Знаток физики. Ещё один! 7. 0
Одессы. Как мною уже говорилось ранее, его ролики с
уроками физики посмотрели почти 7 миллионов человек,
статья о нём есть в Википедии.
Я уже писал о большом количестве ошибок ,
допущенных им на уроке, посвященном подъёмной силе
крыла самолёта. Не буду повторять уже сказанное. Давайте
более подробно остановимся на том, как Павел применял
закон Бернулли для объяснения причины возникновения
подъёмной силы крыла самолёта.
Вообще, надо сказать, что закон Бернулли усвоить
тяжеловато даже студентам, что уж тут говорить о
школьниках. На мой взгляд можно было обойтись и без
написания уравнения Бернулли, просто упомянув о нем,
рассказав, как он работает и как с его помощью можно
объяснить возникновение подъёмной силы крыла.
Какую же ошибку допустил Павел, начав писать уравнение
Бернулли?! Он начал писать ОДНО уравнение для ДВУХ
потоков воздуха!!! Один поток над крылом, другой — под
крылом. Это бред! Уравнение Бернулли применяется для
разных участков (точек) вдоль линии ОДНОГО потока.
Если бы он сказал, что берет ОДИН циркулирующий поток
вокруг крыла.... Тогда другой коленкор! Но мы-то знаем, что
такого потока на самом деле нет!
Павел говорит, возьмем точку в потоке над крылом и точку
под крылом и напишем уравнение Бернулли. Это нормально?!
Видимо, самое время сейчас сказать, что практически во
всех учебниках физики для вузов параграф о подъемной силе
крыла написан отвратительно. Даже в высоко ценимом
многими учебнике Сивухина Д.В., преподававшим не где
нигде нибудь, а в МФТИ, о применении закона Бернулли там в
плане объяснения с помощью него причины возникновения
подъёмной силы крыла сказано буквально два предложения.
Цитирую. ,,Иными словами, во внешнем потоке вокруг
крыла должна
возникнуть циркуляция скорости воздуха по часовой стрелке,
на-
кладывающаяся на основной поток. Скорость потока под
крылом
уменьшится, а над ним — увеличится. К внешнему потоку
приме-
нимо уравнение Бернулли. Из него следует, что в результате
цир-
куляции давление под крылом возрастет, а над ним —
уменьшит-
ся. Возникшая разность давлений проявляется в подъемной
силе,
направленной вверх''.
Из всех авторов учебников физики для вузов наиболее
добросовестно к освещению причин возникновения
подъёмной силы крыла отнесся Архангельский М. М., чей
учебник ,,Механика'' предназначается для обучения будущих
преподавателей физики. Архангелький, рассказывая о
применении закона Бернулли пишет ДВА уравнения Бернулли
- одно для потока воздуха над крылом, и второе для потока
воздуха под крылом. Причем он не говорит так, как сказано
сейчас у меня. Он говорит о циркуляционном течении над
крылом и под крылом! Механика. 2-е изд. 1965.
Цитирую: ,,ПОЛОЖИМ, СКОРОСТИ
ЦИРКУЛЯЦИОННОГО ТЕЧЕНИЯ (выделено мною) в точ-
ках сверху и снизу крыла,
отстоящих на расстоянии
х от передней кромки, со-
ответственно v1 и v2 и дав-
ление р1, и р2.
Напишем уравнение Бернулли для двух трубок тока, прохо-
дящих одна сверху, другая снизу крыла. Сечение возьмем
одно в невозмущенной части потока, второе на расстоянии х
от передней кромки.''
Учебник ,,Механика'' Михаила Михайловича Архангельского
у меня самый уважаемый! Прежде всего потому, что в
отличие от других учебников, других авторов, в нём дается
достаточно подробное объяснение на словах многим
физическим явлениям, упоминается о практическом
применении и т. д.
К сожалению, не обошлось и в этом учебнике при
объяснении подъёмной силы крыла без досадной ошибки,
правильнее , наверное, будет сказать, опечатки. В уравнении
Бернулли для для трубки тока, проходящей сверху, вместо v1
стоит v2. Но это , разумеется, мелочь.
Гораздо хуже, что ничего не говорится о причине
повышения скорости потока воздуха над крылом. Даже не
упоминается закон закон сохранения момента импульса, на
который некоторые авторы учебников ссылаются , чтобы хоть
как-то объяснить повышение скорости потока воздуха над
крылом самолёта.
Полагаю, являясь профессиональным физиком, Михаил
Михайлович прекрасно знал и понимал, что в данном случае,
говоря о законе сохранения момента импульса, следует
рассматривать систему самолет- воздух, и что при отрыве
вихря не будет возникать какой-то еще один вихрь, тем более
вокруг крыла, а будет воздействие на крыло, стремящееся
повернуть крыло. Он даже ни разу не упомянул термин -
присоединенный вихрь Жуковского. Не стал брать грех на
душу.
14.09.2025
Свидетельство о публикации №225091401287