Лесная и Голубая крыница. Сентябрь 2020

Про Голубую крыницу давно слышала и, как только увидела на столбе объявление, позвонила и записалась в поездку туда.

Пить-умываться-купаться в источниках  очень люблю, как и вообще всё, что связано с водой. А Голубая крыница - это крупнейший источник на Восточно-Европейской равнине: из отверстия больше метра диаметром, уходящего на неизвестную глубину, бьёт ключ и вытекает незамерзающая речушка чистейшей голубой воды температурой 5 градусов.

Объявление было оборванное, и для меня сюрпризом стала первая часть программы: партизанская деревня и Лесная.

Военные мемориалы в Беларуси на каждом шагу, этот мемориал вызвал у меня смутные воспоминания про стихотворение о речке Проне, у которой он стоит, но как следует его вспомнить и найти не смогла, искала-искала и нашла другое стихотворение:

Стонет птица над осокой,
Тёмным лесом волк бежит.
Поднимают стяг высокий
Просветлённые мужи.
Будет битва, будет сеча,
Смерти быть - не миновать,
В ножны меч, колчан за плечи,
В битве важно - устоять...
Внутривенно и подкожно
Память реками влита,
Кем-то сдвинута, возможно,
Святогорова плита...
Сквозь столетья память стонет,
Не ушла , закреплена -
Речка Колочь, речка Стонец,
И ещё река - Война...

Свежее утро, трава в росе, цветочки и сосновый дух навевали мысли, что хорошо бы в "партизанской деревне" пожить, это у меня со скаутских времён осталось, под Ульяново в Коми именно в сосновом бору был наш постоянный летний лагерь, и ещё не забылось, что летом жить в таких условиях хорошо, было бы и совсем отлично, если бы не комары да мошки.

Мемориал новенький, не такой эпический, как недавно открытый подо Ржевом и не такой поэтический,но познавательный.

Мы туда только проездом в Лесную заглянули.

А в самой Лесной надолго задержались:  памятный храм, экскурсия по местности и музею, анимационная программа.

Народ с удовольствием наряжался, учил роли и давал представление, пока на костре в чугуне готовился для нас походный солдатский кулеш с салом.

Не было в программе экскурсии, сама вспомнила, поскольку раньше слышала: Славгород и район очень пострадали от Чернобыля, сам городок почти наполовину опустел, вместо 24 тысяч осталось 13, и в районе то же самое. В городе есть "Мемориал захороненным деревням", числом 16, это те, которые не просто снесли, а закопали, чтобы не фонили.

Невольно напомнила мне про это старушка, у которой клюкву покупала, своими заверениями, что, дескать, не бойтесь, "чистая", мы свои места хорошо знаем и  в "грязные" не ходим. А у продавца мёда и подавно ничего не спрашивала, какая же клюква без мёда, давно лесной клюквы не ела, всё садовую.

Жителей в Лесной осталось совсем мало, едва ли несколько сот наберётся, но порядок образцовый, местная больничка, сельский клуб, библиотека-музей попали в кадр по краям поля битвы, кроме того, есть и детский сад/начальная школа, и спортивный комплекс. Есть совхоз, поля обрабатываются.

Живи - не хочу. Жаль, что монастыря нет, священник, хоть и построил рядом с храмом большой дом, постоянно там не живёт, не служит, а мне казалось, что в таких местах должна быть постоянная молитва, поминовение воинов, хотя имён-то простых солдат не сохранилось, только некоторых офицеров.

Примерно  10 тысяч там за один день полегло (вместе с противником), после сражения (по н.с. 11 октября), армия с полководцами и императором Петром оставалась на поле битвы ещё 3 дня, погребли своих убитых (противника не стали) и построили "обыденный" деревянный храм Пречистой, даровавшей победы в канун своего Покрова.

Этот храм не сохранился, только столетней давности каменный, построенный при последнем Государе к 200-летнему юбилею битвы.

Раньше не задумывалась, что Северная война, как и Наполеоновская Отечественная, и ПМВ с ВМВ, велась на территории Беларуси, мы ведь как учили: за выход к морю, а где море и где мы.

Но тут вникла, как вернулась домой, прочитала книжку В.А Артамонова "Мать Полтавской победы - битва при Лесной". Битва была самая продолжительная в ходе Северной войны, сражались с рассвета до потёмок, и в середине дня солдаты обеих армий в изнеможении повалились и с час отдыхали на небольшом, в несколько сот шагов, расстоянии друг от друга.

Вынесла из этой половины поездки не только ведёрко клюквы с банкой мёда, но и изменившееся отношение к Петру Великому. Не питаю к нему особо доброго чувства, изо всех Романовых люблю двух первых (патриарха Филарета с Михаилом Фёдоровичем), двух последних (Александра III с Николаем II), а между ними - императора Павла, остальные под вопросом, особенно Петр Алексеевич с батюшкой своим, и наследники его вплоть до Екатерины - тем более.

Но, всё-таки, самому по лесам - по болотам гарцевать, спать на голой земле с солдатами у походного костра, участвовать в сражении - храбрый был царь-государь, после него таких поди и не было...
   

Путешествовать у меня практически нет возможности из-за Тишки и котов.

Десятый год, как взяла Тишку со двора в дом, а котов кормлю во дворе. Первое время, как взяла Тишку, котов перестала кормить: он не давал, разгонял их и сам всё подъедал. Но потом отъелся, успокоился, привык и каждого "нашего" кота знает, гоняет только случайных, "чужих", а постоянных клиентов, которые каждый вечер собираются на крыльце подъезда на кормёжку, не трогает.

С кошкой Муркой даже дружил, она в гости к нам домой ходила,  умерла пару лет назад. А так он у меня стерилизованный бирюк и не любит не только котов в доме и вообще, но и щенят, которых подбираю на передержку и пристройство.

Летом, с апреля до октября, каждый день расставляю и наполняю поилки по своему району. Проще всё это начать делать, чем бросить, если не выедешь на кормёжку и поение: нет сил после жаркого дня или приболеешь, - не получается уснуть, мучает совесть, встаёшь и едешь.

Хорошо, Беларусь маленькая, примерно 600 на 600 по осям, можно за сутки обернутся, и так я и делала, когда нужно было по делам выехать в Минск, Могилёв или Гомель, утром уедешь, к вечеру вернёшься.

Ну а в этом сезоне так устала: прибавилось много новых выброшенных животных, и много погибло, пришлось хоронить. Стерилизовала несколько  беременных кошек, не было никаких сил возиться с этими никому не нужными и как правило слабыми, больными и обречёнными котятами.

Всё вместе меня чуть не доконало. И когда во время протестов слышала от родни или знакомых: - Мы хотим жить как в Германии! - то принималась на них кричать: - Сначала научитесь снизу, на местах, свою жизнь строить, а потом "как в Германии", не можете нормально организовать во дворе жизнь, площадку для детей, домики для бездомных животных, а туда же!

Сын с удивлением на меня смотрел, я прибегала к проверенному средству - фенибуту, но и он не очень помогал.

И вот когда  увидела на столбе объявление про поездку на Голубую крыницу, то сразу записалась, хотя все расходы автоматически измеряю в котах (на эти деньги можно одного кота месяц кормить, а на эти - целый год), тут на двоих бы на месяц хватило. Но у меня как раз недавно погибло два любимых кота, и хотелось смыть с себя горечь, которая, когда её много, просто дышать не даёт.

Находится  Голубая крыница под Славгородом в Могилёвской области, в одном из самых пострадавших от Чернобыля районов, совсем рядом с крыницей закопали одну из многих отселённых и уничтоженных таким образом белорусских деревень.

Паломничали туда издавна, по преданию именно там крестились  мои предки, радимичи (хотя только мама у меня здешняя, а отец родом из деревни Орликовка возле Новгорода- Северского, там уже, думаю, другое было племя тысячу лет назад), и потом всегда там был православный храм. Пока безбожники его не снесли и не построили свиноферму. Но свиньи дохли, а кульминацией как раз и стал Чернобыль: не только свиноферму, но и всю деревню пришлось закопать, чтобы не фонила.

Самому источнику Чернобыль не повредил, он пробивается с громадной глубины, пишут, что водолазы периодически его чистят, дна никто не видел. Теперь там заповедник и снова стоит храм во имя мучеников Маккавеев.

Семеро братьев Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, - вместе со своим учителем Елеазаром и матерью Соломонией пострадали во имя Единого Бога от нечестивого сирийского царя Антиоха Епифана в 166-м году до Рождества Христова. Царь, один из эллинистических правителей поделенной на уделы полководцами Александра Македонского созданной тем империи, осквернил храм Господень в Иерусалиме, поставив там статую Зевса.

Мученичество семерых братьев, их учителя и матери, стойко перенесших неслыханные мучения, но не поклонившихся идолам, вдохновило иудеев на восстание против Антиоха Епифана. Храм был очищен, идолы повержены.

Помимо Маккавеев из ветхозаветных праведников ещё только Илии-пророку в наших местах посвящают храмы, других не встречала. Но Илия живым восшёл на небо в огненной колеснице, а тут, с одной стороны, мученики не поклонились идолам, с другой же - до воплощения Христова, когда затворены, не сокрушены  ещё были двери адовы, куда сходили все души умерших.

Словом, и место глубинное, древнее, и посвящение храма символическое. 14-го августа, в день памяти мучеников, там собираются десятки тысяч паломников. Мы, слава Богу, не попали в такое многолюдье, сначала было несколько десятков людей, потом они попили-умылись-походили по воде-окунулись и разошлись-разъехались, так что и совсем одна побыла там.

Гид по дороге наставляла нас, что у кого не хватит духа окунуться, то чтобы семь или хотя бы три раза перешли речку туда-обратно и молились в это время.

Вода настолько холодная, так обжигает, что у меня все слова вылетели из головы, кроме "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя, грешную".

Сначала три раза перешла, потом набралась храбрости и трижды окунулась и проплыла немножко. Не ныряла, там, где можно купаться, неглубоко, а там, где поглубже, в чаше источника, можно только пить и воду брать.

Поэтому уже после купания зашла туда умыться, попить и с собой воды набрать. Вода действительно голубая даже в ведре, но когда бежит по руслу из белой глины, то совсем прозрачная.

На берегу старые липы и ольха так переплелись корнями, что получилось что-то вроде лукошка, и весь берег ручья так же ими оплетен.

Не только вода, но и глина считаются лечебными, прежде всего от болезней опорно-двигательного аппарата (который в первую очередь и разрушает радиация), но глину сейчас брать запретили, можно только воду.

Кроме храма, там ещё стоят деревянные скульптуры и лежит большой камень, который местное предание связывает с источником. Дескать, невеста, за которую сватались два родных брата, сказала, что пойдёт за того, кто дальше бросит камень, дальше бросил нелюбимый, и она обернулась крыницей, чтобы не идти за него.

Стоят торговые ряды (сувениры, местные фермерские сыры и мёд).

Воды изливается в сутки пять тонн, она считается эталоном питьевой воды не только в Беларуси. На всей Восточно-Европейской равнине второго такого крупного и чистого источника нет, никогда раньше таких не видела.

Ассоциации только с горной рекой, видела на Алтае, но цвет воды - как в южных тропических морях, где не бывала.

По воздействию этой чудесной воды у меня такая ассоциация возникла: давно , когда был трудный период в жизни,  потеряла работу в дефолт 98-го года и попала с сильным приступом астмы в больницу, не могла спать, - мне помогло иглоукалывание. Загоняют в тебя длинные-предлинные тонкие иглы в определённые точки, и после первого же сеанса еле дошла до дому, прямо на ходу стала засыпать. Так и здесь. Сначала вода обжигает, потом разливается тепло, и на обратной дороге еле держала голову, чтобы не свалиться и не заснуть.

Мы ещё на обратном пути останавливались купить мёд, и гид сказала, что в агроусадьбе "Пчелиное царство" есть комната апитерапии: под лежанкой улей, пчёлки гудят, человек ложится, слушае-слушает их и засыпает даже тот, кто ни в одном глазу.

Жаль, не входило это в нашу программу, я бы поспала, так даже логичней было бы, чем с Лесной Голубую крыницу совмещать.

Но слава Богу за всё!


Рецензии