Сторож

  Мои студенческие годы пришлись на начало 90-х., в стране был жесточайший развал во всех отношениях: зарплату задерживали месяцами, предприятия (ранее крепкие и стабильные) банкротили, как следствие- множество людей теряло работу, но жизнь никто не отменял, она продолжалась в тех условиях, которые можно было назвать выживанием. Когда у человека есть все, и он живет в достатке, то перестает к чему-то стремиться, становится амебным и безразличным. Трудные времена порождают большие возможности и взращивают в обычном человеке твердость характера, воспитывают дух и стремление идти вперед. Одно было условие- не надо бояться начать движение, надо идти через сопротивление к своей цели, и тогда многие из нас (далеко не все) это смогли. Моя история, возможно, похожа на многие другие истории студентов-очников того времени. Наше поколение, родившееся и выросшее при СССР, попало в самом расцвете своих сил в сильнейший водоворот. Китайцы говорят, что если ты хочешь сделать человеку плохо, пожелай ему жить в эпоху перемен- я не знаю, кто нам это пожелал, но мы попали в реальный шторм событий, потеряв прежние идеалы и не понимая, что будет далее, и в этом вареве предстояло найти себя, обрести силы, чтобы выплыть и разобраться, как и на чем строить свою жизнь.
  Я хорошо понимал, что надо учиться и не ради учебы и диплома, а ради конкретных знаний. С детства была большая мечта- путешествовать по миру и общаться с людьми на их языках, поэтому я поставил перед собой цель- выучить два иностранных языка, причем один так, чтобы свободно общаться, слушать радио и смотреть программы ТВ, не задумываясь, как на родном языке- это можно назвать свободным владением. А далее- простая история, но со своими особенностями. Поступил на иняз со второй попытки, родители вообще не принимали и не понимали моего выбора, папа хотел, чтобы я, как и он, стал электриком и всегда повторял: «Тяжелее отвертки ничего поднимать не будешь и калым есть всегда». В семье не было денег на взятки (если бы были, точно прошел бы с первого раза) и на репетиторов, оставалось одно- огромное стремление, надо учить, зубрить, много читать. На следующий год удача повернулась ко мне лицом, все получилось на 100%, набранный бал был проходной и с сентября началась моя учеба. Первый год-  это полное погружение в язык и культуру, оставался минимум времени что-то перекусить и немного поспать, но бытовые вопросы (как и на что жить) не отпускали, надо было что-то решать, искать, потому что маму сократили на работе, а отец, работая на двух работах, еле нас тянул, потому что есть еще младший брат, которому тоже надо готовиться. Таким образом, к концу перового курса состоялся разговор с отцом, который открыто и честно заявил: «Сын, в семье нет денег тебя учить, переводись на заочное отделение (которого никогда не было на нашем факультете), иди работай, или уходи в академ, потом восстановишься и доучишься».
 На все лето я устроился сторожем на торговую базу, попутно разгружал фуры и вагоны с сезонными овощами и фруктами. Удалось заработать и обеспечить семью овощами для закруток на целый год. Заработанных денег хватало на 3-4 месяца скромной жизни, а к первому сентябрю мама собрала с собой в общагу большую сумку, в которой было ведро картошки, две трёхлитровых банки огурцов и помидор и две банки варенья. «Вот, сынок, какая тяжелая сумка, чтобы ты не голодал», - повторяла мама перед отъездом. Смог бы современный студент прожить на такие запасы? Думаю, ответ очевиден. Мы смогли с моим другим Сергеем (дружим крепко до сих пор со студенческих лет) не просто выжить, но и организовали бригаду по разгрузке машин наших армянских работодателей. Ко второму семестру второго курса я устроился в театр ночным сторожем, чтобы побольше заработать, по ночам мыл полы в фойе. Сторожами были пожилые люди, и я ходил с ними в графике, а днем на учебу. Есть и спать хотелось постоянно, но мы про себя повторяли, что придет наше время- наедимся и выспимся, надо закончить институт.
   Этот опыт остался на всю жизнь и он, прежде всего, о том, что не надо бояться испачкаться, не надо бояться работать руками. Мое поколение близких мне людей- это не белошвейки и офисный планктон, это люди, которые добились многого в жизни своим трудом. Да, часть из нас прошли непростой путь через сторожей- охранников, грузчиков и прочее, но в душе мы творцы-созидатели, любящие людей вокруг, добрые и внимательные, с уважением и пониманием происходящего и… говорящие на нескольких иностранных языках, из которых на одном-свободно, как на родном.

 


Рецензии