Дневник обывателя-5
Всю ночь за моим окном, на проспекте Davout, раздавались грозные крики местной безумной. То ли она изредка сбегает из сумасшедшего дома, то ли вырывается из своего домашнего заточения, только безумная кричит часами, не останавливаясь, будто с кем-то ужасно бранится. Голос у неё сильный, низкий, рваный. Не завидую её охранникам или родственникам. Интересно было бы узнать, что у ненормальной в голове? С кем она так яростно скандалит? Возникает невольное желание вылить из окна на сумасшедшую ведро воды. Но тогда в сумасшедший дом отправят меня. Лучше в это дело не влезать. Раз дисциплинированные французы терпят эту уличную ораторшу, значит, мне, беженке, и подавно следует терпеть и помалкивать. К четырём часам ночи крики стихают. И я засыпаю.
***
Утром получаю сообщение от Дианы, моей младшей дочери, с предложением встретиться втроем на обед: я, она и её подруга детства Света. Все мы жили много лет назад в Сумах, в одном подъезде, на одной площадке, подруги были не разлей вода, снимали любительское кино, сочиняли и разыгрывали комедийные пьесы, собирали целый двор детворы на свои представления, на Рождество облачались в ряженых, пели колядки, обходили с поздравлениями всех жителей подьезда. На летних каникулах в детских лагерях отдыха выступали заводилами всех праздников, конкурсов и концертных программ, обучались театральному мастерству у Заслуженной артистки Александры Сокол, вместе поступили и закончили Киевский Институт театра и кино им. Карпенка-Карого. На съёмках фильма "Юшка" (2013) по А.Платонову в живописном селе Зеленый Гай, под Сумами, куда Диана, режиссёр фильма, пригласила талантливого французского оператора Метью-Давида Корона, известного в мире кино по гениальному фильму "Пепел и Снег" (Ashes and Snou" 2005, режиссёр Григорий Кольбер, Канада), а Свету на роль второго плана, оператор и актриса возьми да и влюбись друг в друга, а после съёмок и поженись, а позже и роди прелестную Софийку. Теперь подруги детства обе замужем за французами, обе живут в Париже и обе занимаются творческими проектами. Вернее, планируют проекты. Так как здесь, во Франции, все не так просто. Это в Украине можно было снять "Юшку" практически бесплатно. Вернее, за копейки. Во Франции все намного сложней. Самый простенький короткометражный фильм в Париже обойдётся в сотни тысяч евро. И вот мы готовимся собраться втроём, чтобы за обедом обсудить проект многосерийного фильма "Терраса", с Светой в главной роли. А между делом, совмещая приятное с полезным, отведать "фуагру" - деликатес, привезённый Дианой из Атлантических Пиреней. И фиговый джем моего собственного изготовления, который прилагается в обязательном сочетании с гусиным деликатесом. Однако, увы, обед откладывается. Света извиняется: сильно простудилась, подозревает, что ковид. Желаем ей скорейшего выздоровления. Пишу Свете старинный сибирский рецепт: "рюмка горячей водки плюс соль. Проверено - выздоровление молниеносное". Света отвечает, что водки у неё нет. Тогда советую ей есть чеснок. Света берет на вооружение, пишет, что чеснок съела и уже есть результат - нос дышит! Но реакция на запахи и вкус пищи пока отсутствуют.
***
Обедаю одна. Приготовила фаршированный перец - по рецепту своей дорогой мамы. Она все всегда готовила великолепно. Мои приятельницы говорят, что блюда в моем исполнении тоже очень вкусные. А Маринка Казанджиева, моя сумская приятельница, филолог, любит повторять: Удивительное дело! Люди творческие, как правило, очень рассеяны и готовят отвратительно. Поэтому очень как-то непривычно, что ты и музыку сочиняешь, и прозу пишешь, и рисуешь, и при этом замечательно готовишь". Меня такой комплимент, естественно, очень смущает, и я оправдываюсь, что у меня были очень хорошие учителя. Моя мама вообще не умела до двадцати шести готовить, так с восемнадцати отбывала срок в заключении, в сибирских, сталинских лагерях, по статье за "колоски". И первым учителем по кухне стала её свекровь, моя бабушка Мария Чернова, в девичестве Дабижа, то есть, полька. Бабушку тоже никто кухонному искусству не обучал, так как в двенадцать лет она и ее пятеро младших братьев осиротели - отец и мать умерли от эпидемии холеры в разгар Первой мировой. В годы Второй мировой, в период немецкой окупации Черкасс, где моя бабушка жила с двумя детьми (муж погиб под Харьковом в сорок первом), ее взяли на кухню в немецкий ресторан посудомойкой, в котором шеф-поваром был немец. Вот у него то моя бабушка и научилась всем тонкостям гастрономического искусства. И затем передала свои секреты моей маме. А она - мне. Однако поделиться своим гастрономическим талантом мне здесь, во Франции, увы, не с кем. Старшая дочь - тренер, вегетарианка, замужем за йогом-индусом. Младшая - режиссер и артистка - свинное, жирное не ест, как и её муж француз. А вот я свинину обожаю: котлеты, отбивные, рулька в медовом соусе, голубцы, жаркое, шашлыки, пирожки с мясом... Хорошо, что я не замужем. Ни за кем.
***
Ближе к вечеру гуляю по проспекту в своём районе. Звонит старшая дочь Алена. Обговариваем мою проблему: страховое агентство заблокировало мою медицинскую страховку. На том основании, что я уже четвертый год не предоставляю свидетельство о рождении. А предоставить я не могу, потому что во время вторжения российских войск в Сумскую область и бомбежки города я вынуждена была в спешке бежать и брала с собой минимум вещей и документов. И свидетельство о рождении, документы на квартиру, и прочее, оставила в Сумах. Теперь либо надо документ восстанавливать через посольство, а это месяцы ожидания, либо платить за все социальные и медицинские услуги. А они здесь очень дорогие. Визит к врачу тридцать-сто евро. Проездной в метро - восемьдесят. Операция - тысячи. Алена помогает урегулировать этот вопрос: звонит в страховку, обьясняет: мама выехала из зоны боевых действий, документы остались в Сумах. И так далее... Пока мы разговариваем, наблюдаю за выскользнувшей из кустов огромной крысой. Она спокойно резвится, не обращая на меня внимание. Я говорю Алене:
- Вот, опять крыса.
Моя дочь вздыхает:
- О! Париж! Как замечательно, что я уехала из этого ужасного города в Альпийский регион! В последнее время я чувствовала, что больше не могу там жить!Никогда не забуду, как мы с тобой сидим на скамейке в скверике с видом на Нотр-Дам, пьём пиво, едим "сосисон", и вдруг по нашим ногам пробегают, как ни в чем не бывало, две крысы. Ужасно!
Я смеюсь.
- Да ну, милые животные. Такие упитанные, смешные.
- Ну, мама, - в ужасе кричит дочь.
Припоминаю ей историю, как прошлым летом гуляю я в парке Тюильри, возле Лувра, в ожидании, когда зайдёт солнце и в ночное небо поднимается шар с олимпийским огнем, и вдруг из кустов вываливается целый клубок резвящихся крыс. Они пищат, прыгают, но мне почему-то вовсе не противно и даже смешно.
- И вообще, - напомнила я дочери. - Крысы умные животные. А белые, ты сама говорила, когда была в гостях у своего шефа - любителя белых крыс, что они очень даже симпатичные.
Дочь соглашается, что белые очень вполне сносные. А вот серые ужасны.
Я опять же напоминаю Алене, что в Индии есть знаменитый храм Карни Мата, где почитают крыс, которых там более двадцати тысяч, их кормят, любят, они свободно повсюду разгуливают.
Алена поддакивает, но настаивает, что крысы это отвратительно. Что занимательно - парижане не без юмора относятся к серолапым обитателям канализационных систем. Грызуны стали главными персонажами юмористических мемов во время летней олимпиады. Художники разместили их на берегах Сены в качестве зрителей, наблюдаюших за олимпийским спортсменами, делающими заплыв по реке. Досталось от карикатуристов и мэру города Анн Идальго, которая в доказательство того, что вода в Сене идеально очищена и безопасна, накануне соревнований искупалась в бурной реке. Художники нарисовали градоначальницу после купания в Сене в виде зелёного человечка Шрека.
***
Вечером читаю мировые новости. Удар авиабомбой КАБ-250 по прифронтовому селу Яровое Донецкой области. На фото и видео - повсюду, на земле лежат тела убитых стариков и простенькие их велосипеды. Пенсионеры приехали к Укрпочте, чтобы получить пенсию. Все эти люди родились уже после Второй мировой. А погибли - в Третью. Двадцать пять жителей украинского села убиты авиаракетой по воле стран Восточной военной коалиции: России, Ирана, Китая, Беларуси, Северной Кореи. За пенсию. Или за что?
Свидетельство о публикации №225091300796
