1131 год, Вышгород, Москва. Явления Божией Матери в России датируются от Её земных дней, от написания Апостолом Лукой первой Её иконы, именуемой Владимирской. В осенении Свыше Богодухновенный Апостол, получив Дар первого в Христовой Церкви иконописца, тридневно начертал на доске видимый им Духовными Очами Лик Пресвятой Девы. Богоматерь, как повествует житие Святого Евангелиста Луки, при виде иконы Воспела Величальную: "Отныне будут ублажать Меня все роды", и прибавила: "Благодать Рождшегося от Меня и Моя да пребудет с сей иконою во веки. Мой Покров и Благодатное Заступничество обретут все, кто будет призывать Мою Помощь, Молясь перед иконами с Моим Изображением. Господь пошлёт им Неизречённые Милости и Щедроты из Царства Своего". Благословив Апостола, Царица показала ему иконостас Небесного Иерусалима с несчётными (более двух тысяч) Её Изображениями. А затем Начертала судьбу иконы и Чудеса от Неё в Иерусалиме и Константинополе, Вышгороде и Владимире и Торжество Пресвятой Богородицы на Руси. "Я приду с этим образом на Русь Святую и Явлю многие Чудеса и Знамения Покрова на сей дивной земле, посвящённой Мне от века", - добавила Матерь Божия, подробно раскрывая Святому Апостолу многие Тайны страны, которую Она назвала Святою Русью, Своим Домом и Уделом. Подобно иконе Владимирской, послужившей прообразом всех будущих Изображений Пресвятой Девы, и этот Её диалог с Апостолом Лукой можно назвать преобразовательным для исторических судеб России. До середины 5 века икона Благоухала в Иерусалиме, в храме, воздвигнутом в честь Неё. Неоднократное Мироточение, особенно во дни скорбей, привлекало внимание тысяч паломников. При императоре Феодосии Младшем Владычица Небесная явилась одному послушному монаху и просила передать патриарху и церковным властям, чтобы икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в начале 12 века была она принесена в дар великому князю Юрию Долгорукому и поставлена в девичьем монастыре города Вышгорода. Вскоре по перенесении иконы начались от неё многие чудеса. Владимирская Богоматерь стояла Преображающейся над храмом. Её видели десятки клириков, прихожан и паломников. Лица Сестёр от присутствия Пренебесной Госпожи просияли Дивной Благодатью. Земной порядок, а с ним личные грехи и тяжкие родовые чаши отступили. Неоднократно икона сходила со своего места и стояла в воздухах храма. Исходящее от Неё Ослепительное Сияние было таково, что приходилось прекращать богослужение. Икону водворяли на место, но наутро она опять стояла на воздухах и Преображалась, как бы являя Образ Преображения Святой Руси. Явлением народу в храме Пресвятая Дева давала знать, что желает оказать влияние на судьбы России и что время Её Пребывания в Вышгородском женском монастыре исчерпано. Слух о чудесах дошёл до Вышгородского князя Андрея, сына Юрия Долгорукого, изумительно почитавшего Пресвятую Деву и всегда призывавшего Её. Узнав о Преображении Царицы в воздухах обители, князь посетил женский монастырь. Сияние иконы во время его паломничества умалилось ровно настолько, чтобы князь мог увидеть Умилённый Образ Пресвятой Владычицы, Смотрящей на него с Любовью и, казалось, что - то говорящей. Внутренним слухом князь услышал: "Возьми сей Образ Мой и перенеси в суздальскую землю". С великими предосторожностями Андрей Боголюбский перенёс кивот с чудотворной иконой и поставил в специально для него сооружённый ковчег, запряжённый лошадьми. Когда торжественный кортеж, прошествовав через Владимир, находился в 10 верстах ниже его по течению р.Клязьмы, лошади внезапно остановились как вкопанные. Их переменили, но и новые не могли тронуться с места. Князь Андрей сошёл со своего коня, поцеловал владимирскую землю и вознёс руки в молитве к Пресвятой Деве. Слёзы текли по его щекам. Богородица Явилась ему со свитком. Богоматерь стояла на белом облаке, сонмы русских Святых были обращены к Ней с протянутыми руками. Юродивые, пещерники, князья, Апостолы - весь Свет Солнечного Православия взирал на Первообразную. Богоматерь же Простирала с Неба Белый Свиток. С неизъяснимой Любовью Обратила взор Свой Богородица на князя, как на Своего Возлюбленного Сына. - Что означает свиток сей? - спросил Андрей Боголюбский у Пресвятой Девы. Уста Пречистой зашевелились, и внутренним слухом князь услышал Её Царственный Нежный Голос: "Сие Скрижаль от Книги Жизни. В ней имена всех Святых, прославленных в церкви, Тайна Спасения, имена Любящих Меня и прибегающих к Моему Заступничеству". Князь Андрей созерцал нечто невиданное: свиток в Руках Пресвятой Девы Раскрывался и изменялся по форме. Святые вчитывались в его начертания. А Богоматерь не отводила Взора от Лика Христа на Небесах. На свитке, как на экране, изображалось Слово Господа - Живое Спасительное Слово. Святые тотчас его читали. Затем написанное стиралось и начертались имена тех, о ком Молились Святые. Богоматерь Преподносила этот свиток с именами тех, кого Она Брала под Свой Покров, Господу, Просила о Его Милостях. И тогда уже Господь читал по свитку. Преблаженная хартия в руках Пресвятой Девы представляла Тайну Святой Руси от начала до свершения времён - страницу Книги Жизни, низведённую с Небес. Великие учителя церкви, Святые, виденные князем, принадлежали к Небесной Торжествующей Церкви. Владимирская икона в доступном тому времени Образе Явила то, что Совершается на Небесах: Богоматерь, Живая Скрижаль Бога - Слово, запечатляет Тайны в Книге Жизни, читаемые Святыми Торжествующей Церкви. Чудный Удел Посвящённых Пресвятой Деве и созерцал Возлюблённое Её Чадо Вышгородский князь Андрей. - Воздвигни на сём месте Храм в честь Моего Непорочного Зачатия (позднее, в период отвержения церковными властями учения о Непорочном Зачатии переписано как "Рождества"). Я буду Оказывать Свой Покров всем, кто исповедует Меня своей Непорочной Матерью". Место нарекли Боголюбовым и вскоре поставили там церковь. Явление Богоматери Андрею запечатлено по его повелению иконой Боголюбской Божией Матери со свитком, помещённой в эту новую белокаменную церковь. Для Владимирской же иконы был построен Владимирский Успенский Собор. Богоматерь Открыла князю Андрею Тайну Святой Руси. - Я от века Покровительница Святой Руси, - сказала Богоматерь, - которая созиждена по Моему Образу, Вечной Девы. Пока Россия будет поклоняться Пресвятой Деве, Матери Христа, Приснодевственная Её Красота будет Отражать все стрелы вражии: захватчиков, бедствия и всякое бесчестие. Как только прекратится поклонение Мне как Новому Творению, как Победительнице дьявола, как могущественной Деве, Россия потеряет силу и будет ввергнута во тьму". Неподалёку Пресвятая Дева просила воздвигнуть и Зачатьевский монастырь для прославления важнейшей Её ипостаси - Непорочного Зачатия. Заступничество Богоматери через Владимирскую сказывалось неслыханное число раз. Она оставалась невредимой при пожаре 1185 года во Владимире, избавляла народ от моровой язвы, а владимирскую землю объявила уделом (престолом) Своего Непорочного Зачатия, первопрестольной столицей Своего сияющего девства. В наиболее испытующие времена Владычица Небесная Являлась как Жена Облечённая в Солнце. Порой Она была в Воинских Латах, и в Руках Её был Неотразимый Меч. В другой раз Она Открывалась в свите Благочестивых дев и иноков. Но всегда Богоматерь была Воодушевлена Силою Божией и Неотразимо Великолепна. Её Облик запечатлевал сияние Славы и Торжества Божия. Являя Могущество Святой Руси, Царица Небесная одним Образом Своим Сокрушала самые злодейские планы врагов.
Источник: Блаженный Иоанн (Береславский) "Явления Богоматери с I по XX век"
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.