Гордыня- семя Сатаны. Исследование

;Гордыня – самый страшный грех (Семя Сатаны и Демон Гордыни).

Введение.
Я начинаю эту лекцию с признания: тема гордыни волнует меня до глубины души. Гордыня – не просто один из пороков, а тот самый коварный корень, из которого произрастают все прочие пороки души. Почему именно гордыню считают самым страшным грехом? Древние мудрецы отвечают однозначно: потому что именно она — источник всех остальных грехов и заблуждений. В индийском эпосе «Махабхарата» прямо сказано, что гордыня является корнем шестнадцати видов порока, присутствующих в сердце человека. Любой наш недостаток или дурная привычка берёт начало в гордости. Веды описывают гордыню как страшное разрушительное качество, способное привести человека к полной деградации .
Эти слова перекликаются и с другими духовными традициями. В христианстве гордыню называли “семенем сатаны” и первородным грехом падшего ангела. В ведической же литературе гордыня упоминается повсюду как величайшее препятствие на пути духовного прогресса. Веды и шастры (священные писания) различных эпох твердят нам: горделивый человек слеп к истине. Гордыня застилает глаза и сердце, заставляя видеть себя выше других и отгораживая от Бога. Она — невидимый враг внутри нас самих, самый хитрый и опасный «демон», которого только можно вообразить.
Говоря эти слова, я обращаюсь к вам не случайно. Это не сухой академический доклад, но живое повествование, насыщенное и знаниями шастр, и моим личным опытом. Эмоции здесь уместны, ведь речь о битве, которая происходит в сердце каждого. Мне самому довелось вкусить и ядовитый мёд самодовольства, и горькие плоды падений из-за собственного эго. И потому я приглашаю вас на глубокое исследование природы гордыни — от её истоков до самых тонких проявлений, от мифологических примеров до психологии и астрологии, от причин до способов её исцеления.
Итак, давайте вместе раскроем всю суть этого явления с опорой на веды и шастры, шаг за шагом, чтобы в конце пути у нас сложилось целостное понимание того, что такое гордыня, как она маскируется, как действует в разных гунах природы, каковы её уловки даже на духовном пути и — главное — как победить этого врага.

Природа гордыни по ведическим писаниям.
Прежде чем переходить к тонкостям, определим, что же ведическая традиция подразумевает под гордыней. На санскрите используется несколько терминов: “аханкара” – ложное эго, эгоизм, ощущение “я есть делатель”; “дарпа” – высокомерие, спесь; “дамбха” – самодовольное лицемерие; “мада” – опьяняющая гордость (часто от власти или богатства). Все они – грани единого явления. Бхагавад-гита объясняет, что аханкара – ложное отождествление себя с телом и умом – заставляет человека гордиться собой. Иначе говоря, гордыня проистекает из невежества относительно истинной духовной природы живого существа. Когда душа забывает, что она слуга Бога и частица Всевышнего, и начинает считать себя независимым центром вселенной – рождается гордыня.
В «Бхагавад-гите» Шри Кришна неоднократно говорит о смирении как основе знания, противопоставляя его гордости. Так, среди качеств, составляющих подлинное знание, называются «смирение, отсутствие тщеславия… отсутствие ложного эго» (БГ 13.8–12). А вот качества, свойственные натуре демонической, перечислены отдельно: «лицемерие, высокомерие, гордость, гнев, грубость и невежество – всё это присуще людям демонического склада» (БГ 16.4) . Обратите внимание: гордыня прямо названа признаком асурического (демонического) характера. Комментаторы объясняют, что люди с такими качествами “горды и надменны своими телесными приобретениями и статусом – богатством, образованием, красотой, положением”, они заносчивы и неуважительны к другим. Гордость, основанная на материальных критериях, ослепляет их. Более того, говорится, что демоничные натуры “не понимают духовных принципов и возводят неправедное в ранг добродетели”  – так далеко заводит их гордыня.
Важно отметить, что в ведической концепции сама по себе гордость в смысле здорового самоуважения или чувства собственного достоинства не считается злом. Есть понятие «атма-гаурава» – уважение к себе как к душе, дитя Божьему. Такое достоинство связано со смирением, а не с тщеславием. Настоящее смирение не означает считать себя ничтожным червём; оно означает правильно видеть своё положение: понимать, что все таланты и успехи – милость свыше, а не повод превозноситься. Смирение – это отсутствие ложного чувства превосходства. В одной из лекций, мы уже с вами обсуждали, что: «Смирение значит не стремиться к тому, чтобы тебя почитали. Пока человек отождествляет себя с телом, ему очень хочется, чтобы другие воздавали ему почёт, но с точки зрения мудреца, знающего, что он не тело, все эти почести – пустая затея». То есть мудрый отказывается от чувства, будто ему кто-то что-то должен, и от желания стоять над другими.
Гордыня же – это жажда почестей и превосходства, мания собственного «я». Она проявляется как состояние, противоположное божественному порядку. Если смирение и почтительность – качества саттвы (благости) и божественной природы, то гордыня – признак невежества и демонизма. В Шримад-Бхагаватам перечислено, какие черты характерны для чистых состояний трёх гун: для гуны благости – самоконтроль, терпимость и прочие возвышенные качества; для гуны страсти – желание, устремленность, ложная гордость и тому подобное; а для гуны невежества – гнев, жадность, иллюзия. Получается, что ложная гордость особенно свойственна гуне страсти – миру постоянного соперничества, амбиций и жажды наслаждений. А уж когда гуны смешиваются, возникает сложное чувство «я и мое», охватывающее ум, речь и поступки человека. Это и есть всепроникающая аханкара – эгоизм, который пронизывает всё наше материальное существование.
Итак, веды учат: гордыня рождается из ложного эго и невежества относительно нашего истинного «я». Это искажение самооценки, когда человек либо явно превозносит себя над другими, либо тайно ставит себя в центр мира. У гордыни множество обличий – от самодовольства до самобичевания (парадоксально, но даже чувство собственной ничтожности иногда есть оборотная сторона уязвленного эго!). Разберём эти тонкости далее. Но прежде ещё раз подчеркну: почему гордыня – самый страшный грех? Потому что она отдаляет нас от Бога и от Добродетели сильнее всего. Это грех самозабвения, когда вместо любви и смирения сердце наполняется ядовитым самовозвеличением. Гордыня – это когда место Бога в нашем внутреннем храме занимает раздутый идол иллюзорного собственного «я». Все остальные грехи – лишь тени, которые отбрасывает этот внутренний идол.
Недаром говорится, что гордыня предшествует падению. Возгордившийся человек уже наполовину оступился в бездну, ибо потерял бдительность и благодать. Гордыня ослепляет, и потому человек начинает совершать одну ошибку за другой. Это как болезнь, поражающая сразу весь организм духа: и разум (он перестаёт трезво оценивать себя), и волю (она подчиняется капризам эго), и чувства (они выходят из-под контроля). В состоянии гордыни человек легко впадает в гнев при малейшем уколе, теряет терпение, впускает в сердце зависть и презрение. Фактически, гордыня – мать гнева, зависти, жадности, обидчивости, жестокости и прочих пороков. Именно поэтому священные писания вновь и вновь предупреждают: остерегайтесь гордыни как ядовитой змеи.

Многоликий демон гордыни: формы и маски эго.
Мы подошли к очень важному моменту нашего исследования: гордыня невероятно многообразна и хитра, она умеет мастерски маскироваться. Если представить её как демона, то у него тысячи лиц. Порой гордыню легко узнать – например, в развязной похвальбе или пренебрежительном тоне. Но зачастую она прячется под самыми неожиданными масками, вводя нас в заблуждение. Рассмотрим основные проявления этого «демона» в характере человека:
• Открытая гордыня («грубая») – это то, что видно сразу. Человек хвалится, считает себя всегда правым, стремится всех поучать. Он смотрит на окружающих свысока, снисходительно или презрительно. Ему свойственно чувство собственной важности, уверенность в своем превосходстве над другими. Он требует к себе особого отношения, жаждет похвалы и поклонения. Любая критика вызывает у него гнев или высокомерное отрицание. Такой гордец может откровенно унижать других, считая это заслуженным. В «Махабхарате» перечислены основные признаки гордыни, и первый из них: вера человека в то, что «Я всегда прав». Далее: «покровительственное отношение к другим», «склонность хвастаться», «надменность, самолюбование» . Всё это верные симптомы открытой гордыни. Такой человек похож на раздувшегося павлина или индюка, демонстрирующего перья. Но, увы, за этим часто скрывается страх выглядеть слабым или незначительным – и гордец прячет страх за фанфаронством.
• Скрытая гордыня (тонкие формы) – куда коварнее, потому что ее труднее заметить не только окружающим, но и самому человеку. Здесь гордыня рядится в овечью шкуру, прячась под видом других черт. Например, обидчивость – на первый взгляд, это ранимость, чувствительность. Но психологи и мудрецы утверждают: корень болезненной обидчивости – всё та же гордыня. Почему мы обижаемся? Потому что хотим контролировать, как другие к нам относятся, жаждем особого уважения. Когда реальность не совпадает с нашим завышенным ожиданием (нам недодали внимания, не похвалили, раскритиковали), эго страдает и рождается обида. Таким образом, обидчивость — скрытое проявление эгоизма, попытка манипулировать окружением через демонстрацию своей уязвленности. Ещё пример – чувство собственной никчёмности. Казалось бы, это противоположно гордыне. Но в списке признаков гордыни в той же «Махабхарате» удивительным образом присутствует «ощущение своей ничтожности»! Почему? Потому что и чрезмерное самоуничижение часто является оборотной стороной эго. Человек думает: «я самый грешный, самый плохой, у меня ничего не получится» – и невольно ставит себя в центр внимания как величайшего неудачника. Ему даже может льстить роль «самого несчастного». Это тонкая игра эго: если не удалось быть лучше всех, буду хуже всех, но всё равно особенным. Таким образом, постоянная фиксация на своей ничтожности – тоже эгоцентризм, лишающий человека сил. На самом деле смиренный человек не зациклен ни на своем величии, ни на ничтожности – он вообще меньше думает о себе, больше о других и Боге.
• Гордыня «благородная» (самодовольство добродетелью) – очень изощрённый вид. Он присущ людям, которые действительно делают добрые дела или придерживаются высоких принципов, но начинают тайно гордиться этим. Святой может возгордиться своей святостью, йог – своими аскезами и сиддхами (мистическими силами), филантроп – своей благотворительностью. Классический пример – лицемерие, духовная гордость. Человек внешне демонстрирует смирение и праведность, но в глубине души думает: «Я лучше тех, кто этого не делает». В «Бхагавад-Гите» (16.4) это названо dambha – показной благочестивостью из эгоистичных побуждений. Гордый праведник осуждает грешников, возносится в собственных глазах. Такая гордыня особенно опасна, ибо прикрывается добродетелью. Она, как ядовитый газ без запаха, просачивается незаметно.
Ведические писания полны предостережений на этот счёт. Например, есть история о могучем царе-воине, который стал отшельником – мудрецом Вишвамитрой. Изначально движимый гордыней (желанием превзойти другого мудреца Васиштху), он совершал огромные аскезы и достиг духовных сил. Но стоило ему возгордиться своими достижениями, как он падал – то гнев и проклятия сжигали плоды его тапасьи, то вожделение овладевало им (легенда о том, как апсара Менака соблазнила и отвлекла от аскезы Вишвамитру). Лишь когда Вишвамитра наконец искоренил в себе последние остатки гордыни и нетерпимости, он получил титул брахмариши. Эта история учит: даже на вершине духовного прогресса гордыня может настигнуть человека и низвергнуть его вниз, если он потеряет бдительность. Святой, возомнивший себя совершенным, мгновенно перестаёт им быть.
• Поведенческие маски гордыни – рассмотрим ещё несколько интересных примеров, как гордыня влияет на наше поведение, маскируясь под привычки характера:
• «Я сделаю всё сам!» – отказ принимать помощь и сотрудничать. Независимость – хорошее качество, но когда человек упорно не позволяет другим помочь себе, часто за этим стоит гордость. Гордецу тяжело признать, что он в чём-то нуждается или кто-то может сделать не хуже его. Он хочет быть незаменимым и контролировать ситуацию. В списке признаков гордыни есть пункт: «Не позволение другим помогать себе и нежелание работать в команде» . Сюда же относится болезненное нежелание просить прощения или совета – эго не позволяет.
• Трудоголизм и выгорание. Вроде бы трудолюбие – добродетель. Но есть люди, которые нарочито перегружают себя работой («берут непосильную ношу»), работают без меры до изнеможения. Иногда мотив – доказать свою незаменимость, значимость. Гордыня шепчет: «Только ты можешь сделать идеально, отдых – для слабаков». В итоге человек гордится своей жертвенностью, а вокруг может осуждать ленивых. Но внутри часто живёт скрытое желание признания. Это тонкий момент: истинное служение бескорыстно, а горделивое трудоголичество – ради чувства собственной важности.
• Болтливость и эгоцентричные разговоры. Чрезмерная разговорчивость, особенно любовь говорить о себе, своих проблемах, перебивая других, – тоже знак гордыни. Кажется, человек просто общителен. Но присмотритесь: если кто-то не слушает других, постоянно переводит тему на себя, хвастается или жалуется без конца – это эгоцентризм. Человек как бы говорит: «Я – главный герой, мои истории самые интересные, мои беды самые тяжёлые». Даже жалуясь, гордец часто хочет внимания и особого отношения.
• Чрезмерная чувствительность или, наоборот, бесчувственность. В списке признаков гордыни указанных в Махабхарате есть два, на первый взгляд противоположных пункта: «излишняя чувствительность» и «бесчувственность». Оба могут быть порождением эго. Первый мы уже рассмотрели – ранимость от того, что эго ждёт особого обращения. А бесчувственность, черствость – когда эго настолько занято собой, что не замечает чувств других. Гордый человек может пренебрегать переживаниями близких, считать их «слабаками» или не достойными внимания, ведь он-то «выше» этого. И гиперчувствительный обидчивый, и холодный циник – две стороны одной медали: неспособность выйти за пределы своего «я» и поставить себя на место другого.
• Непрощение и критиканство. Гордыня мешает прощать чужие ошибки и прощать себя. Гордый человек склонен долго таить обиды (его задели – он вцепится в эту боль, потому что эго уколото). Также он строг к себе до самоосуждения, либо, наоборот, оправдывает себя, но осуждает других. Непрощение себя и других прямо названо среди признаков гордыни. Ведь прощать – значит смирить эго, признать, что все мы несовершенны. Гордец же играет роль судьи: «Я бы так никогда не сделал, а он – негодяй» или «Я не могу себе этого простить, потому что я должен быть идеальным». В итоге гордыня рождает злопамятность, мстительность и перфекционизм.
• Изменчивость и неискренность. Ещё одна маска – менять лицо в зависимости от окружения . Горделивый человек жаждет одобрения, потому надевает угодные маски: перед начальством – льстит, перед подчинёнными – давит авторитетом, перед святыми – прикидывается смиренным, перед друзьями – красуется. Эта приспособляемость диктуется не уважением или гибкостью, а желанием произвести впечатление, извлечь выгоду для эго. Отсюда же – нежелание делиться знанием: гордец может утаивать информацию, чтобы сохранять контроль и выглядеть незаменимым.
• Сарказм и язвительность. Колкое чувство юмора иногда выдают за остроту ума, но когда оно стремится уязвить другого, унизить шуткой – это проявление скрытой агрессии эго. В гуне невежества сарказм используется как оружие превосходства. Посмеяться над кем-то – значит поставить себя выше, что очень льстит самолюбию. Поэтому язвительные люди зачастую глубоко горды, хотя внешне могут казаться весёлыми.
Дорогие друзья, приведённых мной примеров достаточно, чтобы увидеть: гордыня проникает во все сферы нашей психики. Она может прятаться под маской религиозности, учености, праведности, скромности, заботы о других (да-да, и такое бывает: когда человек помогает другим, но внутренне гордится этим или ожидает восхваления). Гордыня бывает агрессивной и бывает пассивно-манипулятивной. Она – мастер самообмана. Недаром её сравнивают со змеёй: змей гордыни может дремать внутри, пока его не тронут. Один святой подвижник писал: «Кто болезненно переживает оскорбления и унижения, тот носит в недрах своих древнего змея гордости; если же будет терпеливо молчать, то сделает змея немощным, а если станет дерзко противоречить – напитает змея силой изрыгать яд в сердце». Этот образ змея очень точен: стоит нам пойти у гордыни на поводу – яд эго разливается по сердцу, отравляя и нашу жизнь, и отношения с людьми.

Гордыня у святых и йогов: духовная гордость.
Особого внимания заслуживает гордыня на духовном пути. Казалось бы, святые, йоги, подвижники призваны совсем отказаться от эгоизма – ан нет, и их подстерегает этот враг. Более того, духовная гордость – одна из…

Полная версия этой большой статьи с детальным разбором гордыни на духовном пути, проявлений гордыни в гунах материальной природы, детализованным разбором проявлений гордыни на примере древних героев согласно ведических писаний, а также полным набором практик и рекомендаций для победы над этим грехом- доступна в ведической онлайн Школе Dharma108 https://t.me/grinkovbot

Моя книга «САКРАЛЬНАЯ НУМЕРОЛОГИЯ»
https://t.me/vedabali/28185/28186

КУРСЫ и ОБУЧЕНИЕ https://t.me/vedabali/14567

СВЯЗЬ:
МУДРОСТЬ ВЕД В ТЕЛЕГРАМ:https://t.me/vedabali

МОЙ ТЕЛЕГРАМ КАНАЛ BLAGOMIR
https://t.me/blagomir_grinkov

КНИГА САКРАЛЬНАЯ НУМЕРОЛОГИЯ
https://t.me/vedabali/28185/28186

С уважением, наставник и хранитель ведической Школы Dharma108, Благомир.


Рецензии