Добрянушка. Сказка

  Давно-давно, когда ещё на Земле жили волшебники, в небе летали огненные птицы, в реках плескались водяные и русалки, в лесах обитали духи деревьев и цветов, в одной волшебной стране жила маленькая девочка. Жила она с мамой и папой. И такая она была милая и добрая, что все её так и звали Добряна. С самого раннего утра Добряна помогала отцу и матери по хозяйству. Иногда и к соседям бегала, кому помощь какая нужна была. И всё-то у неё в руках спорилось. Всё-то получалось. А делала она всё под песни. Очень уж красиво она пела.

  Однажды мимо дома Добряны проходила старушка. Увидела её девочка. Незнакомая старушка была. Тяжело шла. Видимо, долгий путь у неё был.

- Постойте, бабушка. – Закричала Добряна. – Вы устали. Заходите к нам. Отдохнёте немного. А я Вас супом накормлю.

  Зашла старушка в дом. Огляделась. Небогато живут здесь. Чисто, аккуратно, даже красиво, но…явно еле концы с концами сводят. А поди ж ты. Пригласили. Накормили. Впервые такое с ней.

   А была она волшебница. Ходила по свету. Смотрела кто как живёт. Злых да жадных заставляла задуматься о своих поступках, кого-то и наказывала. А добрых людей – награждала.

  Вот пока ела она суп, Добряна за прялку села, да и петь начала. Полился голос девочки, светло стало в горнице, тепло на душе.

- Ну что ж, Добряна. За твою доброту награжу я тебя.

- Да не нужно ничего, бабушка. Вы отдыхайте, сколько надо.

- Не знаешь, ведь ты кто я?

- Не знаю. – ответила Добряна. – Да чувствую, что хороший Вы человек. Добрый.

- Да нет, не человек я, девочка. Волшебница могучая.

  И в тот же миг предстала перед Добряной высокая стройная женщина. Молодая, красивая. А платье на ней было необычное. Половина платья была светлая, словно день. А узор на нём был словно лес да поле, река да гора. И казалось, будто вода в реке течёт, листья на деревьях колышутся, трава в поле растёт. А вторая половина платья была черна, как ночное небо. И на небе том месяц светил, да звёзды мерцали.

- Ой, да не уж-то сама, матушка Земля в гости ко мне пожаловала? – всплеснула руками Добряна.

- Я, Добрянушка. Точно ты догадалась. Так вот хочу я тебя наградить. Будешь ты теперь, девочка, феей-целительницей. Как над хворым человеком запоёшь, так и пройдёт болезнь его. Правда есть одно условие. Не всех, Добрянушка, вылечить-то можно. Есть те, кому уже в путь особый пора. Ждёт уже их новая жизнь в новом теле. Коли увидишь ты на лбу человека светлую метку в виде ромашки – таких ещё можно лечить, сколько бы на той ромашке лепестков не было – лечи. А если чёрную метку в виде вОрона увидишь – то пора душе человека в новую жизнь лететь.

- ЧуднО как ты говоришь, Земля-матушка. Я ещё ни одного человека с меткой на лбу никакой не встречала. Только шишки у мальчишек видела.

- Ха-ха-ха – рассмеялась волшебница. - Да, эти любят свои лбы украшать. Да только раньше-то ты была просто девочкой, а теперь станешь феей. Вот и будешь видеть метки судьбы. У каждого человека есть свой максимально возможный срок жизни. Пока срок не вышел – можно человека вылечить. А коли вышел срок, то даже не старайся, ничего не поможет. Ромашка же показывает сколько ещё лет жить человеку осталось. У малых детей там и не сосчитать лепестков, так их много. А чем старше человек, тем их всё меньше и меньше. Но бывает, что и у детей мало лепестков при рождении. Тогда, после этого, рождаются они ещё раз кем-то великим. Как бы компенсация за малую прошлую жизнь. Ну заболталась я с тобой. Пора мне. Спасибо тебе за твою доброту и песню.

  Дотронулась Волшебница до лба Добряны и рассыпалась множеством сверкающих искр, как будто и не было её. А девочка на лавку упала и заснула.

 Тут пришли с поля мать с отцом. Подивились, что дочка их спит. Никогда такого не было. Подошли к ней. Уж не заболела ли она. А Добряна глаза открыла, посмотрела на родителей и лбы их удивлённо стала рассматривать.

- Ой, а ведь и правда ромашки. А я-то подумала сон это был. А, оказалось, правда всё.

И рассказала она родителям о встрече с волшебницей.

С тех пор стала она лечить людей. Весть о фее-целительнице разлетелась по всей округе.  Стали к ней приезжать хворые со всех соседних селений. Да за лечение кто продукты привезёт, кто материю, кто тарелки да чашки, кто тазы да кастрюли. Одна старушка козу свою единственную привела, да не взяла Добрянушка козу. Молока крынку надоила, да старушке песню лечебную спела.

Так прошло несколько лет. Выросла Добряна. Стала взрослой, да такой красавицей.

  Дошла весть о Добрянушке до дальних земель. А жила там злая волшебница. Жадная, корыстная, склочная и очень одинокая. Никто не хотел с ней общаться, да и побаивались люди её. Правда, может и была она злая, потому что одинокая. Как узнала она про волшебный голос, захотела себе такой же. Но получить его можно было только, если девушка сама, добровольно отдаст. Придумала колдунья хитрость великую. Взяла две горошины, заколдовала их, села на свою волшебную метлу, да и полетела к Добряне. Приземлилась недалеко от деревни и стала наблюдать. Увидела отца с матерью девушки, да и запустила каждому по горошине в лоб. Как только горошины им в лоб-то попали, сразу ромашка у родителей Добряны в чёрную метку вОрона обратилась.

  Пришли родители домой, посмотрела на них девушка и заплакала горючими слезами. И вроде чувствуют-то они себя хорошо, да метка показывает, что недолго им осталось.

  Тут-то и колдунья в дом входит. Прикинулась доброй волшебницей.

- Не плачь, Добрянушка. Есть средство одно, помочь твоему горю.

- Да, как же? Матушка-Земля говорила, что никак пение уже не поможет.

- Пение не поможет. Жертва твоя добровольная поможет. Если ты от чего-то очень важного для тебя откажешься, то и родителей своих спасти сможешь. Чем ты готова ради них пожертвовать?

- Да что хочешь забирай: красоту, молодость, голос мой…

- Красота и молодость, конечно, тоже пригодились бы, но только одна жертва нужна. Заберу я твой голос. Согласна?

- Да, да, согласна! Забирай мой голос.

 Тут же поднялся сильный ветер, задрожала земля, в небе гром сильный раздался. Зло рассмеялась колдунья:

- Вот и хорошо, вот и свершилось! – сказала злая волшебница, да только голосом Добрянушки.

  Хотела девушка что-то сказать, а не может. Нет у неё теперь голоса. Вообще нет. Ни волшебного, ни обычного. Немая стала Добрянушка. Смотрит, а клеймо вОрона у родителей стекает вниз, на пол горошиной падает и растворяется. И снова ромашки у них многолистные. Так и не догадалась девушка об обмане коварном. А волшебница исчезла в алом зареве.

  Да только не помог голос колдунье. Как запоёт она, и вроде голос звонкий, красивый, а даже цветы вянут и на стенах дома плесень появляется. Видно, не столько в голосе была сила, сколько в душе чистой и доброй.

  Быстро молва разлетелась, что немая теперь Добрянушка. Отвернулись сначала люди от неё. Даже здороваться перестали. Ведь не может она им помочь теперь ничем. Только пристыдила их старушка, что козу приводила.

  Вот как-то вышла Добряна в поле, а там молодой пастух коров пас. Увидел он девушку красивую. Стал с ней разговаривать, а она молчит. Только головой кивает. Заиграл он ей тогда на своей дудочке, что из дудника сделал. Заслушалась девушка. По сердцу ей музыка пришлась, да и юноша. Стала она к нему на поле бегать. Да слушать как он играет. А там и сама начала учиться играть. Только стал пастушок замечать странное. Как заиграет Добрянушка на дудочке, так и птицы её музыку подхватывают, и растения к солнышку тянутся.

  А однажды засмотрелся пастух на девушку, споткнулся об корягу, да упал. Покатился с холма, на котором они были и расшибся сильно. Испугалась Добряна, надо бы позвать на помощь. А как это сделать, если нет голоса. Стала она в дудку дудеть что есть силы. Но разве же пастушья дудочка может до деревни дозваться. Заплакала девушка, села возле милого и заиграла грустную мелодию. Смотрит, а парень-то глаза открыл, синяки его исчезать начали, на щеках румянец играет. Стала мелодия веселей. Вот он уже и руками пошевелил, вот уже и сел. Играет Добрянушка на дудочке, дивится, радуется.

  С тех пор стала Добрянушка опять людей лечить. Только не пением, а игрой на дудочке. И с пастухом они пожениться уговорились.

  Почти перед самой свадьбой пришёл в дом Добрянушки какой-то странный человек. И вроде на вид ему лет не так много, и на ромашке у него лепестков ещё достаточно. Да только какой-то очень худой, сгорбленный, как старичок, на ногах еле держится, волосы седые и глаза грустные, да усталые. Пришёл и в ноги к девушке бросился. Слёзы из глаз так и брызнули.

- Помоги, нам, Добрянушка! Спаси от злой колдуньи.

  Разводит девушка руками. Удивляется. Написала угольком на досочке самописной: Я же не воин, не волшебница. Я целительница. Как я могу Вас спасти.

  Рассказал тогда человек свою грустную историю.

  Поселилась как-то в их краях красивая девушка. Все мужчины на неё заглядывались. Женщины старались наряды делать как у неё. Хвалили её все, да льстили, чем могли. Возгордилась красавица. Женихов перебирать стала, а кто не нравится – высмеивала. У женщин недостатки замечала, да при всех о них грубо рассказывала. И как-то так получилось, что перестали с ней люди общаться. Вроде и не такая красивая стала девушка казаться окружающим.

  Красавица сначала никак понять не могла, почему от неё все отвернулись. Злилась, ругалась даже. Да кто-то ей глаза на правду и открыл. Решила она исправиться. Стала пытаться с людьми по-доброму разговаривать. Но люди больше с ней общаться, как раньше, так и не стали. Даже наоборот. Теперь над ней стали насмехаться, да подтрунивать.

  Обиделась девушка и как будто заболела ненавистью. Стала совсем злая, чёрствая, корыстная. А тут и сила в ней проснулась волшебная. Чёрная сила. Страшная. Может быть, и раньше та сила была, да никто не замечал. И стала она колдуньей. Воздвигла себе колдовством замок каменный, обнесла его забором высоким. А потом узнала, как можно из людей жизненную энергию тянуть.

  Запустила волшебные нити в тех, кто её обижал. Как пиявка присосалась к ним. Стали вдруг люди умирать раньше времени. Молодые стариками становятся. Дети с трудом вырастают. Уж и не осталось никого из прежнего села. А колдунья всё живёт и не стареет.  Поди уже лет пятьдесят прошло с тех пор. Только в их селе, как проклятие. Больше 25 лет никто не живёт. А самому ему всего только 18 лет. И переехать никто не может. Без толку. Как будто нити волшебные на любом расстоянии работают и жизнь высасывают. Но и к колдунье ходить теперь боятся.

  А недавно она где-то голос красивый раздобыла. Пришла в село, сказала, что лечить их будет. Запела песню красивую. Да только хуже всем стало. А на домах мох расти начал, да плесень.

  Ещё больше колдунья обозлилась. Заперлась у себя в доме. А над селом туча чёрная нависла, дождь постоянно льёт ледяной. Молнии сверкают и гром громит. А уж в поле и не растёт ничего. В болото поле превращается. Голод наступил.

  Прослышали люди, про девушку, что на дудочке играет и лечит. И отправили они его с мольбой к той целительнице, чтобы излечила она Колдунью от лютой ненависти.
Задумалась Добрянушка. А не та ли это волшебница, что приходила к ней, да голос у неё забрала. Так может быть и не было ничего с родителями. Обман всё был.
Только ведь, от простуд, отравлений и даже переломов могла лечить Добрянушка. Разные болезни лечила. Но то всё были болезни тела. А здесь душа затронута. Сами сельчане колдунью до такого довели. Правда платят теперь уже за них другие. Сможет ли дудочка Добрянушки справиться с обидой да злостью многолетней. А с кем посоветоваться и не знает.

  Решила девушка пойти попробовать. Мать-то с отцом плачут, отговаривают. Но как может Добрянушка на беду не откликнуться. Сердце болит за то село. Вот и пастушок её любимы с ней идти вызвался. Сельчане им телегу с лошадью выделили. Путь-то не близкий. Подивились лишь, как тот парень-то дошёл сам. Видно, на одном обязательстве душевном, да любви к родному селу.

  Едут они день, едут неделю. Парень-то, что из села заколдованного, с каждым днём всё слабее и слабее. Только и держится на том, что Добрянушка ему по три раза на дудочке играет. Играет, а сама размышляет над рассказом. Может быть не дудочка нужна ведьме, а слово доброе, поддержка, да улыбки людские. Не зря же она их лечить хотела голосом. Может быть где-то внутри у неё ещё есть свет, и можно его вытащить.

  Через три недели добрались до мест страшных. Кругом коряги из земли торчат. На небе туча грозовая молниями сверкает, громом оглушает, да холодным ливнем поливает. Земли уж и не видно почти. Идёшь, а ступни в воде оказываются. Ни птиц, ни зверей не видно. И на душе так тяжело становится, словно горе у тебя великое.

      Вот Добрянушка вдруг и заиграла на дудочке. Да чудо случилось. Там, где она идёт – солнечный свет сквозь тучу пробивается и вокруг неё озаряет небольшое пространство. Перестала играть – нет солнышка. Заиграла – снова солнышко. Вышли сельчане на улицу из домов. Тощие, мокрые, больные. Дивятся, благодарят, надеются.

  Вдруг дождь перестал, а на небольшом холмике, что пока без воды появилась красивая совсем юная женщина.  Но красота её какая-то мрачная, отталкивающая, пугающая. Вся в чёрном, в руке метла, а на голове колпак ведьмовский.

- Кто посмел солнце в село принести? – закричала она голосом Добрянушки. – А, это ты! Что? За голосом своим противным пришла? Да забирай его обратно. Не нужен он мне более. Не работает.

  И тут зашумел ветер, поднялась вода вверх столбом, гром прокатился по окрестности. Потом улеглось всё, утихомирилось. Смотрит колдунья на Добрянушку, ухмыляется.

- Что молчишь? – говорит она уже своим голосом. Но голос её на удивление мягкий и красивый. И вдруг серчает. – Получила что хотела. Теперь вали с моих земель. Нечего тебе тут делать. Или хочешь к ним присоединиться?

  Прокашлялась Добрянушка и говорит:

- Спасибо тебе, матушка, что голос мне вернула.
А у самой от радости сердце в груди так и трепещет. Как же приятно опять уметь говорить.

- Только не надеялась я, что ты согласишься голос мне вернуть, да ещё так легко. Шла я к тебе жить попроситься. Говорят, ты одинокая. Может тебе помощь какая нужна. Я бы по дому помогла, а вот милый мой по хозяйству рукастый. Пустишь к себе пожить. Интересно уж нам очень посмотреть, как Колдуньи живут в замках высоких.

- Не нужна мне никакая помощь ни от кого. Что ты лезешь со своим сочувствием. – сказала грозно Колдунья, только в конце голос её удивительно дрогнул.

  А сельчане смотрят на них, размышляют. Вдруг один, самый старый и говорит:

- Ты, Светланушка, не серчай на нас. Глупые мы люди. Пугливые. Прости ты нас за наших предков, что такое зло тебе сделали.  Хочешь я тебе сказки рассказывать буду приходить. Матушка, пока жива была, много их мне рассказывала.

  Удивилась Добрянушка: какое имя интересное у Колдуньи оказывается. А тут и другие чудеса пошли. Говорит старик, а сквозь тучу несмелые солнечные лучики пробиваться начинают. Как увидели это люди. Поняли, что делать-то нужно.
 
- А я шить умею. Хочешь, я тебе, Светланушка, платье сошью красивое, белое, с красным узором по рукавом да подолу.

- А я тебе могу калитку твою починить. Я же видел, что она совсем не открывается, петли проржавели, да по обломились кое-где. И будем мы к тебе в гости тогда ходить. А ты к нам.

- А я тебе готовить могу. Знаешь, как я вкусно готовить умею. И тебя научу. Пироги с капустой бы напекли, жаль муки и капусты нет.

  Стали люди всё это Колдунье говорить, подходят к ней. Хоть и с опаской, но всё смелее и смелее. А на небе солнышка всё больше и больше.  А сама Колдунья от каждого слова как от хлыста вздрагивает. Сначала гордо стояла, с презрением на всех смотрела. Потом лицо её меняться стало. Светлеть. И вот уже нет тучи на небе, как не было. Солнце светит во всю, греет. Вода в землю ушла, ручейками убежала. Из земли несмелая травка пробиваться стала, на деревьях почки лопнули и листочки светлые проклюнулись. Где-то птица защебетала.

  А Светланушка стоит и плачет. И плачет не от горя и печали, а от радости. Обнимают её люди, гладят по спине да по голове. Колпак ведьминский вдруг венком ромашковым обернулся. Метла берёзкой молодой стала, листвой зашелестела.

  А вокруг странные звуки стали раздаваться. Словно струны лопаются. И после каждого такого звука кто-то из жителей села спину распрямляет, воздуха в грудь набирает. И как будто с набранным воздухом силу и здоровье себе возвращает. На лице румянец появляется, тело уплотняется, глаза молодостью сияют. Только волосы седыми остаются.

  Но что самое удивительное. Где в землю слеза Светланушки упадёт – там из земли цветочек золотистый пробиваться начинает. Подсолнухом называется.

  Тут появилась красивая высокая женщина в необычном платье. Половина платья – светлый день, половина платья – звёздная ночь.

- Очень хорошо! Давно я ждала, когда тут всё наладится, а вы уму разуму наполнитесь.

  Что ж. Тебе Светланушка оставлю твою молодость. Разрешаю жизнь как бы заново прожить. Нет уже в живых тех, кто над тобой смеялся, да издевался. Но, если опять начнёшь, зазнаваться, да людей обижать – вмиг старухой станешь, а там и конец твой придёт. Тебе уж поди, по-хорошему, за семьдесят сейчас быть должно. Но пусть, как сейчас выглядишь, будет восемнадцать.

   А вы все, для памяти, будете седыми до конца дней своих. Нельзя человека одного оставлять и всем миром от него отворачиваться. Плохо это. Только зло это порождает.

  Здравствуй и ты, Добрянушка! Ты смотрю не только добрая и заботливая. Но и смелая. Не испугалась к колдунье поехать. Молодец! Не ошиблась я в тебе. Оставайся такой же всегда. А я за тобой наблюдать буду. Если что и помогу где.

  Сказала это Матушка-Земля и не дожидаясь ответов исчезла. Рассыпалась миллионом искорок.

  Природа в селе стала оживать и село стало возрождаться. Никто уже не чах, так как раньше. Цветы, что выросли из слёз Светланушки, помогли селу даже обогатиться. Стали ими поля засевать. Ведь из подсолнечника много чего полезного сделать можно: и для приготовления пищи, и для сельского хозяйства, и для лечения.

  Светланушка замуж вышла за того самого парня, что к Добрянушке за помощью ходил, и к нему перебралась. А в замке они школу сделали, да музей создали. Чтобы будущие поколения помнили, да ошибок таких больше не совершали.

  А Добрянушка со своим женихом домой вернулась. Свадьбу сыграли. Детишек у них много было. Пастушок тот на кузнеца выучился. А Добрянушка людей лечила: то песни им пела, то на дудочке играла.

  Но во всех сёлах запомнили. Плохо, когда человек возгордится, да над другими издеваться начнёт. Но ещё хуже человека без поддержки и доброго слова одного оставлять.

Добра всем, света,
Вовремя совета,
Объятий дружеских и тёплых,
Общений лёгких, беззаботных,
Сердечных слов, вперёд стремленья,
И поступать без сожаленья,
Пусть окружает вас всегда:
Честь, пониманье, доброта.
 


Рецензии