Душа Флоренции в живописи Боттичелли

«Рождение Венеры» — картина красоты, изящества и мифа.

Но за этим скрывался смелый акт неповиновения — Боттичелли изобразил языческих богов в христианском городе, где царил страх перед могущественной Церковью и инквизицией.

Из-за этого его имя было стерто из истории на 300 лет.

Вот история, которую никто не рассказывал.

Боттичелли рисовал богов. Но за холстом скрывался человек, запутавшийся во власти, политике и вере.

Чтобы понять, почему он рисовал именно так, а не иначе, нужно увидеть, что он пережил.

Он начал с нуля.

Боттичелли родился около 1445 года во Флоренции под именем Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи в семье кожевника.

Никакой вычурной родословной. Никакой ранней славы.

Его первая работа? Подмастерье ювелира.

Но ему не нужен был металл — ему нужен был цвет.

Он попал в студию Фра Филиппо Липпи.

Именно там он научился заставлять лица плакать, улыбаться, страдать. В студии его учили  развивать  творческую интуицию, чтобы понимать те горизонты искусства, которым другим недоступны.

Затем последовало обучение анатомии у Поллайоло и Верроккьо — навыки, благодаря которым его фигуры двигались так, словно у них были кости и дыхание.

Но талант не имеет границ.

Настоящий прорыв к Боттичелли произошел благодаря самой могущественной семье Флоренции: Медичи.

Они не просто финансировали искусство.

Они использовали его, чтобы продемонстрировать их богатство, власть и контролировать имидж города. Благодаря им бедные одежды Девы Марри превратились на картинах в роскошные одежды богатеев. Тем самым они давали понять людям , что только богатые люди избраны Богом, чтобы ими управлять. Актуальность этой темы современна и до наших дней.

В 1475 году Боттичелли написал картину «Поклонение волхвов».
Религиозная сцена, конечно.

А волхвы? У них были лица Медичи! Всем известно, что волхвы, благодаря своей невероятной интуиции могли точно определить место рождения Иисуса. Медичи хотели показать людям, что они имеют такую же невероятную интуицию и могут предсказать любые события.

И Боттичелли решился на смелый шаг, пристально глядя на зрителя — наполовину художник, наполовину свидетель.

Затем пришел Рим.

В 1481 году Боттичелли был приглашен для росписи Сикстинской капеллы.

Искушение Христа было не просто библейским — оно было политическим. Он спрятал символы семьи Папы в ландшафте.

Ничто в его творчестве не было случайным.

Однако его самые знаковые работы были не религиозными, а языческими.

В «Рождении Венеры» Боттичелли вернул к жизни древних богов.

Обнаженная , воздушная, символичная.

И написана она была в то время, когда церковь не была в восторге от обнаженных богинь. И строго осуждала это.

Так зачем это делать? Потому что гуманизм поднимался.

Там говорилось: можно любить Платона и Христа.

Его картины-мифы не были мягкими. Они были подрывными.

Картина Боттичелли «Венера» не символизировала похоть и не была эротичной; скорее, она символизировала чистоту и божественную любовь.

В эпоху Возрождения нагота обычно использовалась для изображения Адама и Евы, но Венера Боттичелли олицетворяет иной тип невинности — невинность, которая исходит из ее связи с природой и божественным началом.

Раковина, на которой стоит Венера, имеет свой собственный символический вес.

В древние времена раковина гребешка ассоциировалась с плодородием и рождением, связывая мифическое происхождение Венеры с идеей творения как такового.

Со временем ракушка в «Рождении Венеры» приобрела более глубокий смысл и даже стала символом Девы Марии.

Боттичелли обладал талантом смешивать языческие и христианские мотивы, и это заставило некоторых задуматься, не является ли Венера на самом деле олицетворением христианской церкви.

Подумайте об этом: Деву Марию  часто называют «Стелла Марис» или «Звезда моря».

Таким образом, подобно тому, как море рождает Венеру, это отражает то, как Мадонна рождает Христа.

Это захватывающий пласт, соединяющий миф и веру таким образом, который мог создать только Боттичелли.

«Весна» Боттичелли была радикальной картиной в эпоху господства религиозного искусства.

Вместо святых или библейских сцен он прославлял языческих богов, чувственную красоту и силу природы — все это было окутано мифами и поэзией.

Несмотря на свою элегантность, картина бросала вызов господству церкви над смыслом и открывала простор гуманистическим и женским идеалам.

Но это равновесие не продлилось долго.

В 1490-х годах Флоренция изменилась . Савонарола, проповедник огня и серы, начал нападать на искусство, богатство и «тщеславие».

И Боттичелли послушал.

Его искусство изменилось. Боги ушли.

И вот наступило Мистическое Рождество — темное, многолюдное, почти апокалиптическое.

Он рисовал ангелов, сражающихся с демонами, и Христа, возвращающегося в конце света.

Выглядело как средневековье. Потому что Флоренция, казалось, рушится.

Он страшную заплатил цену за свою творческую интуицию. Его имя померкло.

Эпоха Возрождения продолжила свое развитие — к Микеланджело, Леонардо, Рафаэлю.

Боттичелли умер в 1510 году. Разоренный. Забытый. Похоронен возле церкви.

Боттичелли однажды рассказал своему покровителю, что ему приснилось, будто он женится, и проснулся в таком ужасе, что всю ночь бродил по улицам, чтобы не заснуть снова, убежденный, что брак не для него.

Однако он питал всю жизнь тихую, но крепкую любовь к Симонетте Веспуччи, дворянке, которая трагически умерла молодой и, вдохновила его на многие выдающиеся картины.

После смерти Боттичелли попросил похоронить его у ее ног в той же церкви, где он был крещен, — последний молчаливый жест преданности.

300 лет его произведения никого  не волновало.

Искусствоведы о нем почти не упоминали. Его шедевры собирали пыль.

Затем в 1800-х годах его вновь открыли прерафаэлиты, что послужило толчком к переоценке его творчества.

В частности, Россетти приобрел — всего за 20 фунтов — картину Боттичелли «Портрет дамы, известной как Смеральда Бандинелли», которую он внимательно изучал и использовал в качестве вдохновения для своих собственных аллегорических портретов.

Внезапно «Рождение Венеры» тоже возродилось.

Сегодня миллионы людей стекаются в Уффици, чтобы увидеть ее.

Они стоят в тишине. Фотографируют. Покупают открытки.

Но большинство не осознает главного: они смотрят на чудом сохранившиеся произведения, которые  не должны были  существовать,  по мнению , могущественных правителей.

Эти произведения  от художника, который осмелился на слишком много - противоречить сильным мира сего — и поплатился за это.

Боттичелли никогда не просто рисовал красоту.

Он правдиво рисовал Душу Флоренции — ее силу, страхи и мечты.


Рецензии
Познавательно и очень интересно написали, Анатолий.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   13.09.2025 19:25     Заявить о нарушении
Добрый вечер. Побывал более чем 90 странах мира. В основном, по делам работы. Но всегда просил показать что интересное из культуры страны. Несомненно, Европа вне конкуренции. По Риму и Парижу можно сутками гулять.
Сейчас немного систематизирую заметки. И разбираю со своей дочерью. Ей недавно исполнилось 14 лет. Надеюсь, что она тоже посмотрит эти шедевры.
Смотрю на современное искусство и не перестаю удивляться. Главное, это деньги.
Печально как то становится.
Доброго здоровья. С уважением.
Анатолий

Анатолий Клепов   13.09.2025 20:46   Заявить о нарушении