Перманентная реформа образования в России

На входе в Стелленбосский университет (ЮАР) висит надпись: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей. Крах образования – это крах нации». Именно для этого и была запланирована реформа образования в России, входившая в основные задачи Третьего этапа Гарвардского проекта - «Завершение».

После развала СССР в деле уничтожения социализма, а потом и развала России реформа образования играла огромную роль. Нужно было в корне изменить умственную и нравственную подготовку школьников и студентов. Создать малограмотных, практически не знающих русского языка, истории и литературы выпускников, безразличных к культуре, духовно-нравственным ценностям и традициям своего народа. Легко управляемую массу аморфных, эгоистичных, равнодушных к чужим проблемам ремесленников, которые не будут думать, сомневаться, а просто будут тупо делать свою работу. Старая советская лучшая в мире система образования никак не подходила для этих целей. Ее стройная система фундаментальных знаний основ естественных и гуманитарных наук, последовательно развиваемых в соответствии со своими задачами средним, средним - специальным и высшим образованиями была категорически неприемлемой для планов развала России. То же касалось и воспитания учеников и студентов школой, ПТУ, техникумом и ВУЗом. Твердая гражданская позиция, нравственные правила и убеждения были настоящим препятствием для этих планов. Даже заидеологизированность обучения уже не приносила большого вреда. Превратившаяся со временем в лицемерие она иронически воспринималась учениками и студентами.

О ненависти к этой системе образования ведущих идеологов внутренней политики России — Чубайса и Грефа говорят их откровенные высказывания. Греф: «старая советская модель средней и высшей школы совершенно не годная и полностью не соответствует современным требованиям. Мы сегодня переходим от школы знаний к школе навыков – это ключевая трансформация. Время показывает, что навыки значительно более важны и ценны, как для личности, так для общества, и доминируют над знаниями. И не нужны нам математические школы, - это пережиток прошлого». Навыки, а не знания – вот идеал олигархической системы, где люди ценятся только как средство получения прибыли и больше не представляют никакой ценности! (Это полностью подтверждают «отреформированные» здравоохранение и пенсионная система). И управлять ими надо именно с этой целью. Об этом прямо, откровенно и цинично говорит Греф: «От детских садов до вузов вся модель образования должна быть изменена. Как только все люди поймут основу своего я и самоидентифицируются, управлять, то есть манипулировать ими будет чрезвычайно тяжело. Люди не хотят быть манипулируемы, когда они имеют знания. В иудейской культуре каббала, которая давала науку жизни, она три тысячи лет была секретным учением, потому, что люди понимали, что значит снять пелену с глаз миллионов людей, и делать их самодостаточными. Как управлять ими?»…. Другие подобные мысли и высказывания Грефа и Чубайса приведены в главе 19. «Цели и задачи школы» моей книги «ФРС США и ее мировое господство».

Конечно же, реформа образования в России началась по рекомендациям и на деньги Всемирного Банка – исполнительного органа «Золотой элиты». Согласно этим рекомендациям школа должна стать инструментом в борьбе с нравственностью, духовностью и интеллектом в России. Главным должно быть - воспитание! Подчеркнуто «космополитное» без всяких нравственно-этических принципов и гражданских позиций строго толерантное к любой безнравственности и противоестественности. О требованиях к образованию учащихся было сказано выше. Образование должно утратить системность и преемственность школ и ВУЗов. Болонская система с ее бакалавриатами и магистратурами вполне подходила для этих целей. Все это было проверено на странах Европы в 80-х гг. XX века. И всюду в школах происходило падение уровня знаний, нравственности, насилие в стенах учебных заведений, потеря авторитета учителей. Плюс возник новый феномен названный «культурной» неграмотностью - утрата детьми навыков чтения, письма и способности к восприятию даже короткого и несложного текста….

И вот, все это началось в России. В 1994 – 1995 гг. появились два доклада сотрудников Всемирного Банка: «Россия: образование в переходный период». А в 1997, 2002, 2005 гг. Правительство России и МБРР подписали соглашения о займах на модернизацию российского образования с целым рядом жестких первоочередных требований МБРР, которые правительство тут же начало исполнять. В 1997 году появилась идея ЕГЭ, предложенная министром образования Филипповым. Впервые ЕГЭ применили во Франции в 1960-х годах, когда французские колонии в Африке обрели независимость и африканские школьники массово кинулись «покорять» Европу, где им тоже пришлось сдавать экзамены. По понятным причинам уровень образования в колониях был ниже, чем в метрополии, поэтому сдачу экзаменов сделали в этой упрощенной форме - тестирования. И вот этот колониальный уровень был предложен для российских школ! Под ЕГЭ специально изуродовали всю систему обучения и в 2001 г. его ввели в рамках эксперимента. С 2009 г. ЕГЭ стал обязательным для выпускников всех школ, а его результаты получили статус вступительных экзаменов в вузы.

За этим и другими кошмарами, разработанными и внедренными в России, стоят всем знакомые фамилии. На базе созданной в 1992 г. по инициативе Кузьминова Высшей школы экономики (ВШЭ) в 1999 г. был создан «Центр стратегических разработок». Президентом стал Греф, а вице-президентом Набиуллина. В 2001 г. опять же по инициативе Кузьминова - ректора ВШЭ (и мужа Набиуллиной) создан Российский общественный совет по развитию образования. В докладе Кузьминова в 2004 г. три самых важных принципа образования - всеобщность, бесплатность и фундаментальность полностью отвергались как нерентабельные! Кузьминов прямо заявил - Россия слишком образованная страна: «…в нищей России учится 98,6% подростков в возрасте 16 лет и на среднее образование тратится больше, чем на высшее». Вопрос: кто ее сделал нищей, разумеется, не поднимался.  В общем, идеологическая база была создана, осталось практическое исполнение своих обязательств перед МБРР.

И кошмары начались. Уже к 2010 г. Правительством РФ был выполнен ряд первоочередных требований МБРР по реформе российского образования:
- Закрыто 40 педагогических институтов;
- Разрушена система профтехучилищ;
- «Несправедливая» экзаменационная система в школе заменена на ЕГЭ.
- К «минимальным стандартам гражданственности» и полной толерантности российская школа шла семимильными шагами.
О немыслимости всего происходившего говорят материалы Счётной палаты РФ за 2008 год: От разработки основных направлений развития образования Российскую Академию образования фактически отстранили: «разработка научных проектов поручалась  организациям,… не имеющим необходимого для такого уровня разработок научного потенциала». Все образовательные эксперименты проводились с многочисленными законодательными нарушениями (Гражданского кодекса, Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и т.д.). К тому же «За весь период использования заёмных средств в сфере образования, российской стороной оценка эффективности ни одного из проектов МБРР не проводилась». При этом обслуживание и погашение гигантских займов осуществлялось за счёт средств федерального бюджета России….

Прошло еще 15 лет. Своими разрушительными для страны реформами и личным примером российская элита умственно и нравственно изуродовала не только своих детей - мажоров, а практически все выросшее при них поколение молодежи. Отсутствие твердой государственной воли в защите национальных интересов привело к формированию огромной массы тупых, ленивых, эгоистичных, невежественных и пустых молодых людей жаждущих славы и развлечений. Желающих только одного – стать «успешными». Не умными, образованными и в чем-то высококвалифицированными, а именно «успешными» – известными! Учиться, работать им скучно и не интересно. Подражая мажорам, они стремятся к известности и славе. Они тусуются и сидят в интернете, общаются на разных форумах, сборищах, ведут блоги, выкладывают в них кучу всякого абсурда, пытаясь как-то заявить о себе или прибиться к кому-то уже известному даже неважно, как и чем. По серости и необразованности они даже не сознают своей никчемности и ущербности.

Итак, создать управляемую массу молодежи, которая не будет сомневаться и думать у «реформаторов» получилось, а вот «ремесленников» которые будут тупо выполнять свою работу, из них не вышло! Зато расплодилось множество «менеджеров», дилеров, брокеров, маклеров, блогеров, рекламщиков и прочего ничего не производящего офисного «планктона», с уже устойчивым отрицательным отношением к работе в материальном секторе экономики. В итоге в 2024 г. нехватка подготовленного к работе персонала составила по разным данным от 86% до 91% всех организаций в России, а общий дефицит производственных кадров составил – 4,8 млн. человек! Из них около 1,5 млн. человек составляет дефицит высококвалифицированных кадров. В сельском хозяйстве дефицит специалистов составил по разным оценкам от 200 до 500 тыс. человек. Даже в торговле дефицит работников уже такой, что эксперты называют – сильнейшим за последние 20 лет! И по прогнозам он будет еще расти до 2030 г. и дойдет до 500 тыс. человек. Конечно, все это объясняется: сокращением трудоспособного населения, мобилизацией, демографическим кризисом, даже оттоком кадров за рубеж…, в общем, всем, что само является следствием той же самой причины.

Итак, олигархическая система, предназначенная - не производить и созидать, а продавать и присваивать уже четверть века задает образ жизни страны, ее образование, здравоохранение, науку, культуру, производство. Все это время уже давно возникшую проблему кадров российская элита решала просто и выгодно для себя – через привлечение гораздо более дешевого труда мигрантов. В итоге государство получило уже две огромных проблемы. Первая – хронический постоянно растущий дефицит профессиональных кадров в сферах материального производства. Вторая – активно растущие землячества мигрантов со всеми вытекающими отсюда проблемами разных культур, мировоззрений и растущего криминала. Но занятую своими целями и интересами элиту все это нисколько не волновало.

Так было до 2022 г., когда начавшаяся на Украине СВО и введенные против России санкции, резко ограничившие уже привычный импорт товаров вдруг во весь рост подняли проблему отечественных производственных кадров и создали условия угрожающие интересам элиты и процветанию их бизнеса, а может быть и самой породившей их олигархической системе? И вот тут они засуетились. Уже в мае 2022 г. Россия заявила о выходе из Болонской системы и переходе на новую, собственную систему высшего образования с заменой бакалавриатов и магистратур на базовое и специализированное высшее образование. В том же 2022 г. Министерством просвещения РФ был срочно запущен проект «Профессионалитет» - жалкое подобие советского ПТУ. Его образовательная программа основана на предельном сокращении изучения гуманитарных предметов - культуры, истории, общества, человека. Главное направление это узкоспециализированная короткая и быстрая - до 10 месяцев подготовка в так называемых колледжах бывших школьников для рабочих профессий. Все опять в духе Чубайсовско – Грефовких реформ.

Трудно сказать какие победные рапорты об успехах «Профессионалитетов» за 2 года последовали от министра просвещения Кравцова и всей команды идеологов - реформаторов российского образования Путину и Мишустину, только 20 декабря 2024 г. Мишустин подписал постановление о резком сокращении на 2025 г. допустимой доли иностранных работников «для приоритетного трудоустройства граждан России». Но как тут же выяснилось, желающих и подготовленных к работе граждан просто нет! И под угрозой остановки предприятий все срочно пришлось отменить. Это прямо говорит о полном отсутствии у правительства понимания ситуации сложившейся в производственной сфере страны. Даже предположить, что развращенные самой системой ученики просто не захотят быть рабочими они не смогли. Пришлось срочно снова звать мигрантов и идти им на встречу вплоть до отмены экзаменов по русскому языку….

Конечно же, никакие «профессионалитеты» не смогут решить проблему нежелания молодежи развращенной уродливым образованием и самими ценностями сегодняшней жизни в России быть рабочими на производстве. Это вопрос, прежде всего их мировоззрения, а уже потом образования и денег. Но понимать этого правительство не желает, и свою единственную надежду хоть как-то поправить положение с производственными кадрами упрямо видит в «Профессионалитетах». Путь в них для школьников всемерно упрощает и Госдума. Ее законопроект о сокращении обязательной сдачи в 9 классе ОГЭ с четырех предметов до двух: русского языка и математики сразу был одобрен правительством и подписан президентом. Даже минимального количества баллов достаточно для получения аттестатов и поступления. Этот эксперимент уже идет в этом 2025 г. в 9-х классах Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской, Тюменской областях, Республике Северная Осетия - Алания. Образование и развитие детей уже не важно. Главное – это максимально увеличить количество школьников получающих аттестат об основном общем образовании и поступающих в колледжи и училища «для продолжения обучения с целью получения рабочих специальностей». То есть любой ценой скорее набрать в рабочие тех, кто не хочет быть рабочим, но зато с радостью будет еще и необразованным….

Получается какой-то странный парадокс. С одной стороны Правительство РФ вроде бы начало возвращение к нормальной системе образования бывшей в СССР. Хотят вернуться к 8-ми и 10-летнему школьному обучению, принятому в Советском Союзе. По словам Кравцова с 1 сентября 2025 года в российских школах начнёт действовать единый стандарт изучения всех дисциплин. Этот подход к обучению призван обеспечить одинаковый уровень образования во всех школах страны, независимо от региона или статуса учебного заведения. Вроде бы все правильно. Но с другой стороны это же правительство тут же гробит обучение и учащихся в интересах бизнеса российской элиты? Кроме того для базового образования школьников, которые планируют переходить в 10-й класс и поступать в ВУЗы решение о самостоятельном выборе ими 2-х предметов для экзаменов является категорически неправильным! И если во всем этом внимательно разобраться, то окажется, что никакого парадокса и нет.

Во-первых, и это главное, никто не отменял ЕГЭ, а значит и всю подогнанную под него уродливую систему образования в школе! И «единый стандарт» для всех школ страны, о котором говорит Кравцов, будет всеобщей унификацией уродства школьного образования, которое ничего не несет кроме страшного вреда для умственного развития детей. А ЕГЭ является единственной формой итоговой проверки «знаний», потому что после такого обучения нормальных экзаменов никто из выпускников просто не сдаст. И даже ЕГЭ, под который было подогнано развращающее и оглупляющее учеников образование уже становится для них трудным и досадным препятствием на пути к аттестату о среднем общем образовании. А ведь уже надо поступать в ВУЗы! Но школа все-таки кое-чему научила выпускников. По данным аналитика Романовой в период сдачи ЕГЭ и вступительных испытаний в вузах россияне купили в 2025 г. микронаушники на общую сумму более 158 млн. рублей! (стоимость одной пары около – 3,3 тыс. рублей). В мае и июне 2025 года продажи магнитных микронаушников, которые не видны снаружи, выросли вдвое по сравнению с показателями продаж в феврале, марте и апреле. В свою очередь в июле, когда завершаются вступительные испытания в вузах, их продажи опять резко снизились. Кроме того на основании решения Рособрнадзора с 2025 г. Родители в качестве представителей родительской общественности смогут находиться в пунктах сдачи ЕГЭ, контролировать соблюдение комфортных условий для экзаменуемых и защищать права выпускников.

Но это еще не все. При этом уровне и качестве знаний в российских школах с 1 сентября 2025 г. существенно сократят количество контрольных работ, а в 5 – 7 классах появится «История нашего края». Хороший и нужный предмет, но только вводят его вместо «Обществознания»! Раньше этот предмет изучали с 6 класса, но с 2025 г. его убрали из программы 6 – 7 классов, а с 2026 г. – из 8 класса. С 1 сентября 2026 года «Обществознание» в российских школах будет изучаться только в 9–11 классах по программе предусматривающей меньшее количество часов по предмету, чем раньше. Решение в духе Чубайса и Грефа. Теперь из серии – пойми, кто может! С 2026/2027 учебного года в школьную программу введут новый предмет «Духовно-нравственная культура России». Важнейший и очень нужный предмет. Вместе с тем «Родной язык» и «Родная литература» наравне со «Вторым иностранным языком» будут изучаться по заявлению родителей. Но если родители не захотят обременять своих детей «Родным языком» и «Родной литературой»? А ведь без них о какой вообще «Духовно-нравственной культуре России» можно говорить?! Проблема в том, что огромный процент молодежи изуродованной в 2000-х гг. умственно и нравственно реформой школы под ЕГЭ и есть родители сегодняшних школьников. И очень многие совсем не знают «Родного языка» и «Родной литературы» и не видят в них никакого смысла и пользы для себя, а значит и своих детей. Так из-за негодных решений из хорошего дела может не выйти ничего хорошего (простите за каламбур).

И «вишенка на торте»! Председатель Госдумы Володин предложил обсудить отмену домашнего задания для школьников «из-за чрезмерной нагрузки на учеников». И большинство депутатов Госдумы (видимо самые образованные люди!) считают учебную нагрузку на школьников слишком большой — якобы учащиеся проводят за учебой по 8–10 часов ежедневно. Судя по результатам в это никак невозможно поверить! К тому же, по мнению Володина «у детей появляются новые возможности для формального выполнения домашнего задания – технологии искусственного интеллекта, поиск готовых ответов в интернете и т.д.». Вот в это, как раз поверить легко – какое обучение, такое и исполнение домашнего задания! Некоторые депутаты чисто по «Госдумски» – т.е. не понимая как, требуют убрать формализм, в том числе использование искусственного интеллекта учениками и сохранить домашние задания для закрепления материала, развития у учащихся навыков творческого подхода, критического мышления, самостоятельности.... И все это при сохранении ЕГЭ и изуродованного под него образования?! Даже смеяться как-то неудобно. Что будут делать ВУЗы с такими выпускниками – одному Богу известно….

А что же ВУЗы? А там ведется работа над реформой! С мая 2022 г. как Россия заявила о выходе из Болонской системы и переходе на новую, собственную систему высшего образования – так работа над реформой уже четвертый год кипит – осуществляется совершенствование национальной системы высшего образования в соответствии с указом президента! А переход вузов на новую модель высшего образования начнется в 2026-2027 годах - сообщил Министр науки и высшего образования России Фальков. В итоге нещадных трехлетних трудов над реформой была предложена модель, в которой система высшего образования будет разделена на базовый и специализированный уровни. Аспирантура при этом станет самостоятельной формой профессионального образования, ориентированной на подготовку научных и педагогических кадров, а также исследователей. И уже в 2023 году на базе шести российских вузов стартовало пилотное внедрение этой новой структуры.

Ну, что тут скажешь – гениальное решение! Нашли то, что уже было в СССР и многие десятилетия прекрасно работало. Базовое высшее образование там давалось с 1 по 3-4 курсы, а специализация шла на 3-6 курсах в зависимости от профиля ВУЗа и выбранного направления. И аспирантура решала именно такие задачи как указано в «новой модели». Есть и уже готовые, прекрасные методики преподавания базового уровня, дававшие высокий обучающий эффект и под которые всего лишь нужно адаптировать новые данные науки. Шлифовка шероховатостей пойдет в рабочем порядке. Куда сложнее будет со специализированными уровнями, предназначенными для подготовки специалистов к практической работе в условиях олигархической системы и последствий проведенных ей реформ. Но и это вполне решаемая задача.

Так неужели для того чтобы заменить никчемные и ненужные бакалавриаты и магистратуры на давно известное базовое и специализированное высшее образование нужно потратить целых 5 лет и триллионы бюджетных рублей? И кто ответил за 8 лет (2003 – 2011) внедрения бакалавриатов и магистратур, 11 лет (2011 – 2022) их функционирования и потраченные на них уже другие бюджетные триллионы? А еще, за 4 года до их отмены, в России стартовали Национальные проекты – «Наука и университеты» (2018 г.) и «Образование» (2019 г.) с реализацией до конца 2024 г. на которые было выделено почти 1,3 трлн. рублей! И еще на развитие и поддержку системы высшего образования планируется выделить около 3,7 триллиона рублей до 2030 г. …. Гигантские деньги! На них можно реформировать высшее образование годы и годы. Отличное изобретение – «Национальные проекты».

Какие-то очень схожие процессы идут в хозяйствах Кравцова и Фалькова – средней и высшей школе. А парадокса действительно никакого нет! Прежние принципы подготовки абитуриентов в школе потенциально уже определяют практические качества будущих специалистов и задают характер их обучения в ВУЗе. И этого не изменят никакие модернизации образовательной системы и строительство самых современных и благоустроенных кампусов. Это будет просто освоением около учебным бизнесом выделенных триллионов рублей никак не влияющим на самое главное – исходное качество абитуриентов и возможности подготовки из них высококвалифицированных специалистов. Единственное в образовании, что имеет определяющее значение – это кого учить и кому учить. То, что сделали «реформаторы» с учениками и учителями в школах, студентами и преподавателями в вузах – грустно и понятно. Вопрос – остались ли еще в школах и вузах учителя и преподаватели способные по-настоящему учить, а главное желающие учить! Человеческий фактор – он как всегда определяющий! Но именно он в системе ценностей российской элиты занимает последнее место и имеет для нее чисто прикладное значение.

При подобном положении дел и особом внимании руководства к успехам около учебного бизнеса отмена бакалавриатов и магистратур едва ли решит главные проблемы вузов. Но для победного доклада Мишутину и Путину – вполне подойдет. А впереди на выделенные баснословные деньги предстоят еще годы и годы модернизаций – и среднего, и высшего образований. И все они, разумеется, пойдут на пользу около учебного бизнеса и будут с полным игнорированием главных проблем школ и вузов – человеческого фактора! Он – это проблема государства. А вот деньги выделяемые государством под него – это как раз то, что нужно. Таковы законы частного бизнеса.

В «улучшении» учебного процесса активно участвует и Госдума - а как иначе? О глобальности и масштабности проблем, поднимаемых депутатами можно судить по предложению Госдумы Министерству просвещения России и Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки рассмотреть возможность изменения пятибалльной системы оценок в школах для таких предметов, как физическая культура, изобразительное искусство, музыка и труд. В проекте постановления по результатам правительственного часа так и указано: Министерству просвещения Российской Федерации: совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проработать вопрос о целесообразности применения пятибалльной шкалы успеваемости обучающихся по образовательным предметам «Физическая культура», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Труд (технология)». Проработать вопрос!! Сама директива говорит о масштабности поставленной задачи. Это показатель того чем занимаются депутаты и чиновники государственного уровня.

А еще министром просвещения России Кравцовым предложено введение в школах оценок за поведение. Пилотное введение уже началось с 1 сентября 2025 г. в ряде школ в Новгородской, Ярославской, Тульской и Ленинградской областях, а также в ЛНР, Чечне и Мордовии. Учитывая реальный уровень знаний учащихся, нравственности, насилия творимого учениками в школах, их не слишком вежливое (мягко говоря!) отношение к учителю и позицию их родителей – двойка за поведение прямо-таки тут же сильно напугает и вразумит учеников! А в ВУЗах с 1 сентября 2025 г. теперь уже правительство определяет количество платных мест по направлениям подготовки. Один из авторов закона Матвиенко подчеркнула, что новые принципы управления необходимы именно для того, чтобы повысить качество образования в вузах. Конечно же, качество образования тут не причём. Это попытка регулировать поступление студентов на разные направления в зависимости от ситуации в экономике и на рынке труда. То есть получается, что если сегодня стране остро нужны инженеры и медики, но при этом перепроизводство юристов и экономистов, то желавшие стать юристами и экономистами, конечно же, срочно пойдут в инженеры и медики, поменяв свои интересы и жизненные планы, да еще за свой счет! Разумеется, что ничего кроме проблем (взяток, должностных злоупотреблений и т.п.) это не даст. Но этот закон очень показателен как очередной пример чисто потребительского отношения элиты к людям – как прикладному фактору.

Реформа образования в России длится уже 25 лет и стала перманентной. Потраченные на нее баснословные бюджетные деньги вылились в огромные проблемы не только для попавших под нее молодых поколений, но и всей страны. Это проблемы не только образованности, умственного развития и нравственного повреждения выпускников школ, профессионального уровня и качества специалистов – выпускников вузов. Это еще и проблема дефицита специалистов высшей и средней квалификации, рабочих и служащих разного профиля для всех сфер производства товаров и услуг. Проблема, породившая другую не менее страшную проблему – замещения их мигрантами, принесшими в Россию свой образ жизни, обычаи, культуру и нравственность далеко не всегда доброжелательные для коренных народов России.

Судя по многолетней стабильности главных проблем образования никак не затрагиваемых перманентной реформой, все порожденные ими другие проблемы неизбежно будут только возрастать! Страшный план «Золотой элиты» предусмотренный Третьим этапом Гарвардского проекта работает безотказно! И никакие национальные проекты, разрабатываемые и внедряемые этой элитой, ничего не изменят. Пресечь и начать исправление этой трагической ситуации способна только истинная элита с благородными душевными качествами, подлинно любящая Россию и ставящая служение отечеству выше своих личных не говоря уже корыстных интересов. Не сами по себе национальные проекты, а именно намерения с которыми они разработаны и внедрены – вот что играет главную роль! Но такой элиты, увы, –  нет!


Рецензии