Точильный камень

Продолжаю читать «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Очень нравится эпизод, где хозяин дома сажает напротив себя Джейн и они разговаривают. Это похоже на заточку ножа – «железо железо острит», как говорил Соломон. Героиня говорит, не поддакивая господину, но осмеливаясь где-то не соглашаться с ним, а где-то молчать, когда не имеет, что сказать, либо считает, что в этот момент уместнее молчать.

Конечно, это выглядит немного фантастически – трудно представить себе юную гувернантку, во-первых, осмеливающуюся так себя вести, во-вторых, достаточно зрелую для того, чтобы делать это настолько тактично, уважительно, конструктивно.

Почему я сравнил это с заточкой ножа – потому что при точении снимается лишнее, происходит заострение и нужна большая точность движений, чтобы не испортить лезвие. Именно так выглядит эта беседа. К сожалению, я редко бываю свидетелем или участником таких разговоров, где собеседники не согласны друг с другом, но говорят максимально уважительно, благородно и созидательно. Большой дар – найти такого собеседника.

Чтобы стать бруском, который поможет ближнему заостряться, а не сломает, погнет или затупит его грубыми ударами несогласия, надо пройти подготовку. Непростые детство и юность Джейн можно рассматривать как такую подготовку. То же, наверное, можно отнести к трудной жизни Авигеи с Навалом – потом эта женщина смогла стать точильным камнем и ножнами для жаждущего мести лезвия Давида.

12.09.2025


Рецензии