Сколько в России осталось коммунизма?

Сколько в России осталось коммунизма?
СКОЛЬКО В РОССИИ ОСТАЛОСЬ КОММУНИЗМА?

 (Из субъективных заметок)

«…Мы верим, что мир будущего – это мир не эгоистов, целиком погружённых в киберпространство, и не одиночек, живущих по принципу «каждый сам за себя», а людей, которые всё так же ценят любовь и дружбу, дорожат своими близкими, понимают свою неразрывную связь с обществом и ответственность перед ним…» 
                Владимир Путин
Пленарное заседание Форума объединённых культур • Президент России

    Согласно тому обществоведческому образованию, которое получал в советской школе гражданин СССР, история человечества проходит пять формаций (общественно-экономических формаций): первобытнообщинную или «первобытный коммунизм», рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую ( коммунизм или  реальный гуманизм* в двух фазах: социализм и собственно коммунизм, как высшая его фаза).
   
    Эта теоретическая модель истории человечества возникла на основе анализа данных историографии, археологии, этногрфии и многих других исторических наук ( по большому счёту,  все науки историчны).  Эта модель  лишь одна из предлагаемых учёными моделей основных ступеней развития человечества. Имеются и другие  варианты подходов к выделению этапов и ступеней развития человечества (цивилизационный, теории постиндустриального общества, теории модернизации…).   
    
    Эта модель (формационная) не идеальна, не абсолютна, не окончательная. Один из важных её недостатков: слабое отражение нелинейности развития. Но драматические события 2 – й половины ХХ – го и начало ХХ1 века**, кажется, подсказывают нам возможность усиления эвристического потенциала формационной теории,

      Все  формации (а их  реально может оказаться и больше, чем пять) в потенциале  закладываются в процессе формирования практически любой социально-антропологической системы или социума. Внутри социума (социально-антропологической системы) формации как потенции даже принимают форму структурных элементов. 

Потенции  в социуме могут выступать в виде структурных элементов от  тех или иных  формаций: принцип социальной справедливости (от коммунистической формации); принцип пасилия (от рабовладельческой); рыночные отношения (от капитализма); влияние религиозной идеологии (от феодализма). В жизнедеятельности современных государств, признанных и не признанных в большей или меньшей  степени (мере) так или иначе имеет место проявление этих и других элементов (фрагментов) известных нам формаций.
    
     Та формация, для которой объективно складываются наиболее благоприятные условия, становится доминирующей,  смена объективных условий приводит к смене доминирующей формации. И история показывает, что не всгда эта смена идёт по восходящей линии. Известны и практики сосуществования двух и более формаций («азиатский способ производства»), и возвращение к, казалось бы, уже пройденной, т.е попятное движение.
   
      Разве практики установления фашистских режимов в ХХ – ом (Италия, Германия и др.) , а теперь уже и в ХХ1 веке неонацистских режимов (Израиль, Украина и др.) можно назвать развитием? Фашизм во всех его проявлениях  - это деградация, возвращение к рабству, которое в скрытых формах существовало всегда и при феодализме, и существует при капитализме. А тот социализм, который был провозглашён в ХХ – ом веке рядом стран сохранил в себе многие элементы капитализма и не только капитализма.
    В Россию вернулся капитализм  (не только в Россию). Политический класс в России образовали люди, отказавшиеся от коммунизма, как идеологии, как веры, а начала науки о коммунизме или реальном гуманизме они на необходимом уровне, видимо, так и не усвоили (признание Юрия Андропова о «плохом знании общества», которое «построили», косвенное тому подтверждение).
      Тем не менее, с коммунистическими делами, т. е. социальными проблемами, сохранением элементов «социального государства» им приходится иметь дело.  Мало того лидерам нашего политического класса приходится слушать как поют современные граждане КНР: «Без коммунизма нет Китая…»
    В конце концов и в КНР, и в России произошло  нечто аналогичное: китайские коммунисты вполне осознанно стали использовать капитализм в совершенствовании своей модели социализма, а бывшие советские коммунисты одели рубашку капитализма на фрагменты советской социалистической экономики. Опыт КНР выглядит на сегодня пока более эффективным, хотя там и есть свои проблемы.
    Драматические события 2 – й половины ХХ – го и начала ХХ1 века свидетельствуют, что человечество может сохранить себя и продолжить своё развитие и совершенствование, только продолжая развитие и совершенствование  демократической общечедовеческой культуры, а это и есть культура коммунизма или реального гуманизма, она вбирает в себя и демократические ценности мировых религий. И Взадимир Путин в своём выступлении (Пленарное заседание Форума объединённых культур • Президент России ) это подтверждает.
   
      Не надо пугать никого коммунизмом: настоящий коммунизм проявляет себя в делах как  реальный гуманизм***. Ведь именно организованные коммунистами силы (народные армии, партизаны, подпольщики) сыграли ведущую роль в разгроме фашизма-нацизма и милитаризма во Второй Мировой войне.   
 
     Тревожит уровень интеллекта современного политического класса на Западе и, в целом, в условиях продолжения доминирования современного капитализма. Существует очень большая вероятность того, что капитализм без коммунизма (реального гуманизма) запросто подведёт человечество к самоистреблению.  Без реального гуманизма у человечества нет будущего.

-----------------------
*В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс говорит о коммунизме как реальном гуманизме.    
** Самое драматичное – распад СССР в результате проигранной им Западу ментальной или  когнитивной («холодной») войне (1946 – 1991 г.г.). Но распад СССР не остановил продолжение этой войны против самой крупной части СССР, то есть России (РФ).
*** «…С точки зрения масс-медиа, развитие производительных сил – процесс тихий и малозаметный. Рождаются и воспитываются дети, осваиваются профессии, делаются научные открытия, внедряются новые полезные технологии, идет борьба за здоровый образ жизни ... Всё это находится далеко не на первых страницах газет. Это – тихая, но подлинная  революция, опирающаяся на богатейшее наследие подлинно человеческой культуры. Сегодня и в дальнейшем трудящиеся смогут получить власть только тогда, когда они научатся правильно использовать свое главное оружие – труд. «Свобода через профессионализм» – вот что должно стать девизом реальных гуманистов.» Статьи - Реальный гуманизм – ключевой фактор развития научной философии и прогрессивной политической практики


Рецензии