Казаки станицы Брюховецкой и хутор Нардегин

            Напечатано в газете "Вперёд" в мае 2015 года 

     Прошло более 72-х лет после того боя, когда казаки 4-го кавалерийского полка     (с 27 августа  30-й гвардейский) были вынуждены оставить обороняемый ими хутор Нардегин.  В том бою недалеко от разъезда 259 км железной дороги Кущёвская – Ейск погиб заместитель командира полка по строевой части майор Волик Николай Яковлевич. Ввиду тяжёлого положения  майор Волик Н.Я. не был похоронен и остался на поле боя. Через несколько дней оккупационные власти немцев разрешили хоронить наших павших казаков. Основная часть погибших была захоронена на небольшом кургане возле  железной дороги в километре  юго-восточнее хутора Нардегин. Покоятся казаки там и сейчас. Тела отдельных павших казаков хоронились местными жителями на месте гибели.  Так был захоронен и майор Волик Н.Я. 

     По словам ныне покойной Клавдии Алексеевны Прищепа ею  был похоронен убитый командир, которого она обнаружила сразу за своим огородом. После освобождения хутора от немецких войск три казака, в том числе и майор Волик Н.Я.,  были извлечены из мест первичного захоронения  и перезахоронены в братскую могилу во дворе школы. По утверждению некоторых старожилов хутора Нардегин, в братской могиле перезахоронено четверо казаков. Вскоре по решению Шкуринского сельского совета при материальной помощи руководителей колхоза имени Максима Горького на месте братской могилы был сооружён памятник.
   
     Все ученики начальной школы хутора Нардегин  принимались в пионеры у этого памятника. Ученики под руководством наших учителей Марченко Андрея Дмитриевича, Дербенцевой Таисии Алексеевны и Кучеренко Николая Федотовича  с любовью ухаживали за братской могилой павших казаков.

    Со временем ученики повзрослели, практически все разъехались и сейчас в хуторе мало кто из них живёт. Нет уже и самой школы. Памятник силами администрации Шкуринского  сельского поселения в настоящее время содержится в хорошем состоянии. Но, к сожалению,  фамилии захороненных казаков на памятнике не сохранились.

     У меня давно появилось желание восстановить забытые имена, но почти семь лет это не удавалось сделать. Но вот однажды в разговоре с Николаем Яковлевичем Будревич я затронул эту тему и он сразу же назвал три фамилии, которые были в своё время написаны на памятнике: Волик, Сидоренко и Лукаш.  На мой вопрос – как же он не забыл фамилии, Николай ответил, что ещё со времени приёма его в пионеры он навсегда запомнил их. А установить остальные данные захороненных казаков для меня было уже, как говорят,  делом техники. Через интернет на сайте «ОБД-мемориал»  я нашёл среди одного из донесений о безвозвратных потерях 9 гвардейской  кавалерийской дивизии августа 1942 года фамилии двух казаков: заместитель командира 4-го кавалерийского полка по строевой части майора Волик Николая Яковлевича из станицы Брюховецкой и казака сабельного взвода НКВД  Сидоренко Якова Михаловича из Ленинградской. А вот данные  третьего  захороненного  – Лукаш – установить не удалось. Возможно Лукаш вообще не из 9-й гвардейской кавалерийской дивизии. По архивным документам, да и из рассказов старожилов в хуторе во время боёв стояла артиллерийская батарея из полка, в состав 17-го (4-го гвардейского) кавалерийского корпуса не входившего. Не исключено, что Лукаш из состава этой батареи.

    Когда в Кущёвскую перед совершением конного пробега в честь 70-летия Победы  прибыли казаки из  станицы Брюховецкой,  я встретился с их  атаманом – Игорем Николаевичем Сурмач – и назвал фамилию Волик Николая Яковлевича. Оказалось, что казаки Брюховецкой уже долгое время разыскивают место захоронения своего земляка. Ведь именно Волик Н.Я. формировал добровольческую казачью сотню Брюховецкого района в ноябре-декабре 1941 года.

   И вот 30 апреля 2015 года в сопровождении атамана Ейского отдела казачьего полковника Бережного Василия Борисовича в хутор Нардегин  прибыли казаки станицы Брюховецкой. 

   К памятнику казаки подходили с обнажёнными головами.  Атаман Брюховецкого казачьего районного общества Сурмач И.Н. выступил перед казаками и жителями хутора, рассказал о майоре Волик Николае Яковлевиче. Другие казаки Брюховецкой дополнили выступление своего атамана. Казачий полковник Бережной В.Б. также взял ответное слово. О братской могиле и хуторе гостям рассказал старший квартальный Пивень Василий Васильевич. Затем казаки почтили память захороненных казаков минутой молчания и возложили цветы.
      
    Перед отъездом атаманы Бережной В.Б. и  Сурмач И.Н. договорились о совместной работе по перезахоронению павших в бою у хутора Нардегин казаков.

    Вот так, перед празднованием нашего великого праздника  70-летия Победы, казаки из Брюховецкой наконец-то нашли место захоронения своего земляка – майора Волик Николая Яковлевича.

       Экскурсовод районного исторического музея, член общества историков-
       архивистов Дрига А.А.                5 мая 2015 года


      PS. В 2020 году удалось установить боевой путь Лукаш Андрея Андреевича.  Родился в 1896 году в г. Серенч, Венгрия. Во время Первой мировой войны был пленён Русской императорской армией. Во время гражданской войны перешёл на сторону Красной Армии. Перед войной проживал в станице Новодеревянковской и работал председателем колхоза «Красная Звезда». В 1941 году в добровольном порядке вступил в формируемую казачью сотню, которая вошла в состав 4-го кавалерийского полка  12-й казачьей кавалерийской дивизии. С 17.06.1942 года из полка он был откомандирован в заградительный эскадрон дивизии  – особый отряд НКВД.  2 августа 1942 года заградэскадрон был направлен  на усиление 4-го кавалерийского полка, оборонявший хутор Нардегин. В бою за хутор погиб.

      В 1966 году его сын, Лукаш Виктор Андреевич (в то время проживал в Волгограде-65 на улице Ногина дом 46) сделал запрос в Главное управление кадров МО СССР о судьбе своего отца. В результате поисков удалось узнать только место службы Лукаш А.А., его должность,  но место захоронения установлено не было.

      Мною был был сделан запрос в администрацию сельского поселения станицы Новодеревянковской – ответа не получил.

PSS.   В 2022 году памятник был отреставрирован, прилегающая территория облагорожена силами и средствами работников газокомпрессорной станции магистральных газопроводов, расположенной в районе станицы Кущёвской.


Рецензии