Даниэля, Дана. Глава 10

Когда мы с Аней собрались уходить, Кира вздохнула.

-Такой чудесный вечер у нас с вами получился, даже жаль расставаться.

Майя улыбнулась.

-Может быть еще посидите? Ведь главного так и не случилось...

Я округлила глаза.

-Чего? Чего не случилось?

-Как это "чего"? Вы обещали нам третье место в топе, а мы вообще не попали туда, - она уже не улыбается, а смеется.

Я тоже рассмеялась.

-Для этого нужно в люди выходить, ведь все начинается там, а мы наоборот в доме спрятались.

Аня похлопала ее по плечу.

-Какие ваши годы? Мы у вас побывали, как-нибудь соберемся у кого-нибудь из нас. Глядишь и осуществится ваша мечта.

Кира смущенно улыбается.

-Да мы шутим. Нам действительно приятно было познакомиться с вами, поближе познакомиться, но в топе нам никак нельзя быть.

Утром Кира с сыном и Майя уехали в город, а наша жизнь потекла обычным чередом. Как обычным... с приключениями.

В тот же день, только ближе к вечеру, пришла парочка маргинальной внешности. Они почему-то решили, что я должна, просто обязана "отвалить им по ведру огурцов и помидор". Они так и сказали:

-Слышь, хозяйка, отвали-ка нам по ведру огурцов и помидоров!

-С какого перепугу?

-Ты одна, тебе много не нужно, а нам пить не на что.

-Ваши проблемы.

-Слышь, ты...- начал незваный гость.

Договорить он не успел. Я схватила за ножку стоявший на крыльце табурет.

-Слышь, ты, вали-ка отсюда, пока не познакомился вот с этим предметом.

У женщины округлились глаза, она отступила на шаг назад.

-Ты бешен ная что ли?

-Что ли! Меня собака укусила, я бешен ством заразилась! Мне теперь все можно и ничего за это не будет - мои дни сочтены. Хотя....

Ставлю табурет на место.

- Я, пожалуй, лучше укушу вас. Тогда и ваши дни сочтены будут.

Показываю глазами на небо.

-Там не нужно думать на что пить.

Парочка молниеносно развернулась и рванула со двора с такой скоростью, что спустя мгновение они уже пробегали мимо соседского дома.

Я чуть подалась вперед, стараясь изобразить разочарование, крикнула:

-Куда же вы? Мы же еще не закончили!

Вопреки ожиданиям, никто не заснял эту душещипательную сцену. Пришлось самой звонить Ане и рассказывать. Как же пропустить такое мероприятие?

-Оба маленькие, тощенькие, а у женщины патлы во все стороны торчат? - сестра сразу догадалась о ком речь.

-Да.

-Это Бобики.

-Кто? -нахмурилась я.

-Бобриковы Зинка и Васька. В народе их Бобиками кличут. Они давно такие.

-Какие?

-Припудренные.

-У них со школы любофф-моркофф была. Как только стали совершеннолетними расписались. Нормальная семья была. Зинка правда родить не могла (что-то там по-женски у нее было). Хотели ребеночка взять, но не успели.

-В смысле "не успели"?

-Что-то там со справками с первого раза не получилось, а потом начались задержки по выплате заработной платы и они не смогли поехать за малышом. Когда зарплату дали, какая-то справка оказалась просроченной, а потом и вовсе по полгода зарплату не выплачивали.

Аня помолчала.

-Они начали регулярно наступать на пробку и спустя два-три года уже были такими, какими ты их видела, только моложе, чем сейчас.

-Те годы многих сломали, -вздохнула я.

Аня прокашлялась.

-Я видела Зинкины рисунки.

-И что с ними не так? - насторожилась я.

-Это были детские рисунки. Когда ей лет двенадцать-тринадцать было.

Прошу:

-Не тяни!

-Чтобы ты понимала, рисовала Зинка примерно в 1986-87 годах и на них были странные по тому времени изображения. Были дома, каких в то время не строили, но есть сейчас - сайдинг и прочая лобуда.

-Почему ты так решила?

-Рисовала она цветными карандашами, прорисовывая все детали. Ошибиться невозможно.

-Что-то еще?

-В то время они с Васькой еще не встречались, но на одном из рисунков были они нынешние... - Аня внезапно замолчала.

-Что?

-Я вспомнила тот рисунок. Там...

Вновь тишина.

-Что?

-Там была ты!

-Не гони лошадей! Откуда?

-Не знаю. Я сейчас только вспомнила. Ты стоишь на крыльце злая и что-то говоришь им.

-Аня, ты сейчас это придумала?

Сестра нервно хихикнула.

-Мы с тобой сегодня не виделись?

-Не виделись, - подтверждаю я.

-Следовательно, я не знаю, что на тебе надето.

-Не знаешь, - вновь согласилась я.

-А на том рисунке ты была в синих, скорее всего джинсовых шортах чуть выше колена и в желтой футболке. Я как будто сейчас разглядываю тот рисунок. Я не видела у тебя желтой футболки, но на той спереди было что-то нарисовано... как будто крупные капли воды.

-Тебе прислать селфи?

-Ты одета именно так?

-Да. А футболку ты не видела, потому что раньше она была у меня парадно-выгребная. Она лежала в самом низу в шкафу. Я перед их приходом решила достать ее, чтобы прогладить и завтра надеть на работу. Мне показалось, что схуднула и футболка не будет смотреться на мне, как прежде. Решила примерить и тут они пришли.

Я помолчала. Анна тоже молчит.

-А где ты видела эти рисунки?

-У Эммы Матвеевны. Она была классным руководителем Зинки.

-Мы можем сходить посмотреть?

-Вряд ли. Эмма Матвеевна уехала жить к дочери в райцентр. Хотя...

-Что?

-Дом она продала Инге Соболевой. Та как-то говорила, что холодная кладовка завалена разными работами учеников Эммы Матвеевны. Надо бы выбросить, да рука не поднимается. Вдруг старушка захочет приехать и забрать что-то.

-Идем к этой Инге?

-Я позвоню, узнаю. Если не выбросила.

Инга ничего так и не выбросила и с радостью согласилась отдать рисунки, но сразу всю коробку.

-Некогда мне с вами заниматься. Берите всю коробку и решайте, что вам нужно, а что на растопку пустить и мне проще - хоть клочок места освободится на полке.

Я-то думала там коробочка, а там ящик из-под растительного масла доверху набитый рисунками и весит он почти столько же сколько и масло. Нести его не столько тяжело, сколько неудобно.

Под руку подвернулся Суханов Юра.

-Девчонки, вам помочь?

Такое обращение почему-то смутило Аню, но ничуть не смутило меня.

-Помоги!

Он забрал у нас коробку.

-Куда нести?

Я посмотрела на сестру, на случай если она хочет, чтобы мужчина зашел к ней.

-К Дане! - спешно выпалила она.

О том, что Юра любит поговорить я знала и раньше, а теперь, пока дошли до меня, чуть уши не завяли от его болтовни.

Мужчина поставил коробку на крыльцо, хозяйским взглядом оглядел двор.

-Грядочки надо бы подправить, - рекомендовал он.

-Надо бы, - согласилась я. - Мне они достались в таком виде и с посадками. На следующий год займусь этим.

Мне показалось, что Юра как-то даже расстроился таким решением.

-Зачем ждать следующего года? Соберешь урожай, свистни - приду и сделаю.

-Буду иметь в виду.

Суханов ушел, а Аня долго еще удивленно смотрела ему вслед.

-Ань, ты чего?

-Первый раз вижу Юрку таким.

-Каким?

-Он никогда особой разговорчивостью не страдал, а чтобы сам кому-то предлагал что-то сделать...

-А мне наоборот показалось, что мужик слишком разговорчив. Он и в магазин как придет, так трещит без умолку.

-Странно, - прошептала сестра и взялась за коробку.

Мы расположились на прилегающей к дому веранде.

Рисунки Зинаиды Бобриковой лежали убранными в отдельный пакет с надписью маркером: "Зина Ширяева"

-До замужества Зинка Ширяева была, - тут же пояснила Аня.

-Это я поняла. Меня смущает другое - все рисунки лежат скопом и только ее собраны в отдельный пакет и помечены.

-Думаю Эмма Матвеевна чувствовала или знала, что эти рисунки не простые.

Рисунки и правда были не простыми. Все они были подписаны сначала рукой самой Зины, а рядом другим почерком (вероятно Эммы Матвеевны) проставлено в каком классе или в каком году выполнена эта работа.

На верхнем рисунке была изображена старенькая бабушка у проруби. Надпись рукой Зины гласила:

"Баба Капа Прохорова 1993 год"

Ниже, другой рукой написано:

"Рисунок Зины Ширяевой 1986 год"

-В 1993 году баба Капа утонула в проруби, - комментирует Аня.

Следующим был рисунок о котором говорила мне Аня - улица с современными домами. Я бы даже сказала не просто улица, а часть улицы на которой я живу.

Надпись:

"Дом Ирки Стоговой и других. 2020г"

Ниже.

"Рисунок Зины Ширяевой 1986 год"

-Ирка Стогова - это одноклассница Зинки. Через два дома от тебя - поясняет Анна.

-Я в курсе.

-Точно, Ирка же не стала фамилию мужа брать и детей на себя написала. Кстати, муж потом ее фамилию взял, но они все равно разбежались.

-Кто ее мужем был?

-Приезжий. Он потом уехал. Фамилия у него была Ножны. Не Ножнов, а именно Ножны.

-Н-да, каких только фамилий нет.

Я перехожу к следующему рисунку и Аня удивленно восклицает:

-А этот рисунок мне Эмма Матвеевна не показывала!

Мы видим сжавшуюся в комок молодую женщину пытающуюся прикрыть голову руками. Однако на проглядывающих участках лица и руках четко видны синие и сизые пятна.

Я жду комментарий он сестры, но она лишь молча разглядывает рисунок.

Наконец, тихо спрашивает:

-Что на обороте написано?

- Рукой Зинаиды "1998г" и ниже так же просто год создания рисунка "1987г".

Аня кивает головой.

-Пазл сложился. Это старшая дочь Эммы Матвеевны Лиля. Она, если мне не изменяет память, в 1989 году окончила школу и поступила в педагогический институт. Хотела пойти по стопам матери. Как ты понимаешь, ко времени получения диплома многое изменилось.

Сестра долго молчит.

-Лиля сказала матери, что ей предложили работу в городе, но не сказала, что не по профилю. Ей предложили работу ведущей увеселительных мероприятий. Что-то вроде тамады того времени. За пару лет Лиля подкопила денег и решила податься в бизнес.

Очередная пауза.

-Я не знаю, что и как пошло, но именно в 1998 году она пропала. Лиля к тому времени вышла замуж, у нее ребенку около года было. Няня, как обычно, пришла к девяти утра, Лиля дала ей распоряжения и уехала на работу. Там она так и не появилась.

Тяжёлый вздох.

-Нашли Лилю через два дня в каком-то подвале. Как рассказывала сама Эмма Матвеевна, примерно в таком виде она и была. Через несколько часов ее не стало. Сказалось не только то, в каком состоянии ее нашли, но и переохлаждение.

-Вероятно, поэтому тебе и не показали этот рисунок.

-Скорее всего.

Следующим был рисунок ... про меня. Он был в точности таким, как описывала Аня.

Переворачиваю и читаю:

"Она прогнала нас, чтобы помочь. 2024 г"

Ниже рукой Эммы Матвеевны:

"Рисунок Зины Ширяевой 1987 год. Не понятно, кто на нем изображен."

Я невольно рассмеялась.

-Конечно не понятно, ведь я приехала в Кузьминку после того, как эта Эмма Матвеевна уехала.

Ответом мне была тишина.

Смотрю на Аню и понимаю, что она впилась взглядом в следующий рисунок.

На крыльце моего дома стоят три человека. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять - это мы с Аней по краям, а в середине папа.

-Ты не говорила, что отец собирается приехать, - с укором говорит сестра.

-Он и не собирался, - с чистой совестью отвечаю я и переворачиваю рисунок.

" Аня не знаю с кем. 2024г"

Ниже:

"Рисунок Зины Ширяевой 1987 год"

-Значит, папа все же приедет, - подытожила я.

-Смотри, здесь трава с желтизной. Осень, - тихо добавляет Аня.

-Время покажет.

Два рабочих дня пролетели в обычном режиме, но дома, после второго рабочего дня меня поджидал сюрприз. Правильнее сказать не дома, а у калитки. Там, прямо на земле, взявшись за руки, сидели Зинаида и Василий.

Увидев, что я приближаюсь к дому, парочка вскочила и чуть отошла в сторону.

Когда я поравнялась с калиткой, Зина сделала шаг вперед.

-Можно спросить?

-Спрашивай.

-Откуда я тебя знаю?

-Я вообще-то уже два месяца в Кузьминке живу, в магазине продавцом работаю.

Интенсивно мотает головой.

-Я не об этом.

-А о чем?

-Такое чувство, что я тебя знала или видела когда-то давно.

-Исключено.

-Слышь, ты подумай хорошо! - пытается хорохориться Василий.

-Услышу еще одно твое "Слышь" и огребешься по полной! - стараясь сохранять спокойствие, предупредила я.

Зина не стала ждать, она сразу огрела по тыковке мужа.

-Молчи! Не смей даже рта раскрывать! Я должна узнать!

Возвращается ко мне.

-Я сегодня даже пить не стала, все пыталась вспомнить откуда тебя знаю. Даже не тебя, а .... не знаю, как объяснить.

Тут до меня дошло, что она говорит о рисунке или о времени его создания. Где-то в глубинах ее подсознания сидит что-то связанное со мной, но про рисунок Зина, скорее всего, давно забыла.

Хотела пригласить их во двор и показать рисунок женщине и тут же ощутила внутреннее сопротивление. Попыталась понять с чем оно связано и пришло осознание - я должна поговорить с Зиной наедине.

Мне и самой приятнее было бы поговорить с ней одной, но как разделить эту парочку.

Женщина верно поняла моё молчание.

-Васятка, ты, наверное, иди к Кощею. У него наверняка что-нибудь есть, - громко шепчет Зина спутнику.

-А ты?

-Из-за твоего языка она не хочет разговаривать с нами, но если я буду одна, то появится шанс. Ты же видишь, я даже пить не могу, пока не узнаю.

Василий пошел вниз по улице. Мы с Зиной стояли и смотрели ему вслед. Вскоре мужчина скрылся за поворотом.

-Так как насчет моего вопроса? - напомнила о себе женщина.

-Зайди во двор. Посидим на крылечке, лясы поточим. Думаю, это поможет тебе вспомнить где и когда ты меня видела.

Мы устроились на ступенях крыльца и я ощутила острую необходимость коснуться руки Зины. Едва я это сделала, как перед моим мысленным взором поплыли картинки.

***

Я вижу девочку 12-13 лет. Не красавица, но весьма миловидная.

Она сидит за обеденным столом, перед ней альбом, слева разложены цветные карандаши. Девочка что-то рисует. Видны только первые штрихи.

В этот момент в кухню входит женщина и с порога начинает кричать:

-Зинка, ты опять занимаешься бумагомарательством? Нечего бездельничать! Иди вон грядки лучше прополи!

Девочка встает, начинает собирать карандаши. Женщина продолжает ругаться:

-Ладно бы еще что путнее рисовала (красиво же получается), так нет, она всякие небылицы малюет, да еще и подписывает, будто это картинки из будущего...

***

Все та же девочка сидит прижавшись спиной к забору и плачет.

К ней подходит женщина.

-Зиночка, что случилось?

-Мама опять ругалась, что я рисую. Она сказала идти гулять и не портить бумагу, а я не могу!

-Чего ты не можешь? - хмурится от того, что не понимает женщина.

-Я не могу гулять! У меня руки и ноги трясутся, а еще в глазах не нарисованная картинка стоит и я из-за этого плохо вижу. У меня всегда так, пока не нарисую!

-Пойдем ко мне, Зиночка! У меня и краски есть и бумагу найдем.

Девочка качает головой.

-Я не умею красками! Я только цветными карандашами рисую. У меня только так получается прорисовать все детали.

Женщина трет подбородок.

-Где-то у меня были карандаши девчонок. Сами-то они у меня не любители рисовать, но с начальной школы их карандаши должны где-то лежать. Пойдем ко мне, что-нибудь придумаем.

***

Девочка сидит за письменным столом и старательно выводит последние штрихи. Наконец, она переворачивает листок и что-то пишет.

Женщина внимательно наблюдает за ней.

-Зиночка, почему ты написала 1993 год? Сейчас же 1986.

Девочка удивленно смотрит на нее.

-Я рисую и пишу то, что мне в голову приходит, а что это, зачем и почему я сама не знаю. Эмма Матвеевна, можно я пойду?

-Может быть сначала чайку?

-Спасибо! Мне и так хорошо стало. Знаете, когда я нарисую то, что пришло в голову у меня такое чувство, будто я здоровенный кусок пирога съела. Сил сразу много, настроение хорошее.

***

Перед моим мысленным взором уже не та маленькая девочка, а подросток, почти девушка. Ей около 16 лет.

Она тихо покачивается на импровизированной качели закрепленной на толстой ветке дерева.

-Васька, вот ты мне скажи, почему, как только мы с тобой подружились, я перестала рисовать? Раньше хотя бы раз в месяц, но у меня была острая потребность что-то нарисовать. За те два года, что мы с тобой дружим я нарисовала всего один рисунок и тот ты порвал.

-Нефиг всякую ерунду рисовать!

Даже в видении мне неприятна его манера речи, его поведение.

Меж тем я чувствую, что мыслями Зина улетает далеко от своего собеседника и плавно переношусь туда же.

-Тот рисунок и правда был совсем странным. Я таких прежде никогда не рисовала. Люди всегда были людьми в моих рисунках, а там... Огромный змей обвивший мое тело был с Васькиным лицом... Еще эта птица, размером крупнее нас, с мечом в лапах и женским лицом. Я хорошо запомнила это лицо, но у нас в селе таких нет. И в то же время мне кажется, что я уже видела где-то это лицо.

***

Далее происходит что-то непонятное. Привычные видения сменяются чем-то вроде слайд-шоу. Перед моим мысленным взором за короткий промежуток времени пробегает пара десятков похожих на фотографии моментов из жизни этой парочки.

Из увиденного я делаю вывод, что до жизни такой Зина дошла благодаря своему мужу.

Я не видела уничтоженный им рисунок, но, как и в воспоминаниях о нем Зинаиды, я пришла к выводу, что Василий для нее, как некий змей-искуситель. Он не заставлял и не заставляет ее вести такой образ жизни, но умело манипулирует супругой и подводит к тому, что его желания она принимает за свои.

Появляется острое желание дать женщине бумагу и цветные карандаши. Если вопрос с бумагой решаем, то с карандашами сложнее. Впрочем, в коробке Эммы Матвеевны лежат цветные мелки. Это, конечно, не карандаши, но и не краски.

***

-Зина, давай зайдем в дом, я хочу кое-что показать тебе.

Она удивленно смотрит на меня.

-А поговорить? Ты сказала, что мы посидим на крылечке и поговорим.

-Сначала я кое-что покажу тебе, а потом мы поговорим.


Рецензии