Как человек разумный стал творческим

КАК ЖЕЛАНИЕ ТВОРИТЬ СОЗДАЛО ЧЕЛОВЕКА ТВОРЧЕСКОГО


Есть гипотеза: желание творить появилось у Гомо практически сразу, как только он стал Гомо Сапиенсом,  «Человеком Разумным». 
Я сторонник другой гипотезы:   ГОМО стал Человеком Разумным, когда у него появилось желание творить!
Произошла Когнитивная Революция!  И как доказательство этой Революции - родилось Искусство!
Это  было вызвано Желанием ТВОРИТЬ!
Человек Разумный стал Человеком Творческим!
  Искусство спасет Мир!


Вот такая гипотеза!
Человек ощутил потребность творить. И начало зарождаться Искусство. 
Искусство появилось со времен Среднего палеолита (он же Средний древний каменный век).
Средний палеолит начался ориентировочно 300 тысяч лет назад и завершился примерно за 20-30 тысяч лет до начала н.э.
Как видите, мнения ученых в определении   окончания Среднего палеолита расходятся.
Почему? Потому  что расходятся их мнения, когда (за 20-30 тысяч лет до начала н. э.) и почему  исчезли неандертальцы (палеоантропы), к периоду существования которых и привязана хронология данного периода.

Когда же появилось у человека желание творить?
Зачатки искусства впервые появились у неандертальцев, и подтверждение тому найдены археологами.
По мере совершенствования человека совершенствовались и его попытки создать, пусть примитивные, но все-таки произведения искусства: наскальные рисунки, статуэтки и прочее.
Итак, поставим перед собой цель:
 изучить развитие искусства древних обществ Человечества  и Древнего мира в целом.
Понять, как зарождалось искусство в этом мире, как развивались различные виды искусства в древности
 Получить представление об основных культурных  проявлениях, предметах,  формах, объектах и произведениях искусства этого периода истории Человечества.

Публикую в изложении статью
  Искусство первобытного общества и Древнего мира

Искусство первобытного общества

Исследователи, изучающие искусство первобытной эпохи, обычно по-разному трактуют само понимание искусства применительно к древнейшему периоду истории человечества. В литературе можно встретить самые разные мнения относительно того, что можно считать зачатками искусства. И, соответственно, разные мнения относительно того, с какого момента вести отсчет истории искусства.
Чтобы точно ничего не упустить, видится логичным начать отсчет с самого начала, т.е. с тех образцов материальной культуры, которые хранят следы осмысленных попыток выйти за пределы их узкофункционального назначения. Чтобы было понятнее, о чем речь, уточним пару нюансов. Момент, когда древние люди научились делать орудия труда и предметы быта – это одно. А вот момент, когда они начали украшать орудия труда и предметы быта, – это уже момент начала истории искусства.
С точки зрения функций, не имеет никакого значения, будет кувшин украшен орнаментом или нет. Это, в том и другом случае, кувшин, в который можно налить жидкость. Аналогично дело обстоит с орудиями труда и охоты. Топор или копье смогут выполнять свои функции, не будучи украшенными орнаментом или росписью. Однако факт появления орнамента и росписи – это свидетельство того, что первобытный человек ощутил потребность украсить свою жизнь и нашел возможность это сделать. Именно поэтому мы начинаем изучение истории искусства со времен Среднего палеолита (он же Средний древний каменный век).

Искусство Среднего палеолита

Средний палеолит начался ориентировочно 300 тысяч лет назад и завершился примерно за 20-30 тысяч лет до начала нашей эры. Мнения ученых в определении конкретной даты окончания Среднего палеолита расходятся ввиду того, что расходятся их мнения, когда именно исчезли неандертальцы (палеоантропы), к периоду существования которых и привязана хронология данного периода.
Неандертальцы создали свою Мустьерскую культуру, названную так по имени пещеры Ле-Мустье во Франции, что на территории департамента Дордонь, где впервые были обнаружены образцы этой культуры. Мустьерская культура характеризуется бОльшим разнообразием и совершенством каменных орудий труда, чем в эпоху Раннего палеолита.
И, самое главное, именно в этой культуре впервые наблюдается выход за пределы исключительно функционального назначения орудий труда. На многих каменных ножах и скребках есть следы охры (красящего вещества), крестики, точки и линии, прорисованные в определенном порядке и напоминающие некий орнамент:
Основные раскопки в районе пещеры Ле-Мустье велись в 60-е годы 19 века под руководством французского археолога Луи Лорана Габриеля де Мортилье (1821-1898), однако их результаты будоражили общественность еще долгое время. В 1920 году американский художник Чарльз Найт (1874-1954) попытался по найденным останкам и выводам ученых воссоздать образ людей того времени. Так появилась картина «Неандертальцы у пещеры Ле-Мустье»:
Немало образцов Мустьерской культуры обнаружено во время раскопок в Ла-Ферраси, тоже на территории департамента Дордонь, которые велись в 1902-1922 годах. К слову, это поселение древних людей просуществовало настолько долго, что раскопки позволили наблюдать развитие культуры от периода Среднего к периоду Позднего палеолита. Так, орнамент на орудиях Мустьерского периода, обнаруженных в Ла-Ферраси, чем-то похож на орнамент, который был на орудиях, найденных в Ле-Мустье:
Интересно, что неандертальцы из Ла-Ферраси украшали не только орудия труда, но и надгробия. Это достаточно интересная тема, и более подробно можно прочитать в книге «Мустьерские погребения Евразии: Возникновение погребальной практики и основы тафологии» [Ю. Смирнов, 2013].

В эпоху Позднего или Верхнего палеолита рисунки становятся все более совершенными, равно как и технология их исполнения. Об искусстве Верхнего палеолита мы поговорим позже, а сейчас расскажем еще об одном арт-объекте эпохи Среднего палеолита.
Это вырезанная из бивня мамонта статуэтка человека с головой льва, найденная при раскопках в Германии в Швабском Альпе буквально в канун Второй мировой войны. Точнее, найдены были порядка 200 мелких фрагментов, из которых уже в послевоенные годы ученые собрали подобие статуэтки, идентифицировав верхнюю часть как голову льва:
Результаты радиоуглеродного анализа показали, что фрагменты изделия пролежали в земле от 32 до 40 тысяч лет. Уточним, что 30-40 тысяч лет назад ареал обитания львов был заметно шире, чем сейчас, и захватывал, в том числе, Западную Европу и юг современной России. Так что древний скульптор вполне мог видеть льва живьем или в виде добычи вернувшихся с охоты соплеменников.
В контексте истории искусства это, скорее всего, первый случай, когда человек изготовил нечто, не имеющее прикладного функционала, не предназначенное для охоты, собирательства или приготовления пищи, и несущее исключительно эстетическую или духовную функцию.
Теоретически первенство может оспорить еще одна находка, сделанная на территории Германии. Это древняя флейта длиной 21,8 см и толщиной 8 мм, имеющая 5 отверстий. Считается, что ей примерно 35-40 тысяч лет. Правда, точно также можно дискутировать относительно прикладного или сугубо эстетического характера музыки в первобытном обществе. Считается, что музыка в древности имела ритуальное значение и настраивала охотников на удачную охоту.
И, если для Среднего палеолита изготовление самодостаточных произведений искусства – это единичные случаи, в эпоху Позднего палеолита тренд получает намного большее распространение.

Искусство Позднего палеолита

Поздний или Верхний палеолит начался с окончанием эпохи Среднего палеолита и продлился примерно до 12-8 тысячелетия до нашей эры. Именно в этот период происходит формирование человека современного вида, дальнейшее усложнение орудий труда и произведений искусства. В том же Ла-Ферраси найдены камни эпохи Позднего палеолита, на которых черной краской нанесены контуры животных.
Еще более интересны находки, сделанные археологами в Испании. Так, в пещере Альтамира были найдены достаточно большие по размеру цветные изображения животных, причем художники явно стремились к детализации изображения, тщательно прорисовывая, например, глаза зверей:

Древние художники, помимо традиционных приемов нанесения изображения, использовали естественные неровности стен и потолков, чтобы создать объемные изображения животных. В качестве красящих веществ использовали охру, уголь, гематит (красный железняк).
Интересны и схематические изображения людей на стенах пещеры. Судя по положению в пространстве, это фигурки танцующих людей. Таким образом, мы имеем косвенное доказательство, что искусство танца зародилось в эпоху палеолита. Отметим, что общая длина пещеры Альтамира со всеми залами и коридорами составляет 270 метров.
Находкам, сделанным в пещере Альтамира, посвящено научное исследование: The identification of prehistoric hunter-gatherer aggregation sites: the case of Altimira («Выявление доисторических мест скопления охотников-собирателей: пример Алтамиры») [М. Conkey, 1980].
Кроме того, в этой и других пещерах на юге Европы обнаружены прорисовки кистей рук древних людей. Они сохранились достаточно хорошо и представляют ценность для исследования анатомии и эволюции древних людей:

В эпоху Позднего палеолита стало отдельным трендом создание самодостаточных предметов искусства, которые не несли более никакой функции, кроме эстетической. Это хорошо прослеживается на примере Мадленской культуры.
Культура получила свое наименование по названию грота Ля-Мадлен, обнаруженного во Франции, тоже на территории департамента Дордонь, как и пещера Ле-Мустье и древнее поселение Ла-Ферраси. Там найдены различные предметы искусства, созданные первобытным человеком. Например, осколки известняка с гравировкой изображений диких зверей. В частности, интересна голова лошади, выгравированная на известняке:

Повсеместно, где велись раскопки памятников культуры, относящихся к Позднему палеолиту, найдены статуэтки женщин, сделанные из костей, мягких пород камня, глины. Их еще называют «Венерами палеолита»:

Глиняные статуэтки хорошо сохранились благодаря обжигу, т.е. человеку эпохи позднего палеолита данная технология была уже известна. Больше о том, как древние люди работали с подручным материалом, вы сможете узнать из книги «Изобразительные и технологические традиции ранних форм искусства» [М. Дэвлет и др., 2019].

Искусство мезолита и неолита

Мезолит является эпохой, переходной от палеолита к неолиту, и датировка начала и окончания для разных регионов планеты отличается. Более того, некоторые племена Австралии и бушмены в Южной Африке до сих пор живут в соответствии с культурными традициями мезолита. В Европе, в среднем, этот период охватывает в зависимости от региона 10-8 или 10-6 тысячелетия до нашей эры. Соответственно, неолит или Новый каменный век отсчитывается от 8 или 6 тысячелетия до нашей эры.
Считается, что именно в период мезолита у людей сложилась членораздельная речь с элементами грамматики, что облегчило обмен информацией и обогатило их духовную жизнь. Это хорошо заметно по культурным объектам того периода. Прорыв заметен практически по всем направлениям творческой мысли.

Живопись эпохи мезолита и неолита отличается сюжетным содержанием. Если во времена палеолита художники просто рисовали животных, теперь превалируют сцены охоты и попытки передать динамику события. Например, очень интересен образец наскальной живописи, изображающий охоту на оленей, который датирован примерно 9-8 веком до нашей эры:

Скульптура становится более четкой, появляются элементы абстракции, т.е. попытки не просто передать увиденное, но переосмыслить ситуацию и стилизовать субъект. Примером может служить статуэтка «Человек-рыба», найденная на стояке охотников эпохи мезолита «Лепенски Вир» в Сербии в 1965 году:

(продолжение следует)

ПРИГЛАШАЮ К ДИСКУССИИ!
Ваше мнение?
Какие интересные публикации вы изучили?

Николай Сологубовский
 Моя почта           sweeta45@mail.ru


Дорогие друзья!
Приглашаем посетить  выставку фотокартин Николая Сологубовского «Сокровища Сахары».
Открытие выставки состоялось 12 сентября в Центре московского долголетия «Ломоносовский» (ул. Крупской, 9а, метро Университет, автобус №1).
Вы увидите фотокартины, запечатлевшие древнее наскальное искусство.  Петроглифы из труднодоступных районов Ливии расскажут вам историю Африки сквозь тысячелетия: от «эпохи охотников» и «пастухов» до «эпохи лошади» и «эпохи верблюда». Это уникальная возможность прикоснуться к вечному искусству, созданному на заре Человечества.
 Фотовыставка приурочена ко Дню города Москва и 70-летию дипотношений СССР-России и Ливии.

ПРИГЛАШАЮ НА ФОТОВЫСТАВКУ
«СОКРОВИЩА САХАРЫ»   

На выставке, открывшейся 12 сентября   в Центре московского долголетия «Ломоносовский»,    фотокартины, запечатлевшие древнее наскальное искусство ливийской Сахары. Эти памятники — настоящие сокровища человечества, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Великая пустыня теперь известна не только своими бескрайними просторами, уходящими за горизонт цепями барханов и разбросанными среди песков зелеными островами оазисов, но и петроглифами и наскальными рисунками, созданными руками неизвестных мастеров эпохи зарождения Человечества.
Петроглифы и рисунки, представленные на выставке,  находятся в труднодоступных районах Ливии  - вади Матхандуш, Увейнат, Акакус.   Яркие краски, самобытные сюжеты, удивительно сохранившиеся с тех времен, рассказывают об Истории Африки.
Основные периоды сахарской живописи:
«Эпоха охотников», длившаяся с 12-10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные изображения диких зверей.
«Эпоха пастухов», начавшаяся за 8-4 и завершившаяся за 4,5-1,5 тыс. лет до н.э., с фресками, на которых запечатлены одомашненные животные, а также бытовые сцены.
«Эпоха лошади», когда в Сахаре с XI в. до н.э. существовало царство Гарамантов.
«Эпоха верблюда» - 1 в. до н.э. – 5 в. н.э.
Так наскальная живопись и петроглифы образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.
Фотовыставка дает вам возможность задуматься о прошедших тысячелетиях и ощутить движение Времени, которому неподвластно Вечное - Искусство, созданное руками Человека…


Рецензии