Ислам

Автор: Энни Х. Смолл.
**
Второй и третий разделы этой книги представлены как  исторический документ о предрассудках христиан в Европе  и Америке по отношению к исламу на момент написания этой книги.
***
Автор:ЭННИ Х. СМОЛЛ,Автор книги «Йешудас», «Суварта», «Исследования в области буддизма» и т. д.
***
1905 Лондон Дж. М. Дент и Ко.Нью-Йорк: Э. П. Даттон и Ко.
***

ПРЕДИСЛОВИЕ

Возможно, взаимопонимание и симпатия между
христианством и исламом достигаются с большим трудом, чем между любыми другими живыми
религиями мира. Со стороны ислама упускается из виду тот факт, что единственное христианство, которое он, так сказать, официально признаёт, является наименее истинным и наименее чистым. Что касается христианской стороны, то мы склонны
мы отворачиваемся даже от тех точек соприкосновения, которые существуют между нами
и этой последней из религий, с неопределённым страхом перед
возможностью сочувствия: пророк отталкивает нас, религия отталкивает нас,
моральный кодекс отталкивает нас, история отталкивает нас. Когда мы узнаём, что
ислам претендует на то, чтобы заменить христианство, мы испытываем негодование
и ужас. Когда мы, как это периодически происходит, осознаём, насколько мрачны мусульманские земли и насколько жестокими могут быть проявления милосердия со стороны мусульманских правителей, мы не желаем ничего лучшего, чем чтобы ислам был стёрт с лица земли.

Но ислам по-прежнему остаётся мировой державой, перед которой христианские народы Европы бессильны, даже когда с их единоверцами-христианами обращаются жестоко и бесчеловечно. Ислам нельзя игнорировать или презирать.
 Напротив, христианским народам необходимо изучать его, по возможности с сочувствием, чтобы понять движущие силы мусульман и встретиться с исламом лицом к лицу, как однажды должно будет сделать христианство, достойно и по-христиански. Что,
если в неизбежной битве будут участвовать армии Креста,
а не армии народов?

Эта небольшая книга была написана не столько для изучения ислама,
сколько для того, чтобы указать направления, в которых христианская и особенно
миссионерская мысль могла бы развиваться с пользой для дела. Для тех, кто
ещё не имеет представления об исламе или о его доктринах в сравнении с нашей верой, главы были написаны в соответствии с этими двумя направлениями;
однако вопросы, имеющие большое значение для специального исследования,
были неизбежно опущены, а другие затронуты лишь вскользь. Для тех, кто хочет сделать что-то своими руками
Для более глубокого изучения этого важнейшего из всех предметов тем, кто всем сердцем чтит Христа и Его скорое пришествие, доступна обширная литература на английском, немецком и французском языках, посвященная исламу и его связи с христианством.




СОДЕРЖАНИЕ

 СТРАНИЦА
 Предисловие v
 Содержание ix

 I. ИСЛАМ 11
 1. АПОСТОЛ ИСЛАМА 13
 2. ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ ИСЛАМА 20
 3. РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В ИСЛАМЕ 32
 4. ЕДИНСТВО ИСЛАМА 42

 II. ИСЛАМ И ХРИСТИАНСТВО 47
 1. МУХАММАД И ИИСУС 49
 2. БОГ-ОТЕЦ 54
 3. ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ 57
 4. НЕУДАЧА ХРИСТИАНСТВА 61

 III. ГРЯДУЩАЯ БИТВА 67

 Краткая библиография доступных книг по этой теме 73
 Примечание редактора




Я

ИСЛАМ

 ВО ИМЯ МИЛОСЕРДНОГО БОГА.

 _Хвала Богу, Господу миров —
 Милостивейшему —
 Царю в день Суда.
 Только Тебе мы поклоняемся и к Тебе взываем о помощи.
 Направь нас на прямой путь —
 Путь тех, к кому Ты был милостив —
 С которыми Ты не гневаешься —
 И которые не сбиваются с пути. Аминь._

 Великая молитва ислама.




АПОСТОЛ ИСЛАМА.

 «_При свете утренней звезды
 и при свете ночи, когда она темнеет, —
 Господь твой не оставил тебя,
 и Он не возненавидел тебя.
 Воистину, будущая жизнь будет лучше для тебя,
 чем эта жизнь,
 и Господь твой воздаст тебе наградой,
 которой ты будешь доволен. _

 «_Разве Он не нашел тебя сиротой
 и не позаботился о тебе?
 Разве Он не нашёл тебя блуждающим в заблуждении?
Разве Он не наставил тебя на путь истины?
 Разве Он не нашёл тебя нуждающимся,
 и разве Он не обогатил тебя?
 Поэтому не притесняй сироту и не отвергай нищего, а прославляй благость Господа._

 Сура XCVI.


В истории ислама есть нечто уникальное: это дело рук одного человека, не имевшего помощников, — неграмотного и невежественного, выходца из изолированного народа, который черпал свои знания о большом мире из слухов, путешествуя между Центральной Аравией и Сирией во главе торгового каравана своей госпожи. Этот человек,
То, что для нас морально очень хрупко, для двухсот миллионов мужчин и женщин является почти божественным. Его слово для них непререкаемо; только оно открывает
Бога, только оно направляет жизнь, только оно повелевает всем мусульманским правителям и бросает вызов христианству, как никакая другая сила.

Мухаммед жил через шестьсот лет после Христа, его вера возникла на
фоне христианства и открыто претендует на то, чтобы быть
высшим откровением и заменить христианство. И христианские
народы до сих пор не опровергли это утверждение. На самом деле
попыток не было, если не считать благородных, но обречённых на провал миссий
Крестовые походы были направлены на то, чтобы освободить Гроб Господень от рук мусульман.
 Осознаёт ли христианство свой провал в этом отношении или нет, ислам в полной мере осознаёт его.

[Примечание: Мухаммед]

 Мухаммед — восхваляемый — родился в Мекке 29 августа 570 года н. э.
Он остался сиротой, будучи ещё маленьким ребёнком, и был усыновлён дядей. Позже он стал управляющим у мекканской женщины Хадиджи, которая попросила его стать её мужем. Она была его верной и любящей женой до самой своей смерти. Этот брак дал Мухаммеду то, чего он желал
превыше всего — досуг для изучения божественных вещей.

[Примечание: Призыв]

Время, когда идолопоклонство его племени — религиозного племени Аравии — имело для него какое-то значение, прошло. Он видел проблески более чистой, более приносящей удовлетворение веры. Ему встречались и иудеи, и христиане, которые говорили о едином Боге: Творце, Правителе,
Покровителе; и эта идея захватила и удержала его воображение. Над этой
идеей он размышлял в своём уединённом месте, в пещере недалеко от Мекки, пока она не завладела им. Он видел сны и видения, и в конце концов
Он отправился, чтобы возвестить о них, будучи уверенным, что призван провозгласить на земле власть единого Бога.

[Примечание: Отказ]


Но жители Мекки, хранители религиозных традиций Аравии, не приняли эту новую доктрину. Они яростно выступили против проповедника и вскоре изгнали его и его небольшую группу последователей (первой из которых была его жена) из города.

[Примечание: Побег]

 _Хаджрат_, или Побег, с которого начинается эпоха Мухаммеда, состоялся 16 июля 622 года н. э.

 Убежище было найдено в соперничающем городе Медине.

[Примечание: Медина]

В Медине у Мухаммеда появилось время, чтобы обдумать и воплотить в жизнь идею, которая теперь овладела им: он должен был основать Царство Божье на земле.
«За спокойной и ненавязчивой внешностью, — пишет сэр Уильям Мьюир, — скрывались решимость, сила и непреклонность воли,
величественная целеустремлённость, призванная совершить чудо — склонить к себе сердца всей Аравии, как сердце одного человека». Для того, кто с сочувствием изучает его жизнь, нет ничего удивительного в том, как Мухаммед подчинил себе своих последователей. Он
Он подчинил себе людей силой своей железной воли, а затем покорил их своей благородной и великодушной натурой.

[Примечание: характер]


Много слов было потрачено на обсуждение характера этого пророка, жившего в шестом веке, и мы не будем здесь вдаваться в подробности.
Следует помнить, что если мировоззрение Мухаммеда было глобальным,
то его личная жизнь оставалась в рамках его времени и его
изолированной расы. В других странах есть немало подобных примеров
великих лидеров, чью личную жизнь мы объясняем их поколением и
окружение; кроме того, вероятно, будет разумно, если до тех пор, пока мы не узнаем и не сможем проникнуться симпатией к арабскому характеру, мы, жители Запада, будем воздерживаться от осуждения, тем более что осуждение Пророка — не лучший способ отговорить людей от его веры.

[Примечание: личные притязания]

 Есть гораздо более важный вопрос, который нельзя обойти стороной.
 Осознавал ли Мухаммед _личные_ притязания, связанные с его религиозным посланием? Была ли его душа настолько поглощена великой Идеей, что его собственное отношение к ней не было очевидным с самого начала? Ведь об этом нельзя забывать
что с самого начала вторая статья мусульманского символа веры была
неотделима от первой. Мусульманин знает Бога как Бога только потому,
что посланник Бога провозгласил Его Богом. Мухаммад — посланник
Бога, а Бог есть Бог. Таков истинный и неизбежный порядок.

 Это утверждение, лежащее в основе веры, было источником успеха ислама в прошлом и является живой силой ислама в наши дни;
В то же время это было и остаётся испытанием для человека и его послания.
 Является ли Мухаммед Посланником Бога? Возможен только один ответ
Вопрос касается учеников Христа, Которого он утверждал, что
сменил на посту; но ответ не завершает историю отношений между
христианством и арабским пророком. Хотелось бы, чтобы так и было!

[Примечание: Смерть]

Мухаммед умер в Медине 9 июня 632 года н. э. на шестьдесят втором году жизни. Его смерть была мирной. Его последними словами были: «Благословенный
Товарищество на небесах».

[Примечание: мёртвая рука]

 Будучи мёртвым, этот человек по-прежнему правит. Во всей истории человечества нет более яркой иллюстрации могущества «мёртвой руки», чем в исламе.




ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ ИСЛАМА.


1. БОГ.

 _Ла-илаха-ил-ла-лахо. Нет бога, кроме Бога._

 «_Скажи: Бог — один Бог, вечный Бог. Он не рождает и не был рождён. Нет никого, подобного Ему._

 «_Разве ты не знаешь, что Бог всемогущ? Разве ты не знаешь, что
 Царство Небесное принадлежит Богу? и нет у вас другого
 защитника или помощника, кроме Бога._

 «_Богу принадлежит Восток и Запад; поэтому, куда бы вы ни обратились в молитве, там и есть лицо Бога, ибо Бог вездесущ и всеведущ._

 «_Ваш Бог — один Бог, нет Бога, кроме Него, и Он — самый милосердный._»

 Судя по всему, Мухаммед вышел из своей долгой медитации в одинокой пещере с очень простым посланием. Это послание даже не было оригинальным. Не только арабские мистики уже мечтали об одиночестве Бога, но и евреи, и христиане, наследники той же высшей истины, расселились по всей земле; и Мухаммед общался с ними обоими во время своих ранних путешествий по Сирии. Эта идея была ему знакома задолго до этого.

[Примечание: Бог Мухаммеда]

Но Бог, о котором размышлял Мухаммед, не был ни Богом иудаизма, ни Богом христианства. Он сознательно отвергал обе эти веры.
Да, Бог есть Дух, Бог един, Бог одинок, Бог — Творец; Он — всезнающий, вездесущий, всеуправляющий. Ему приписывают высокие качества, как и в случае с девяноста девятью именами, которые благочестивый мусульманин благоговейно повторяет, перебирая чётки. Но ни они, ни различные качества, приписываемые Ему в самом Коране, не сильно влияют на мусульманское представление о Боге.

 Бог Мухаммеда — это существо, обладающее двумя высшими качествами.  Он
высшая Воля, и Его Воля претворяется в жизнь Его высшей
Силой.

Воля: абсолютная, вечная, неизменная; намного выше таких человеческих различий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. То, что предписывает Воля Бога, является правильным, справедливым и окончательным.

Сила: настолько безграничная, настолько ужасная, что претворяет эту Волю в жизнь, что
не существует иной воли или силы, кроме Божьей. То, что предопределено,
хорошо или плохо, праведно или неправедно с точки зрения человека, — это от Бога.
 Он единственный Творец. «_В сотворении неба и земли и в
корабль, плывущий по морю_ ... ВСЁ ЕСТЬ БОГ». Все существа, даже человек, находятся в ужасных тисках этого великого Духа, они беспомощны; они делают то, что Он предписывает, и ничего другого.

«Почему ты такой непослушный?»

«Бог знает».

Ответ маленького ребёнка — это ответ ислама на все проблемы.
Это секрет ужасного фатализма, который парализует эмоции и волю людей. Спустя много лет в моей памяти ярко запечатлелись два лица.
Лицо человека, виновного в преступлении и приговорённого к суровому наказанию,
которого никакие мольбы не могли вывести из состояния полного спокойствия. Он не был
закоренелый преступник; он был просто убеждён, что Бог — это Тот, Кто совершает дело, а он сам — лишь инструмент для исполнения Его воли. Другой был отцом, который нёс на руках своего любимого маленького ребёнка к могиле. Он быстро шёл по многолюдной улице во главе процессии скорбящих, не замечая ни любопытства, ни сочувствия окружающих. Мрачное выражение лица могло бы навести на мысль о спартанской стойкости, если бы не глубокие глаза, устремлённые вдаль и безошибочно выдававшие покорность сильного
воля к большему, воля его Бога.

 Этот ужасный Бог завладел воображением всех мусульман. Он был вполне реален для Пророка, и Пророк передал свою веру тем, кто последовал за ним. Мусульмане могут быть, в нашем понимании, плохими людьми, но они редко бывают атеистами. В исламе нет атеистов. Человек, который под влиянием английского светского образования
с лёгкостью заявил, что вырос из столь детских суеверий,
которые, однако, он назвал «полезными для женщин и детей»,
изменился в лице, когда мы заговорили о религиозном воспитании его жены. Он
Он не мог так просто избавиться от убеждений своего детства, о чём свидетельствовали его серьёзное лицо и благоговейный голос.

Но воля Бога гораздо больше присутствует в мыслях мусульманина,
чем Сам Бог. Бог касается его жизни только через Свою волю. Бог
отделен; Он видит, знает и судит, но Он отделён в Своём абсолютном
господстве, в неумолимом исполнении Своего замысла.
Таким образом, в качестве следствия из учения о воле мы получаем учение о жалкой беспомощности человека в Его руках. Бог может
сокруши меня; Он может это сделать; я ничего не могу сказать. В разговоре с одной женщиной однажды была упомянута христианская доктрина об уверенности в том, что у Бога с нами детские отношения. Она воскликнула: «Это же богохульство; это почти то же самое, что сказать, _какова воля Божья для тебя_. Если ты спасёшься, Бог милостив; если попадёшь в _Джаханнам_ (ад), Бог справедлив».

 * * * * *

ИСЛАМ означает смирение, покорность, почитание этой Воли Бога.
Отношение мусульманина к своему Богу истинно выражено в этом слове.

 * * * * *

Так рано расстаются Христос и Мухаммед.


2. СЛОВО БОЖЬЕ.

 «Он ниспослал вам книгу, в которой разъясняются знамения, и Он ниспослал вам Коран, в котором разъясняются знамения. Те, кому Мы даровали Писание, знают, что оно ниспослано от твоего Господа, и не сомневаются в этом. Слова Господа совершенны в истине и справедливости; никто не может изменить Его слова.
 Он и слышит, и знает._»

[Примечание: Коран]

 Воля Бога превыше всего в Его вселенной; ислам одним словом говорит
отношение правоверных к этой воле; и эта воля ниспослана людям
в своей окончательной форме — в Коране. Коран ниспослан с высших небес
в полном объёме и был передан Ангелом Пророку сура за сурой,
по мере необходимости. Коран превосходит все другие священные писания,
это вечное Божественное Слово; больше не будет ниспослано никакой истины,
ибо это буквально последнее слово Бога, обращённое к человеку. Человеческим языком является арабский, и, поскольку каждое отдельное слово — это деяние Бога, сами слова священны. Следовательно, не может быть никакого официального
перевод Корана; и, поскольку в своей полноте он представляет собой единое
неразделимое послание, публиковать его по частям было бы тяжким грехом. Книга
издаётся и используется во многих странах и проходит через множество рук, но
о ней заботятся настолько тщательно, что считается, будто она практически не изменилась с тех пор, как после смерти Пророка были благоговейно собраны разрозненные листы. Нет учения о вдохновении более высокого, чем это.


3. МЫСЛЬ О ГРЕХЕ.

 «_Человек выбирает быть нечестивым в течение того времени, которое ему отведено. Он
 спрашивает: «Когда наступит день воскресения?» Но когда ночь
 померкнет, и луна затмится, и солнце и луна соединятся, в тот день человек скажет: «Где же убежище?» Нигде; не будет места, куда можно было бы убежать.
 У твоего Господа в тот день будет надёжное пристанище; в тот день человеку возвестят о том, что он сделал, в первый и последний раз. Да, человек
будет свидетельствовать против самого себя; и хотя он будет приводить свои оправдания,
они не будут приняты._»

 «_Каждая душа испытает то, что она послала
 перед ним._”

[Примечание: Грех]

Как Бог, так и Его почитатели; и представление о религиозной жизни в исламе естественным образом вытекает из представления о Боге.
Таким образом, грех ужасен, но не потому, что это отклонение от стандарта абсолютной праведности; он ужасен, потому что это бунт против ужасного величия. Это основополагающий принцип. Однако утверждать, что ислам аморен, что грех — это произвольное понятие, а награда и наказание находятся в руках произвольного Бога, — значит говорить не всю правду. Есть два вида греха (напоминающие нам о Римско-католической церкви
доктрина), грех больший и грех меньший. К большим грехам относятся

 Неверность Богу.
 Отчаяние в Божьей милости или
 Слишком сильная уверенность в Божьей милости.
 Ложное свидетельство под присягой.
 Магические практики.
 Пьянство.
 Воровство.
 Ростовщичество.
 Убийство.
 Непослушание родителям.
 Бегство перед неверными в бою.
 Захват имущества сироты.

 Постоянное повторение малых грехов становится большим грехом.

 Малых грехов очень много, и они не поддаются перечислению; среди них
азартные игры, использование изображений в богослужении и клевета. Наказание
, назначаемое законом, очень суровое; наказание, назначаемое Богом, такое, какое
Он установит. Будущее имеет большую долю в мысли
народы Востока; они менее практичны, менее связаны в
настоящей жизни, чем страны Запада. Следовательно, нынешняя жизнь
в большей степени зависит от будущих возможностей, и в случае с большей
долей мужчин и женщин, чем в случае с нами.


4. СУД БОЖИЙ.

 «_Бичевание. Что такое бичевание? и что оно тебе даст?»
 Понимаете ли вы, насколько ужасным будет это столкновение? В тот день люди будут подобны мотылькам, разбросанным повсюду, а горы — подобны расчёсанной шерсти разных цветов, гонимой ветром. Более того, тот, чьё равновесие будет нарушено добрыми делами, будет жить в радости, а тот, чьё равновесие будет нарушено злыми делами, будет жить в аду. Что поможет вам понять, насколько ужасен ад? Это пылающий огонь._

[Примечание: Суд]

Многое было сказано и написано о мусульманском рае, и
Воистину, нет в Коране таких слабых мест, как те, что повествуют о радостях будущей жизни правоверных. Серьёзные мусульмане, когда я в редких случаях слышал, как они говорят на эту тему, неизменно объясняли эти отрывки как символические. Как бы то ни было, в Коране часто встречаются торжественные отрывки, повествующие о дне воскресения и суда. Несомненно, Божий суд используется как угроза для неверующих, но он также постоянно упоминается как стимул для правоверных. И я считаю, что эти учения
гораздо большее влияние на жизнь религиозного мусульманина, чем все обещанные радости рая.

 «_Что ты думаешь о том, кто отрицает будущий суд как ложь? Это тот, кто отталкивает сироту и не побуждает других кормить бедных. Горе тем, кто молится и небрежен в своей молитве; кто лицемерит и отказывает нуждающимся в самом необходимом._»

Таково было послание арабского апостола.




РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В ИСЛАМЕ.

 «Не прикрывай истину суетой и не скрывай её от самого себя.
 Соблюдайте установленные сроки молитв,
и выплачивайте положенную милостыню,
и преклоняйтесь вместе с теми, кто преклоняется.
 Будете ли вы повелевать людям творить справедливость
и забывать о собственных душах?
 А ведь вы читаете книги закона;
 неужели же вы не понимаете?_”


 1. ПОВТОРЕНИЕ ВЕРОУЧЕНИЯ.

_Ля иляха ил-ляхо, Мухаммад-ур-Расул-Уллах._

_Бог един, и Мухаммад — посланник Бога._

[Примечание: калима]

 Истинный мусульманин должен произнести символ веры хотя бы один раз в течение своей жизни. Это исповедание веры, которое должно быть произнесено вслух.
правильно и без колебаний; это также исповедание сердца, которое нужно хранить до самой смерти.


2. ЕЖЕДНЕВНЫЕ МОЛИТВЫ.

 «_Итак, прославляйте Бога, когда вечерняя заря обнимает вас, и когда вы встаёте утром;
 и Ему хвала на небе и на земле, и на закате, и когда вы отдыхаете в полдень._»

[Примечание: Сулат]

Ежедневно проводится пять молитвенных служб, которые с большой регулярностью посещают все верующие мужчины и женщины. Форма проведения — литургическая; слово
_Сулат_ имеет скорее значение религиозного служения, чем часов
молитва. [Примечание: часы] Первый час — на рассвете. Второй — в полдень. Третий — между четырьмя и пятью часами дня.
Четвёртая служба проводится, когда солнце скрывается за горизонтом.
Пятая — в вечерний час отхода ко сну.

[Примечание: подготовка]

Перед молитвой все мусульмане очищают лицо, уши и ноздри, руки и ноги.
Это делается для того, чтобы они были свободны от всякого телесного
осквернения перед тем, как предстать перед Богом. Многие меняют одежду перед каждой молитвой.
 Помещение убирают, и тот, кто привёл его в порядок, молится в нём
меняет одежду перед тем, как приступить к службе.

[Примечание: торжественность]

Эта служба в виде молитвы для тех, кто серьёзно относится к богослужению, очень трогательна для сочувствующего наблюдателя.
Как верно подметили многие критики ислама, молитва формальна и повторяется на неизвестном языке.
Но для тех, кто знает, как сильно сердце жаждет того, что постоянно находит выражение в этой пятикратной ежедневной литургии, кто хотел бы заменить постоянный рефрен «Бог велик» на более радостное «Бог есть любовь», служба, будь то в мечети, дома или на
«Обратись к Богу, ибо Он — великий, милосердный» — одно из самых трогательных обращений к неизвестному Богу, которые когда-либо произносили люди.

 Здесь нет посредников; молитва обращена непосредственно к Богу, а единственная
ссылка на Пророка — это молитва «за Мухаммеда и его
потомков».

 Молитва всегда произносится на священном языке.


 3. РАМАДАН, МЕСЯЦ ПОСТА.

 «О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, как он был предписан тем, кто был до вас, чтобы вы боялись Бога. Вы должны поститься определённое количество дней, но тот из вас, кто болен или находится в пути, должен поститься столько же других дней. А те, кто может соблюдать пост и делает это
 Тот, кто этого не делает, должен возместить своё пренебрежение, поддерживая бедняка. А тот, кто добровольно относится к бедняку лучше, чем он того заслуживает,
поступит лучше. Но если вы будете поститься, то это пойдёт вам на пользу, если вы это знаете._

[Примечание: Роза]

 Вероятно, Мухаммед установил месяц поста в подражание христианскому Великому посту. Рамадан, девятый месяц года, навеки освящён нисхождением Корана с высших небес, чтобы он был ниспослан ангелу Джабраилу (который передал его, как того требовала традиция, пророку).
Этот месяц предназначен для этой религиозной жертвы. Каждый мусульманин
Он высматривает первое появление молодой луны, знаменующее начало поста (соблюдается лунный год), и с этого вечера в течение тридцати дней, от рассвета до заката, не прикасается ни к еде, ни к воде.  Если Рамадан в течение года приходится на жаркое время, пост ужасен своей строгостью. Безоблачное небо, палящее солнце, обжигающий ветер и ни капли воды, чтобы утолить ужасную жажду; и в то же время дополнительные молитвы с коленопреклонениями; и всё это в то время, когда дневная работа ещё не закончена; и
Это ужасное испытание для послушания и преданности правоверных.
Правда, путешественники, инвалиды, женщины, кормящие маленьких детей, и слабые здоровьем освобождаются от поста. Но пост должен быть наверстан, и мы знаем многих, кто с трудом продержался весь месяц, будучи совершенно к этому не готовым. Ранняя утренняя и вечерняя трапеза — до рассвета и после заката — не вызывает аппетита, потому что состоит из несвежих продуктов.

Я никогда не встречал ни одного религиозного мужчину или женщину, которые относились бы к посту как к испытанию. «Мы мало что можем сделать, чтобы служить Богу», — сказала одна женщина.
Маленькие дети умолять, чтобы им разрешили быстро. Мальчики и девочки становятся
совершенно опустошенным, выжженным и обмороки, в домах, где религиозные
обряды добросовестно сохранил.


4. Милостыня.

[Примечание: Закят]

 “_ Не забывайте о щедрости среди вас, ибо Бог видит то, что вы делаете._”

 “Библиотеки Господь действительно находится в сторожевую башню, откуда он observeth действия
 мужчины. Более того, человек, когда его Господь испытывает его благополучием, почитает его и проявляет к нему щедрость, говорит: «Мой Господь почитает меня». Но когда Он испытывает его бедствиями и лишает Его даров
 Он говорит: «Мой Господь презирает меня». Вовсе нет; но вы не почитаете сироту и не побуждаете друг друга кормить бедных; вы пожираете наследство слабых с ненасытной жадностью и очень любите богатство..._

 «О ты, душа, обретшая покой, вернись к своему Господу, довольная своей наградой и угодная нашему Богу; войди в число моих слуг и войди в Рай».

Сорок процентов дохода принадлежит бедным и в мусульманских странах является обязательным налогом. Это отличается от частной благотворительности.


 5. ПАЛОМНИЧЕСТВО.

 [Примечание: хадж]

 «_Те, которые не уверовали, препятствуют пути Аллаха и не дают людям посещать священный храм в Мекке, который Мы назначили местом поклонения для всех людей. Как его жители, так и чужестранцы имеют равное право посещать его._»

Ислам распространился по многим землям, но Мухаммед мечтал о всемирном царстве. Эта мечта так и не осуществилась, но власть хозяина ощущается и по сей день. Каждая из обязанностей, связанных с верой, является
символом её единства; но сдерживающим символом является централизация
в Мекке. Это единственный сохранившийся знак великого видения. Ислам
Она сильно раздроблена, распалась на множество сект; существуют языковые и более глубокие расовые различия; но вся эта громоздкая система и её последователи связаны между собой паломничеством в Мекку — наименее духовным аспектом всей системы. Мухаммед вёл отважную борьбу за единство и чистую духовность Бога. Но самым сокровенным желанием его сердца было завоевать Мекку. Он сделал это в ущерб своей главной вере. Мусульмане посещают город идолопоклонников сегодня так же, как и в далёком прошлом, в эпоху идолопоклонства. Видимая церковь ислама — это не
чистая, прекрасная и достойная мечеть; это древний идолопоклоннический камень Мекки.

Каждый истинный мусульманин обязан хотя бы раз в жизни посетить Мекку.


6. СОЦИАЛЬНАЯ МОРАЛЬ.

[Примечание: социальная мораль]

Социальная мораль ислама — несмотря на брак
Законы — очень высоки, и ими руководят такие добродетели, как скромность, честность, доброта и братство. Когда Мухаммед бежал из Мекки со своими последователями и поселился в Медине, небольшая община представляла собой
содружество, и этот идеал удивительным образом сохранился
на протяжении веков и во время дальних странствий. В исламе нет каст, ни в восточной, ни в западной форме этой системы.
 Каждый человек находится в одинаковых отношениях с Богом, который им правит, и
следовательно, братство — это вполне реальная вещь. Бедные и богатые не разделены, быть бедным — это уже само по себе преимущество, и если бедняк обращается к богатому за помощью, тот воспринимает это как услугу. Законы гостеприимства
самые благородные; в любом мусульманском доме путникам гарантированы
радушный приём, еда, отдых, а при необходимости даже одежда.
 Гостеприимство — это акт поклонения.

К старикам относятся с глубоким почтением; о бедных и особенно о сиротах заботятся как о религиозном долге; в семье по-прежнему царит патриархат, слуга является частью семьи, и к нему относятся с добротой. — Разве он не брат по вере?

 Положение женщины остаётся таким же, каким его оставил Мухаммед тринадцать сотен лет назад, — ведь в исламе нет развития, — и его нелегко определить. С одной стороны, существует брачный закон, который даёт мужу полную власть над его женой или жёнами. С другой стороны, существует закон об имуществе
закон, который предоставляет женщине, владеющей собственностью на законных основаниях,
абсолютный контроль над ней. Таким образом, в этом отношении закон
ислама опережает закон Великобритании. Я был знаком с любопытной аномалией: женщина находилась во власти жестокого пьяницы, которого она, тем не менее, в некоторой степени сдерживала, поскольку он зависел от неё в плане средств к существованию.




 СОЛИДАРНОСТЬ ИСЛАМА.

 «_Они пытаются погасить свет Божий своими устами; но Бог будет совершенствовать Свой свет, даже если неверующие будут противиться этому. Это Он
 Кто ниспослал Своему посланнику руководство и религию истины, чтобы возвысить её над всеми религиями, хотя идолопоклонники враждебно настроены по отношению к ней._»



Есть две тесно связанные между собой особенности ислама, которые впечатляют каждого изучающего его: — [Примечание: косность] непоколебимая _косность_, которая
парализует как индивидуальные действия, так и социальный и религиозный прогресс, и навсегда удерживает его приверженцев на том же уровне и в тех же рамках, что и тринадцать веков назад;
[Примечание: солидарность] и _солидарность_ исламского мира в его нынешнем виде.

Именно в этом заключается наиболее резкий контраст между методами
Иисуса и Мухаммеда. Основатель христианства не писал и не оставил
инструкций по сохранению Своего учения. Его метод лучше всего
иллюстрирует Его собственный любимый пример. Его послание — это
семя, растущее своей собственной жизнью, таинственно, безмолвно,
медленно, приносящее плоды, действительно, одного вида, но каждый
плод в течение каждого сезона получает свою долю питательных
веществ, как и свою жизнь непосредственно от корня.
самобытно и отличается от всех остальных. Мухаммед сказал, в самом прямом смысле этого слова, последнее слово; учение кристаллизовалось; принципы и детали одинаково незыблемы.

[Примечание: Видение Мухаммеда]

 Мухаммед был не только поэтом, но и государственным деятелем; он стремился не только обратить мир в веру в Бога и в него самого, но и создать мировое царство, основанное на религиозной идее; и ради второй цели он работал, возможно, даже «лучше, чем сам осознавал».

[Примечание: Символы солидарности:]

Изучение символов этой связи, основанной на единообразии, а не на объединении, — это
Просветляющий: — [Примечание: 1. Символ веры] _Символ веры_, связывающий с Богом ислама через Посланника этого Бога; [Примечание: 2. Молитва] ежедневный
_Молитвенный ритуал_: верно сказано, что «каждый мусульманин — это
церковь», но не менее верно и то, что мусульманский мир — это церковь,
неразрывно связанная этим единообразным служением; [Примечание: 3. Коран]
_Коран_ и [Примечание: 4. Пост] _Рамадан_, Книга и Пост,
отмечающий дар Книги; и прежде всего, [Примечание: 5.
Паломничество] _Паломничество в Мекку_, место зарождения ислама,
возвышенно, несмотря на кажущуюся нелепость церемонии.
«Туда стекаются племена» из Турции, Сирии, Персии, Афганистана,
Индии, Китая, Египта и других североафриканских земель, а также из самой Аравии.
Национальные различия забыты; раб и господин путешествуют как братья,
поклоняющиеся единому Богу; ислам ощущает свою солидарность благодаря дальновидному
обеспечению централизации религиозной жизни в городе,
священном памяти об апостоле.

Тот факт, что ислам разделён на столько же течений, сколько и христианство,
не влияет на эту солидарность так сильно, как можно было бы предположить
исходя из опыта христианства; перед лицом неверующих
Правоверные представляют собой сплочённую армию, и разногласия не затрагивают ни один из этих
символов единства. Сплочённая армия противостоит миру. Один человек, хорошо знавший ислам, утверждал, что переход в другую
Веру незначительного мусульманина из глухой деревни известен и вызывает сожаление (или возмущение) во всём мусульманском мире. Как бы то ни было, солидарность ислама — это серьёзный и наводящий на размышления факт.
И вера, которая надеется однажды одержать в нём победу, поступила бы мудро, выступив против
государственная мудрость Мухаммеда, равная государственной мудрости
его.




II

ИСЛАМ И ХРИСТИАНСТВО

КОГДА ВЫ МОЛИТЕСЬ, ГОВОРИТЕ—

 _отец,
 Да святится имя Твое.
 Да приидет Царствие Твое.
 Подавай нам на каждый день Хлеб наш насущный.
 И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем каждому
 что в долгу перед нами.
 И не введи нас в искушение._

 Аминь.

 Великая христианская молитва.




1. МУХАММАД И ИИСУС.

 «_Иисус — не кто иной, как раб, Которого Мы наделили даром пророчества, и Мы поставили Его в пример детям Израиля (если бы Мы пожелали, то непременно произвели бы от Себя ангелов, которые заменили бы вас на земле), и Он будет знамением приближения последнего часа, так что не сомневайтесь в этом._»

 «_О вы, которые получили Писание! Не выходите за пределы дозволенного в вашей религии и не говорите о Боге ничего, кроме истины._» Воистину
 Иисус Христос, Сын Марии, — Апостол Бога и Его Слово
 Которого Он передал Марии, и от Него исходил Дух. Верьте же в Бога и Его апостолов и не говорите: «Три Бога».
 Воздержитесь от этого. Так будет лучше для вас._»

 «_Христиане говорят: «Христос — сын Божий». Так они говорят; они подражают тем, кто был неверующим в прежние времена. Да поможет им Бог. Как же они ослеплены, если считают своих священников и монахов господами, помимо Бога и Христа, сына Марии, хотя им велено поклоняться единому
 Только Бог: нет бога, кроме Него. Далеки от Него те, кого Он приравнивает к Себе. Они стремятся погасить свет Божий своими устами, но Бог желает лишь усовершенствовать Свой свет, хотя неверующие и противятся этому._”


 В Коране много упоминаний о нашем Господе Иисусе Христе, но исторических сведений практически нет. Следует помнить, что во времена Мухаммеда не существовало арабской версии Библии.
Поэтому он черпал информацию у евреев и христиан, с которыми общался.
 Он делал выводы на основе очень скудных сведений.
Недостаток знаний — ужасная ошибка в его жизни, которой в полной мере воспользовались христианские писатели. Недостаточно внимания уделялось ответственности церкви, у которой не было ни лучших историй, ни более правдивых рассказов об их Господе и их вере.
 Христианство, представленное этому искателю Бога, было мучительно неадекватным его потребностям.

 То немногое, что открыл для себя Мухаммед, привело его к признанию еврейских и христианских книг, которые он никогда не читал, с оговорками. Это привело к гораздо более важному признанию. Иисус из Корана — это
Он отрицал божественность, но образ Иисуса не остался незамеченным.
 Вся критика направлена в адрес приверженцев христианской
веры и их доктрин. Этот «сын Марии», по мнению Мухаммеда,
был тем, кем он никогда не мечтал себя провозгласить, — человеком, не запятнанным грехом. Не только это, но и титулы, и почести, воздаваемые Ему, едва ли не божественны: Он — _Масих_, Мессия; _Каул-уль-Хакк_, Слово
Истины; _Калима_, слово; Он — «Апостол Бога, подтверждающий закон и возвещающий об Апостоле, который должен прийти после Него, имя Которого
должен быть Ахмад»; он был близок к Богу и был «прославлен в этом мире и в мире грядущем».


И всё же Мухаммед превосходит Иисуса Христа!

[Примечание: смерть Иисуса]

 Есть ещё одна проблема, связанная с отвержением нашего Господа: отношение Корана к смерти Иисуса. Смерть на кресте
категорически отрицается.

 «Они не уверовали в Иисуса и возвели на Марию тяжкое обвинение, сказав: истинно, мы убили Христа Иисуса, Сына Марии, Апостола Божьего; но они не убили Его и не
 Они распяли Его, но Он был представлен в образе одного из них; ... Они не убили Его по-настоящему, но Бог взял Его к Себе; а Бог могуществен и мудр ... в день воскресения Он будет свидетельствовать против них._»

 Говорят, что Мухаммед так ненавидел крест, что, если ему в руки попадало какое-либо изделие, даже ценное, с изображением креста, он сразу же его уничтожал. Ужас от мысли о том, что Иисус должен был умереть ужасной смертью или что Сам Бог допустил это, кажется аргументом против того, что это произошло. В Коране
То, что символизируется Крестом, — приближение Бога к грешному человеку в милосердии и любви — полностью отсутствует. Нет ни единого намёка на то, что христианское послание об искуплении через дар жизни Спасителя Богу во имя человека когда-либо доходило до Пророка.
Поэтому нет никакой уверенности, кроме слов Пророка, в том, что Бог на  Своём далёком Престоле слышит, отвечает на мольбы и прощает грехи Своих созданий. В исламе нет уверенности в спасении.

Это трагическая история, ответственность за которую христианские писатели обычно возлагают на Мухаммеда.
Распределение вины не так просто определить.




2. БОГ-ОТЕЦ.

 «_Признаюсь, мне кажется, что просто верить в Бога — это очень важно.
Действительно, трудно честно избегать этого, и не так-то просто
достойно этого добиваться. Это не то, что можно легко провозгласить,
а то, чего нужно смиренно искать. Это не результат какого-то
силлогизма, а то, что можно найти в самых сокровенных источниках
чистоты и любви. Это не внезапный дар разума, а то, что нужно
заслужить любящей и смелой жизнью._»

 «_Я верю в Бога-Отца Всемогущего._»


Эти простые, торжественные, нежные слова содержат в себе христианскую мысль
Бог. В одном слове «Всемогущий» заключена идея Мухаммеда о высшей
Воле и Силе; христианин добавляет имя к атрибуту, который настолько
управляет сферой проявления этой воли и силы, что трудно
поверить, что эти два учения представляют одно и то же Существо.

[Примечание: отцовство]

С точки зрения Того, Кому мы обязаны идеей Отца, всё в Боге и всё в Его вселенной сводится к Отцовству.
То есть Иисус не считал, что всемогущество Бога проявляется черезбез Него
единство Творца и творения в Его глазах неразрывно. Птицы
не смогли бы поддерживать свою маленькую жизнь, а лилии —
свою нежную окраску без Отца; и слова не могут передать, насколько
близко Отеческое участие в каждом из Его ближайших потомков. «_Все
волосы на голове вашей сочтены._»

[Примечание: притча Иисуса]

И когда слова иссякают, Он обращается к притче: «_Отец Мой
трудится, и Я тружусь_». Дело жизни Иисуса, говорит Он нам, — это
видимое дело Отца.

На страждущих были возложены нежные, исцеляющие руки; им было дано достаточно пищи
Голодные были накормлены; ноги, никогда не знавшие усталости, сновали туда-сюда, исполняя дела милосердия; руки были раскрыты, чтобы принять маленьких детей; глаза говорили о любви и понимании там, где слова были бессильны; предлагалось счастливое человеческое общение, и всё это было притчей о деле Бога-Отца.

[Примечание: Дар Отца]

Для Его слушателей не было новостью то, что самым глубоким атрибутом Бога является святость и что в Его присутствии различия между правильным и неправильным становятся очевидными.
Но это было откровением, к которому
Мир людей ещё не привык к тому, что Отец так сильно желает добра своим детям, которые так жестоко его лишились, что никакая жертва не была слишком велика, _даже для Него_, чтобы обеспечить это добро; и что эта суровость по отношению ко злу и стремление подчинить его были проявлением отцовской любви в её наивысшей форме. На Кресте, который одновременно является символом человеческого греха и
По Своей милости наш Господь продолжает говорить притчу об Отце.
«Отец творит, и Я творю». «Бог так возлюбил мир, что
Он отдал» — ИИСУС.

Мухаммад стремился к Богу и постиг идею Его обособленности,
одиночества, необъятности.

Иисус познал Бога и открыл нам, что человек никогда не был и не мог быть вне Бога; и что единственный истинный дом для человеческого духа — в Его присутствии, под Его милостивым правлением; ибо человек и Бог на самом деле _родственны_, сначала по природе, а вдвойне — через Его Открывателя и нашего Брата, Иисуса Христа. _Поэтому мы «веруем в Бога Отца Всемогущего И в Иисуса Христа, Его единственного Сына, нашего Господа»._




3. ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ.

 «_Христианство — это влияние на нас определённого образа жизни, пока мы не начнём считать этот образ жизни неотразимым._»


 Изучение мусульманского идеала жизни позволяет выделить несколько
слишком редко упоминаемые особенности идеальной жизни Христа.

[Примечание: Искупление жизни]

1. С точки зрения Христа, не существует разделения между мирской и религиозной жизнью.
Началом Его откровения о работе Отца стало преодоление
трудности на деревенском свадебном пиру, который после этого
стал таинством; и с тех пор мы не находим никаких следов
различий ни в Его собственной жизни, ни в Его учении. Для Него вся
жизнь была священна и заключалась в верности Отцу и служении братьям — едином нераздельном долге. «Так как, — учил Он, — вы сделали
«Ты выполнил своё неосознанное ежедневное братское задание, _ты сделал это для Меня_» и «_Я и Отец — одно_».

[Примечание: Свобода]

2. Христианский взгляд на жизнь — это взгляд на совершенную свободу. Мы не рабы, а сыновья и свободны. Свободны, то есть как дети; свободны от присутствия Отца, Его даров, любви; свободны в рамках семейных традиций;
свободно, в согласии с Отцом выбирать всегда лучшее
наилучший; без каких-либо намеков на ограничение возможностей ребенка
природа. “Совершенен, как совершенен Отец” - это удивительное слово самого Христа.


[Примечание: Прогресс]

3. Свобода и, следовательно, прогресс для каждого сына в его собственной жизни, для
каждого поколения сыновей в соответствии с ситуацией и призванием. Не
единообразия в братство, но индивидуальность в рамках
из подобия семьи, под надежным руководством Духа
Отец присутствует при каждой из них. Широта Жизненного плана для
каждого сына Отца не может быть преувеличена; в
Христианстве нет жесткости.

[Примечание: Братство]

4. Изучение ислама наводит на ещё одну христианскую идею, вытекающую из предыдущей, — идею о Братстве Отца.
дети. Это неотъемлемая часть христианства, как и ислама; но никогда ещё это не воплощалось в жизнь с таким великолепием.
Это можно проиллюстрировать различными примерами. Отсутствие
кастовых различий в мусульманском обществе, добрые отношения между
хозяевами и слугами, богатыми и бедными, мусульманами разных
рас. Христианству есть чему поучиться в этих направлениях. [Примечание:
 Миссионерский импульс] Опять же, желание объединить мужчин в рамках
Братства — это страсть каждого истинного мусульманина. «Каждый мусульманин
в большей или меньшей степени миссионер, то есть он страстно желает обратить в ислам немусульманские народы...  Все эмоции, которые побуждают
У христианина есть склонность к прозелитизму, а у мусульманина она усиливается всеми мотивами, которые движут политическим лидером, и всеми мотивами, которые склоняют вербовщика, пока прозелитизм не становится страстью, которая всякий раз, когда кажется, что успех возможен, особенно успех в больших масштабах, пробуждает в самом спокойном мусульманине неистовый пыл, побуждающий его преодолевать все препятствия, даже самые сильные предрассудки
лучше быть включённым, чем хоть на мгновение оказаться на пути неофита»[1]
 Пока тот же империализм — это избитое слово, но оно лучше всего передаёт идею — не завладеет христианским воображением и совестью, дети Отца не будут достойны своего имени; ибо Он любил мир людей и тосковал по нему, и Его дети должны поступать так же.

[1] Мередит Таунсенд, «Азия и Европа».




4. НЕУДАЧА ХРИСТИАНСТВА.

 «_Мы не видим Божьих приготовлений._»


 Отсутствие у верующих империалистического видения
Христос был слабостью христианского мира на протяжении долгих периодов его истории. Действительно, существовали империалистические тенденции — как в великих иерархических системах, — но они были связаны с видением мировой власти, которое Христос однозначно отвергал, и были обречены на провал, по крайней мере с Его точки зрения.

[Примечание: Видение Царства]

В видении Христа нет ничего материального, оно никак не связано с миром. Он постоянно сравнивает его с маленьким семенем, упавшим в землю, которое умирает, чтобы жить, и незаметно прорастает изнутри
о силе его собственной таинственной скрытой жизни; наблюдение едва ли
раскроет его рост; но так же верно, как приходит урожай к земледельцу,
с его тридцати-, шестидесяти- и стократным результатом, так же верно
придёт Царство Отца.

[Примечание: Церковь]

Церковь как видимый ответственный орган мистического Братства, на который была возложена задача по осуществлению Цели Царства и воплощению идеи солидарности и преемственности из поколения в поколение, как мы признаём в моменты задумчивости, к сожалению, не справилась с этой миссией.
Она величественна и впечатляюща, но девятнадцати веков оказалось недостаточно, чтобы завоевать этот маленький мир для Отца.


Этому есть множество причин.  В частности, Церковь находится в мире и находится под сильным влиянием мирских методов.

 «Мир по-прежнему обманывается внешним блеском»,
и Церковь склонна концентрировать свои усилия на тех аспектах своей задачи, которые дают наиболее быстрые и видимые результаты; результаты, которые слишком часто имеют мало общего с поставленной целью. Она также потратила много сил на саму механику выполнения своей задачи. Там
Есть истина в суровых словах доктора Мартино: «Христос пришёл, чтобы принести огонь на землю, а Его ученики спустя восемнадцать веков всё ещё обсуждают, какая спичка лучше всего подойдёт для разжигания этого огня». «Во время отпуска, — заметил один миссионер, — человек чувствует себя подавленным из-за сложности, трудоёмкости и шума церковной машины. Я полагаю, что всё это необходимо, но есть опасения, что средства могут стать настолько масштабными, что цель будет забыта».

[Примечание: сравнение с исламом]

История ислама, церкви, которая выросла бок о бок с
Церковь Христа изобилует намёками на то, что последняя не смогла привести в мир Царство Отца. Можно отметить один или два из них.

1. Уже упоминалось несколько наиболее примечательных из них;
_например_, реальность мусульманского братства и легко воспламеняющийся миссионерский пыл; к этой же категории относится ещё один поразительный факт. Мусульманин никогда не стыдится исповедовать свою веру. Его преданность
Богу и верность Пророку не являются слишком священными темами для
разговора. Это его сокровенная жизнь, так почему же он должен её избегать
ссылка на них? Когда столько же можно будет сказать о членах каждой из них
Христианская церковь, многое будет достигнуто.

 “Я не стыжусь признавать моего Господа,
 Или защищать Его дело”.

2. Ислам разделен примерно на двести сект; христианство - на
столько же или больше. Семейные распри в каждом случае были ожесточенными
поддерживаются. Но, услышав призыв — “Сражайтесь за религию Бога”,
Ислам объединяется, и врагам веры противопоставляется единый фронт. И в этот момент христианство снова терпит неудачу.
Семейная вражда переносится на территорию врага и ослабляет
агрессивная война, о которой могут рассказать только те, кто принимал в ней участие.


3. Солидарность обществ — редко осознаваемый, но очень важный факт.
 Церковь Христова не может разделяться на части и перекладывать ответственность с одного подразделения на другое, с одного поколения на другое.
Сознательно или нет, но когда страдает один член общества, страдают все; когда один член общества грешит, грех ложится на всех; и история не преподносит более ясного урока, чем тот, что плоды деяний одного поколения пожинает другое. Таким образом, самый важный урок, который преподносит история, заключается в следующем
Ислам содержится в самом существовании ислама. Неверная
церковь навязала ложную веру одному из самых искренних искателей
Бога, который когда-либо отправлялся на великие поиски; и церковь
излила много гнева на «лжепророка», который с тех пор был её самым
главным противником. Но она так и не признала свой грех и не
осознала, что современный ислам во всех смыслах является плодом
семени ложной доктрины, которое она посеяла тринадцать веков назад. Обсуждать истинность или ложность утверждений Мухаммеда будет
задача ислама, когда она оказывается лицом к лицу с истинным Христом;
для Церкви Христовой это выше всяких похвал. К ней падает далеко
более ужасно, долг уничтожить, а лучшее, что она может и чего бы это ни стоило,
темная клякса, которая омрачала ее долгой истории. Может ли быть так, что ей
Господь не может в значительной степени признать ее агрессивную работу, совершенную во имя Его, пока
зло не будет исправлено?




III

ГРЯДУЩАЯ БИТВА

 «_Сражайтесь за религию Аллаха и знайте, что Аллах — Слышащий, Знающий._»

 Мухаммед.

 «Итак, идите, научите все народы... и се, Я с вами во все дни до скончания века».

 Иисус Христос.


 ГРЯДУЩАЯ БИТВА.

 Ислам и христианство не являются родственными религиями, как некоторые пытаются нас убедить. Само существование ислама — это вызов христианству; и с тех пор, как Мухаммед отправил свои миссионерские армии, эти две веры были постоянными соперниками и врагами. Все авторитетные апологеты с обеих сторон признают, что Христос и Мухаммед исключают друг друга. Ничто
обе стороны выигрывают от отрицания этой позиции.

История подтвердила эту точку зрения слишком буквально. В мусульманских
странах те, кто носит христианское имя, страдали и продолжают страдать
в доказательство этого. “Оставаться христианкой”, - пишет миссис
Кинг Льюис в своей книге ‘Критические времена в Турции и Англии".
Ответственность“, — ”_ означает добиваться смерти каким-либо ужасным способом_".
Лучшее, что можно сказать о других странах, — это то, что они придерживаются вооружённого нейтралитета.


Два антагониста однажды встретятся; и война, по крайней мере с одной стороны, будет религиозной. Это будет ужасная война, которую будут вести
ценой огромных усилий. По-другому и быть не могло, ведь обиды, которые нужно было отомстить, были глубокими и давними.

 Мусульмане говорят, что христианство боится встретиться с исламом.
 Миссионеров в Аравии высмеивали за то, что Церковь Христа отправляет в Аравию группы из двух или трёх человек, чтобы обратить её в свою веру.
Из этого делается вывод, что старая вера не осмеливается всерьёз противостоять молодой. Упрек приобретает некоторую остроту из-за того,
что христианская Европа не осмеливается противостоять умирающей Турецкой империи
в защиту тех, кто носит христианское имя.

Вопрос христианства заключается в том, будет ли неизбежная война
прежде всего или исключительно войной народов, кровавой и разрушительной, или
Церковь уже сейчас не в состоянии объединить свои силы и встретить общего врага, открыто признав свою неправоту и с запозданием, но искренне и серьёзно предложив ему познание Христа.


Примирение христиан с мусульманами всегда должно быть трудной и деликатной задачей. Он настроен против Христа, он не может поверить, что христианство — это не политеистическая вера. «Сами колокола
«В церквях звонят: Иисус, Мария; Иисус, Мария», — сказала мусульманка.
Пренебрежительное отношение к Пророку вызывает у него сильнейший антагонизм. Дискуссии и споры заканчиваются так же, как и начинаются.

Но в нём есть благородство, и справедливый подход, как правило, встречает справедливый ответ. «Вы читали Коран? Принесите мне Библию», — сказала фанатичная мусульманка писателю.

«Может быть, мы спокойно обсудим этот вопрос? Расскажите мне о своей вере и о том, что она для вас значит.
И не могли бы вы выслушать и меня?» Такая просьба редко остаётся без ответа.
И если Христос и Его послание справедливы
После того как результат будет представлен, его можно будет спокойно оставить на усмотрение автора.

 КОНЕЦ

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ ДОСТУПНЫХ КНИГ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ.
 _Словарь ислама._ Автор — преподобный Т. П. Хьюз, покойный житель Пешавара.

 _Заметки о мухаммеданстве._ Автор — преподобный Т. П. Хьюз, покойный житель Пешавара.
 _Жизнь Магомета._ Сэр Уильям Мьюир. _Магомет и ислам._ Сэр Уильям Мьюир.
 _Мухаммед, Будда и Христос._ Профессор Додс.

 _Религия полумесяца, или Ислам: его сила, его слабость,
 его происхождение, его влияние._ Преподобный У. Сент-Клэр Тисдалл, магистр гуманитарных наук _ Христианство и ислам._ Серия "Эпохи церковной истории". (A. D. F. Рэндольф и компания, Нью-Йорк.)

 _ Коран._ Которого существует несколько переводов.
 РИЧАРД КЛЕЙ И СЫНОВЬЯ, ЛИМИТЕД, БРЕД-СТРИТ-ХИЛЛ, округ КОЛУМБИЯ, И
 БАНГЕЙ, САФФОЛК

 * * * * * *


Рецензии
В прошлом или уже в позапрошлом году я написал или дописал две повести, где тоже обратился к теме двух вероисповеданий -- Ислама и Христианства. Вдаваться в теологические споры я не готов, но в сюжетной линии я отобразил такую ситуацию. Молодой солдат по воспитанию атеист попадает в плен к мусульманам. Крестик на шее он носит по просьбе матушки.Его томят в кичмане. В моей подаче это -- тесное помещение, где человек, как собака, сидит на цепи и не может встать с колен. К нему приходит девчонка, внучка главаря,у которой на глазах русские солдаты изнасиловали и убили отца и мать. Но в отличие от своего брата, который тоже присутствовал при смерти близких ему людей, девочка проявляет к пленному сострадание -- христианское чувство. И уже после случайного побега, только по одной причине этого внимания, человек не рассказывает разведке, где он томился, чтобы девчонка случайно не попалась повторно в лапы русских солдат.
Около года герой лечит туберкулёз и возвращается домой. Отца он никогда не знал. Тот с ними не жил. Мамка долго писала в разные инстанции о том, что её сын пропал без вести. Но получала отписки. Сына она не дождалась и умерла. Солдат узнаёт, что его отец много лет провёл в неволе, что он никакой не авторитет, а забитый всеми человек. Парень едет на место шабашки и видит, как над отцом издевается его бригадир. Хватает насильника за шею и убивает. Уже в колонии он принимает Ислам в память о той девчонке, что кормила и поила его в плену. В это же время девчонка, оставшись одной, чтобы не попасть принудительно в чужую семью, скрывается в женском монастыре,где принимает христианство, но монахиней не становится и начинает искать героя. И наконец, они находят друг друга в повести "Слово Попова -- твёрдое слово", где главный герой всё таки я. Книга уже в продаже на торговых площадках Интернета. Она называется "Вкус изабеллы". первая повесть о плене имеет название "Птицы, прощаясь, летели мимо". Как будто реклама. Я извиняюсь. По поводу самого Ислама не пишу, но он велик уже потому, что сама книга является поэтической и напевной.

Александр Муленко   21.09.2025 17:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! Каждый день перечитываю твою рецензию.
Впечатления и мысли ёмкие.

Вячеслав Толстов   23.09.2025 10:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.