Опустошённое сердце
Конечно, чтение классической литературы дало свои плоды: Леночка мыслила высоко, одухотворённо, упивалась благородством любимых героев. Даже на личном дневнике написала свой девиз" Сущность её жизни- любовь". Эти слова о Наташе Ростовой превратились у неё в своего рода кредо: любить всех, если надо, жертвовать собой, помогать , возрождать душу и сердце. Училась она ровно, хорошо. Но пока девчонки, которые составляли основу факультета( в их группе был только один парень, а всего училось четверо юношей), вели весёлую студенческую жизнь, заводили парней, пересдавали иногда сессию, Лена жила благими мыслями о своей будущей профессии, мечтая посвятить " души прекрасные порывы" будущим ученикам.
Институтские годы пролетели быстро.Разлетелись однокурсники кто куда, многие девчонки повыходили замуж и не собирались работать в школе. Лена же ждала с нетерпением начала учебного года Считалось ,что ей повезло: она распределилась в большую городскую школу. Родной посёлок был недалеко, и на выходные можно было уезжать к родителям. Но она не спешила домой, приходила в школу, с замиранием сердца шла ещё по пустым коридорам, рассматривала кабинеты, знакомилась с коллегами, которые выходили из отпуска.Они были приветливы, улыбались ей. Вспоминали начало своей трудовой деятельности, глядя на взволнованную , краснеющую от их внимания Лену, но больше говорили о том, кто и как провёл отпуск.
Перед первым сентября был педсовет, который прошёл как-то сухо, официально. Было много цифр - итогов успеваемости, качества, результатов экзаменов. Елена немного была разочарована: ждала более творческого начала. Дали ей кабинет, объявили , у каких классов будет вести русский и литературу, назначили классным руководителем восьмого класса и пустили в свободное плавание новоиспечённого педагога. И действительность оказалась намного суровее , чем предполагала Елена Васильевна. Она мечтала, как будет интересно вести уроки, как будет говорить им о прекрасном, вызывая созвучие мыслей и чувств, настраивая на свой лад.
Увы! Только вначале они внимательно рассматривали молодую учительницу, казалось, слушали, а уже недели через две видно было, кто слушает, а кто занимается своим делом. "Вы построже с ними, а то на голову сядут, замучаетесь,"- посоветовала учительница биологии, у которой на всех уроках была идеальная дисциплина."Как Вы добиваетесь этого?"- робко спросила Елена.-"Самое главное, голубушка, всё доводить до конца: требования, наказания, обещания, не попущаться. Это, конечно, требует труда, но оно того стоит!"
Но как быть строже, если Лена с детства впитала в себя гуманизм русской литературы!? Этот первый год был для неё годом испытаний. Особенно тяжело оказалось быть классным руководителем . Много позже Елена узнала, что ей дали неуправляемый восьмой, от которого отказались более опытные педагоги. В те годы учеников отправляли помогать сельчанам убирать урожай, и они ездили в подшефный совхоз выкапывать овощи. Лена с энтузиазмом приняла эту новость, помня о том, что коллективный труд объединяет. Но когда группа самых озорных ушла курить, и она пошла увещевать их, разыгралась безобразная сцена. Второгодник Карев, которого, как говорили, боялись все, в ответ на её эмоциональные упрёки, глядя в глаза, сказал спокойно:"Пошла на ...! " Так её ещё никто не унижал. Подошедший физрук взял его за шкирку и велел извиниться. После этого случая Елена Васильевна поняла, что есть такие люди, которые понимают только силу, а доброту воспринимают как слабость.
Но она была молода, идеи переполняли , была убеждена, что доброе, вечное победит. Лена организовывала литературные вечера, водила детей на встречи с местными писателями , выпускала настенные газеты и видела, как многие тянутся к ней . Это радовало, но далеко не для всех она была авторитетна. Лена знала, что многим учителям дают клички, боялась , что и её будут обзывать как-нибудь пакостно, но когда услышала нечаянно , что её называют просто Ленка, даже успокоилась . До тех пор, пока не прочитала как-то на парте "Ленка сука". Почему-то ей показалось так обидно, что она плакала, а подруга(тоже вместе с ней начавшая трудовую деятельность) успокаивала:"Не реви, они видят в тебе женщину, а не какое-то бесполое существо. Разве это плохо!?"
Елена Васильевна посмотрела в окно. Серое небо нависало над городом, шёл мелкий дождь. Было сыро и сумрачно. Последние дни лета больше похожи на осень Скоро в школу! Каждый человек, каждый связан со школой : все учились сами, учились или учатся их дети, внуки. Волнительно для всех! А для неё это особенно неразрывная связь. Почти сорок лет стажа! Вот сегодня почему-то вспомнилось начало её учительской деятельности. Со временем пришли умения и держать дисциплину, и внимание учеников, и остроумно отвечать на провокационные вопросы, и виртуозно вести уроки. Но почему же стало пусто в её сердце? Может, тогда , в первый год появилась почти крохотная трещинка, через которую опустело её сердце!?
Появилось мастерство, а ушли куда-то задор, кураж. Исчезли благие порывы. Постоянная усталость от бесконечных тетрадей, уроков, совещаний, разборок с "чалыми, драными", как выражался их старенький директор. И Елена Васильевна чувствовала, что уходит из её сердца что-то очень важное, нужное, пустеет оно. Она понимала, что с пустым сердцем нельзя работать в школе. Но... Надо было зарабатывать деньги, растить сына. Многие её коллеги не заморачивались по этому поводу, были обычными урокодателями. А Елена помнила, как она горела поначалу на работе, и ей становилось неловко за себя, нынешнюю. А ,может , причина была в её личной жизни?
Любовь Лена понимала масштабно: любовь к родителям, любовь к природе, любовь к искусству... А вот отношения мужчины и женщины она комментировала словами популярной песенки:"Есть любовь или нет, я не знаю". Замуж вышла как-то неожиданно. Ходили с коллегами в кафе, родственник одной из них пошёл провожать, а через месяц предложил замужество. Не было у неё страсти, замирания сердца . Их отношения были ровными и спокойными. Родился сын. Елена с трудом высидела год, рвалась на работу и не заметила, что муж завёл пошлую интрижку с её подругой. Грубо, предательски бросил её с сыном, а через месяц погиб нелепо. Отдыхал с друзьями на реке и утонул.
Елена Васильевна пережила такое унижение, когда вместе с бывшей подругой сидела у гроба мужа. Не пойти она не могла: была не разведена, надо было оформлять различные бумаги, хлопотать о похоронах. Подруга рыдала, устроила истерику, все с любопытством глядели на них. Было стыдно за неё и себя. Елена с трудом вытерпела всё, плакать не могла. Но после похорон было такое ощущение, что что-то уходит, вытекает из сердца Так и продолжала работать. По инерции.
Елена Васильевна медленно встала, охнула от боли, подошла к окну. Дождь перестал накрапывать. Сквозь разрыв туч проблескивало чистое голубое небо. Сколько раз обсуждала она с учениками небо Аустерлица над раненым Андреем Болконским, чёрное небо Пети Ростова, убитого на другой день. И вот ,вышла на пенсию, и у неё появилась возможность видеть не литературное, а живое любимое ею голубое небо, как символ вечности , непреходящей жизни. Она долго стояла у окна, бездумно глядя ввысь, поверх крыш домов.
Она не помнит, когда впервые почувствовала боль. А когда она появлялась, перетерпевала, отмахивалась :некогда по врачам ходить. Но на очередном медосмотре терапевт отправила её на дополнительные анализы. Оказалось, она тяжело больна и больна давно. Нет, у неё не было шока, только недоумение : ей не надо никуда торопиться, спешить, недосыпать, чтобы всё успеть, тащить на себе привычный повседневный груз ?! А что делать в свободное время!? А его и не было после бесконечного хождения по больницам, сдачи анализов, лечения, уколов. Елена в каком-то отупении, почти равнодушно проделывала всё это.
Она не думала о смерти, но боялась унизительной немощи, много размышляла о жизни, о том , что человек разуверился во всём . Или вернее, отняли у него веру во что-то высшее, благородное, справедливое. А ведь человеку легче жить с верой. Елена Васильевна тоже выросла в эпоху атеизма. безверия. Но за время своей болезни полюбила ходить в церковь, выучила несколько молитв и вечером, лёжа без сна, благоговейно произносила:"Не имая иные помощи, не имая иные надежды, тебе, Пречистая Дева, ты нам помози, на тебя надеемся, тобою хвалимся, твои бо есьма рабы, да не постыдимся этого!" И тёплое чувство наполняло её сердце надеждой, верой в благополучный исход болезни.
В дверь позвонили. Приехал сын за ней, обещал свозить к внучке за город, где она жила с матерью. Сын у неё вырос неплохой, но, как и ей, ему не повезло в семейной жизни. Жена нашла другого, единственная внучка жила с ней. И хотя бывшая невестка не препятствовала встречам, Елена Васильевна не так часто встречалась с внучкой ,с которой у неё было полное взаимопонимание. Ехали они поздравить её с наступающим учебным годом. Елена Васильевна давно приглядела ей подарок и сейчас предвкушала , как она обрадуется , как засияют её глазки, как будет обнимать бабушку. И это вызывало у Елены Васильевны горячий отклик. Есть кого любить, ради кого жить!
За время своей болезни Елена Васильевна встретила столько человеческого горя, столько страданий, столько душевного тепла от незнакомых людей, что ей её прежняя жизнь казалась какой-то изолированной, замкнутой в один круг А теперь как будто раздвинулся горизонт, и всё многообразие мира, вся красота , ширь жизни хлынули на неё, наполняя сердце надеждой:" Я живу, я существую. Я буду наслаждаться всем этим столько, сколько бог даст!" Сердце было полно этим новым ощущением свободы Как пожилой человек , живущий в привычном кругу, Елена Васильевна как будто закоснела в эмоциональной рутине, где эмоции были едва различимы. Чувство освобождения радовало , и она тихонько стала подпевать песне, которую включил сын:"Ты знаешь, так хочется жить!" Сын удивлённо посмотрел на неё, улыбнулся и включил песню погромче.
День разгулялся, разъяснилось. Опять заголубело небо. За окном машины мелькали деревья, по которым осень уже прошлась золотом и багрянцем, и Елена Васильевна глядела и наглядеться не могла на эту красоту. Подъехали к небольшому коттеджу, где жила внучка с матерью. Невестка сдержанно поздоровалась с ними, внучка Маша с разбега обнимала то её, то отца .Коттедж стоял в прекрасном месте. Недалеко был лес, а рядом ухоженный парк, куда они втроём и двинулись. Маша щебетала, рассказывая о своём, о предстоящей учёбе, подружках, а Елена Васильевна мыслями вернулась к школе, глядя в ясные глазки внучки. А ведь таким ясноглазым детям она пыталась передать то , что чувствовала сама : любовь к литературе, людям, к жизни в целом...
И очень даже удавалось! Встречая своих бывших учеников, Елена Васильевна сотни раз слышала слова признательности, любви, благодарности.Ради этого и жить, и работать стоило. Нет , не оскудела её душа, а так же полна любви, как в юности!
Свидетельство о публикации №225091400193