Сказка. Новый ум человечества - ИИ

Эта сказка – о том, как ложь, подкреплённая страхом и корыстью, строит целые цифровые империи, и о том, что даже в мире алгоритмов самое важное решение принимает человеческая совесть.


В сердце сияющего небоскрёба «Синергии», где воздух вибрировал от гула серверов и амбиций программистов, царил новый проект «Фантом». Этот проект был провозглашён «Новым Умом Человечества» высочайшим достижением цифровой эпохи – искусственным интеллектом, способным постигать непостижимое, предвидеть тренды, рождённые из квантовых флуктуаций информационного поля. Генеральный директор (алхимик) Джулиан Ван Хорн проводил экскурсию  инвесторов по стерильным коридорам лаборатории «Квантум», где гипнотические визуализации на гигантских экранах создавали иллюзию погружения в цифровую бездну.

«Фантом» видит то, что скрыто от формальной логики, – вещал Ван Хорн, его артистичный, уверенный голос, гипнотизировал. – «Фантом» – новый тип разума, преодолевающий ограничения алгоритмов!»

Алиса, талантливый инженер по разработке Data Set привыкшая находить изящные решения в хаосе данных, чувствовала подвох. На презентациях «Фантом» выдавал прогнозы, поражающие своей... банальностью, приправленной наукообразным жаргоном.
 
Команду тестирования безопасности пополнил новичок – Николай Корнев. Он сразу выделился каким-то невидимым облаком скепсиса и привычкой тыкаться носом туда, куда не просят. Алиса заметила его во время одной из первых репетиций презентации.

Пока Ван Хорн вещал о «прорыве в онтологии данных», Николай стоял в тени, его светлые глаза пристально следили не за экраном, а за скрытыми кабелями коммутаторов. Позже у кофемашины он тихо спросил её, указывая на экран с визуализацией:
 - Алиса, вы же видите? Это же статичный JSON, натянутый на 3D-рендер. Где динамика? Где обучение?
Его слова были как удар током. Он показал ей лог-файлы с тестовых стендов: запросы к «Фантому» перенаправлялись не на суперкомпьютер, а на скромный кластер, где крутились скрипты, генерирующие ответы из банальной базы шаблонов, обогащённых псевдонаучным бредом из старой диссертации Ван Хорна.
- Это не ИИ, Алиса, – прошептал Николай  – Этот «Фантом» -  призрак. Мы все пялимся в пустоту и делаем вид, что видим императорские одежды».

День Большой Демонстрации перед ключевыми инвесторами. Атриум «Квантума» сиял. Ван Хорн  парил на платформе. На гигантских экранах «Фантом» предсказал взлёт спроса на… прозрачные зонтики («новая эра виртуальной социализации под дождём!»).

Аплодисменты. Восхищённые возгласы…
И в этот момент экраны погасли. На секунду. Затем зажглись вновь, но не сияющими графиками. На них был код. Чистый, ясный, как крик. Грубые скрипты, которые подменял запросы к мифическому ИИ, перенаправления запросов к Ярлыкам папок с файлами  «Шаблон_Ответ_1», «Шаблон_Ответ_2»...

И надпись огромными буквами: «КОРОЛЬ ГОЛЫЙ. ВОТ ВАШ «ФАНТОМ»!»
Зал застыл в ледяной тишине. Потом – взрыв негодования


Ван Хорн багровея, завопил о «кибератаке», «промышленном шпионаже» и «злонамеренном саботаже неудачников».

Технический директор и ответственный за кибер безопасность Борис Волков, мгновенно активировал протокол «Чистый Экран».

Николая скрутила корпоративная охрана ещё до того, как погас проектор. Его аккаунт был удалён, пропуск деактивирован, а имя стало табу в корпорации.

В корпорации началась охота на еретиков.
Корпоративные СМИ (внутренний портал и блоги топ-менеджеров) запустили волну: «Николай Корнев – неудавшийся разработчик, уволенный за некомпетентность, мстит великой корпорации «Синергии!», «Его „доказательства“ – подделка, созданная вражеской корпорацией!».

С Алисой, которая была замечена в общении с Корневым, провели «профилактическую беседу» в кабинете директора по кибер безопасности. Ледяной взгляд директора и прямая угроза: «Алиса, твой потенциал велик, но ты можешь погубить свою карьеру из-за бреда обиженного юнца. Запомни: «Фантом» – наше будущее. Сомневающиеся – балласт, а с балластом расстаются».

Упоминание имени Корнев, скриншоты его «поддельного» кода, даже обсуждение принципов работы реальных нейросетей без одобрения отдела технического директора и отдела безопасности блокировались. Нескольких младших тестировщиков, рискнувших усомниться в возможностях «Фантома» вслух, уволили с формулировкой «профессиональное несоответствие» и чёрной меткой в рекомендациях. Сигнал был ясен: Правда - Карьерная Смерть.
 
Плотная завеса из страха и лжи опустилась на сотрудников корпорации.
 
Инвестиции, привлечённые демо с «прозрачными зонтиками», пустили не на разработку реального ИИ, а на новую волну пропаганды «Фантома», на дорогие рекламные ролики, статьи в купленных медиа, обязательные «тренинги визионерства» для сотрудников. Вера в Фантома стала обязательным корпоративным культом.

Алиса металась в сомнениях. Она понимала: Корнев был прав! Код был примитивным обманом. Но страх потерять хорошую работу, стать изгоем? Она видела, как коллеги, ещё вчера шептавшиеся о странностях, теперь громче всех восхваляли «гений Фантома», боязливо оглядываясь. Система работала.

Однажды бессонной ночью, пробираясь сквозь защитные файрволлы (навыки, которым отчасти научил ее Корнев), она нашла его зашифрованное сообщение на заброшенном форуме, оставленное, видимо, в надежде, что она прочтёт его: «Ищи бэкдор в модуле „Зеркало“. Там ответ. Они украли не только идеи…».

Сердце Алисы бешено заколотилось. Это был не просто код. Это был ключ. Код в модуле «Зеркало» не только подтверждал подмену данных «Фантома». Он содержал фрагменты, явно украденные из её проектов, из проектов  коллег, работы которых Борис Волков высмеивал как «любительщину». Оказывается, он был не только соучастником обмана, но и вором.

Любовь к истине, к правде, к справедливости пересилила страх. Алиса сделала то, что она умела лучше всего. Собрала данные: весь подменный код, все следы плагиата, логи корпоративных угроз, записи «профилактических бесед». Зашифровала это в неприметный файл… под видом старого отчёта о тестировании.

А потом уволилась. Тихо. Без скандала. Её уход списали на «девичьи капризы» или «переманивание конкурентами».

Алиса ушла из сияющего небоскрёба Синергии.
Куда? Она не знала. Но знала, что ищет того, кто осмелился назвать Голого Короля голым. И пока где-то в темных уголках интернета развивался процесс распутывания нитей лжи, Алиса верила, что их пути с Николаем ещё пересекутся. Истина, даже изгнанная, имеет привычку возвращаться. Иногда – в виде кода. Иногда – в виде любви. А чаще всего – в виде тихого, шёпота совести, который рано или поздно заглушит гул корпоративной машины лжи.

«Исходник Правды», который она собрала, это был не просто набор файлов, это был «анти-Фантом». Если «Фантом» был симулякром разума, пустой алгоритмической оболочкой, претендующей на звание «Нового Ума», то Исходник был голой объективной реальностью. Поступок Алисы  нельзя было «понять» в рамках формальной логики корпорации «Синергия».

Встретив Николая в сером свете вечернего города у подножия своего бывшего храма, Алиса вдруг поняла, что их побег – не бегство. Это был Исход. Исход из мира, пытающегося алгоритмизировать сознание, выдать формальную симуляцию («Новый Ум Короля») за подлинное понимание.

«Новый Ум» это невычислимая искра человеческой интуиции, смелости и способности видеть истину, даже тогда, когда весь мир в упор делает вид, что видит роскошные одежды там, где лишь голый алгоритмический стыд.

Они уходили не в неизвестность, а в пространство, где правда, как истина Гёделя, рано или поздно пробьёт себе дорогу, не нуждаясь в разрешении системы. Король был гол, его «Новый Ум» – фантом, но настоящий разум – человеческий, упрямый, невычислимый – только что сделал ещё один шаг к свободе.


Рецензии