Дневник обывателя-8
Утром иду на спортивную площадку неподалеку от парка Chapeau Rouge. Зарядкой начинать свой день приучил меня с детства отец. Сначала пробежка, затем зарядка. И где бы я ни находилась, бегала и делала упражнения. В Харькове - пробежка около часа в лесном массиве на Алексеевке, близ студгородка, - вплоть до четвёртого курса, пока однажды на меня не напал бродяга цыган. Ноги у меня были тренированные, так что от своей возможной смертушки удалось убежать без труда - безумный цыган летел мне навстречу с металлическим прутом. Пробежку не отменяла я и на пятом месяце беременности. И в морозы - в ханты-мансийской тайге. Теперь уже не бегаю - травма, в бедре титановый протез. Только зарядка. Иду по бульвару Davout, на перекрестке замечаю презабавную сценку: высокий молодой человек арабской внешности откровенно засматривается на широкие бедра молодой мадам. Она, к несчастью, замечает это. И резко реагирует: Avez-vous un probl;me monsieur? У вас проблемы, месье? Месье взрагивает от окрика и спешит удалиться. Мадам ещё более грозно вопрошает: Avez-vous un probl;me monsieur?! Парень уже бежит от неё - чуть ли не на красный свет, под колеса машин. Мадам кричит ему вдогонку: Avez-vous un probl;me monsieur?!! Я останавливаясь и наблюдаю. Мне смешно. Столько шума из-за пустяка. Во Франции пристальный взгляд чужого человека считается признаком преследования. А если смотрит мужчина на женщину, то это признак сексуального преследования. И мне представилось, что оскорбленная мадам вот-вот вытащит полицейский свисток, засвистит и арестует незадачливого любителя аппетитных ягодиц.
***
После зарядки и прогулки по парку (что приятно: Chapeau Rouge не популярный туристический, как Тюильри или другие, и здесь обычно мало людей) иду в магазин ALDI, где самые дешёвые в Париже продукты (магазинам этой популярной сети более ста лет). Покупаю креветки, печень телёнка, помидоры, листья салата и бутылку виски. Дома жарю печенку с луком и обедаю: тридцать грамм виски, салат из помидор с листьями, печень, креветки и компот из кизила. Да, именно из кизила. Плоды которого насобирала... в парке Chapeau Rouge. Французы даже не догадываются, какой ценный продукт лежит у них прямо под ногами. У них принято все покупать в магазине. А брать с земли какие-то ягоды не принято. И кизил им незнаком. Так же как шелковица. Если здесь она и растёт, то как декоративное дерево. И если с дерева кто-то азартно рвёт черные сладкие ягоды, то можно быть уверенным - это наши, обожающие шелковицу, украинцы.
***
После обеда звонок. На линии моя сумская подруга Мила. Она уже год, как бежала из Сум в Италию. Долго не решалась, терпела бомбардировки до последнего. Но семейные обстоятельства вынудили, и она решилась. В Италии живёт внучка, бежевшая из Сум ещё в двадцать втором. Вот у неё то и возникли серьёзные личные проблемы. Бабушка бросила все (даже любимых кота и собаку, передав животных приятельнице) и приехала на подмогу внучке. И только приехала в солнечную радостную Италию - инсульт. Мила - поэт, филолог по образованию, работала в Сумах в музее прикладного искусства. Мы вместе с ней и другими молодыми авторами: поэтом Виктором Сыроватским, писателями Павлом Парфиным (псевдоним), Алексеем Слабоженским (естественно, псевдоним) проводили в музее, и не раз, свои авторские вечера. Наше обьединение называлось "Трапеция" - так как мы по четвергам собирались для литературных чтений в моей однокомнатной квартире, площадью тринадцать квадратных метров, в форме трапеции. Мила опечалена. Рассказывает, что её коллеги, оставшиеся в городе, вывозят из запасников все самые ценные экспонаты в Западную Украину. Размещать экспонаты: картины, гобелены, скульптуры, посуду следует в помещениях с определённой температурой. А в данных, военных условиях, размещают ценности там, где есть место: в подвалах школ, институтов, больниц. Чтобы транспортировать картины, следует снять их с подрамников, упаковать в специальные упаковочные материалы. Упаковывают же в то, что есть под рукой. Грузить тяжелые мраморные и бронзовые скульптуры должны мужчины, а они все на фронте... К тому же, сигнал тревоги воет без перерыва. То есть, снаряды прилететь могут в любой момент... Мила вздыхает: как же мои бедные коллеги с этим справляются, не представляю себе.
***
Вечером читаю новости. В боях за Украину погиб актёр театра "І люди, і ляльки" Андрей Синишин. Пять месяцев Андрей считался без вести пропавшим. На фотографии совсем юное, прекрасное лицо. Андрей Синишин мог бы стать кинозвездой. Его зачем-то убили. Актёра театра кукол. Кто? Они... Те, из чистилища.
Свидетельство о публикации №225091401340