0167. Явления Матери Божией Марии

1260 год, Кострома. В 1239 году накануне чудесного обретения иконы на сосне близ речки Запрудни костромичи видят, как похожий на великомученика Фёдора (отсюда её именование Феодоровской) Стратилата князь в богатой воинской одежде везёт Её по городу. Вот в 1260 году князь Костромской против подступивших татар выходит с Феодоровской иконой. При появлении Богоматерней иконы враги, поражённые и ослеплённые необыкновенным сиянием вокруг Неё, обращаются в бегство. Через триста лет к той же Феодоровской о заступничестве молится Марфа Романова, прося Благословить её юного сына Михаила Фёдоровича на российский престол, потрясаемый поляками. И Богоматерь делает так, что уже на следующий день князь Михаил избирается на престол Российский.

Источник: Блаженный Иоанн (Береславский) "Явления Богоматери с I по XX век"


Есть второе предание о нахождении иконы Феодоровской Божией Матери, которое немного отличается от первого. В нем говорится, что икону нашел князь Василий Ярославич, младший брат Александра Невского, 16 августа 1263 года. Эта версия описана в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме», написанном в 1670 году иеродиаконом Костромского Ипатьевского монастыря Лонгином. В честь этого события было установлено празднование иконе на 16 августа. В «Сказании» также рассказывается о 35 чудесных исцелениях, которые произошли в первое десятилетие после обновления образа в 1636 году. Большинство этих случаев исцеления произошли с жителями Костромы или ее окрестностей. Третье предание повествует, что князь Юрий Всеволодович нашел икону Феодоровской Божией Матери в 1188 году в ветхой деревянной часовне близ Городца. После его смерти икона перешла к его младшему брату Ярославу Всеволодовичу, который благословил ею брак своего сына Александра Невского с полоцкой княжной Александрой Брячиславовной. Икона всегда была с Александром и была его личным образом. После смерти князя Александра в 1263 году икона перешла к его младшему брату Василию, который перенес ее в Кострому. Согласно этой версии, икона получила свое название от великого князя Ярослава Всеволодовича, который в святом крещении был назван Феодором. Эти и другие события стали основой для сказания об иконе. Но каждое предание сходится, что икона была перенесена из Городца, разрушенного Батыем, в Кострому, где она была помещена в церкви великомученика Феодора Стратилата. Первые чудеса иконы Феодоровской Божией Матери связаны с ее чудесным спасением во время пожара. В «Повести о явлении чудотворной иконы Феодоровской» упоминаются два случая, когда икона оставалась невредимой после пожара в деревянной церкви. Кроме того, «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божьей Матери» рассказывает о чудесном спасении Костромы от татарских войск в битве при Святом озере. Когда татарские войска готовились напасть на малое христианское войско, при котором находилась эта чудотворная икона, начали исходить из неё лучи, похожие на солнечные. Эти лучи были настолько яркими и сильными, что казалось, будто они горят как огонь. Эти лучи легли на татарские войска и ополили его. От этого света и жара враг был охвачен страхом и трепетом, они не могли ни видеть друг друга, ни поднять оружие чтобы сражаться. И одержало над ними победу малочисленное русское войско и обратило врага в бегство, и освободило многих пленников своих, а озеро с тех пор стало называться Святым. В 1613 году Михаил Романов был избран на царство, в честь этого 27 марта было установлено празднование Феодоровской иконы Божией Матери. Инославные невесты великих князей Романовых в честь Феодоровской иконы стали нарекаться отчеством Федоровна. Мария Федоровна супруга Павла I, Александра Федоровна супруга Николая I, Мария Федоровна супруга Александра III, Александра Федоровна супруга Николая II.

Источник: ОК.РУ "Русская вера. Православие"


Рецензии