Радиоприемник

В учебниках богословия обычно есть глава о трансцендентности и имманентности Бога. Там речь о связи Бога с сотворенным миром и о Его положении по отношению ко вселенной. Имманентность Бога предполагает, что Он присутствует и активен в творении, трансцендентность – что Он отсутствует в нем или отдален от него.

Библия говорит о том, что Бог не самоустранился из сотворенного мира, но активно в нем действует. При этом Он невидим и неощутим для нас. Миллард Эриксон в учебнике «Христианское богословие» в разделе о внепространственной модели трансцендентности Серена Кьеркегора говорит о том, что Бог относительно человека находится в ином измерении:

«Это можно сравнить с различием между фигурой в двух измерениях (в горизонтальной плоскости) и фигурой в трех измерениях. Во втором случае дополнительное измерение (вертикальное) не только пересекает горизонтальную плоскость, но и трансцендентно ей».

На деле все, конечно, сложнее. Бог отделен от нас не только в категории пространственных измерений, но и качественно. Эриксон приводит хорошую иллюстрацию: это подобно различию между слухом и зрением – мы не можем сказать, какого цвета нота «до», потому что цвет и звук совершенно инаковы относительно друг друга.

Подытожив это, можно сказать, что Бог одновременно и трансцендентен, и имманентен. Он там же, где мы, и не там, где мы. Как объемная фигура имеет плоскость пересечения с двухмерной фигурой, но и находится вне ее.

Еще одна метафора, тоже от Эриксона: в комнате, в которой я сейчас нахожусь, имманентно присутствуют разные радиоволны, но я не слышу их, они трансцендентны для меня, пока я не воспользуюсь устройством для приема и воспроизведения сигнала этих волн – радиоприемником. Так сотворивший нас Господь предусмотрел возможность для общения с нами, дав нам для этого духовную природу и разум.

13.09.2025


Рецензии