два фактора: внимание которое уделялось расширению территорий на восток местными активистами (особенно освоение Сахалина), а также необходимость организации защиты страны на востоке. Особенно этот вопрос стал актуален в свете того, что Россия и Китай были вынуждены вступать в переговоры на фоне усилившегося судоходства на Дальнем Востоке (особенно по реке Амур), а также на фоне угрозы с востока. Во время Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. территории Дальнего Востока (особенно Сахалина и Чукотки) подвергались обстрелам и нападениям со стороны англо-французских эскадр, чему способствовали японцы, не запрещавшие им проходить через свои воды.

Но была и другая сторона. Начиная с 1840-х гг., особенно после поражения Китая в Первой опиумной войне (1839-1842 гг.), когда страна продемонстрировала свою военную слабость перед малочисленной, но хорошо вооруженной английской армией и флотом, стало очевидно, что если Россия откажется от решения дальневосточного направления своей политики, то речь пойдет не просто о потенциальном потере территорий, но и угрозе потерять весь Дальний Восток.

Проведение переговоров накануне Айгунского договора было закономерным явлением. 16 (28) мая 1858 года российские политики генерал-адъютант граф Николай Николаевич Муравьев и статский советник Министерства иностранных дел и будущий российский генеральный консул в Генуе Петр Николаевич Перовский от лица России поставили в городе Айгунь подпись под одноименным договором. От лица Китая подпись поставил командующий амурской армии князь Ишань, принадлежащий к побочной ветви китайской династии Цин.

По сути впервые после Нерчинского договора между Россией и Китаем появились новые условия для формирования новой российско-китайской границы. Впервые в истории обе стороны согласились, что левый берег Амура вплоть до устья Амура становится собственностью России, в то время как земли Уссурийского края от впадения Уссури в Амури до моря остаются в совместной собственности (и пользовании) держав. Отныне по рекам Амур, Сунгари и Уссури запрещалось проплывать любым судам, кроме российских и китайских. Важно то, что Айгуньский договор был в пользу России, но никак не в пользу Китая. Именно по этой причине императорское правительство в Китае отказалось некоторое время утверждать новые границы двух стран. Причина была проста – Китай обставил дело так, что земли были России переданы взаймы, а не уступлены. Китайцы даже сделали вид, что они «не понимали карты», которая была привезена для них после экспедиции полковника Будогосского. Было странно даже то, что со стороны Китая подписывает договор человек, которому Цинский Китай был обязан поражением в войне с Англией. Но в конце концов у Китая не оставалось выбора и договор вступил в силу.

Несмотря на то, что это была важнейшая российская победа, этого однозначно было России недостаточно. Уже тогда китайцы признавали, что договор не имеет никакой пользы Китаю, а потому может считаться неравноправным. Но выбора у проигравшей войну империи уже не было. Пикантности добавлял тот факт, что граф Муравьев демонстрировал свою решимость забрать у Китая столько территорий, сколько это было вообще возможно. Более того, одновременно Китай подписал с западными державами Тяньцзиньский договор, который лишал ее возможности устанавливать равноправные отношения. Уже 1 (13) июня 1858 года, т.е. через две недели после первого договора с Россией, Китай подписал русско-китайский трактат, в которой указывалось, что Россия получает новые экономические возможности в Китае, но при этом указывалось на необходимость скорейшего размежевания русско-китайской границы. Со своей стороны, западные державы получали право судоходства по внутренним китайским рекам (в частности, Янцзы), что значительно подрывало
авторитет китайского правительства.

На многочисленные переговоры и «продавливание» позиции России в Китай был направлен опытный российский дипломат Н.П. Игнатьев, который находился с дипломатической миссией в Китае в 1859-1860 гг. Именно столько времени потребовалось, чтобы провести размежевание границы, а также подвести китайское правительство к решению отдать оставшиеся территории в пользу России. В этот момент Китаю было особенно тяжело, ведь в этот момент он участвовал во Второй опиумной войне, результаты которой обещали быть критическими для китайского правительства. И тем не менее китайская армия смогла одержать отдельные победы над англичанами и французами, что привело к более длительным переговорам с Россией. В это время Китай утвердил Айгуньский договор. Но победа была еще более значительной.

После долгих переговоров 2 (14) ноября 1860 года между Россией и Китаем был подписан новый – Пекинский договор. Согласно нему, между Россией и Китаем была установлена новая государственная граница, которая проходила по реке Амур, но с условием, что правый берег реки полностью переходит под власть России, а левый Китая. Победителем из этой дипломатической дуэли вышел сам генерал-майор Игнатьев, который от начала до конца составил текст Пекинского договора. Как было указано в нем, договор был составлен «для вящего скрепления взаимной дружбы между двумя империями, для развития торговых сношений и предупреждения недоразумений».

Вечной дружбы не получалось, но Россия получила всю территорию Приморья, которая и сегодня входит в ее состав как неотчуждаемая земля.


Рецензии