Заяц Валерий дирижер

Мастера прошедшей эпохи:

Валерий Иванович Заяц – кларнетист, педагог, дирижёр (1940–1999)

22 декабря 2025 года исполняется 85 лет со дня рождения Валерия Ивановича Зайца — выдающегося украинского музыканта, дирижёра и педагога.

Ранние годы

Валерий Иванович Заяц родился 22 декабря 1940 года в городе Ханко (Финляндия), в семье военнослужащего. Через некоторое время семья переехала в древний украинский город Овруч, рядом с собором святого Василия Великого. Именно там он провёл свои детские годы, впитывая атмосферу народной культуры и звучание духовых оркестров, что предопределило его путь в профессиональную музыку.

Первым коллективом, в котором он играл, стал оркестр Овручского Дома культуры под руководством Михаила Лормана. Позже последовала учёба в Житомирском музыкальном училище им. В.С. Косенко, где его наставником был Иван Максимович Мостовой.

Педагог, дирижёр, музыкант

Валерий Иванович преподавал в Житомирском и Ровенском музыкальных училищах, в Ровенском институте культуры, воспитал целую плеяду профессиональных кларнетистов.

В молодые годы он играл в оркестре Житомирского музыкально-драматического театра, где приобрёл первые ценные навыки профессиональной сценической практики. Этот опыт во многом определил его дальнейший путь как исполнителя и дирижёра. Позже он много лет руководил студенческим духовым оркестром Житомирского музыкального училища, а также был дирижёром оркестра Ровенского музыкально-драматического театра. Кроме того, он стал одним из основателей и первым дирижёром городского духового оркестра в Житомире.

Кларнетист с неповторимым стилем

Валерий Иванович был прекрасным кларнетистом-исполнителем. Его звук отличался особым теплом и мягкостью, а музыкальные фразы были бесподобны по своей выразительности. Он часто выступал как солист и в составе оркестра, всегда поражая слушателей глубиной и красотой звучания.

В начале своего пути я копировал его во многом и старался перенять  лучшее из его неповторимой кларнетовой игры, его стиля исполнения.

Его любимыми композиторами были Карл Мария Вебер, Вольфганг Амадей Моцарт, Франсис Пуленк, Жак и Мартьянов, Евгений Мартынов, Клод Дебюсси, Томас Манн, Пауль Хиндемит, Франц Шуберт… Эти авторы стали и моими любимыми, ведь именно через игру Валерия Ивановича я открыл для себя их музыку для кларнета.

Учитель и наставник

Для своих учеников он был не только строгим педагогом, но и человеком большой души, интеллигентного, светлого юмора. Его поддержка помогала молодым музыкантам находить свой путь.

Я был первым из его учеников, кто поступил в консерваторию. В этом — огромная заслуга Валерия Ивановича, его веры в меня, его профессионализма и человеческого участия. Для меня это стало не только личным достижением, но и продолжением дела моего учителя, ведь именно он заложил в нас любовь к музыке и уверенность в собственных силах.

Дружба с Евгением Мартыновым

Особая страница в биографии Валерия Ивановича — его дружба с известным певцом и композитором Евгением Мартыновым. Они вместе учились в Донецком музыкально-педагогическом институте у Евгения Васильевича Сурженко.

Мало кто знает, что первые произведения Мартынова были академическими. Среди них — «Романс» для кларнета и малого симфонического оркестра и «Скерцо». Мне посчастливилось стать первым исполнителем «Романса» уже во время учёбы в Одесской консерватории.

Моим преподавателем в консерватории был профессор Калио Эвальдович Мюльберг. Когда я показал ему эти произведения, он был искренне удивлён, узнав, что Евгений Мартынов не только автор популярных песен, но и серьёзной академической музыки. Произведения Мартынова ему очень понравились, и он включил их в свой педагогический репертуар. Профессор просил передать благодарность моему первому педагогу — Валерию Ивановичу Зайцу.

Человеческая память

Валерий Иванович умел объединять людей, был душой компании. Воспоминания о встречах с ним до сих пор живут в сердцах его учеников. Его имя увековечено в книге-справочнике «Известные исполнители и педагоги, мастера духового искусства, выпускники Житомирского музыкального училища им. В.С. Косенко» (Житомир, 2015).

Наследие

Ушёл из жизни он в расцвете творческих сил, но память о нём продолжает жить в музыке, в учениках, в традициях, которые он заложил. Его жизнь — пример служения искусству и людям.

Борис Турчинский
Музыкальный публицист


Рецензии