Православное Слово 6
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ, ВЫХОДЯЩЕЕ РАЗ В ДВА МЕСЯЦА
1965 Часть 1, № 6
Ноябрь-декабрь
Издается по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна (Максимовича), архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского, Русской Православной Церкви Заграницей.
Редакторы: Евгений Роуз, магистр искусств, и Глеб Подмошенский, бакалавр наук.
[Русский текст Вячеслава Марченко.]
Отпечатано Братством отца Германа.
Текст набран шрифтом Garamont, 10 пунктов, заголовки — Goudy Bold, 18 пунктов.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Святитель Иннокентий – покровитель Православной Америки. Епископ Нестор.
2. Характер и путь Православной миссии.
3. Православные святыни Америки. Православное небо над Америкой. Глеб Подмошенский.
4. Чудотворные иконы Божией Матери. Плачущие иконы. Евгений Роуз.
5. Откровение святителя Николая сегодня.
6. Новые книги.
ИЛЛЮСТРАЦИИ.
Обложка: Колыбель Православия в Америке Еловый остров у Кадьяка, Аляска, где жил и умер отец Герман Аляскинский; с рисунка духовного сына отца Германа схимонаха Сергия (Симеона Яновского), в Очерке Американской Православной Миссии, Валаамский монастырь. Санкт-Петербург, 1894 год. Страница 194: С литографии Е. И. Фесенко, Одесса, 1911 год. Страницы 201, 210: Штриховая гравюра и карта брата Глеба, Братство отца Германа. Страница 213: Из описания Американской православной миссии. Страница 217: Фотография сделана в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, весной 1960 года. Карту на страницах 210-211 можно приобрести отдельно за 30 центов.
Авторские права 1965 Православные христианские книги и иконы.
Годовая подписка $3.00; отдельные экземпляры 50 центов. Все запросы следует направлять по адресу: «Православные христианские книги и иконы», 6254 Гири бульвар, Сан-Франциско, Калифорния, 94121.
ПРАВОСЛАВИЕ В АМЕРИКЕ.
ПРОШЛОЕ—
оставило Америке бесценное сокровище, чувство истинного Православия, которое было привито ей святыми миссионерами сначала на Аляске, а затем постепенно распространилось на юг и восток. Эти святые мужи, наставники истинной веры, источали благоухание Святого Духа, как фимиам, перед Богом и таким образом завещали своим потомкам благоухание подлинного Христианства, которое, если его не потерять, делает верующих солью земли, сохраняя и передавая жизнь во Христе.
НАСТОЯЩЕЕ—
хотя оно и полно движения и волнения, оно не предлагает ничего, что имело бы непреходящую ценность, и угрожает лишить спящих верующих этого драгоценного благоухания.
БУДУЩЕЕ—
предвещает тьму большую, чем когда-либо прежде, поскольку оно готовит всеобщий триумф псевдохристианства; но, сокрывшись от мира, воинствующие православные христиане сохранят свое духовное сокровище, продав все остальное, чтобы купить поле, на котором оно сокрыто, и в бдении и молитве приготовятся ко встрече грядущего Христа.
СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ ИРКУТСКИЙ
1680—1731
Икона по оригинальному портрету святителя. Следующая статья, в нескольких сокращениях, взята из книги «Святитель Иннокентий Чудотворец, первый епископ Иркутский», впервые опубликованной в 1931 году, к 200-летию со дня кончины святителя, в Харбине, Маньчжурия [здесь приведена в обратном переводе с английского]. Автор сам был миссионером на Дальнем Востоке в начале этого столетия.
1. СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ – ПОКРОВИТЕЛЬ ПРАВОСЛАВНОЙ АМЕРИКИ.
ЕПИСКОП НЕСТОР.
Первый православный епископ земель восходящего солнца благодаря своей глубокой духовной жизни стал первым святым восточных миссий и, таким образом, покровителем самого дальнего православного миссионерского аванпоста – Америки.
СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ, которого до монашества звали Иоанн, был знатного происхождения, будучи Кульчицким. О его родителях известно только то, что они были набожными и богобоязненными людьми. В середине 17 века они переселились с Волыни в Малороссию.
Иван родился около 1680 года. Когда он достиг подросткового возраста, его отдали в киевскую школу, где он изучал риторику, философию, теологию и языки. Позднее это училище было преобразовано в Духовную академию, которую Иван окончил в 1706 году. Основными его занятиями в то время были молитва и изучение слова Божия. По окончании Академии он стал монахом и поступил в братию Киево-Печерского монастыря с именем Иннокентий.
В 1710 году его затребовал митрополит Стефан (Яворский), его учитель, приехать в Москву преподавать в Московской Славяно-греко-латинской академии, где он вскоре руководил студентами и преподавал литературу, нравственное Богословие и философию и был назначен проректором Академии; он оставался на этой должности до 1719 года. После этого он был назначен военно-морским обер-иеромонахом [именно так!] в Финляндии.
Но Господь предназначил Своему избраннику новое и высшее – быть просветителем самой отдаленной окраины России: служение в Восточной Сибири.
В то время Сибирь медленно заселялась русскими первопроходцами. На берегах многочисленных рек они строили зимовья и остроги для военной защиты от нападений различных племен; и они построили города для управления приграничной областью. Вместе с расселением русских на просторах Сибири распространялась Христианская вера.
В половине 17 столетия русские переселенцы дошли до границы Китайской империи, до озера Байкал и реки Амур. В то время было заложено несколько небольших крепостей-острогов: Нерченский острог, Селенгинский и Иркутское городище. Благодаря этим русским переселенцам начались сношения и столкновения с Китаем; от них Православная вера проникла в Китай.
В 1650 году часть казаков поселилась на левом берегу Амура, в городе Албазине. В 1685 году они были осаждены китайскими войсками, около 300 человек были взяты в плен; 45 из них решили поступить на службу к китайскому императору, который принял их очень любезно, поселив в столице Пекине и прикрепив к почетному сословию воинов. Там у православных была своя церковь, посвященная Святой Софии Премудрости Божией; они привезли с собой из Албазина церковную утварь и насильно увлекли с собою священника. Русские пленники составили ядро будущей православной русской миссии в Китае.
Во главе первой миссии был архимандрит Иларион [Лежайский], умерший в 1718 году. Вместо него Святейший Синод назначил святителя Иннокентия и 5 марта 1721 года в присутствии императора Петра I посвятил его во епископа. В указе Святейшего Синода сказано, что Иннокентий рукоположен во епископа для «проповеди слова Божия и размножения ради православныя восточного благочестия веры в Хинское государство, где архиерея прежде сего не бывало».
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ МИССИЯ.
Около года употребил святитель, чтобы достигнуть города Иркутска. Путешествие было весьма тягостно и трудно. Суровый климат, незнакомые места, отсутствие дорог, дикие звери, инородцы-кочевники – все это пришлось перенести святому Иннокентию и его спутникам;. Но еще больше горя, еще больше лишений и скорби выпало на долю посланников на границе Китая, в Селенгинске, в бесплодном ожидании разрешения китайского правительства на въезд в Пекин. На пути стояли три фактора: происки иезуитов, живших в Китае и принимавших меры по предотвращению распространения Православия; неудачная формулировка грамоты, где, желая скрыть высокий сан святителя, называет его «духовным человеком, великим»; и временные осложнения с Китаем из-за того, что некоторые монголы пересекли российскую границу.
___
1. Сопровождение святителя составляли: два иеромонаха, два иеродиакона, пять певчих, два прислужника и один повар. (Прим. пер. на англ.)
Все попытки российского правительства и самого святителя проникнуть в Китай оказались тщетными. Так святитель Иннокентий провел три года в лишениях, скорбях и неудачах на границе Китая. Насколько трудно ему было жить в Селенгинске, можно понять из его докладов Святейшему Синоду, для доставки которых туда и обратно требовался год, он писал: «Прошу покорно о милостивом указе, что мне делать: сидеть ли в Селенгинске и ждать того, чего не ведаю, или возвратиться назад... понеже и лисы язвины имут на починок, я же по сие время не имам, где главы приклонити. Скитаюсь бо со двора на двор и из дому в дом переходящи». Даже скудное жалованье Святителю и содержание его окружения были урезаны иркутским губернатором.
И таким образом миссия осталась без средств и пристанища, а окружение святителя, чтобы существовать, занималось рыболовством и принимало пожертвования от доброхотов. Сам святитель писал иконы (некоторые из которых сохранились до нынешнего столетия в Восточной Сибири) для своих благодетелей и ходил в самой простой одежде, которую чинил сам. Единственной отрадой для блаженного Иннокентия было тогда совершать Богослужение в Селенгинском соборе. Ситуация несколько улучшилась, когда добрый настоятель Свято-Троицкого монастыря в Селенгинске предоставил им приют в принадлежащей монастырю даче. Но все эти неудачи были посланы Божественным Промыслом, мудро направляющим все во благо. Действительно, живя за Байкалом, святой учил бурят-язычников Христианской вере, был «апостолом в монгольских языках» и таким образом благоухал верой в самых дальних пределах Руси.
Так было угодно Божественному Промыслу дать в благословение для всей Сибири епископа-подвижника, равного апостолам, покровителя на все времена; ибо святитель Иннокентий «хранитель земли Сибирской и молитвенник о душах наших».
Три года святитель Иннокентий прожил в Селенгинске, и за это время многие буряты-язычники обратились ко Христу благодаря проповедям, беседам и просто примеру святителя. Весть о нем распространилась повсюду среди изолированных бурятских и монгольских деревень и кочевий; и эта новость пробудила простодушные сердца этих детей природы, явившись ярким лучом в их темной жизни. Затем, в марте 1725 года, святитель был определен Святейшим Синодом в Вознесенский монастырь в Иркутске до нового распоряжения.
В Иркутске святитель по-прежнему был вынужден оставаться без служебных обязанностей. И вот он занялся религиозными беседами с приходившими к нему мирянами и оглашением бурят-язычников. В 1726 году он с первым русским послом в Китае еще раз поехал в Селенгинск, но был вынужден снова безрезультатно ждать там... Воистину, много скорбей у праведника!.. Так скитался с места на место бездомный архипастырь...
ПЕРВЫЙ ЕПИСКОП ИРКУТСКИЙ.
Наконец в 1727 году, 26 августа, был получен указ Синода о назначении святителя Иннокентия первым епископом Иркутским. Раньше в Иркутске некоторое время жил викарный епископ Тобольский, но назначение туда расценивалось духовенством как большое наказание. Однако не так смотрел святитель Иннокентий на свое назначение в Иркутск. Прежде всего он видел в этом волю Неба и благословение Божие; при этом, никакие трудности не могли устрашить святителя Иннокентия, и без того жизнь его была полна всякого рода тягот, горьких испытаний, унижений и скорбей. Таким образом, после шести лет невольных скитаний странник-епископ наконец получил приют и убежище... Но и теперь участь святителя не облегчилась. Не для отдыха он пришел во вновь открывшуюся епархию, а для того, чтобы испить до дна чашу – чашу всех возможных скорбей и страданий, которую Господь подает всем любящим Его: чашу Мою будете пить (Св. Матф. 20:23).
Нельзя сказать, чтобы иркутяне относились с любовью к своему новому архипастырю, особенно чиновники. Консистория отказалась платить ему жалование на том основании, что назначено оно было якобы для проживания в Китае, а не в Иркутске. Горожане отказали святителю в просьбе дать ему место для проживания в городе; и поэтому он был вынужден, несмотря на трудность сообщения с Иркутском через Ангару, поселиться в Вознесенском монастыре. И только к концу 1728 года ему наконец выделили жилище по приказанию из Петербурга.
У святителя было много скорбей чисто духовного характера, вызванных мрачным положением его паствы. Сибирские нравы в то время можно без преувеличения назвать дикими, необузданными; типичными проявлениями были пьянство, разврат, сквернословие, драки.
Святитель Иннокентий потребовал, чтобы все священники в воскресные дни читали книжки, разосланные Святейшим Синодом, под названием «Заповеди с толкованием», также поучения святых Отцов Церкви. Он старался объяснить важность и ответственность иерейского служения. Он говорил, что священники – строители таин Божиих, свет для тьмы, соль земли, звезды неба, пастыри, которые обязаны отгонять волков от своего словесного стада. Священники, говорил ревностный архипастырь, должны усердно устроять дом Божий, украшать его всяким благодеянием, особенно усердно проповедовать слово Божие, непрерывно поучая своих духовных чад.
Святитель Иннокентий устроил при монгольской школе и русскую, из которой должны были выходить будущие пастыри. Он сам вызвал учителей в школу и повелел духовенству без промедления отправить в школу своих детей в возрасте от 7 до 15 лет.
Святитель заботливо рукополагал священников и избирал достойных; он уважал установившийся у прихожан обычай самостоятельно выбирать из своей среды лиц, которых они считали достойными, и посылать их к епископу для рукоположения.
Побуждая священников поучать своих чад духовных, сам святитель часто и неоднократно обращался к своей пастве со словом поучения. В своих проповедях он грозно вооружался против пороков и кротко увещевал своих слушателей исполнять заповеди Божии. Множество народа стекалось, чтобы послушать его поучения. Святой Иннокентий звал своих пасомых на высоту христианского совершенства, но жизнь их была очень невысока. Позднее, около 1800 года, когда началось прославление святителя, в различных сибирских семьях обнаружилось до семидесяти проповедей епископа Иннокентия, ревностно сохраненных потомками его слушателей.
В то время в Сибири не раз происходили недороды хлеба. Святитель всегда сам молился перед Господом о изобилии плодов земных и того же требовал от пастырей. Во времена же грядущего бедствия он возносил сугубые моления об отвращении праведного суда Божия.
«В граде Иркутске, – писал святитель в одном из своих писем в 1728 году, – умножились между людьми блудные дела, за что грядет гнев Божий на сыны противления». И действительно, во всей Иркутской епархии в том году стояла засуха. Святитель повелел по всем церквам возносить моления Господу о ниспослании дождя. Молитвы святого архипастыря были услышаны: в конце июля прошел сильный дождь, и грозная опасность голода исчезла.
Святитель в течение недолгого времени своего пребывания на Иркутской кафедре, которую он занимал 4 года и 3 месяца, положил твердое начало успехам веры Христовой в Иркутском крае.
Многотрудна и нерадостна была вся жизнь святителя Иннокентия. Но всего более невзгод и лишений претерпел он в Сибири. Здесь он шествовал поистине тесным и скорбным путем. Имея великое смирение, блаженный видел на себе особое усмотрение Божие: посему не роптал, не просил перемещения на другую кафедру.
Святитель любил уединяться для молитвы в пещеру, которую ископал для себя первый основатель Вознесенской обители Герасим; любил возносить свои моления святой пастырь и над могилой Герасима.
Каждую ночь святитель читал творения святых Отцов или составлял поучения для своей паствы. Часто по ночам, выходя из своей келлии, он направлялся к главному храму Вознесенской обители и молился на него со всех четырех сторон. Заповедуя инокам соблюдать монашеское правило, святитель сам строго выполнял его. Дома он жил просто. Святой Иннокентий иногда удалялся в монастырское село Малую Еланку, отстоявшее верстах в пятнадцати от Иркутска. Отдыхая от трудов управления, святитель и здесь не оставался праздным: он принимал участие в полевых работах.
Святитель Иннокентий исключительно почитался в народе как праведный и благочестивый человек и был подвижником Божиим, наделенным свыше даром прозорливости. Например, однажды, когда его пригласили служить литургию в праздник одной сельской церкви, 9 июля, он ответил: «Хорошо, отслужим. Но только вперед съездим по лету, а назад по зиме». В тот момент селяне не поняли смысла его слов, но на следующий после литургии день выпал такой снег, что владыке пришлось возвращаться в санях.
Был и другой удивительный случай, утвердивший всех в том, что владыка был подлинно сосудом избранным, исполненным Духа Свята. Однажды при совершении крестного хода вокруг города начался ливень, и все промокли до нитки. И только святительских одежд не коснулась ни одна капля!
Он был человеком молитвы и труда. Ночью он обходил монастырь, молился на него с четырех сторон и преподавал монастырю свое архипастырское благословение; иркутчане хорошо помнили это и верили, что и после своей смерти он своим благословением будет охранять свой Вознесенский монастырь. Вот почему в тропаре святителю сказано: «огражда;й моли;твами твои;ми град сей от всех бед и печа;ли».
Постоянные труды, суровый сибирский климат, дальние странствия, лишения и скорби сломили и без того слабое здоровье святителя Иннокентия. Он заболел и осенью 1731 года лежал в постели, не имея возможности совершать службы. Утром 27 ноября 1731 года он мирно отошел ко Господу, будучи около пятидесяти лет от роду. Под плач паствы пречистое тело святителя было погребено в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Вознесенский монастырь в Иркутске.
Великое, высокое и святое дело епископа Иннокентия совершалось не на широком, хорошо освещенном фоне; но плоды его были ясны и ощутимы для всего края. Миссионерская деятельность среди туземцев после святителя Иннокентия росла и распространялась усилиями его учеников.
И отойдя ко Господу, оглядываясь на добрый труд своей жизни, на плоды своих апостольских трудов и видя, как Церковь Христова росла и расширялась, святитель Иннокентий мог с полным правом сказать Отцу Всевышнему, вместе с Пророком и Апостолом: Вот я и дети, которых дал мне Бог (Ис. 8:18; Евреям 2:13).
ЧУДЕСНЫЙ ЗАСТУПНИК.
Много чудесных знамений совершалось над гробом святителя; народ твердо верил в нетление его мощей и скорейшую канонизацию. Эта вера превратилась в уверенность, а уверенность в действительность, когда через 33 года после его кончины (1764 г.) цельбоносное тело и одеяние святителя были найдены нетронутыми тлением, несмотря на сырость места и его затхлость.
Согласно летописи Иркутска: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, пополудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно келлии все, три церкви – две каменные снаружи и внутри без остатку; при том два колокола разбились, а другие испортились. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен». Эта церковь стоит и по сей день как знак чуда Божия.
В 1770 году проживавшая в Иркутске Пелагея Судейкина сильно заболела горячкой. Во время болезни ей было видение: больной представилось, будто она стоит в Тихвинской церкви, и святитель совершает утреню. Она просила благословения. Святитель вышел из алтаря, благословил, потом послал ей с светлым юношей частицу артоса; она вкусила и почувствовала себя здоровой. Желая возблагодарить своего целителя, Пелагея спросила, какую читать ему молитву? Святитель вторично вышел к ней, развернул перед ней свиток, в котором было написано: «Милостивый мой наставниче, благоутробия сокровище, правоверия учителю, архиереев похвало, безпомощных заступниче, отче наш, иерарше, моли Бога о нас!»
Пробудившись, Пелагея почувствовала себя совершенно здоровой и тотчас же встала.
Якутский купец Павел Лебедев переломил себе ногу. Его болезнь так усилилась, что он стал готовиться к смерти. В ночь на 3 января 1785 года в комнату, где лежал больной, вошел святитель с жезлом в руке и сказал: «Проси помощи у Иннокентия, что в Иркутске». Лебедев проснулся, но потом опять погрузился в дремоту, не придавая особенного значения видению. Святитель опять явился и, укоряя болящего в неверии, ударил жезлом в пол. Лебедев, пробудившись, увидел на полу след удара. Он начал верить. Перед утром святитель в третий раз явился болящему, и ужасная боль сменяется легким зудом. Утром Лебедев уже мог ходить без костыля и поспешно направился к гробу своего целителя.
В 1786 году протоиерей Иаков Загоскин заметил, что зрение его стало слабеть. Он долго страдал и наконец вовсе перестал видеть. Слыша о чудесах, которые подает святой Иннокентий, больной непрестанно обращался к нему с молитвой о помощи. Однажды, сидя в кресле, он забылся легкой дремотой. Вдруг перед ним явился святитель Иннокентий в полном облачении, как он почивает во гробе. Святитель положил свою десницу на голову болящего и повелел чаще призывать его имя. Спустя немного времени протоиерей начал слегка разбирать окружающие его предметы, а потом стал ясно видеть все.
В 1796 году из Екатеринбурга была приведена в Иркутск одна слабоумная женщина. Кто она была такая, как было ей имя – никто этого не знал. Она впала в тяжелую болезнь. Добрые люди приютили ее. Находясь в болезни, она просила денег у своих благодетелей. «На что тебе деньги?» – спросили ее. «Мне надо идти за реку, поставить свечи там, где живут одетые в черное платье и погребен старец». Ей дали денег, она переправилась через Ангару, попросила указать ей дорогу в Вознесенскую обитель. В это время в монастыре совершалась литургия. В течение всей службы больная усердно молилась перед иконою Богоматери и часто подходила к тому месту, где находилась гробница святителя. Через два дня слабоумная не только получила исцеление от своего недуга, но даже стала рассуждать совершенно здраво. Умственное расстройство у нее совсем прошло. Она рассказала, кто она и откуда, прибавила, что ей во сне явился святитель, велел исповедаться и приобщиться Святых Таин. Он сказал ей, что вскоре, в такой-то день, она умрет. Действительно, в назначенный святителем день она умерла.
В Вознесенский монастырь, в котором погребены мощи святого Иннокентия, раз прибыли два человека, чтобы прогуляться. Зайдя в церковь, они остановились перед ракою угодника Божия и начали кощунствовать: один взял святителя за руку, другой за ногу. Господь скоро наказал их за дерзость. Когда они возвращались домой, дрожки, на которых оба ехали, упали, и один из кощунников сломал себе руку, а другой – ногу.
С разрешения Владимирского Богородицкого монастыря, Сан-Франциско, Калифорния.
Тропарь, глас 3
Свети;льниче Це;ркве пресве;тлый,/ озари;вый луча;ми добро;т твои;х страну; сию;,/ и исцеле;ньми мно;гими притека;ющих к тебе; с ве;рою/ Бо;га просла;вивый,/ мо;лим тя, святи;телю о;тче Инноке;нтие,/ огражда;й моли;твами твои;ми град сей// от всех бед и печа;ли.
СВЯТОЙ ИРКУТСКИЙ.
Кроме этих чудес, в разное время происходило немало чудес не только на могиле святителя, но и в некоторых частях Европейской России. Многие миряне имели в своих домах иконы святителя и зажигали перед ними свечи. Они ждали дня, указанного Богом и известного только Ему, для прославления всей Церковью Иркутского Чудотворца. В 1800 году иркутяне обратились к епископу Вениамину с письменной просьбой за подписями 389 представителей города о том, чтобы епископ выступил посредником в канонизации святителя Иннокентия и обретении его мощей; ибо жители региона были единодушны в своем свидетельстве о нетлении Его и чудесах Его.
Несмотря на несомненный голос народа и подписи достоверных свидетелей, Священный Синод не торопился с этим важным делом... Наконец, в декабре 1804 года Святейший Синод, с одобрения Императора Александра I, публично постановил: 1. Тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершено святые мощи и с подобающим благоговением поставить в Вознесенском монастыре в Иркутске; и 2. с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя. Впредь отправлять всенощные бдения и молебные пения святителю и в церковные книги внести необходимые дополнения: «Ноября 26 числа память преставления святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, чудотворца». Во исполнение этих указаний епископ Вениамин Иркутский 5 февраля 1805 года совершил торжественное перенесение мощей святителя в Вознесенский собор.
ПРАВЕДНЫЕ ЖИВУТ ВЕЧНО.
Так на протяжении 200 лет мощи сибирского святителя, Чудотворца Иннокентия украшали город Иркутск и благоухали на всю великую Сибирь. Но когда русский народ стал расточать свое нравственное сокровище и, как блудный сын, забыл заповеди Божии и стал уподобляться свинопасу – тогда горе и скорбь излились на землю Нового Израиля. Что-то неслыханное в жизни народов – святотатство над святынями, над храмами Божиими и угодниками Его – поразило всю Русскую Землю. Святыни почти всех святых были разрушены вместе с храмами, а мощи безбожной властью изъяты, лишены облачений и помещены в музеи. Так было совершено святотатство, с попущения Всевышнего, и над мощами святителя Иннокентия Чудотворца.
Чтобы облегчить захват мощей святителя, большевики распустили слух, что в святынях многих святых предполагаемые нетленные мощи оказались муляжами, набитыми тряпками, камнями и т.п. Мощи святителя Иннокентия решили выставить на всеобщее обозрение, открыв их и разоблачив «мистификацию» на глазах у всех. Соответственно, однажды рано утром большой военный отряд, вооруженный пулеметами, окружил монастырь. Они открыли собор и заставили монахов открыть святыню и обнаружить мощи. Они положили мощи на стол, бесцеремонно встряхивая и взвешивая их, и составили протокол осмотра, тем самым невольно дав собственное свидетельство о нетлении мощей.
Когда распространилась новость об обретении мощей, люди волной ринулись к монастырю – как убитые горем верующие, так и просто любопытствующие. Святые мощи святителя Иннокентия обнаженными лежали на столе... Они источали приятный аромат. Цвет тела был светло-желтый, цвета пшеничных зерен. Тело было среднего роста; на голове немного волос, черных с некоторой сединой; лоб прямой, шире среднего; глаза и щеки сильно ввалились, нос сморщился; борода черная, слегка продолговатая, концы волос серые. Руки были скрещены. По виду святые мощи производили впечатление недавно умершего человека.
В таком состоянии мощи долго лежали, и люди проходили мимо нескончаемой очередью. Они выставили охрану и собрали 28 тысяч подписей под ходатайством о сохранении святых мощей и восстановлении их прежнего состояния. Но список был украден, а вскоре и сами мощи были конфискованы большевистскими войсками и отправлены в европейскую часть России.
По словам другого очевидца, врача, следующее чудо произошло незадолго до обретения мощей. «Во время охоты разгорелся спор о религии, во время которого комиссар-атеист в гневе высказался самым матерным языком по отношению к мощам святителя Иннокентия. На обратном пути у комиссара сильно заболело горло, так что он с трудом мог глотать. Около полуночи меня разбудили и сказали, что он при смерти. И действительно, он был в ужасном состоянии. Его горло и шея раздулись до размеров головы и приобрели пурпурно-красный цвет. Глядя на меня, он собрал последние силы и хрипло прошептал, что его наказывают за богохульство, что он раскаивается и что, если святитель поможет ему, ему отслужат молебен. Я сделал все, что мог, но его состояние было безнадежным. Удивительное чудо, как близок к нам Бог, принимающий покаяние грешников. Я видел комиссара через несколько дней, и он выглядел так, как будто никогда не болел. Он отслужил молебен и уверовал».
———
Сообщалось, что в 1931 году мощи святителя Иннокентия находились в антирелигиозном музее в Ярославле; их местонахождение сегодня неизвестно. Возможно, они были уничтожены советской властью, попытки которой осквернить их и использовать для атеистической пропаганды послужили лишь свидетельством их нетленности и чудодейственной силы. Какова бы ни была их судьба, сам святитель Иннокентий продолжает и сегодня ходатайствовать за молящихся ему. Первоначально он был носителем христианского Евангелия на Дальнем Востоке, а теперь является небесным защитником и Америки, последнего форпоста Дальневосточной миссии. Величайший православный миссионер в Америке епископ Иннокентий (Вениаминов) родился в Иркутской губернии, вырос в школе, основанной святителем Иннокентием, и носил его имя; а церкви, посвященные святителю Иннокентию, можно было найти в первых центрах Православия в Америке – свидетельство преемственности духовного наследия, полученного в Америке через святителя Иркутского.
[В 1990 году, когда только-только начали прекращаться открытые гонения на веру, в Ярославле, на территории музея (до революции он был более известен как храм святителя Николая) нашли нетленные останки неизвестного человека. Вскоре оказалось: их внешний вид до деталей совпадает… с описанием святыни далекого Иркутска – мощей святителя Иннокентия.
Сейчас его мощи пребывают при Знаменском монастыре Иркутска, где находится также кафедра архиерея. — В.М.]
2. ХАРАКТЕР И ПУТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ.
Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут.
Ин.4:35-36
КОГДА НАШ ГОСПОДЬ Иисус Христос начал служение народу, Он призвал простодушных людей следовать за Ним. Почувствовав сердцем Божественную природу нового Учителя, они оставили все и последовали за Ним, став тогда и на две тысячи лет вперед свидетелями Его Божественности пред всем миром. В то же время они стали походить на Него, в них отразились Его небесные качества. Именно эта Божественная любовь, как святой огонь, тронула их сердца, и они не могли не восторженно провозглашать Его учение о паки рождении. Огонь пришел Я низвести на землю (Лк. 12:49), – сказал Господь наш – и сердца Его последователей загорелись Его Божественным сверхъестественным светом. Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение (Лк. 12:51), – сказал Господь наш, и последователи Его отсекли себя от мира, лежащего во зле (1 Ин. 5:19), чтобы стать причастниками Небес, которые уже во плоти они начали испытывать. Идите за Мною, – сказал наш Господь, и ученики Его последовали за Ним, взывая к другим: «Пойди и посмотри нашего Божественного Учителя» (Ин. 1:43, 46). И те тоже пошли и стали новыми существами.
Такова природа и рвение Православной Миссии. Ни в какой конкретный период истории Церкви нельзя сказать, что она достигла совершенства, но она всегда была видимой частью православной жизни, жизни во Христе. Апостолы начали эту миссию, мученики укрепили ее, Отцы Церкви защищали ее, и все православные христиане на протяжении веков продолжают ее, живя и свидетельствуя о Христе. Православная Церковь никогда не разрабатывала плана и не организовывала административный аппарат для убеждения и обращения язычников; православный подход всегда был прямым, а призыв разделить благодатную жизнь Церкви наиболее эффективно проповедуется святой жизнью, которую ведет сам миссионер. Посторонние средства, используемые западными миссиями для привлечения новообращенных, чужды православной идее миссии.
Возможно, самой образцовой и, безусловно, самой далеко идущей из православных миссий была миссия святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян IX века. В наше время, почти неизвестное на Западе, существует великолепное и плодотворное миссионерское движение на восток, ведущие представители которого прибыли из знаменитого Киево-Печерского монастыря в начале 18 века. Возглавил этих миссионеров митрополит Филофей, великий подвижник, хотя еще и непрославленный. За ним последовали и другие: святитель Иннокентий Иркутский, который настолько ярко проявил святость, что первым из этих людей был прославлен и таким образом стал небесным покровителем вновь освоенных земель; святители Иоанн Тобольский, Софроний Иркутский и Павел Тобольский; не говоря уже о многих других, еще не прославленных. Благодаря энергичным усилиям этих людей к концу века православие достигло далекой Америки, где были явлены новые апостолы, равные прежним миссионерам и бывшие в том же духе.
Все эти люди были вдохновлены глубоким рвением и верой, дарами Божиими, которыми они были должны поделиться с теми, кто все еще находился во тьме неверия. Огромная новая территория, простиравшаяся до берегов Амура и Тихого океана, давала им обширный простор для их священной деятельности. У них был общий подход к миссионерскому труду: они выбирали подходящее место; строили жилище монашеского типа, огороженное оградой от путей мира, с церковью, служившей центром христианской братской общины, где совершались ежедневные службы; и тогда, имея Святого Духа в своих сердцах, они распахивали двери тем, кто жаждал Слова Божьего. Придут туземцы, и вскоре семья новой братии станет достаточно сильной, чтобы жить самостоятельно; а миссионер, слуга Божий, отправлялся в более отдаленные регионы, чтобы донести до других посланную Небесами весть о Царстве Божием.
Сегодня, когда христианское Евангелие достигло почти последнего уголка мира и современные изобретения изменили весь образ жизни человека, православная миссия остается прежней. Пусть мудрецы этого мира не соблазняют молодых миссионеров искать новые, «современные» пути, обещающие успех – нет их вне испытанного православного пути. Правда, этот путь узок, труден и опасен, но это кратчайший путь к цели – живому общению с Богом. Все другие пути неверны, неизбежно приводят и пастыря, и паству к полному погружению в дух суетности, к состоянию духовного сна, скрытого за фасадом деятельности, где они напрасно думают, что спасают свою душу. Множество современных сект дают многочисленные примеры претензий и стремлений к христианскому свидетельству, но они оказываются недостаточными в виду полнго отсутствия в них подлинного опыта духовной жизни, которая есть, по словам епископа Феофана Затворника, совсем иной мир, в который не проникает никакая человеческая мудрость.
Православная миссия состоит в том, чтобы открыть дверь в этот иной мир, проявить правильное (ortho) учение (dox) прежде всего в собственной жизни, а затем пригласить тех, кто стоит снаружи, прийти и посмотреть и, если у них готово сердце принять новое рождение во Христе, принять участие в благодатной жизни внутри Церкви, что является единственным приготовлением здесь, внизу, к вечной жизни в Царстве Небесном. Радость моя, – говорит преподобный Серафим, – стяжи Духа Мирна (Святого Духа), и тысячи вокруг тебя спасутся.
3. ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ АМЕРИКИ.
ПРАВОСЛАВНОЕ НЕБО НАД АМЕРИКОЙ.
ГЛЕБ ПОДМОШЕНСКИЙ.
Туманным сентябрьским днем 1794 года галиот прибыл в гавань Святого Павла, Кадьяк, Аляска, тогдашняя Русская Америка. Галиот, названный в честь Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, нес в Новый Свет первую православную Миссию. Как только восемь ее членов сошли на берег, их встретили всевозможные трудности и горести; и, несмотря на оставленное ими весьма вдохновляющее наследие, Миссия просуществовала крайне недолго. Хотя поначалу она была успешной и многообещающей, на самом деле у нее никогда не было возможности полностью проявить свой потенциал. Однако Провидением ей суждено было стать духовным источником Православной веры на этом континенте на следующие полтора столетия.
В первые десятилетия своего существования Миссия дала новым христианам Северо-Запада Америки четырех будущих святых, которые трудились о Христе, Господе нашем, на огромной американской территории. Сама Кадьякская миссия дала новообретенным братиям первомученика иеромонаха Ювеналия, чтобы он ходатайствовал за них на Небесах, и святого подвижника монаха Германа, чтобы он научил их жизни во Христе на земле. Отец Герман был из святых святым, когда-либо ступавших на американскую землю, он был прямым воспитанником величайшей аскетической школы, которую видела Россия со времен игумена Святой Руси преподобного Сергия Радонежского; он вобрал в себя традиции и опыт как Саровского монастыря, где его современником был великий преподобный Серафим, так и духовного движения возрождения старчества, осуществленного учениками схи-архимандрита Паисия (Величковского). Весьма примечательно, что православная сокровищница Добротолюбия была привезена в Америку и применена на практике самыми первыми миссионерами, что является важным доказательством их высокого духовного уровня. Отец Герман управлял школой и приютом и, основав «Новый Валаам» на соседнем Еловом острове (см. обложку), явил Новому Свету истинно православную жизнь святого, оставшегося навеки живым в сердцах людей своими чудесами – до сегодняшнего дня. Чуть позже другой великий миссионер, будущий первый епископ в Америке, Иннокентий (Вениаминов), начал свою замечательную деятельность в Уналашке как прекрасный пример православного представления о миссионере. Судя по его разносторонней деятельности, его по праву можно назвать величайшим миссионером Русской Церкви. Святая Русь, представителями которой были эти первые миссионеры, отдала лучших из своих сыновей для сеяния Слова Божия в Новом Свете. Первые православные американцы тоже не были пассивными в своем принятии того, что несли им эти святые люди, и когда пришло время, оказались ревностными в вере и верными Христу, даже если это требовало страданий и мученической смерти. История знает лишь одно такое имя — имя алеута Петра, замученного римско-католическими священниками в Калифорнии за верность Святому Православию.;
___
1. Доступная информация об этом православном мученике скоро появится в «Православном Слове». О Кадьякской миссии см. «Православное Слово», т. 1, № 1, с. 5 и далее. О еп. Иннокентие см. Проций Ясуо Ушимару, епископ Иннокентий, основатель Американского Православия (обзор в «Православном Слове», том 1, № 1, стр. 37 и далее).
Отец Герман.
Святой огонь Православия, принесенный сначала на галиоте Трех Святителей, а затем – особенно после падения Российской Империи, хранительницы Святого Православия – по великим океанам по обе стороны земли, рос и умножался и, хотя это и не столь очевидно, оно дало этой земле православное наследие, традицию свидетельства Святого Духа. Сегодня в Америке, как указывает карта, имеется как минимум четыре чудотворные иконы Пресвятой Богородицы (Курская Знамения, Тихвинская, Владимирская и как минимум одна из Плачущих икон1), чудотворные мощи блаженного отца Германа (на Еловом острове), икона-портрет преподобного Серафима, написанная с натуры (в Ново-Дивеево), и не менее десятка небольших монашеских общин, бережно хранящих традиции Почаева, Афона, Серафимо-Дивеева. Эти святые места святы не потому, что в них хранятся предметы или традиции, имеющие историческую или какую-то иную ценность, ибо некоторые из них имеют весьма незначительный вид, а потому, что там течет «живой источник» благодати Божией – либо через святой предмет, если приближаться с верой, либо через святое стремление тех, кто старается вести там жизнь в подвиге.
___
1. Помимо чуда слезоточения, пред третьей иконой совершались еще и чудесные исцеления.
Если бы на то была воля Божия, потенциальная святость этих мест, подобно евангельской закваске, могла бы вырасти в величественное и славное свидетельство Божия присутствия среди людей. Возможно, это один из мотивов, который оживляет современное движение за единую Православную Церковь в Америке. Но в этом движении слишком много сомнительного. Цель его состоит в том, чтобы объединить в один административный орган не только канонически действительные Православные Церкви, но и различные канонически и духовно отклоняющиеся организации, называющие себя Православными. Далее, ведущую роль в этом движении играют представители Московского Патриархата, которые по подстрекательству коммунистического Кремля распространяют яды экуменизма и хилиазма с одной определенной целью — уничтожить самое последнее сокровище, которым обладает свободная Америка: семя подлинного Православия, посеянное в ней, чтобы указать ей путь к праведности.
Не на таком пути можно найти будущее подлинного Православия в Америке! Административное единство Православных Церквей – это меньшее, что сегодня нужно. Те, кто исповедует истинное Православие, уже одно и едины духом. На самом деле необходим личный подвиг в полном Православном Предании от каждого, кто сознательно называет себя православным. Ни один другой вид православия никогда не рождал святых, ни в Америке, ни где-либо еще.
Вот почему нам не остается ничего лучшего, как взирать на Православное Небо, которое по милости Божией было поставлено над Америкой, как на защиту веры и верующих, пребывающих в ней, так и как на источник Божественной помощи в домостроительство нашего земного преображения и небесного спасения. Ввиду сгущающейся тьмы над всем миром, когда Америка остается последним оплотом сознания свободного мира, само присутствие этого православного Неба над Америкой не может не привлекать к себе все более серьезное внимание.
В следующих номерах «Православного Слова» мы, если Бог даст, отправимся в паломничество по святым местам Америки. В каждом номере далее будет содержаться краткий отчет в виде путеводителя для паломника по одной из святынь Православия в Северной Америке.
Глеб Подмошенский.
4. ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.
ПЛАЧУЩИЕ ИКОНЫ.
Многообразно являет Пресвятая Богородица милость Свою людям, но есть одна Ее милость, неоспоримым (ибо это реальный феномен) и вместе самым непосредственным образом воздействующая на сердце. Это феномен плачущих икон, на которых лик Божией Матери источает слезы, представляющие собой внешне точное подобие человеческих слез в масштабах иконы: возникая в уголках глаз и стекая вниз по лику иногда отдельными маленькими слезинками, а иногда целыми потоками, увлажняющими весь лик.
Америка, столь поздно узнавшая Святое Православие, является сейчас свидетелем этого чудесного феномена. Три слезоточивые иконы были явлены совершенно неожиданно, одна за одной, в течение двух месяцев весной 1960 года в греческих семьях на Лонг-Айленде, в Нью-Йорке. Поразительная природа этого явления привлекла большое внимание к этим иконам, особенно православных верующих, но также и тех, кто пребывает вне ограды церковной. О них были написаны многочисленные статьи в американских журналах и газетах1, и в каких бы городах они ни появлялись, они привлекали большие толпы верующих, а также просто любопытствующих.
___
1. См., например, «Жизнь» от 2 мая 1960 г.; Нью-Йоркский американский журнал, 19 апреля 1960 г., стр. 8.
Первая известная в Америке плачущая икона была явлена в марте 1960 года греческой семье Кацунис, жившей в Айленд-Парке, Лонг-Айленд, Нью-Йорк. Молодая женщина, стоя на вечернем молении однажды в среду, заметила, что одна из ее икон (Богоматерь без Младенца) плачет. Она позвонила мужу, и они оба с трепетом наблюдали за этим явлением. Другие узнали об этом от соседа и с пятницы начали стекаться в скромную квартиру Кацуниса. В субботу приехал приходской священник и совершил молебен перед иконой, а на следующий день архиепископ Иаков совершил перед ней молебен с двумя священниками. Затем икону перенесли в церковь святого Павла в Хэмпстеде, где каждую среду в течение года перед ней совершались молебны. Икона, литография размером 20x25 см, была получена молодыми во время свадьбы два года назад от монахини из Греции.
Четыре недели спустя, в доме всего в четырех милях от дома Кацунисов, Антонии Кулис ночью приснился сон. Христос явился ей на Кресте и сказал: «Ты увидишь, что произойдет в Великий Четверг…» Антония впервые заметила слезы в Страстную среду около 2:30. Ей вдруг пришла в голову мысль воскурить фимиам и помолиться перед иконами. Она вошла с кадильницей в комнату дочери, где находились иконы, и замерла на месте, увидев слезы на глазах Богородицы. Она позвала мужа, и они вместе позвали священника отца Георгия.
Эта новая плачущая икона также представляла собой простую литографию размером 20x25 см, напечатанную в 1938 году и полученную Антонией от ее двоюродной сестры двумя годами ранее. Это была икона Иверской Божией Матери, оригинал которой находится на Афоне. От от первой плаущей иконы она отличалась тем, что слезы текли из обоих глаз и были более обильными. В Великий (Страстной) четверг икона в сопровождении почти 1000 человек во главе с архиепископом Иаковом была перенесена в тот самый храм святого Павла, где находилась первая плачущая икона; там перед ней служили параклис. Во время службы Великой Пятницы поток слез был особенно заметен. Во много раз слезоточение увеличилось. Богородица желала как бы запечатлеть этот знак в сознании всех, даже совершенно холодных и скептически настроенных наблюдателей. Фотография иконы свидетельствовала, что поток слез, вначале едва заметный, видимо усилился в тот самый момент, когда был сделан снимок.
Вторая плачущая икона вызвала повышенный интерес и у научных исследователей. Они могли лишь засвидетельствовать факт, который, даже если бы он и не сделал из них верующих, они не могли отрицать. Был даже проведен анализ жидкости, как это было сделано и с первой иконой. Выяснилось только, что это не были по природе человеческие слезы. Но чудо продолжалось. Богоматерь как бы не обращала внимания на эти кощунственные проявления человеческого любопытства.
Число людей, пришедших посмотреть и поклониться второй плачущей иконе намного превысило и без того большое число пришедших посмотреть первую. Теперь постоянно растущая толпа должна была исчисляться уже не сотнями, а тысячами; нескончаемая очередь людей простиралась далеко за пределы церкви. Во вторник на Пасху поклониться иконе пришел митрополит Анастасий вместе с духовенством Русской Зарубежной Церкви.
(С разрешения Джеймса Э. Хили.)
Вторая плачущая икона, Иверская. Следы слез предстают здесь в виде двух потоков (сравните отчетливые капли слез на третьей иконе выше). Знак на правой щеке изображает кровь, которая текла из щеки оригинальной иконы, когда ее пронзил иконоборец в IX веке.
Третья плачущая икона «Страстная».
Вместо иконы, поставленной в церкви, архиепископ Иаков подарил Антонии другую литографическую икону, икону Божией Матери «Страстная», названную так из-за ангелов по обе стороны, которые держат орудия Страстей Господних. Вскоре после этого, 14 мая 1960 года, и эта новая икона заплакала, и ее тоже перенесли в греческую церковь в Хемпстеде. Пребывала она с двумя первыми плачущими иконами сравнительно недолго, за это время иконы увидело большое количество людей. Однако вскоре Богородица явилась во сне владельцу иконы и сказала: «Не хочу быть здесь, забери Меня; Я хочу быть в твоем доме».
В настоящее время первая икона пребывает в часовне Греческой архиепархии в Нью-Йорке; вторая икона до сих пор – в церкви святого Павла в Хэмпстеде; а третья – во владении семьи Кулис. Все три иконы периодически переносились в православные церкви, как греческие, так и русские, по всей Америке и вызывали широкий интерес и почитание – особенно третья икона, «Страстная», проливающая обильные слезы вот уже более пяти лет.
Факт плачущих икон неоспорим. Став свидетелем и приняв это, неизбежно задаешься вопросом: в чем значение этого явления? Ибо подобные знаки имеют значение на языке веры, который является средством общения между этим миром и потусторонним миром. Реакция верующих православных мирян и священнослужителей, видевших иконы и молившихся перед ними, указывает на единое, почти единодушное толкование их смысла. Но чтобы подтвердить это, надо обратиться к традиции Церкви, поискать там подобные проявления из прошлого, открыть ту историческую роль, которую они сыграли, и реакцию на них современных святых, иерархов и благочестивых людей. Как оказалось, это явление, хотя и редкое, отнюдь не беспрецедентно в истории Церкви. Только в русских источниках удалось найти девять примеров, охватывающих период в восемь столетий, до самых последних плачущих икон; и это, несомненно, не единственные
примеры. Здесь они будут отмечены в хронологическом порядке.
1. Икона Божией Матери Знамение, Новгород. Эта икона прославилась во время осады Новгорода в XII веке. Святитель Илия, архиепископ Новгородский, третью ночь молился об избавлении города, когда от иконы, перед которой он молился, раздался голос, повелевавший ему пойти в некую церковь и взять из нее икону Богородицы, от которого должно было произойти спасение Новгорода. Так и было сделано, и икона была поставлена на городской стене лицом к врагу. Падал настоящий ливень стрел, и вдруг одна из них пронзила икону. Икона сама повернулась к городу, и из очей Богородицы полились слезы. Святой архипастырь взял свою ризу и стал собирать в нее слезы, капавшие с иконы. Он воскликнул: «О, преславнейшее чудо – из сухого древа текут слезы! Этим, Царица, Ты даешь нам знак, что Ты молишься Сыну Твоему и Богу нашему об избавлении города». Весь город стал горячо молиться. Необъяснимый ужас обрушился на врага; они были окутаны густой тьмой и повернулись друг против друга. Так город был спасен 25 февраля 1170 года.
2. Одигитрия Чирская (или Псковская). В 1420 году страшная эпидемия разразилась в Псковской губернии. Люди в отчаянии искали утешения в молитве к Богу и Его Пресвятой Матери. 16 июля в церкви села Черска произошло великое знамение: из глаз иконы Божией Матери Одигитрии истекли слезы. Весть об этом чуде быстро распространилась, и множество людей стекалось поклониться новопрославленной иконе. Когда по повелению псковского князя икону перевезли в этот город, чудо повторилось: князь вышел навстречу иконе, а триумфальное шествие было остановлено и на месте отслужили благодарственный молебен. Затем икона была поставлена на постоянное место в Свято-Троицком соборе Пскова.
3. Богоматерь Ильинская-Черниговская. Эта икона была написана в 1658 году монахом и находилась в монастыре под Черниговом. Восемь дней 1662 года (16-24 апреля) икона плакала, чему было свидетелем все население Чернигова. По свидетельству святителя Димитрия Ростовского, «на это чудо все люди города Чернигова смотрели с большим страхом». Историк того времени Величко так объяснял причину плача: этим Богоматерь явила Свою особую любовь и милосердие к верующим, почитающим Ее икону, а также Свое сострадание к бедственному положению православных малороссов, страдавших от несчастий гражданской войны, плена и тирании. В том же году татары напали на Чернигов и опустошили его; здесь, видимо, и была конкретная причина слез Богородицы. Монахи заранее услышали об этом нападении и скрылись в пещере преподобного Антония Печерского; татары разрушили большую часть монастыря, но не нашли монахов и не причинили иконе никакого вреда.
4. Каплуновская Казанская икона. Эта икона была явлена благочестивому священнику в сельце Каплуновка Харьковской губернии в 1689 году. По сну, привидевшемуся ему несколько ночей тому назад, он купил у третьего из трех странствующих иконописцев восьмую икону, предложенную им — Казанскую Богородицу. Он поставил икону у себя в комнате и день и ночь теплил перед ней свечу. В ночь на третье воскресенье он увидел во сне Деву необычайной красоты, Которая, коснувшись его рукой, сказала ему: «Иерей Иоанн, не вынуждай Меня быть в твоей храмине, а отнеси в Мою церковь!» Церковь в Каплуновке была в честь Рождества Богоматери. Когда отец Иоанн проснулся, келья его была озарена ярким светом. Он собрался с духом, подошел к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся по доске слезы. Он тотчас же созвал народ и рассказал им об иконе; и после того, как перед ней был отслужен молебен, икона была торжественно перенесена в храм, где прославилась многими чудесами. Двадцать лет спустя икона приобрела национальное значение, когда шведы прошли через Каплуновку во время вторжения в Россию; Царь Петр вызвал к себе священника с чудотворной иконой, которую и оставил в своем войске и перед Полтавской битвой усердно молился перед ней. После победы русских икона была перевезена в Москву, а затем возвращена в Каплуновку; Царь Петр украсил ее ризой и сделал ковчег.
5. Казанская икона (Тамбовская). Когда святитель Питирим был епископом Тамбовским, ему пришлось нелегко: нравственный облик города был низок, и ему приходилось много бороться, особенно с вновь прибывшими в город. С этой целью он поставил на двух главных воротах города две превосходные иконы: одну Распятия и одну Казанской Божией Матери. Последняя икона находилась в старом Тамбовском соборе и прославилась дивным чудом. Согласно Тамбовской летописи, «6 декабря 1695 года во время всенощного бдения в деревянной соборной церкви слезы потекли из очей Казанской Божией Матери...» Вероятно, после этого чуда икону было повелено поставить на городских воротах для всеобщего почитания. Многие стали приходить к иконе просить помощи в своих скорбях; почитание иконы возросло, хотя она, видимо, больше не плакала, и были исцеления.
6. Сокольская икона в Румынии. Эта икона пребывала в церкви Православной Духовной академии в Сокольском монастыре в Румынии. После Литургии 1 февраля 1854 года было замечено, что икона плакала. Ректор семинарии епископ Филарет (Скрибан) был среди очевидцев этого чуда. Он вынул икону из оклада, внимательно ее осмотрел, вытер следы слез кусочком черной ткани, из которой пошиваются одеяния духовенства) и вернул икону на место. Затем попросил всех выйти и запер церковь. Когда ректор вместе с преподавателями и семинаристами вошел в церковь несколько часов спустя для совершения вечернего богослужения, все были поражены, увидев вновь удивительный поток слез из глаз Богородицы. Ректор тотчас же отслужил молебен и акафист пред иконой. Вскоре о чуде узнала вся Румыния, и начались паломничества в монастырь для поклонения ей. Весть о ней достигла и России и нашла место в главе («Народ Божий») романа Толстого «Война и мир», где она подверглась кощунственному обращению со стороны автора, как всегда не желающего принять Божью благодать. Чудесный поток слез бывал то ежедневно, то с перерывом в два, три, четыре дня. Потому многие могли видеть настоящее чудо слезоточения, а те, кто не видел его, могли, по крайней мере, видеть следы слез. Даже скептики уверялись в чуде. Некий полковник был послан командующим Австрийскими оккупационными войсками (во время Крымской войны) для того, чтобы убедиться в подлинности чуда, и, к своему изумлению, он стал свидетелем настоящего потока слез. Важное свидетельство о чуде оставил епископ Мелхиседек Румынский, один из первых его очевидцев. Тридцать пять лет спустя после того события он рассказал о том, как долго обдумывал он вопрос о значении слез Богородицы. И пришел к выводу, что такие плачущие иконы, известные и в другие времена, всегда предвещали суровые испытания для Церкви Христовой и для всего народа. История подтвердила этот вывод относительно румынской плачущей иконы. Во время Крымской войны Молдавское княжество было оккупировано австрийскими войсками и подверглось тяжким испытаниям. Сокольский монастырь ожидала особенно печальная судьба: этот прежде могучий религиозный центр Румынии, веками бывший рассадником просвещения, был закрыт, семинария была переведена в другое место, а монахи разогнаны.
7. Смоленская икона Нижегородского Печерского монастыря. В житии замечательного и святого старца иеромонаха Мардария есть такой случай: В 1854 году к старцу пришла бедная вдова, у которой была больна дочь, чтобы взять масло из лампады, постоянно горевшей перед иконой Смоленской Божией Матери в монастырской церкви. Старец пошел с ней в церковь – и увидел слезы, текущие из глаз Богородицы. Удивленные, они долго молились перед иконой, не понимая, что означают слезы. Вдова вытерла тряпкой слезы с иконы и вместе с маслом принесла ее домой; слезы и масло вместе исцелили больную девушку. Старец между тем рассказал монаху о слезах и заметил: "Это означает нечто необыкновенное; все ли в порядке в Петербурге?" Менее чем через неделю было получено известие, принёсшее горе всей России – о неудачах Крымской войны.
8. Тихвинская икона Афонской Горы. Эта икона Божией Матери находится на Афоне, в Ильинском скиту. 17-го февраля 1877 года она прославилась чудесным истечением слез.
Это чудо совершилось в четверг, на второй неделе Великого поста. После того как были отправлены великопостные часы, в соборной церкви во имя святого пророка Илии остались семь человек монастырской братии. В третьем часу дня все они заметили на иконе Божией Матери Тихвинской, находившейся в киоте за престолом в алтаре сей церкви, ясный след слез, истекших из правого глаза чрез всю икону вниз и остановившихся на раме иконы. Из левого же глаза тут же, в присутствии всех семи иноков, одна большая капля скатилась вниз. Видевшие это чудо вынули из киота икону Богоматери и тщательно ее осмотрели со всех сторон. Образ оказался совершенно сухим. Братия вытерли слезы ватой начисто и потом опять поставили икону на место. После этого все вышли из церкви и двери заперли на ключ, чтобы никто туда не мог входить. Через три часа, то есть в половине седьмого, простучали в доску к вечерне. Церковь была открыта, иноки вошли в нее. На Тихвинской иконе они опять увидели не совсем ясные следы слез из обоих глаз Божией Матери. Слезы, истекавшие из правого глаза изображения Богородицы, остановились на правой ланите, затем на груди и внизу на раме. Слезы же, истекавшие из левого глаза, остановились на правой благословляющей руке Предвечного Младенца, и она была вся смочена этими слезами. В то же время на левом глазу иноки заметили большую слезную каплю. Последняя только через четверть часа скатилась по иконе вершка на три. Иноки опять вытерли слезы на иконе, но после этого чудесное истечение слез не повторялось. Иноки скита в этом истечении слез усмотрели чудесное знамение милости Небесной Царицы и установили ежегодно праздновать 17-го февраля в честь Божией Матери.
9. Богоматерь Пружанская, Польша. Одно из самых значительных событий современности произошло 9 апреля 1934 года в соборе святого Александра Невского города Пружаны. Это была пасхальная пятница. Из глаз Богородицы, изображенной стоящей рядом с Христом на Кресте, потекли слезы. Свидетелями этого необыкновенного чуда стали не только православные верующие, но и католики, сектанты и даже неверующие. Все они свидетельствовали об этом факте и перед специальной следственной комиссией, посланной епископом Полесской епархии. Эта комиссия после тщательного расследования признала бесспорность чуда. Весть о чуде быстро распространилась по всей епархии и окрестностям. Начались паломничества. Все лето 1934 года люди тысячами стекались к чудотворной иконе, а крестные ходы к иконе продолжались и в последующие годы.
———
Эти примеры плачущих икон в истории Православной Церкви позволяют взглянуть на современные плачущие иконы в исторической перспективе и сделать о них некоторые общие утверждения. Они не новы в православном опыте, но встречаются крайне редко, и очень немногим дано увидеть слезы Богородицы более одного раза в жизни. Однако отклик на них со стороны православных верующих всегда один и тот же, исходящий из христианского сознания, развивающегося в человеке по глубине его участия в жизни Церкви.
Своими слезами Богородица показывает Свою близость к людям, Свою заботу о них, силу и теплоту Своей молитвы о них. Ее заступничество за род человеческий становится видимо в Ее слезах. Видя это чудесное знамение, православные христиане сами побуждаются к горячей молитве; ответом первых свидетелей плачущих икон на протяжении веков всегда было немедленно совершать перед ними молебен, и иконы становятся после этого центром паломничества.
Но помимо общей цели призыва христиан к молитве, плачущие иконы почти всегда выполняли более конкретную функцию. Они были знаком для верующих, иногда одного города, иногда целой провинции или народа, предзнаменованием надвигающегося несчастья, затрагивающего всех; редкость этого знамения указывает на необычайный характер события, которое оно предвещает. Слезы Богородицы – это своего рода последнее предупреждение о надвигающейся катастрофе, которая всегда, как хорошо известно православным христианам, посылается Богом как наказание за грех и последний призыв к искреннему покаянию и горячей молитве. Результат не всегда однозначен. Действительно, часто за плачущими иконами следовали несчастья; но иногда, после большой опасности, катастрофу удавалось предотвратить. Здесь, как и во всех отношениях Бога с людьми, важную роль играет свобода человека; сила и глубина отклика человека на небесные слезы помогают определить, удастся ли предотвратить несчастье.
Однако из всех плачущих икон новые плачущие иконы Америки являются самыми необычными. За одной плачущей иконой последовала вторая, а затем и третья; и слезы были не день и не неделю, а – от третьей иконы – уже более пяти лет. Если плачущие иконы вообще были знамением для верующих, то и эти новейшие иконы, несомненно, являются таковыми. Что именно они предвещают, никто, конечно, сказать не может; но что бы это ни было, оно, очевидно, касается всех православных людей в Америке, а может быть, и всего народа. Конечно, сегодня в Америке есть многое, что может навлечь Божественное наказание. Во многих Православных Церквях Америки отход от традиционной Православной веры и практики зашел настолько далеко, что союз с отступнической Римской церковью стал логическим следующим шагом, и есть признаки того, что этот шаг не заставит себя долго ждать; множество православных верующих ослабляют дисциплинированную духовную жизнь, предписанную Церковью, чтобы следовать все более снисходительному примеру американского населения; и это же самое население не выказывает никаких признаков того, что видит в своей еще свободной стране последний оплот против пожирающего душу монстра коммунизма, а скорее отказывается от последнего остатка христианской совести, чтобы вести жизнь, вдохновленную безразличием и атеизмом, тем самым ускоряя приход всеобщего безбожного режима.
Не одна Америка стала свидетелем слез Богородицы в наши дни. В Новой Зеландии фотография Тихвинской Божией Матери Афонской, которая сама плакала в 1877 году, начала плакать в июне 1956 года и продолжает периодически плакать с тех пор; эта икона была получена в 1952 году от монаха на Святой Горе. А в Греции, в селе Ерсова близ горы Афон, примерно в то же время литография иконы Божией Матери сорок дней подряд плакала такими обильными слезами, что их собирали в бутыли. Возможно, эти знаки на далеких континентах родственны американским плачущим иконам, и все они вместе предвещают какое-то событие, волнующее весь мир. Некоторые монахи на Афоне и в других местах полагают, что они относятся к событию, для которого, как указывают многочисленные другие признаки, мир, казалось бы, уже созрел: рождение антихриста.
Несомненно то, что эти слезы Божией Матери обращаются непосредственно к сердцу каждого православного верующего, призывая всех к покаянию, исправлению жизни и возвращению к православной вере и традициям во всей их полноте.
Евгений Роуз.
ИСТОЧНИКИ:
Икона 1: Свят. Димитрий Ростовский. Жития святых (сентябрь).
Иконы 2, 3, 4, 5, 6, 8: Е. Поселянин, Богоматерь.
Иконы 5, 7: Еп. Никодим Белгородский, Русские подвижники XIX и XX веков (июль, с. 537; апрель, с. 104-5).
Икона 9: Протоиерей Николай Домбровский, в Православной Руси, 1950 г. (№ 10).
Современные плачущие иконы:
В Америке: Православная Русь, 1960 (№ 6, 8, 16, 19).
В Новой Зеландии: Православная Русь, 1962 (№ 4).
В Греции: Православная Русь, 1960 (№ 10).
5. ОТКРОВЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ СЕГОДНЯ.
Из тайной жизни верующих в СССР; город Куйбышев, 1950 год.1
[В обратном переводе.]
___
1. Документ, недавно полученный из СССР; Православная Русь, 28 мая 1965 г. В сокращении.
ПУСТЬ ВСЯ земля с благоговейным сердцем склонится пред Тобою и воспоет Тебя и Имя Твое, Всевышний. Желая многих обратить от пути нечестия к истинной вере, Господь допустил девице такое кощунство! Взять икону святого Чудотворца Николая и потанцевать с ней! Пусть все познают наказание Господне и Его великую милость. Бездна греха вызывает бездну милости Божией, и сила благодати изобилует там, где умножается грех.
На Новый год по новому календарю, когда христиане соблюдают Рождественский пост, Зое пришла в голову идея устроить вечеринку с танцами. Ее верующая мать протестовала и сама в тот вечер пошла помолиться в церковь. На вечеринку пришли семеро молодых людей и образовали пары для танцев. Не пришел парень Зои Николай. Недолго думая, Зоя взяла икону святителя Николая Чудотворца и сказала: «Я с ним потанцую». Зоя не послушала предостережений подруг, ответив: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет».
С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор.
Никакие усилия приехавших врачей не смогли вернуть ее в нормальное состояние. Иглы гнулись и ломались о ее окаменевшую кожу; но сердце ее билось, и она была жива – ибо благ Господь и милость Его в роды... Ноги ее были словно прикованы к полу...
В первые дни дом был окружен толпами людей; но вскоре здание закрыли для посетителей. На дежурстве постоянно находились двое милиционеров, сменами по восемь часов. И именно эти стражи, подобно римским воинам у Креста и у Гроба Господня, были первыми свидетелями происходивших великих знамений и чудес.
Непрерывное молчание Зои однажды в полночь было нарушено криками, напугавшими охрану и ее скорбящую мать, которая все время проводила в молитве. Несколько охранников поседели и потеряли рассудок от ужаса при полуночных криках: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!» На Рождество пришел иеромонах Серафим [Тяпочкин], полный веры и доброй воли. Он отслужил водосвятный молебен перед образом Святителя и со страхом Божиим и верой извлек икону из рук Зои, сказав при этом: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть, на Пасху)».
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы пришел благочестивый старец и по Промыслу Божию был допущен к Зое. Милиционеры слышали, как он ласково говорил ей: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли, там стояла лишь одинокая холодная фигура Зои. И в тот же день у девушки открылся рот, когда они спросили, куда делся старик. Зоя ответила: «В передний угол ушел». Дивен Господь во Святых Своих, Бог Святой Руси!
Прошло четыре месяца, 123 дня, и тогда, в ночь Светлого Христова Воскресения, Зоя стала взывать громким голосом: «Молитесь! Страшно, земля горит! Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!.. Молитесь!»
С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, и о земле, горящей в беззакониях. «Как ты жила, кто тебя кормил?» – «Голуби меня кормили»; и в этом ясно возвещалось прощение Господа, прощающего грешников и посылающего благодать Святого Духа на Свои создания... Господь помиловал ее по заступничеству милосердного Чудотворца святителя Николая.
Множество людей обратилось к вере. Многие спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить. В страхе и слезах люди молились о прощении своих грехов.
В третий день Пасхи Зоя отошла ко Господу, пройдя мучительный путь предстояния пред лицом Господним для искупления греха своего; и Дух в образе голубя сохранил жизнь ее свято и тайно, чтобы она пробудилась от сна в Светлый праздник Воскресения Христова, обновив тело воскресшей души для жизни вечной. Ибо само слово Зоя означает жизнь.
Аминь.
6. НОВЫЕ КНИГИ.
РУССКАЯ АМЕРИКА, ВЕЛИКОЕ АЛЯСКИНСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, 1741—1867 гг. Гектор Шевиньи. Викинг Пресс, 1965. 274 стр. 5,95 доллара.
Русская Америка была центром торговли и исследований, а ее столица — Ново-Архангельск (Ситка) — сформировавшимся городом с собором, семинарией, колледжем и двумя научными институтами, когда запад Соединенных Штатов еще только осваивался, а Сан-Франциско был деревней с населением менее ста жителей. Мы мало что знаем о нашем Православном наследии в Америке; на английском языке мало что доступно, и еще меньше чего-то, что могло бы дать общее представление о его происхождении и мотивах, которые его породили. Талантливый эксперт по Аляске Гектор Шевиньи, написавший ранее две весьма ценные биографии деятелей Аляски в российский период, недавно опубликовал великолепную книгу, мастерски рисующую широкую историческую панораму всего аляскинского предприятия, которое должно было принести Святое Православие на этот континент. Именно с этой точки зрения мы хотим обратить внимание читателя на эту ценную работу.
Книга, хорошо проработанная и трогательно написанная представляет собой вероятно лучшую раннюю историю Аляски; и хотя вопрос Православия не рассматривается в ней намеренно, тем не менее, размах повествования достаточно отражает следы святости в прошлом Аляски. Но, несмотря на высокую похвалу, которую заслуживает автор, мы должны предостеречь читателя о явном недостатке книги, недостатке, который раскрывает отсутствие у автора конкретного понимания самой сути ранней истории Аляски. Таково его отношение к миссионерам Аляски. Автор, человек Запада до мозга костей, вполне естественно судит глазами, которые видят в миссионере просветительского и административного функционера, несущего язычникам так называемый цивилизованный образ жизни. Как бы ни было проникнуто его отношение к русской Аляске, православное понимание миссии остается для него явлением неизвестным. Он не видит в этих работниках того, чего вся цивилизация не видит в Христианстве – Самого Христа. Но именно это они и отражали более всего; это то, ради чего они сами пришли и что им, несмотря на неблагоприятные условия, в которых они работали, на их беспомощную нищету и отсутствие управленческих способностей, удалось дать диким язычникам – благовестие о Господе нашем Иисусе Христе. Это их христоподобие сделало некоторых из них явными святыми, но к этому острый ум автора совершенно слеп.
В конце концов, какова была цель всего этого энтузиазма, всех денег и талантов, вложенных в колонизацию Аляски? Для нас, молодых православных американцев, Аляскинский проект был полем битвы, на котором Святое Православие должно было выйти на американский континент, чтобы сиять на протяжении многих лет как свидетельство Истины, пришедшей на эту землю, чтобы преобразовать людей в новые существа.
Глеб Подмошенский.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО, ТОМ 1, 1965 г.
ОПЕЧАТКИ:
Страница 17, строка 10 сверху For fufill read fulfill
Страница 29, строка 8 сверху For after read just before
Страница 41, строка 4 For yealded read yielded
Страница 41, строка 8 сверху For who read who
Страница 87, нижняя строка For Emperor read Tsar
Страница 98, строка 14 сверху Е. Поселянин не умер до русской революции, а был казнен большевиками, став, таким образом, «новомучеником» коммунистического ига.
Страница 135, строка 14 сверху For pute read pure
Страница 141, строка 5 For Tone 4 read Tone 7
Страница 215, строка 15 For weeks read months
Страница 221, строка 15 Вместо двух главных ворот читайте «главные ворота».
___
В следующем номере «Православного Слова» будет житие святого Марка Анахорета с иллюстрациями покойного Фотиса Контоглу; полный текст св. Григория Паламы о непрестанной молитве; «Неделя Православия» архимандрита Себастьяна Дабовича; и другие статьи, включая отчет и обсуждение важных последних событий в православном мире.
___
Будет опубликовано отдельно в 1966 г.:
Отец Герман, Аляскинский святой, труд Ф. Гольдера, и четырнадцать чудес отца Германа.
Истоки Святого Православия в Сан-Франциско, 1859-1900 гг. Дж. Грегерсона. Первые годы Русской Православной Миссии в США; первая книга из запланированной серии разных авторов: «История Православной Церкви в Америке».
Даты публикации будут объявлены в «Православном Слове».
ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ В АМЕРИКЕ
Начинается второй год издания.
ПРАВОСЛАВНОЕ СЛОВО
ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ, ВЫХОДЯЩЕЕ РАЗ В ДВА МЕСЯЦА
Посвящается изложению Святого Православия на английском языке. Подписка: Один год — 3 доллара США; два года $5,00
Постоянные рубрики:
ЖИТИЯ СВЯТЫХ
ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
ЧУДЕСНЫЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ИКОНЫ ВЕЛИКИХ ПРАЗДНИКОВ
ВЕЛИКИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ИЕРАРХИ 19-20 ВЕКА
МАРТИРОЛОГ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИГА
ПРАВОСЛАВИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ МЕСТА АМЕРИКИ
Писать по адресу:
ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНСКИЕ КНИГИ И ИКОНЫ 6254 ГИРИ БУЛЬВАР, САН-ФРАНЦИСКО, КАЛИФОРНИЯ 94121
Свидетельство о публикации №225091201755