Гоя, или тяжкий путь познания. Лион Фейхтвангер

Из всех послевоенных произведений Лиона Фейхтвангера
Самым цельным, ясным и реалистическим являлся роман о Гойе –
Великом испанском художнике конца XVIII и начале XIX века,
Чья личность и творчество издавна волновали авторское воображение.

Книга о Гойе имела многознаменательный подзаголовок – «Тяжкий путь познания»,
Раскрывающий философское содержание замечательного романа.
Он был посвящён не только описанию истории борьбы великого художника -
За правду и социальную значимость искусства:
В нем рассказывалось о трудном восхождении человека к познанию жизни и её смысла.

Что же познает Франсиско Гойя – человек, вышедший из недр народа,
Знавший полынную горечь невзгод и бремя славы?
Чутко прислушивался Гойя к идеям свободы.
Грозная музыка рождала отзвук в его сердце, и он, человек этого века,
Близкий к испанским просветителям, пытавшимся реформами обновить мысли и дела,
Отдает за утверждение справедливости в жизни все силы своего ума и таланта.

Не сразу пришел Гойя в своей борьбе к пониманию долга художника.
Великий жизнелюб, он вначале поглощен только интересами искусства:
Его радует игра красок, изучение форм вещей, различные светоотражения.
Но восхождение Гойи к истине по тернистому пути познания
затрагивало и жестокости,и общественные взгляды, ведь, он сын своего времени
и нес в себе и предрассудки.

Мрачная жизнь, озарявшая огням аутодафе,
Отмеченная равнодушием к страданиям и несчастьям, отпечаталась и в его душе,
Населив ее странными видениями, дисгармоничными и жуткими образами в рисунке,
От которых Гойя избавлялся при помощи великой магии: обличая неразумение,
Но одновременно он открывал человечность и добросердечность в себе.

Личные невзгоды – несчастная любовь, болезнь, смерть  ребёнка и жены,
потеря друзей, ставших жертвами инквизиции,- сделали его сердце доступным пониманию жизни.

Великий Гойя!  От него исходит все ценное, что создано ним,
к нему обращено его искусство и так было всегда…
Гойя, народный живописец Испании, идёт своим путем,
утверждая новые идеи, но по-своему, зная умом,
что его живопись оказывает действенное влияние на души народа.

Древнехристианское происхождение рода Гойи не подлежит сомнению
и что мать Франсиско, донья Играсиа де Лусиентес, происходит из семьи,
родословную, которой можно проследить до седой старины.

…Гойя отправился в Ля Флориду, чтобы без помех взглянуть на законченные фрески.
Он встал на самом темном углу, откуда было всего виднее та часть картины,
которую он хотел посмотреть.… В церковь вошла старушка и его не заметила.
Она оглядела фрески, закинула голову, чтобы увидеть под куполом чудеса,
одобрительно покивала головой, с благочестивым рвением засеменила по церкви,
глянула туда, глянула сюда. Под конец она опять вышла на середину пути
и низко поклонилась на все стороны.

… Гойя поразился: «Что ты,
Мать, тут делаешь? – спросил он.-
И зачем ты бьешь поклоны?»
Он не знал, каким раскатом
Отдавался голос в церкви,
И старуха испугалась.
Озираясь, увидала
Незнакомого сеньора.
«Мать, что делаешь ты? – громко
Повторил он. – И зачем ты
Бьёшь поклоны перед этой
Нарисованной толпою?»
И, в движенье губ вглядевшись,
Он прочёл ответ: «Когда ты
Видишь красоту такую,
Надо поклониться…

… Гойя не навязывался людям, но и не избегал их,
Не стыдился признаваться им в своей глухоте…

Так измученный, разбитый,
Окруженный тишиною,
По внезапно онемевшим,
Но родным испанским селам
На послушном Валеросо
Ехал дон Франсиско, жалкий
С виду, но уже готовый
Драться с демонами, сбросить
Это подлое отродье
С плеч своих. Еще посмотрим,
Кто кого! Ещё задаст им
Взбучку дон Франсиско Гойя,
Крепкий арагонский парень
И художник! Лишь сильнее
Станет он. Еще поспорит
С черною бедой, так больно
Поразившей сердце. Зорче
Станет глаз, острей рисунок.
И он громко рассмеялся,
Так, что Хиль, погонщик мулов,
Оглядел его с тревогой.
Злобно и легко простившись
С городом, где он изведал
Высшее на свете счастье
И тягчайшее страданье,
Гойя двинулся на север,
В город своего рожденья –
В Сарагосу. ----

…Сеньор дон Франсиско Гойя – и - Лусиентес, королевский живописец
и президент Академии Сан – Фернандо,
приходит к познанию высшей мудрости: «Изменить мир можно,
лишь постепенно внедряя передовые идеи в народное сознание,
которые, в конце концов, победят бесчеловечность в человеке».

«Великий Гойя не сложился бы в передового художника,
понявшего, что сила искусства - в его народности».
Гойя выдержал все жизненные испытания только потому, что он никогда
не порывал с народом связи.
«Эта мысль подводит итог и собственным раздумьям Лиона Фейхтвангера
Над сущностью исторического прогресса».
(Из книги «Гойя *». Вступление)


Рецензии