Ограничит ли Трамп экспансию Китая
Инвестиции Пекина - рычаги влияния
Kитай представляет собой образец успешного экономического развития. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в стране с 90-х гг. постоянно превышал 8% вплоть до 2010-х гг., и по оценкам, в 2019 г. этот показатель хоть и несколько снизился, но все равно превысил 6%. Этот устойчивый экономический бум привел к исторически беспрецедентному росту богатства и уровня жизни. В начале 80-х гг. более половины населения Китая жило за чертой бедности. Сегодня же китайцы стоят на первом месте в мире по покупкам предметов роскоши. Экономические успехи Китая вызывают восхищение и детально изучаются во всем мире.
Все большее число стран поддаются искушению перенять экономический подход Пекина и заменить модель свободного рынка на управляемый государством капитализм. Особенно привлекательна эта модель для развивающихся стран, у которых пример Китая порождает надежды на то, что и они тоже смогут догнать развитые страны. Даже некоторые европейские страны обращают взоры к Пекину в поисках экономических ориентиров. Вашингтонский консенсус экономических реформ скоро может быть заменен на Пекинский консенсус. Как следствие этого, не удивительно, что страны по всему миру активно добиваются сотрудничества с Китаем с тем, чтобы получать выгоды от экономического взлета Китая и стать частью экономического чуда.
Для Китая же этот климат означает возможность использовать экономические средства для повышения своего глобального политического влияния. В зависимости от экономической ситуации конкретной страны, Китай использует различные формы экономического маневрирования, приспосабливаясь под специфические экономические потребности каждой страны. В широком плане, развитые экономики в основном заинтересованы в торговом сотрудничестве между местными и китайскими компаниями; экономики средней категории в основном хотят привлечь китайские инвестиции для развития местных бизнесов; а развивающиеся и совсем молодые государства, как правило, хотят получить китайские займы для финансирования своих проектов развития.
В Европе китайская модель экономического развития вызывает неоднозначную реакцию. В странах с развитой экономикой, таких как Франция и Германия, тесное экономическое сотрудничество с Китаем стало подвергаться критике после того, как китайские государственные компании стали скупать большие доли акций в ключевых экономических секторах этих стран.
Многие страны со средним экономическим потенциалом приветствовали Китай и приглашали китайский бизнес с распростертыми объятиями.
Наиболее крупный китайский заем под инфраструктурный проект в Европе был предоставлен Черногории на строительство скоростного шоссе Бар-Подгорица-Белград. Шоссе будет соединять Бар, основной морской порт Черногории, со столицей страны Подгорицей и протянется до границы с Сербией. В Черногории в настоящее время отсутствуют скоростные шоссе, и руководство страны надеется, что эта новая дорога повысит возможность связи между отдельными пунктами страны, а также и остальной Европы, став частью европейской сети шоссейных дорог. На сегодняшний день Китай предоставил займы на 1,3 млрд. евро; причем 85% этой суммы выплатил государственный Экспортно-импортный банк Китая. Это огромная сумма для Черногории, страны, весь ВВП которой в 2018 г. составлял примерно 4,6 млрд. евро.
Подряд на строительство дороги был отдан компании China Road and Bridge Corp. (CRBC) без проведения открытого тендера и в такой спешке, что в договоре о подряде очень много недоработок, например, не были предусмотрены дополнительные короткие полосы, позволяющие въезжающим с примыкающих дорог автомобилям безопасно влиться в поток движения на скоростном шоссе. Контракт освобождает CRBC от налогов на добавленную стоимость и таможенных пошлин в Черногории, и поскольку большинство рабочих прибыли из Китая, то местная экономика выиграла очень мало. Государственный долг вырос с 63% от ВВП в 2012 г. до 80% в 2019 г. в основном из-за проекта строительства шоссе. Первые 41 км дороги уже построен, но строительство следующих 80 км пока под вопросом, поскольку Черногория сталкивается с проблемами перефинансирования долга, несмотря на смещение в сторону модели партнерства общественного и частного сектора, что, возможно, приведет к тому, что построенная дорога станет платной.
Американский «мозговой трест» Центр мирового развития предупреждает, что Черногория столкнулась с опасностью попасть в долговую петлю из-за возможной финансовой ситуации, связанной с проектом ОПОП. Этот риск будет особенно высок, если новое шоссе не принесет желаемый экономический эффект. Сербия задерживает строительство участка дороги от Белграда до границы с Черногорией, порождая опасения, что это просто окажется дорога в никуда. Даже если Сербия и построит свой участок дороги, все равно сомнительно, что движение по этой дороге оправдает затраты на ее строительство. Черногория дважды предприняла попытки получить финансирование от Европейского инвестиционного банка, и оба раза неудачно, поскольку изучения целесообразности, проведенные международными консалтинговыми компаниями в 2006 г. и в 2012 г., сделали заключения об экономической несостоятельности проекта. В худшем случае Черногория окажется с огромным долгом перед Китаем, и не сможет поднять свой ВВП настолько, чтобы быть в состоянии выплатить эти займы. Контракт защищает Китай от дефолта по займу, давая ему право претендовать на территорию в качестве залогового обеспечения. В контракте также оговорено, что любое урегулирование споров будет проходить в Китае. Однако, даже большую ценность для Китая может представлять получение политического влияния. Черногория — член НАТО и кандидат на членство в ЕС. Политический союзник и плацдарм на юго-восточном фланге Европы может быть Китаю полезным. Некоторые воинственно настроенные комментаторы даже выражают тревогу по поводу того, что Китай может потребовать доступа для своих торговых и военных судов к портам Черногории в качестве альтернативной формы оплаты долга.
Пекин построил в Европе специальную экономическую зону, хвалебно называемую Китаем образцовым проектом инфраструктурной программы «Один пояс – один путь» - ОПОП.
А если взглянуть более широким взглядом, то можно прийти к выводу о том, что, хотя Черногория очень маленькая страна и не имеет большого веса в политическом смысле, она может служить отправной точкой для возросшего китайского влияния на Балканах и в Восточной Европе. Китай начал диалог с 17 странами Восточной и Юго-Восточной Европы, выразившими желание участвовать в проекте ОПОП. В числе стран т.н. инициативы Сотрудничества между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы (Китай — СЦВЕ), или 17+1, есть страны Западных Балкан, такие как Черногория и Сербия, но также есть и 11 членов ЕС, включая Чешскую Республику. И хотя еще рано говорить о том, будет ли Китай – СЦВЕ успешным форматом или нет, в нем содержится возможность того, что соревнование великих держав в этой части мира может оказаться в пользу Китая. Перед балканскими странами особенно остро стоит выбор между сближением с Европой и США и более глубоким сотрудничеством с Китаем. В какой-то степени такая позиция понятна, поскольку в полной интеграции в политические структуры Запада этим странам пока отказано, а Китай представляется очень привлекательным альтернативным партнером из-за своей динамичной экономики.
Однако, как показывает опыт Чешской Республики, даже страны-члены ЕС, имеющие доступ к финансированию проектов развития через Европейские структурные и инвестиционные фонды, не защищены от китайского влияния. Греция стала последней в списке стран-членов ЕС, присоединившихся к проекту Китай – СЦВЕ (в апреле 2019 г.), что расширило эту инициативу от формата 16+1 до формата 17+1. Бывшее правительство левого толка Алексиса Ципраса было очень положительно настроено по отношению к Китаю. С 2014 г. Греция и Китай подписали несколько соглашений о сотрудничестве и коммерческих контрактов на общую сумму в 4 млрд. долл. Наиболее важным китайским приобретением стал порт Пирей. Государственная компания China Overseas Shipping Group Co. (COSCO) начала инвестировать в инфраструктуру гавани еще в 2008 г., когда у порта Пирей была пропускная способность всего 430 тыс. контейнеров в год. COSCO вложила сотни миллионов долларов и повысила пропускную способность порта до 4 млн. контейнеров в год. С 2017 г. у COSCO 67% акций Управления порта Пирей; она также получила концессию на 40 лет на управление коммерческой частью гавани. Китай хочет использовать порт в качестве транзитного узла для «Морского Шелкового пути» и ворот в Южную Европу. Помимо стратегической важности инвестиций Китай также зарабатывает и политические дивиденды от своей бизнес-деятельности в Греции. Греция заблокировала критику со стороны ЕС положения с правами человека в Китае на заседании Совета ООН по правам человека, а также вмешалась, когда ЕС хотел осудить притязания Китая на территории в Южно-Китайском море после того, как Постоянный арбитражный суд вынес решение в пользу Филиппин. Посмотрим, изменит ли курс консервативное правительство Кириакоса Мицотакиса, пришедшее к власти в июле 2019 г. Традиционно консервативная партия Nea Dimokratika выступает за тесные связи с Западом, однако высокая степень экономической зависимости от Китая делает нереалистичным перемену курса в ближайшем будущем.
Греческий порт Пирей недалеко от Афин является основным терминалом, через который китайские товары поступают в Европу.
Черногория и Греция – две страны из небольшой группы европейских стран, участвующих в проекте ОПОП, в которых Китай уже действительно реализует крупномасштабные проекты. Большинство других стран все еще ожидают начала работ над запланированными или обещанными проектами. Просто поразительно, насколько страны стремятся присоединиться к формату 17+1, когда еще до сегодняшнего времени эта инициатива в основном основывается на обещаниях, а экономическая целесообразность предполагаемых проектов вызывает сомнения. Строительство скоростной железной дороги из Будапешта через Белград до Пирея отстает от графика уже на несколько лет, и в соответствии с оценками, проведенными венгерскими специалистами, потребуется как минимум 130 лет, прежде чем вложенные инвестиции начнут окупаться. Однако, обещаний и завышенных ожиданий сейчас достаточно, чтобы сблизить многие европейские страны с Китаем и пересмотреть некоторые аспекты своей политической лояльности.
Китай стремится позиционировать себя как благодетеля в сфере общественного здравоохранения и в роли образца для подражания в борьбе против вируса, что может способствовать завоеванию им определенных плюсов в международном соревновании великих держав. Когда в ЕС стали подходить к концу запасы медицинского защитного оборудования, и когда ЕС приостановил свой экспорт, то Сербия, кандидат на членство в Евросоюзе, объявила о том, что европейская солидарность умерла, и обратилась к Китаю за помощью. Этот инцидент может стать поворотным пунктом в международной ориентации Сербии. Разочарованная очень медленным процессом принятия ее в члены ЕС, Сербия уже интенсифицировала экономические отношения с Китаем и приобрела у Китая боевые беспилотники. Другие страны также могут обратиться к Китаю «за спасением», и похоже, что Китай готов оказать им помощь.
Технологии – еще одна сфера, в которой конкурируют США и Китай. Технологические достижения Китая превратились в источник дипломатического влияния. Его ведущие компании-разработчики — Tencent, Baidu, Alibaba and Huawei – уже конкурируют с американскими компаниями и в некоторых аспектах даже обогнали их. В Европе и США у них пока нет доминирующего присутствия, но оно быстро растет в других регионах мира. Китайская продукция в сфере информационных технологий (ИТ), такая как дешевые смартфоны, особенно популярна в Африке и на Индийском субконтиненте. Tencent и Alibaba являются соответственно шестой и седьмой крупнейшими корпорациями в мире по показателю рыночной капитализации. Lenovo стала ведущим производителем стационарных компьютеров и ноутбуков с долей на мировом рынке в 24%, вытеснив на второе место американского продавца ноутбуков Hewlett Packard (HP), у которого 22%. По мере того, как все больше людей в мире будут использовать китайское программное обеспечение и аппаратное оборудование, восприятие надписи: «Сделано в Китае» относительно к качеству продукции начнет меняться.
Технологическое лидерство может быть для страны способом продвижения на рынки и формирования отношения к себе. Например, Huawei считается конкурентом в области технологий 5G и предлагает продукцию по более низким ценам. Оборудование Huawei очень популярно у европейских телекоммуникационных компаний и уже широко используется в сетях 4G. Уже 47 европейских телекоммуникационных провайдеров подписали с Huawei контракты на оказание помощи в создании их сетей 5G, несмотря на интенсивные дебаты относительно информационной безопасности и шпионажа. Компания Huawei стала настолько популярной, что европейские телекоммуникационные провайдеры даже пытаются убедить политиков не исключать ее из национальных сетей 5G. Популярность Huawei даже еще более поразительна, если учесть, что она соревнуется с европейскими конкурентами Ericsson и Nokia. Ericsson была первой компанией, запустившей 5G на четырех континентах и подписала 79 контрактов в странах по всему миру на создание там сетей 5G. Сейчас в сфере ИТ-продукции штамп «Сделано в Китае» может звучать более привлекательно, чем «Сделано в Европе».
Вопрос создания сетей 5G стал настолько политизирован, что США сочли необходимым вмешаться и предупредить своих европейских союзников о том, что Соединенные Штаты пересмотрят свое сотрудничество в сфере безопасности со странами, которые в своих сетях будут использовать оборудование Huawei. Это сделало сети 5G, по сути, предметом соперничества великих держав, в котором европейские страны должны будут выбирать между США и Китаем. Примечательно, что большинство стран сделало выбор в пользу Китая, а не США. Китай успешно использовал экономическую зависимость стран ЕС в качестве болевой точки для получения нужных ему политических решений. Страны, рассматривавшие исключение Huawei со своих рынков, столкнулись с угрозами Китая в отношении европейских компаний, экспортирующих свою продукцию в Китай, и компаний, которые активно ведут в Китае свой бизнес. Страны, такие как Великобритания, поменявшие свое первоначальное решение и в конце концов отказавшиеся от использования оборудования Huawei в своих сетях 5G, сделали это после напряженных внутренних дебатов и после того как США наложили санкции на эту компанию, что может отрицательно повлиять на технологический уровень и степень безопасности ее продукции.
В своем выборе экономических и политических партнеров Европе все больше приходится разрываться между США и Китаем. Правительства европейских стран хотят знать, является ли китайская экономическая модель более эффективной, является ли Китай более обещающим экономическим партнером, является ли Китай более выгодным инвестором, предлагает ли Китай лучшие технологии? В Европе все больше отказываются от трансатлантического сотрудничества в пользу экономической привлекательности Китая. Это явление воспринимается многими странами как нечто само собой разумеющееся.
Чем опасны инвестиции со стороны Китая для нашей России?
Вспоминается формула Столыпина о том, что России нужно «двадцать спокойных лет». Сейчас нужна буквально пара спокойных лет — не в плане физического спокойствия, а в плане невысоких налогов и доступного финансирования. А этого мы пока достичь не можем. Поэтому Герман Оскарович Греф очень осторожно говорит, что мы находимся уже в рецессии, но выход из неё — дело будущего, хотя думать об этом надо уже сейчас.
Банк России недавно опубликовал аналитический материал, где сообщил, что впервые за много лет Россия в первом полугодии 2025 года полностью выполнила план по расходам. Исторически всегда этот показатель составлял 40-45% от годового плана. Это говорит о том, что денег в казне уже немного, дефицит растет. Возникает вопрос: где их брать? Налоги для физических и юридических лиц уже повышены. Объемы заимствований на внутреннем рынке ограничены.
Одним из способов может стать взаимодействие с международными финансовыми институтами - не МВФ, естественно, а с китайскими товарищами и партнерами. Но здесь есть определенные нюансы.
Китай рассматривает Россию как идеальный рынок сбыта, где может занять доминирующее положение практически во всех секторах. На автомобильном рынке доля китайских машин уже превышает 50% — это выше доли АвтоВАЗа. При этом китайцы ничего здесь не развивают — никаких производств, никаких совместных предприятий. У них стратегия как у Трампа с его Make America Great Again — «Китай превыше всего». Они не идут на партнерства, делают все на своей территории, а сюда поставляют готовую продукцию.
Финансирование в юанях — одна из опций, предполагающая, что входящие финансовые потоки в российской компании будут тоже в юанях. Но здесь множество подводных камней. Юань — не свободно конвертируемая валюта, его курс находится под жестким контролем КПК и китайского промышленного лобби. Финансовая интеграция в китайскую систему потребует от российских фирм еще больших уступок в автономности — они станут еще глубже вовлечены в китайскую монетарную систему и промышленные интересы.
При финансировании в юанях наши российские компании будут рисковать не только относительно процентной политики ЦБ России, но и относительно политики ЦК КПК.
Если китайское руководство захочет обвалить юань до 8-9 рублей или, наоборот, укрепить, придется принимать это как данность.
В монетарной системе китайцы готовы оказывать финансовую помощь, но взамен просят фактически утрату экономического суверенитета. Совместных российско-китайских компаний особо не создается — китайская стратегия экспансии не предусматривает интеграцию и синергию. Когда китайцы предложили Европе дружить против США, европейцы отказались и заключили торговую сделку с американцами, потому что боятся — китайцы могут их съесть. Российские компании находятся в еще более уязвимой позиции.
Поэтому дорогие кредиты в рублях сейчас рассматриваются российскими казначействами как гораздо более надежные, чем финансирование в юанях. По сути, Китай предлагает товарный бартер: юани некуда тратить, кроме как на китайские товары, а мы и так зависим от китайского импорта на 80-90% в большинстве потребительских секторов.
США добиваются отказа Европы от российской нефти
Администрация президента США Дональда Трампа хочет, чтобы европейские страны перестали закупать нефть из России и присоединились к санкциям против торговых партнеров Москвы. Об этом сообщило американское издание New York Post (NYP) со ссылкой на высокопоставленного представителя Белого дома.
NYP приводит данные февральского доклада Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), согласно которому в 2024 году Европа потратила больше денег на импорт российской нефти ($25,5 млрд), чем на военную поддержку Украины ($21,7 млрд).
Согласно изданию, вместе с отказом от российской нефти Вашингтон ждет от Европы поддержки в санкциях против главных импортеров российских энергоносителей: Китая, Индии и Турции. NYP отмечает, что эта идея не нова, но к ее активному рассмотрению в Белом доме вернулись после того, как зашли в тупик попытки привести Россию и Украину к миру переговорным путем. «Я очень разочарован в президенте Путине»,— заявил накануне Дональд Трамп.
В августе США ввели 50-процентные пошлины на импорт индийских товаров. Как декларировалось в соответствующем президентском указе, это решение было связано с закупкой Индией российской нефти.
1 сентября министр финансов США Скотт Бессент заявил, что президент России Владимир Путин действует не так, как обещал на переговорах с Дональдом Трампом на Аляске. В связи с этим, по словам чиновника, американское правительство «пристально изучит» возможные варианты действий в отношении России.
Китай с радостью заполнит любой вакуум, созданный отмежеванием США от европейских дел, и уже давно начал обаятельное наступление на Европу с целью склонить ее внешнюю политику в свою пользу. В долгосрочной перспективе Китай надеется, что Европа станет более открыта к восприятию политических идей и взглядов Китая на глобальный миропорядок. Конечная же цель, похоже, состоит в том, чтобы отделить Европу от США и предложить ей альтернативное партнерство.
Дональд Трамп пытается отделить Россию и Европу от Китая, а Поднебесная, напротив, упорно трудится над задачей по отрыву ЕС от США. Похоже, экспансию Китая уже не остановит Никто и Ничто.
Свидетельство о публикации №225091200550