07. 083 Санги-Мугань, или Свиной остров Азербайджа

07 Речные и озерные острова

07.083 Санги-Мугань (Азербайджан)

Один из 14 островов Бакинского архипелага необитаемый остров Санги-Мугань (0,5 км2; 1,1 х 0,9 км) расположен в Каспийском море, на восточной оконечности Апшеронского полуострова. Остров лежит на юге Бакинской бухты, в 16 км от побережья Азербайджана (Ленкорани). Высшая точка — 21,7 м. Возле острова в 1669 г. произошло самое крупное в истории Каспия морское сражение, получившее название Бой у Свиного острова, в котором персидский флот был разгромлен казаками Степана Тимофеевича Разина (1630—1661), будущего предводителя Крестьянской войны (1670—1671).

Великие события делают великим место, в котором они произошли, будь это Шевардинский редут Бородино или крохотный островок Санги-Мугань, нареченный казачьим атаманом Свиным. В XVII в. это был полуостров, соединенный с берегом перешейком (по одной из версий — мелководным проливом), по которому на него проникли кабаны. Говорят, они водятся там и сегодня. Основу же топонима «Санги-Мугань» составляет персидское «санг» — камень, а «Мугань» это название прибрежной местности. Именовался остров и Санги-Музаффар.

Вкратце история сражения такова.

В 1667 г. двухтысячный казачий отряд под водительством Разина направился в поход на нижнюю Волгу и на Яик, где заблокировал торговый путь на Волгу, грабил суда, совершал набеги на города, разгромил стрелецкое войско. В 1668 г. казаки «баловали» на Каспии, несколько раз участвовали в боях с войском персидского шаха Сефи II Солеймане.

Весной 1669 г. 23 низкобортных речных струга с 40 пушками причалили к Свиному полуострову и 1200 разинцев разбили на нем лагерь. Через несколько недель св. 3700 воинов командующего сефевидским флотом Мамед-хана Астаринского перешли по перешейку (или мелководью) и стали лагерем напротив них. Видя, что силы неравны, разинцы решили покинуть свои позиции. Едва они на стругах отплыли от берега, подошла персидская флотилия и сняла своих воинов с Санги-Муганя. 20 сефевидских кораблей (бусов) перегородила казакам путь к материку, а  50 перекрыли отступление в открытое море. Мамед-хан выстроил свои корабли в 2 линии и приказал связать их цепями друг с другом, чтобы поймать разбойников, как рыбу в невод.

При такой диспозиции казакам вырваться из вражеского кольца было весьма непросто. Разин обманул персов. Струги полетели в открытое море, бусы — за ними! Неожиданно разинцы развернулись и устремились на флагманский корабль Мамед-хана, обстреливая его из пушек и пищалей. Тот, подожженный, стал тонуть, увлекая за собой соседние бусы. Хан смог перебраться на один из них, успевший сбросить цепь. Сефевиды принялись разъединять свои корабли, но казаки оказались проворнее их и смогли потопить практически все бусы. Разинцы цеплялись к персидским судам и поражали персов с помощью длинных жердей с привязанными пушечными ядрами и зажигательными снарядами. К тому же сефевиды, испугавшись яростного натиска и абордажных атак, в панике прыгали в воду и тонули. Спаслось всего три шахских корабля вместе с Мамед-ханом.

По преданию, Разин, потеряв несколько десятков человек, захватил 33 персидские пушки, несколько сотен пленных, в т.ч. сына и дочь Мамед-хана, и ушёл к Астрахани. Сдав царским властям пленных, морские струги и пушки, атаман с казаками подался на Дон. Впереди их ожидала война с «боярами и богачами», слава, предательство и смерть. Народ же увековечил в песне «Из-за острова на стрежень» не столько Битву у Свиного острова, сколько судьбу плененной персиянки: «Мощным взмахом поднимает / Он красавицу княжну / И за борт ее бросает в набежавшую волну». Интерпретируя фольклор, специалисты задались вопросами  — была ли на острогрудом струге княжна, принес ли ее Стенька Разин в жертву Волге-матушке или сбросил  в воду спьяна — но кто же им скажет? Донские казаки решили вопрос однозначно: атаман в ответ на насмешки и требования товарищей бросает с ладьи «девку-басурманку» со словами: «Волга-матушка! Много ты подарила мне серебра и злата, бархату и всякого добра. Много я добыл у тебя и чести, и славы, а еще ничем не отблагодарил. Вот, возьми от меня подарочек! От сердца рву!»

Сведения о Свином острове весьма скудны даже в азербайджанских источниках. Известно, что с I до VII в. Свиной точно был полуостровом, а в к. XIII в., когда уровень воды в Каспии поднялся, оказался островом. Дальнейшие периодические колебания уровня то обнажали перешеек, то скрывали его под водой.

Санги-Мугань находится в зоне многочисленных грязевых вулканов, залегающих на глубине от 10 до 900 м. На остров порой налетают ураганы, накатывающие на берег волны высотой 1,5 м. На полупустынном острове с редкой растительностью некогда находилось крупное лежбище каспийского тюленя. Эксплуатация судов, нефтяных и газовых месторождений отпугнула животных и нанесла определенный урон экологии этой территории. Акватория острова загрязнена также сбросами в море отходов с промышленных, жилых и бытовых объектов, расположенных на побережье. Для контроля экологии Бакинского архипелага и др. близлежащих островов на Санги-Мугане создана автоматическая станция мониторинга загрязнения воды. Есть на острове и маяк с таким же названием.

Иногда,  когда прибрежные воды немного очищаются естественным образом, в них появляются осетры. Здесь можно увидеть птиц: сельдевых чаек, поганок, чирковых уток.

Одно из названий острова переводится как «Камень огня» — не драгоценный опал, а место огня. Называли его и «Камень магов». По преданиям, на нем совершали мистерии зороастрийские жрецы. В связи с этим археологи намерены исследовать дно южной бухты острова, а на нем самом зороастрийцы-огнепоклонники хотят построить свой храм.

Рисунок из Интернета. Санги-Мугань
https://kulturologia.ru/blogs/110119/41922/


Рецензии