Буддизм
***
Мы верим, что это может оказаться полезным для нас
Христианская вера требует, чтобы мы ненадолго присели у ног великого индийского мудреца и учителя, чтобы изучить некоторые истины, которые он высоко ценил, и сравнить их с теми, что уже знакомы нам, но на которых мы слишком мало останавливаемся, и в свете этих истин ещё раз осознать те истины, которые принадлежат исключительно нам во Христе Иисусе, Господе нашем.
Но ни один читатель не примет столь краткий очерк за попытку рассказать всё.
***
ИНДИЯ И ГАУТАМА 11 ИЗРАИЛЬ И ИИСУС 27 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЗАКОН. БУДДИЗМ И ХРИСТИАНСТВО 39 УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЗАКОН В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ: БУДДИЗМ
И ХРИСТИАНСТВО 45 ПУТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ: БУДДИЗМ 61 ФОРМУЛА ИСПОВЕДАНИЯ 69
ПУТЬ СПАСЕНИЯ: ХРИСТИАНСТВО 75 ДВА ИДЕАЛА 91 БУДДА И ХРИСТ 103.
*****
«_Но вот! Сиддхартха обратил_
_глаза, полные божественных слёз, к небу,
глаза, полные небесной жалости, к земле;
Он смотрел с неба на землю, с земли на небо,
Как будто его дух в одиноком полёте искал
Какое-то далёкое видение, связывающее то и это,
Утраченное — прошлое, — но доступное для поиска, но видимое, но познаваемое.
Тогда он вскрикнул, и его поднятое лицо
Загорелось пламенной страстью любви
Невыразимый пыл надежды
Безграничный, ненасытный: «О! страдающий мир;
О! известное и неизвестное в моей общей плоти,
Попавшее в эту общую сеть смерти и горя,
И жизнь, которая связывает и то, и другое! Я вижу, я чувствую
Безмерность земной агонии,
Тщетность её радостей, насмешку
Над всем её лучшим, боль от всего её худшего;
Поскольку удовольствия заканчиваются болью, а молодость — старостью,
и любовь — утратой, а жизнь — ненавистной смертью,
а смерть — неизвестными жизнями, которые станут лишь ярмом
Люди снова встают за свои станки, чтобы вращать колесо
Ложных радостей и горестей, которые не ложны.
Ведь удовольствия заканчиваются болью, а молодость — старостью,
Любовь — утратой, а жизнь — ненавистной смертью,
А смерть — неизвестными жизнями, которые станут лишь ярмом.
Люди снова встают за свои станки, чтобы вращать колесо
Ложных радостей и горестей, которые не ложны._
* * * * *
_Я бы не позволил никому плакать_
_Того, кого я мог бы спасти._”
Сэр Эдвин Арнольд.
;История Индии;
Помимо других стран, бремя хаоса, который был посеян в нашем мире, а через него и в прекрасной Божьей вселенной, вынесла на своих плечах великая Индия.
Она глубоко осознала, что человек сыграл ужасную роль в этой трагедии. Её религиозное учение является выражением этого осознания и стремления к воссоединению каждой отделённой части с изначальным Единством.
С этой целью в таком городе, как Бенарес, была создана ужасающая панорама: омовения, подношения и акты поклонения,
паломнические процессии от храма к храму. С этой целью — посты и аскезы, отречения, так сказать, эксперименты на пути к спасению. С этой целью — долгие размышления и мечты на протяжении веков, а также миссии таких людей, как Гаутама. История Страстей в Индии, если её правильно понимать, — самая благородная из всех, что знал мир, за одним лишь исключением. Огромные ошибки, которые она совершила, не умаляют величия этой истории, а лишь усиливают её трагизм. Она мечтала о том, что человек должен искать Бога, но так и не сделала этого
Ей было видение о том, как Бог ищет человека. Ей не удалось развить идею о личном Боге, живом, говорящем, любящем Боге; и пантеизм, к которому она пришла, кажется нам в лучшем случае жалким, а в худшем — отвратительным. Жизнь утратила всякую нравственную значимость. Но великое сердце Индии в своей основе право. Её ошибки, как это часто утверждалось, не являются
сущностной чертой её характера; это всего лишь лучшее решение,
которое могли найти её разум и сердце без посторонней помощи,
проблемы мирового горя. Величайшим из её Учителей был Гаутама
Будда, который в одном аспекте своего учения оказался слишком великим для неё, а в другом — слишком узколобым, был отвергнут.
Однако он оставил неизгладимый след в её сознании и распространил своё влияние по всему миру.
;Гаутама;
Гаутама, известный как Будда, родился в Капилавасту, на реке
Рохини, примерно в ста милях от Бенареса, за 550 лет до Христа. Он происходил из знатной семьи. О его рождении, детстве и юности рассказывают удивительные истории, большинство из которых — сравнительно недавние легенды.
о его юности известно немногое. Он был благородным и великодушным человеком.
С самого раннего возраста в нём проявлялась особая чувствительность.
Вид страданий приводил его в смятение. Его отец, единственным ребёнком которого он был,
воспитывал его в строжайшем уединении, ограждая, насколько это было возможно,
от соприкосновения с тёмными сторонами жизни.
;Его история;
;Искатель;
Он рано и счастливо женился, а десять лет спустя у него родился сын.
Примерно в это же время до него дошло осознание того, как печален мир.
Рассказывают, что однажды он выехал за пределы дворца
Он увидел ворота и примеры страданий, старости и смерти. Он потребовал объяснений, и возничий рассказал своему господину, что это общая участь человечества. Гаутама вернулся во дворец, но с того дня не мог вернуться к прежней жизни. Беспокойство
охватило его, и в конце концов он решил покинуть свой дом, облачиться в одежды Искателя и поучиться у тех, кто изучал проблемы зла в человеческой жизни, их значение и способы их решения.
;Путь религии;
Первым делом он, как и следовало ожидать, отправился к религиозным учителям.
к брахманам, чтобы узнать от них, как с помощью религиозного служения и
ритуалов можно победить зло. Примечательно, что он недолго занимался
этим и что об этом почти ничего не известно. Жестокость жертвоприношений
отталкивала его, и он не мог найти никакой связи между сложным символизмом
поклонения и глубинными потребностями своей пробуждённой природы.
;Путь аскета-ученика;
Он покинул священный город и удалился в уединение с пятью единомышленниками, чтобы в тишине лесной обители они могли
медитируйте вместе. Единственный известный им путь — это путь суровой самодисциплины. Великие мыслители Индии учили, что Вселенная — это одна великая Душа, от которой отделились все остальные души. Эти души, оторванные от своего истинного дома, скитаются в страданиях, обретая тела в соответствии со своей природой, и не обретут покоя, пока не вернутся к изначальной Душе. Это учение о переселении душ, или реинкарнации. Душа перевоплощается снова и снова, страдая в каждом новом теле.
Это и есть истинное возмездие за предыдущую жизнь. Этот процесс
Это повторяется до тех пор, пока душа не очистится от всего злого и не вернётся к Материнской Душе. Чем меньше поступков, хороших или плохих, тем меньше реинкарнаций.
Для тех, кто хочет оборвать эту мучительную историю, жизнь аскета — единственная истинная жизнь. С помощью аскетизма можно победить силу тела, подчинить себе эгоистичную жизнь (причину всех поступков, хороших или плохих) и освободить душу.
Этой жизни Гаутама посвятил шесть лет, подвергая себя всё более суровым испытаниям, пока его не стали считать величайшим из ныне живущих святых.
Но сам он не испытывал удовлетворения; ответ на его вопрос ещё не был найден.
В конце концов он с грустью признал, что путь аскетизма не ведёт к освобождению.
Он ещё не обнаружил причину жизненных страданий, и, хотя тело казалось побеждённым, «Я» продолжало жить, а искушение и печаль всё ещё были возможны.
С невероятным мужеством он признался своим товарищам, что для него этот эксперимент провалился, и ушёл.
* * * * *
;Уединённое исследование;
;Просветление;
Он ушёл ещё глубже в лес и провёл там следующий год
глубокая медитация. Сидя под деревом, с тех пор известным как Бо
дерево (древо мудрости), он озарился светом. Он увидел, что земные
желания, уступка эгоистичным целям, были истинной причиной человеческих
страданий. Если бы люди были свободны от них, страдания должны были прекратиться. Не в религиозных обрядах, которые даже не символизируют истину; не в самоистязании или телесной дисциплине; а в упорном и постоянном отрицании собственной жизни до тех пор, пока власть эго не будет сломлена, а также в нежнейшей жалости к великому миру страдающих мужчин и женщин можно обрести спасение.
_По отношению к себе — дисциплина,
по отношению к другим — любовь_, —
таков путь освобождения.
;Искушение;
Когда Гаутама, ставший Буддой, или Просветлённым, отдыхал от умственного напряжения, через которое ему пришлось пройти, и размышлял о своём новообретённом Евангелии, к нему явился искуситель с тонким искушением.
Все земные желания предстали перед ним, и он одолел их одно за другим,
пока наконец не лёг под деревом, обессиленный, но торжествующий.
;Служение;
Он обрёл покой для себя, и теперь его одолевали мысли о страждущем мире. Не в характере Гаутамы было
Он жаждал известности, но не мог довольствоваться этим новообретённым учением об освобождении от страданий через победу над Желанием. Он отправился на поиски своих старых учителей-брахманов, но они были мертвы. Тогда он нашёл пятерых товарищей по аскетической жизни, которые поначалу отнеслись к нему с недоверием. Но когда он в удивительной проповеди рассказал им о пережитом, они с радостью приняли новое учение. Остаток своей насыщенной жизни он посвятил проповедованию своего Евангелия и отправке своих учеников с проповедническими миссиями. Не прошло и нескольких месяцев, как
он смог послать шестьдесят учеников; и в течение нескольких лет число его последователей возросло до многих тысяч. Из высших и низших слоёв общества, и особенно из тех, кто был в беде, они собирались вокруг него, и многие вступали на Путь. Сорок лет он нёс своё милосердное и любящее служение, путешествуя с места на место, питаясь тем, что давали ему богатые и бедные, соревнуясь друг с другом в том, чтобы обеспечить его и его последователей, а затем учил тех, кто собирался вокруг него.
Когда наступил сезон дождей, он вместе с учениками удалился в одно из
Он уединялся и беседовал с ними о великих делах «Царства праведности».
;Смерть;
Он провёл свою долгую жизнь на свежем воздухе, простую, милую и бескорыстную.
Когда он умер в Куси-Нагаре, его тело сожгли, а прах разделили и развеяли над теми частями страны, где было больше всего его последователей.
Гаутама умер в 480 году до н. э.
ЧЕТЫРЁХЧАЙНАЯ СВЯЩЕННАЯ ИСТИНА.[1]
;Суть учения;
«Вот, о отшельники, благородная истина о страдании. Рождение — это
Болезненна старость, болезненна болезнь, болезненна смерть.
Соединение с неприятным болезненно, болезненно отделение от приятного;
и любая неудовлетворённая жажда тоже болезненна...»
«Вот, о отшельники, благородная истина о происхождении страданий. Воистину, оно проистекает из той жажды, которая вызывает обновление становлений, сопровождается чувственным наслаждением и ищет удовлетворения то здесь, то там, — иными словами, это жажда удовлетворения страстей, или жажда будущей жизни, или жажда успеха в этой жизни.
«Вот это, о отшельники, и есть благородная истина об уничтожении страданий. Воистину, это уничтожение, в котором не остаётся ни жажды, ни стремления к этой жажде; отказ от этой жажды, избавление от неё, освобождение от неё, избавление от неё навсегда».
«Вот это, о отшельники, и есть благородная истина о пути, ведущем к уничтожению страданий. Воистину, это Восьмеричный благородный
путь; то есть: правильные взгляды, Правильные Стремления, Правильная речь,
Правильное поведение, правильный образ жизни, правильные усилия, Правильная Осознанность, Правильный
Восторг ”.
[1] Из проповеди, произнесённой в Бенаресе перед пятью спутниками
его отшельнической жизни по возвращении после достижения просветления.
Из перевода профессора Риса Дэвида, с разрешения.
ИЗРАИЛЬ И ИИСУС
«_Великая эпоха исчерпала себя и уходит, чтобы уступить место другой, первые отголоски которой уже были слышны на севере и которая ждала лишь того, чтобы был явлен_ ИНИЦИАТОР _».
«_Он пришёл. Душа, наиболее полная любви, наиболее добродетельная, наиболее глубоко вдохновлённая Богом и будущим, из всех, что когда-либо были у людей
увиденный на земле; Иисус. Он склонился над телом мертвого мира и
прошептал слово веры. Над глиной, потерявшей все человеческое, кроме
движения и формы, Он произнес слова, доселе неизвестные: ЛЮБОВЬ,
ЖЕРТВА, НЕБЕСНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ. _ И мертвые восстали. Новая жизнь циркулировала
в глине, которую философия тщетно пыталась оживить.
Из этого трупа возник христианский мир, мир свободы и равенства.
Из этой глины возник истинный Человек, образ Божий,
предшественник Человечества._ — МАДЗИНИ.
;История Израиля;
«Страдание — отличительная черта всего нашего племени» — таков итог истории изолированного, неудачливого[2] маленького семитского народа Израиля.
[2] Неудачливого, то есть как народ.
Но она стала великой — против своей воли — благодаря тому, что
она приютила уникальную плеяду патриотов, которые, движимые
жалкими идеалами и амбициями своей нации, возвысили свои голоса в
мольбе, торжественном предупреждении или горячем негодовании,
каждый в своё время и в своей манере.
;Провидцы;
Ни в национальном характере, ни в обстоятельствах нет ничего, что оправдывало бы
Это так, но в послании, которое произносили эти люди, каждый в свой черед, была та сила и значимость, тот взгляд в будущее, которые мы называем «видением». В отличие от арийских ИСКАТЕЛЕЙ, они были ВИДИТЕЛЯМИ.
;Бог;
Они нашли Бога; в этом была их тайна. Они верили, что Бог говорил и ещё должен говорить с человеком более ясно.
В надежде услышать этот голос Бога они жили и трудились и страдали, чтобы люди были готовы распознать этот голос, когда он прозвучит.
Они считали, что положение человечества было плохим. Это было не так
Трагедия заключалась не в том, что человек страдал, а в том, что он грешил.
Ибо если бы отношение человека к Невидимому было личным, то страдание сразу же стало бы следствием нравственной причины. «О, грешный народ... Они оставили Господа». Поэтому «вся голова была в язвах, и всё сердце — в поту».
; Надежда ;
Слово Провидца, тем не менее, было словом надежды. Надежда действительно была их путеводной звездой.
Бог их представлений был Богом, Который по самой Своей природе должен был исправить все ошибки, положить конец всему злу и произнести слово, которое должно было открыть путь обратно к Нему как к единственному истинному отдыху для человека.
Надежда крепла в сердцах всех верующих по мере того, как её исполнение, казалось, откладывалось.
Каждая искренняя молодая мать мечтала, что ребёнок, которого она родит, станет носителем последнего послания от Иеговы.
* * * * *
;Молчание;
Четыреста лет молчания вполне могли положить конец надежде, но она продолжала жить: низменная, национальная надежда в народе в целом и высокая, всемирная надежда в сердцах тех немногих, кто молча ждал, изучал труды древних провидцев и смотрел на огромный мир.
тьма; и верил, что не только должен прийти Свет, но что Он должен стать истинной славой Израиля, чтобы через Него просветить все народы.
* * * * *
;Иисус;
«Может ли что хорошее выйти из Назарета?» Должно быть, многие задавались этим вопросом, даже те, кто обладал чистейшим духовным прозрением, за время недолгой земной жизни Иисуса. Не было ни одного человеческого идеала достоинства или величия, который Он не отверг бы безжалостно.
;Посвящение;
Он торжественно посвятил Себя служению, но использовал это как
Освящение — это церемония, которая обычно символизирует покаяние в грехе со стороны человека и прощение со стороны Бога.
;Порядок проведения службы;
Его человеческие дарования и силы были неизмеримы, и Он привнёс их в дело Своей жизни во всём их совершенстве.
Но в период тяжёлого напряжения,
проведённого в уединённой медитации, Он намеренно отказался от каждого проверенного человеческого метода, который мог бы помочь Ему использовать эти силы и дарования.
Он решил осуществить Свою цель совершенно новым для человеческой истории способом, до последнего момента необъяснимым даже для тех, кто доверял Ему больше всех.
Это был маленький вопрос, который он отверг все подобные СПИДу в личный
жизнь как бы выиграть его преданности народа, и что
У него не было бы ни капли славы и достоинства, которые защищают идею короля,
и которые поддерживают на этом посту даже людей самого слабого калибра. Но это
действительно странно - обнаружить, что его жизнь никоим образом не была известна истории
_религиозной_; в ней не было ни обособленности, ни тайны, ни
святости.
Он выбрал простую, привычную жизнь людей на свежем воздухе. Пока
нагрузка на работе не стала слишком тяжелой, Он содержал Свою семью, зарабатывал
В дружбе Он был самым братским из людей. Он вникал во все аспекты жизни отдалённой маленькой деревушки, какой она Ему представлялась. Он был просто человеком среди людей.
Его братья были поражены тем, как Он растрачивал свою энергию и силу, и мы не можем удивляться их возражениям: «Если Ты делаешь всё это, то покажись
открыто». Ведь Его метод, безусловно, требовал огромных усилий ради наименьшего видимого результата. Он путешествовал пешком по просёлочным дорогам, отдыхая в самых тихих местах, исцеляясь и
Он помогал самым бедным, а иногда и самым недостойным жителям страны. Он также учил, тратя на группы неблагодарных рыбаков и крестьян самые прекрасные из Своих изысканных словесных образов.
;Крест;
И в конце концов, словно для того, чтобы достойно увенчать карьеру, столь противоречащую всем прежним представлениям о величии, Он твёрдо решил отправиться в столицу, где Его ждали лишь жестокие пытки и позорная смерть — наказание, которое люди подвергают тех, кто осмеливается восстать против них и тем самым осуждает их собственные методы.
Он умер молодым, защищая избранный Им путь; и, судя по всему, в тот день вместе с Ним умерло и то странное маленькое движение, потому что у Него было мало последователей, и только один или два из них подавали надежды.
;Характер;
;Мотив;
;Бескорыстие;
;Спокойствие;
«Отец Мой доныне делает, и Я делаю». «Моя пища — творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело».
Такие слова, часто слетавшие с Его уст, раскрывают нам тайну жизни Иисуса. Мысль об Отце
занимала Его сердце, вытесняя все воспоминания и мысли о Себе
великое Имя и Сила. У Иисуса, так сказать, не было «Я»; Его центром был
Бог; с волей и замыслом Которого Он пребывал в полном согласии.
Он был первым человеком, который не осознавал необходимости
примирения; Он с самого начала был в единстве со своей природой,
потому что был в единстве с Центром вселенной. В Его жизни не было конфликта. «Внешне жизнь Христа, — пишет профессор Драммонд, — была одной из самых неспокойных в истории. Бури и потрясения, потрясения и бури, волны постоянно обрушивались на него, пока измученное тело не было предано земле»
был положен в могилу. Но его внутренняя жизнь была подобна стеклянному морю.
Великое спокойствие было с ним всегда. В любой момент ты мог бы пойти к Нему и обрести покой... Ничто в мире не могло потревожить Его дух. Такая жизнь, как просто жизнь, совершенно уникальна. Только когда мы видим, каким Он был, мы понимаем, что значит слово «покой». Это разум, свободный от самого себя; это совершенное равновесие воли; это абсолютное приспособление внутреннего человека к воздействию всех внешних факторов; это готовность ко всему
чрезвычайная ситуация; стабильность непоколебимых убеждений; вечное спокойствие несокрушимой веры; покой сердца, глубоко погружённого в Бога».
* * * * *
Святой Иоанн, писавший спустя много лет после того, как Иисус покинул этот мир, использует два слова, которые лучше любых других характеризуют Его. Он был «_исполнен благодати и истины_». Человеческие качества
и те, и другие, хоть и редко встречаются; на самом деле они никогда не проявляются в полной мере и сбалансированном совершенстве даже в самых благородных человеческих характерах; тем не менее человечность становится очень близкой к Невидимому, когда мы читаем, что эти качества
для самого проницательного из всех Провидцев «слава единородного Сына Отца».
;Благодать;
«Благодать», суть всех нежных, отзывчивых, устремлённых вперёд, скромных, женственных добродетелей.
;Истина;
«Истина», суть всех сильных, смелых, энергичных, мужественных добродетелей.
Постичь союз истины и благодати в Иисусе было так же трудно, как принять божественное и человеческое. Средневековая церковь,
стремясь к «благодати» и не признавая её в Нём, возвысила Деву Марию,
сделав её символом этого качества. Великие художники — с
Более проницательные художники пытались передать этот союз на холсте, но задача была не по силам даже их мастерству. Все «Христы» были далеки от идеала. Благодать может быть женской, но она никогда не бывает женоподобной.
Только «совершенное равновесие» божественного и человеческого или благодати и истины объясняет и представляет христианину единственного Сына Отца, Иисуса Христа, Господа нашего.
ВСЕОБЩИЙ ЗАКОН
«_Божьи дела прекрасны сами по себе,
Если только наши глаза, созерцая,
Не видят в них скрытого смысла
Что оживляет его_”.
“Внешний вид библиотеки далеко не весь,
Но каждая часть литой
Чтобы далее изображение внутрь души,
Тускло развернул_”.
* * * * *
“_ Таким образом, природа обитает в пределах нашей досягаемости;
Но, хотя мы стоим так близко к ней,
Мы все еще интерпретируем половину ее речи
С ушами, слишком тупыми, чтобы слышать ее._”
“_ Кто бы ни услышал самый грубый звук
Все еще прислушивается к прекрасному,
Услышу, как вращается шумный мир
К божественнейшей музыке._”
«Тот, кто жаждет видеть ясно,
Потому что сердце его нежно,
Поймает проблеск небесного света
В каждом земном великолепии».
ЗАКОН, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ БУДДЕ.
«Вся познаваемая вселенная представляет собой единое неразделимое целое».
;Причинный закон;
Она состоит из «огромного скопления изначальных элементов, которые
постоянно перераспределяются в соответствии с присущей им энергией».
Эти элементы никогда не становятся больше или меньше; но в соответствии с управляющим ими Законом они находятся в постоянном движении; они
Формируется, распределяется, изменяется, переформировывается; каждая новая комбинация является результатом предшествующих ей причин или групп причин.
Всеобъемлющий закон, который поддерживает движение во Вселенной, — это закон эволюции, закон причины и следствия.
Этот закон абсолютен в своей работе, он не допускает исключений.
Время сбора урожая следует за временем посева; следствия следуют за причинами: и как урожай даёт семена для всех будущих посевов и урожаев, так и в каждой сфере следствия, в свою очередь, становятся причинами всех будущих следствий и причин. От этого универсального, фундаментального закона невозможно отклониться.
Тем не менее во Вселенной существует бесконечное разнообразие. Ибо причины
постоянно объединяются, порождая всё новые следствия; и Вселенная в своём бесконечном развитии представляет собой постоянно меняющееся, гармоничное, спокойное
Единство. Под управлением единого славного неизменного Закона не может быть конфликта.
ЗАКОН, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ХРИСТУ.
; Причинный закон;
Христу есть что сказать, и Его слова свидетельствуют о том, что Он постоянно помнил о Законе Жатвы, как его можно назвать. Для Него это была самая глубокая, фундаментальная мысль.
И Он постоянно иллюстрирует Своё учение
ссылку на нее. Причины уже в поле, землю, а также
как семя--урожай зависит о сеятеле. Так же верно, как плевелы
посеяны среди хорошего семени, так же верно и то, что будет смешанный урожай
из плевел и хорошего зерна. Вид урожая будет соответствовать
виду семени. Дерево узнают по его плодам. “Люди не собирают винограда"
с терновника, ни смокв с чертополоха.
От Закона Причинности невозможно уклониться, и в справедливой вселенной нет стремления уклоняться от него. Ибо Закон Причинности — это Закон Жизни. «
Земля сама приносит плоды: сначала колос, потом колосья, потом полное зерно в колосе.
Земледелец не знает, как это происходит, но «когда созреют плоды, он сразу же берёт серп, потому что пришло время жатвы».
* * * * *
; Первопричина;
; Будда;
Будда не задавался вопросом о том, как возникла Вселенная и кто установил Закон, и запрещал людям задавать эти вопросы. Им было достаточно того, что
они оказались частью бесконечной цепи причинно-следственных связей; их долг заключался в том, чтобы найти своё место в этой цепи.
и приспособиться к нему.
;Христос;
Христос, с другой стороны, считал себя Создателем вселенной и
Целью Закона; и Он выразил милость и гармонию природы в единственной человеческой фразе, которая передавала Его собственное представление о её чудесах. «Отец Мой работает». «Ни один воробей не упадёт на землю без воли Отца твоего». «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут;
но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
Итак, если Бог так одевает полевую траву...?»
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ
ЗАКОН В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
«Один из самых выдающихся философов-физиков нашего времени заметил, что ни одна атмосферная вибрация не исчезает бесследно; что импульсы речи, выполнив свою работу и став неслышными для наших ушей, распространяются волнами, но продолжают вечно блуждать туда-сюда по воздушным просторам.
Он считает, что, поскольку атмосфера содержит в себе
отдельные следы любого звука, воздействующего на какую-либо её часть, а также
Запись неистребима, нам нужно лишь сменить положение или получить более острое чувство, чтобы снова услышать каждое праздное слово, которое мы произнесли, и каждый вздох, который мы вызвали.
Правда в том, что уже сейчас, в пределах нашей ментальной природы,
существует сила, которая может всё это сделать. Это полностью в пределах наших естественных способностей к ассоциации и памяти. Можно усомниться в том, что какая-либо идея, однажды возникшая в сознании, когда-либо будет утрачена и не вспомнится в будущем:
она действительно может кануть в пучину забытых вещей, и волны
Последовательно сменяющие друг друга мысли проносятся в голове; но в нашей природе заложены возможные и даже неизбежные потрясения, которые могут всколыхнуть глубины и обнажить всё, что там есть, — прекрасное или отвратительное... Удивительно, как порой достаточно малейшего намёка, чтобы вызвать бурю эмоций. Бывают случаи, когда какая-то конкретная функция памяти становится особенно чувствительной.
Обычно это происходит, когда наша моральная природа отделяется от физической.
Как будто Бог хочет предупредить нас о том, что должно произойти, когда наша моральная природа отделится от физической.
поддерживает эту сверхъестественную бдительность... И если прошлое действительно нерушимо, если его фрагменты можно собрать воедино, если его детали, связанные с дурными мыслями и поступками, можно соединить и сплавить в одну большую агонию, то пусть глупцы насмехаются над грехом._”
“_Не обманывайтесь: Бог не смеётся. Что посеет человек, то и пожнёт. Ибо сеющий для плоти пожнёт тление, а сеющий для духа пожнёт жизнь вечную._»
«_Похоть, зачав, рождает грех, а грех, созрев, производит смерть. Не обманывайтесь, возлюбленные мои братия._»
ЗАКОН, СООТВЕТСТВУЮЩИЙ БУДДХЕ.
Я
; Священная истина о страдании ;
Но конфликт возник и ассоциируется с существами
которые, кажется, существуют отдельно от материнской вселенной. Там
Не должно быть никакого "Я", никакой жизни отдельно, все такие "Я" или жизни являются
ненормальными. Конфликт, страдание - неизбежный результат.
; Жизнь "Я" ;
Будда не задавался вопросом, как Вселенная стала такой искалеченной и как появились существа, рожденные в муках разделения.
Он не стал углубляться в проблему первопричины, которая привела в движение причинно-следственную связь во Вселенной. Он принял ситуацию такой, какой она была, и сосредоточился на ней. Если отделение от Вселенной, то есть отдельное существование или бытие, является злом, то единственным возможным решением будет прекращение этого отделения.
Будда отошёл от прежнего индийского учения в одном вопросе.
Для Брахмана душа во Вселенной и душа в человеке являются центральным фактом.
Буддийское учение отрицает существование души либо в смысле Брахмана, либо в том смысле, в котором мы её понимаем.
Существо человека состоит из
определенных элементов в дополнение к телу или материальной части. К ним
относятся: - Ощущения, Идеи, Тенденции и Силы; и именно они
составляют сознание существования - Самость. Как только самость
рождения, то есть существо, не только единственный истинный центр, он становится ее
собственный центр. У него нет знания, но он видит то, что находится вне
него самого, и предполагает, что должна быть радость в притяжении к себе,
в обладании.
; Желание ;
Поэтому оно начинает ощущать себя снаружи, _желать_; а затем пытается ухватить то, чего оно желает. Каким бы ни был результат
это цепляние, будь то успех или неудача в достижении желаемого, печаль,
страдание и утрата — неизбежный конец.
«_Это, о отшельники, благородная Истина о страдании. Рождение болезненно, и старость болезненна; болезнь болезненна, и смерть болезненна;
единение с неприятным болезненно, болезненно и разлучение с приятным;
и любое неудовлетворённое стремление тоже болезненно._»
Следствием этой причины — отделения «Я» от его истинного центра — является, как и должно быть, страдание.
II
;Священная истина о причине страдания;
«_Вот она, о отшельники, благородная истина о происхождении страдания.
Воистину, оно проистекает из той жажды, которая вызывает обновление бытия, сопровождается чувственным наслаждением и ищет удовлетворения то здесь, то там; иными словами, это жажда удовлетворения страстей, или жажда будущей жизни, или жажда успеха в этой жизни._»
;Самостоятельная жизнь — причина, страдание — следствие;
Таким образом, самостоятельная жизнь является причиной страдания.
Самосознание достигает желаемого только для того, чтобы снова его потерять, или же, достигнув желаемого, испытывает разочарование и, следовательно, страдает.
«Я» не может удовлетворить своё желание и снова страдает.
В любом случае, насколько сильно «Я» желает и цепляется за то, чего оно желает, настолько сильно оно будет страдать. Ибо, хотя каждое «Я»
считает себя свободным и не ответственным ни перед кем, кроме самого себя, даже в обособленном существовании нет такой вещи, как свобода. Причинное
Закон, который так милосердно действует во вселенной, исполненной совершенного милосердия и истины, держит в своих тисках Само-жизнь и мстит вселенной за причиненное ей зло.
Каждое желание, каждое стремление к Самому, каждое действие, хорошее или плохое, — это
семя посеяно и принесёт соответствующий урожай; тем самым увеличивая сумму Само-жизни; и после распада тела оно будет жить дальше, приняв другое тело и став семенем для будущих урожаев.
Следует отметить, что это не учение о наследственности, последствия не передаются физическим существом от родителей. Истинный родитель — это эгоистичное «Я», которое посредством своих действий — _кармы_, как их называют буддисты, — передаёт определённые хорошие или плохие качества, идеи, характеристики, которые принимают новую и подходящую форму в
распадением существа, которое их породило.
Таким образом, существо и характер, являющиеся следствием определённых предшествующих причин,
сеют в своих желаниях и действиях семена, которые другой должен будет пожать завтра.
То, что я сейчас сею, другой пожнёт после моего распада и реинкарнации моей
_Кармы_ (суммы моих цепляний за «Я»). «Сам Будда не может противоречить этому закону, который является Буддой Будд». «Ни человек, ни Бог не могут предотвратить последствия».
ЗАКОН ХРИСТОВЫЙ.
Я
;ХРИСТОС. Самостоятельная жизнь — причина страданий;
То, что страдание, или конфликт, является следствием отделения от Бога, а эгоцентричная жизнь — его причиной, — это элемент учения Христа, о котором склонны забывать те, кто изучает Его жизнь.
;Причины забвения этого учения;
Есть две основные причины этого: _во-первых_, Его милосердие ко всем страждущим и возмутительное отрицание распространённого в Его время представления о том, что индивидуальные страдания обязательно являются следствием индивидуальных грехов.
_Во-вторых_, его особое учение о страдании, которое относится к более позднему этапу этого исследования.
Но если Его жизнь вообще что-то значила, то это означало, что, по Его мнению,
эгоцентричная жизнь, жизнь, основанная на желаниях, является истинной и первопричиной человеческих страданий. Овца, отбившаяся от стада,
монета, выпавшая из цепочки на обручальном кольце, сын, который
выбрал жизнь, движущей силой которой было его собственное удовольствие;
каждый из этих примеров ярко иллюстрирует Его мысль о том, что
разлука и изоляция ненормальны, что они причиняют боль Богу и
приносят разрушение и страдания человеку.
II
;Жатва самости;
Урожай эгоцентричная жизнь-одно из его наиболее
торжественные слова. “Одного тебе недостает”, - сказал он в один из теплых
энтузиазм и непорочной жизни. “Освободи себя от жизни "я". Выйди
на открытое пространство”. Но великое отречение казалось слишком дорогостоящим. “Как!
едва ли такие войдут в Царство”, - было печальное послесловие.
Еще раз, - и обратите внимание на первое личное местоимение в этой истории:--
«Земля одного богатого человека приносила обильные плоды, и он рассуждал сам с собой: „Что мне делать, ведь у меня нет
куда мне пристроить плоды мои?» И сказал он: «Вот что сделаю я: снесу житницы мои и построю большие, и в них буду хранить весь хлеб мой и всё добро моё. И скажу душе моей (жизни): душа, много добра ты накопила за много лет; покойся, ешь, пей, веселись».
“Но Бог сказал ему: ‘Глупый, этой ночью твоя душа
требуется от тебя; и то, что ты приготовил, чье будет
это?”
“Таков тот, кто копит сокровище для СЕБЯ, а не богат для
бога_”.
СРЕДСТВО.
;Священная истина об избавлении от страданий;
Третья священная истина указывает направление, в котором человек должен искать единственное возможное лекарство. Он оторвался от своего единственного истинного Дома и оказался в положении страждущего, подчиняющегося суровому закону, который должен был стать его жизнью и радостью. Самостоятельная жизнь с её желаниями и стремлениями — это семя разделения. Поэтому самостоятельную жизнь нужно обуздать.
«Я» должно перестать сеять семена злых дел, какими бы приятными они ни были, ибо каждое посеянное такое семя увеличивает урожай зла.
Более того, «Я» должно перестать сеять семена любых добрых дел
или зло, мотивом которого является эгоизм. "Я" должно быть строго
дисциплинировано и отвергнуто.
Дела милосердия и любви, не имеющие эгоистической цели, действительно хороши; они
ускоряют объединение разрушенной вселенной; ибо вселенная в своем
единстве - это чистая истина и чистое милосердие.
_ Итак, о отшельники, это благородная истина об уничтожении
страдания. Воистину, это разрушение, в котором не остаётся места для жажды.
Это отказ от жажды, освобождение от неё, избавление от неё.
Это больше не питают жаждой._»
;ХРИСТОС;
Прочтите в свете третьей священной истины слова Христа:
«Если твой правый глаз заставляет тебя спотыкаться, вырви его и выбрось вон».
«Если твоя правая рука заставляет тебя спотыкаться, отруби её и выбрось вон».
«Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и мать, и жену, и детей, и братьев, и сестер, а притом и саму жизнь свою, то не может быть Моим учеником».
«Кто не отрешится всего, что имеет, не может быть Моим учеником».
«Если хочешь быть совершенным, пойди, продай всё, что имеешь... и иди за Мною».
«У лисиц есть норы, и у птиц небесных — гнёзда, а Сыну Человеческому негде приклонить голову».
* * * * *
«_Только с отречением можно сказать, что жизнь, собственно говоря, начинается._»
«_Всякое обращение к себе — это столь же сильное обращение от Бога; и сколько в нас себялюбия, столько в нас и адского земного бремени, которое должно быть сброшено... «Я» — это не только вместилище и обитель, но и сама жизнь греха. Все дела дьявола совершаются в «я», это его особая мастерская, и поэтому Христос пришёл не как Спаситель от
грех, как разрушитель дел дьявола в каждом из нас, но лишь до тех пор, пока в нас не будет побеждено и сокрушено самость._» — ЛОУ.
«_Бог хочет, чтобы мы сдались без условий, а до тех пор мы будем узниками, а не детьми в Его вселенной._» — МАРТЕНО.
«_Любовь Христа крепка и может быть суровой. Она никогда не ослабевает
Его требования не делают ученичество лёгким; скорее, они привлекают тем, что усиливают их, и самым настойчивым образом требуют самого трудного —
отречения._» — МАКЛЭРЕН.
«_Для всех последователей Христа, где бы они ни находились,
единственный важный и бесценный закон — это закон самоотречения.
В этом была вся суть и содержание учения Христа, о котором Он
снова и снова говорил с почти пугающей суровостью. Это требование
Христа, потому что Он наш Бог и принадлежит нам; возможное, потому что Он наш родственник и понимает нас; благословенное, потому что оно позволяет Ему давать нам в десять раз больше, даже сейчас; милосердное, потому что это путь нашего спасения._» — ТОРОЛЬД.
ПУТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ.
БУДДИЗМ
I. ПУТЬ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ.
II. ПУТЬ СВЯТОГО.
«_Момент гармонии — это момент, когда Будда в нас и чистая истина становятся единым целым. Это просветление. Буквально мы становимся Буддой, когда наша мудрость соответствует всеобщей истине. Цель состоит в том, чтобы достичь этого уровня._»
I. ПУТЬ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ.
Три священные истины раскрывают положение человечества по отношению к Вселенной и идеальное средство от его страданий. _Прекратите жить для себя
и тем самым покончите с страданиями._
Но не все могут принять полное учение об отказе от «я».
Жизнь «Я» и жизнь в мире приятны, и многие предпочтут страдания, которые могут наступить, отказу от нынешней радости.
Для таких существуетПростая, естественная человеческая жизнь, ограниченная законом и нравственными нормами, обеспечена.
;Десять грехов;
Десять грехов должны быть побеждены. Вот они:
ТРИ ГРЕХА ТЕЛА.
Лишение жизни.
Кража.
Незаконные половые сношения.
ЧЕТЫРЕ ГРЕХА ЯЗЫКА.
Лжесвидетельство.
Клевета.
Ругань.
Пустые разговоры.
ТРИ ГРЕХА РАЗУМА.
Алчность.
Злоба.
Неверие.
; Нравственный закон ;
Для помощи в преодолении грехов существует краткий всеобъемлющий моральный закон
закон:--
“Не убивай и не заставляй быть убитым ни одно живое существо”.
«Ты должен воздерживаться от всего, что не было дано тебе».
«Ты должен избегать беспорядочной жизни, как раскалённой груды углей».
«Ты не должен лжесвидетельствовать против другого».
«Ты не должен пить сок сомы».
(Эта заповедь — не только повеление полностью воздерживаться от одурманивающих веществ, но и закон, отделяющий от всей системы жертвоприношений брахманизма.)
;Идеал;
Идеал — это жизнь, прожитая в этом мире, с минимальным вкладом в _карму_.
Торжественная мысль о будущем восстановлении
бытие; жизнь, полная доброты, честности, чистоты и умеренности; жизнь, полная самодисциплины, которая направлена на то, чтобы уменьшить зло вокруг себя, насколько это возможно, и не приумножать его в будущем. В частности, человеческому братству, уважению к возрасту и ко всему живому, а также миролюбию духа следует следовать.
* * * * *
;Некоторые заповеди;
«Не спрашивай о происхождении, спрашивай о поведении».
«Следя за своей речью, сдерживая свой разум, пусть человек никогда не совершит ничего дурного своим телом. Пусть человек придерживается этих трёх путей действия
очистись, и он достигнет пути, которому учат мудрые”.
“Того, кто сдерживает нарастающий гнев, подобно катящейся колеснице, я называю настоящим возницей.
другие люди всего лишь держат поводья”.
“Тот, кто, причиняя боль другим, желает получить удовольствие для себя,
тот, кто запутался в узах ненависти, никогда не освободится от ненависти”.
«Если человек не найдёт благоразумного спутника, который шёл бы с ним, был бы мудр и жил бы трезво, пусть идёт он один, как царь, покинувший свою завоёванную страну, как слон в лесу».
«Пусть человек преодолеет гнев любовью, пусть он преодолеет зло добром, пусть он преодолеет
«Побеждай алчного щедростью, лжеца — истиной».
* * * * *
;Никакой нирваны;
Но в обычной жизни, как бы хорошо она ни была прожита, нет никакой
нирваны.
* * * * *
В учении Христа нет ничего, что могло бы заменить этот путь для слабых;
даже несмотря на то, что в учении Будды мало воодушевляющего для тех, кто решил идти по этому пути.
«Узки врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».
II. ПУТЬ СВЯТЫХ.
«_Шумны малые воды, безмолвен великий океан._»
;Характер Пути;
Для того, кто примет его, в четвёртой священной истине открывается другой путь.
Она повествует о Восьмеричном Священном Пути, который может привести
человека ещё при жизни к угасанию жизни «я».
Будда называет его «срединным путём», потому что это не путь
обычной жизни, с одной стороны, и не путь аскетизма (путь брахманов)
с другой.
Это путь понимания и освобождения от всех иллюзий, связанных с
урожаем Желания.
Это нелегкий путь. Себялюбие должно быть строго отвергнуто.
Оковы, которые связывают с жизнью "я", должны быть разорваны.
Тропа ведет мимо горя и боли, последние иллюзии относительно
мира и его удовольствий, прошлое, будущее отдельных сознательных существований,
смело к желаемому завершению, упокоение Нирваны.
ФОРМУЛА ИСПОВЕДИ
Я ИЩУ ПРИБЕЖИЩА В БУДДЕ.
Я ИЩУ УБЕЖИЩА В ЗАКОНЕ.
Я ИЩУ УБЕЖИЩА В ЦЕРКВИ.
;Путь;
«_Это, о отшельники, благородная истина о ПУТИ, ведущем к уничтожению страданий. Воистину, это благородный Восьмеричный Путь;
то есть_:--
_Правильное воззрение._
_Правильное стремление._
_Правильная речь._
_Правильное поведение._
_Правильный образ жизни._
_Правильное усилие._»
_Праведная осознанность._
_Праведный восторг._
Пусть никто не думает, что этот путь лёгок.
На его пороге, после Постижения, которое является первым шагом, и
Праведных устремлений, которые ведут на Путь, кандидат на
Арахатство — святость — предполагает жизнь, полную постоянной, неутомимой бдительности и самосовершенствования.
;Препятствия;
По мере того как он проходит Восьмеричный Путь, он должен преодолевать одно препятствие за другим:
_Вера в «Я»._
_Сомнение в Учении._
_Вера в заслуги или в религиозные обряды._
_Желания тела._
_Любовь к жизни._
_Желания земной жизни._
_Желания будущей жизни._
_Гордыня._
_Самодовольство._
_Невежество._
Каждое из этих оков, привязывающих к жизни «я», ослабевает только
ценой долгой изнурительной дисциплины; и одного взгляда достаточно, чтобы понять,
что только тот, кто разорвал узы, связывающие его с мирской жизнью, и стал монахом, способен практиковать это.
«Приди, взгляни на этот мир, сверкающий, как царская колесница: глупцы погружены в него, но мудрые не прикасаются к нему».
«Смотри на мир, как на мыльный пузырь, смотри на него, как на мираж.
Царь смерти не видит того, кто так смотрит на мир».
;Идеал самообладания;
«Я — господин над собой, я — убежище для себя: поэтому обуздывай себя».
«Поступай с собой так, как торговец поступает с благородным конем».
«Человек сам делает зло, и сам страдает от него: человек сам оставляет зло без внимания, и сам очищается от него. Чистый и нечистый сами по себе; никто не может очистить другого».
«Если один человек победит в битве тысячу раз по десять тысяч человек, а другой победит самого себя, то он будет величайшим из победителей. Тот, кто победил самого себя, лучше всех остальных людей: даже бог...
не смог бы обратить в поражение победу человека, который победил самого себя и всегда живёт в самоограничении.
«Подобно хорошо охраняемому пограничному форту, имеющему укрепления как внутри, так и снаружи, так и человек должен охранять себя. Ни одно мгновение не должно быть упущено, ибо те, кто упускает благоприятное мгновение, будут страдать в аду».
«Если человек дорожит собой, пусть он внимательно следит за собой: по крайней мере, в течение одной из трёх страж мудрый человек должен быть начеку».
;Последнее послание;
«Поэтому, о Ананда, будьте светильниками самим себе. Держи истину как светильник. Держись за светильник истины. Держись за истину как за прибежище. Не ищи прибежища ни в ком, кроме себя самого.
;Цель — нирвана;
Святость достигается долгой борьбой. Писания повествуют о
тридцати семи стадиях, которые необходимо пройти, прежде чем будет пройден Восьмеричный Путь
- стадиях, которые представляют собой самую суровую Самодисциплину, но которые
вести к жизни полной свободы и безмятежности, пока, в конце концов,
освобождение от жизни "Я" со всеми сопутствующими ей пороками и
покой Нирваны, пребывающей в единстве со Вселенной, был достигнут.
“Это конечная цель. Попав в водоворот эволюции,
ты не найдёшь покоя ни от рождения до смерти, даже на небесах; и пока ты
осознайте Нирвану, эта изменчивость должна продолжаться. На земле очищенная
совершенная природа наслаждается Нирваной, и после распада
физического тела нет дальнейшего рождения в объективном мире. Ни
люди, ни боги снова его увидеть”.
ПУТЬ СПАСЕНИЯ.
Христианство
“_If Бог есть любовь, зачем нужен посредник? Я думаю, что лучший ответ
это, я не знаю. Я также не знаю, почему, если Бог есть Любовь, вмешательство
материнских страданий является необходимым условием существования, или
почему страдание является необходимым условием для обретения чего-либо, что действительно заслуживает названия «благо»? Почему знания, цивилизация, здоровье достаются нам только ценой тяжёлого труда других людей, то есть через посредничество? Я знаю только, что это так, что это неизменный закон, красоту которого я смутно различаю, и всегда наиболее ярко в те моменты, когда я наименее приземлён в своих чувствах и наиболее склонен считать благородство чем-то неизмеримо более ценным, чем физический или даже душевный комфорт. И, видя это
как закон Вселенной, я готов поверить и смириться
Это можно увидеть в Искуплении как в части Божественного управления — необходимости, продиктованной как философией, так и теологией. Это не исключение из великой системы, а её неотъемлемая часть._”
Я
;Мысль об Отце;
Фундаментальная мысль послания Христа, как и Его жизни, — это мысль об Отцовстве Бога, о том, что человек, по Его мнению, является
дитятей Божьим, созданным для великой цели. Никто не осознавал так ясно, как Он, неспособность человека поддерживать эти высокие отношения или
о катастрофических последствиях неудачи для всей человеческой жизни.
Это привело к распаду Дома, к невыразимой боли Отца, к невыразимой утрате для человека, как записано в Евангелии от Луки XV.
Была установлена жизнь для себя в противовес жизни для ребёнка; там, где был один центр, появились две конфликтующие воли во вселенной, в которой должна царить одна Воля.
Другими словами, Иисус осознал, что над вселенной и за пределами Закона существует Тот, с Кем человек связан самыми тесными узами, от Кого он не может по-настоящему отделиться и перед Кем он несёт ответственность. Таким образом,
на каждого человека, помимо его личной и относительной доли в
страданиях, связанных с конфликтом с неумолимым действием
неумолимого Причинного Закона, ложится очень серьёзная личная ответственность.
;Отец — истинный Центр;
То, что истинным центром жизни человека является Отец — «Отец, от Которого
происходит всякое отцовство на небе и на земле», — это факт, о котором
никогда не следует забывать при изучении «Пути Спасения», как учил Иисус.
Первый шаг, когда блудный сын «приходит в себя», — это возвращение к
отцу.
И если он предпочтет остаться в далекой стране, сея там
семя своих злых желаний и поступков, закон жатвы остается
неизменным: каждое посеянное семя приносит гарантированный и соответствующий урожай.
“Что посеет человек, то и пожнет. Сеющий в плоть
от плоти пожнет тление”.
II
; Закон причины и следствия ;
На Всемирном парламенте религий, состоявшемся в Чикаго несколько лет назад,
делегат от буддистов заявил, что ни одна доктрина, которая игнорирует или
отрицание Закона причины и следствия не нашло бы отклика у людей его веры. Вероятно, он не понимал, что христианская вера также основана на этом законе.
; Высшая иллюстрация;
Высшая иллюстрация действия Закона причины и следствия, или Закона урожая,
которая наиболее ярко демонстрирует его милосердную благость, — это история жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Его собственные слова по этому поводу недвусмысленны, и их следует внимательно изучить всем, кто склонен думать, что смерть на кресте была либо просто
мученичество, или произвольное принятие Бога могут заменить его
собственные права. Христос пришел не уничтожить, ни уничтожить, но чтобы
выполнять.
Почему так неэффективны образом жизни? Зачем навлекать катастрофу этими
повторными визитами в столицу, если только вы не готовы уступить что-то
лидерам тамошних религиозных и политических партий? Далее, зачем
уходить, оставляя маленькую компанию преданных последователей без лидера и без
комфорта?
Потому что Он исполнял замысел Отца? Конечно; но это был замысел Отца, потому что такова была сама природа дела.
Причинный закон требовал Креста как следствия множества причин. Причинный
закон требовал Креста как причины, из которой должны были
последовать в своём порядке такие милосердные, всеобъемлющие следствия, как мудрый и кроткий
Будда, должно быть, радовался, узнавая об этом.
;Злые причины;
Иисус очень мало говорит о злых причинах, которые привели к Кресту,
потому что в «сочетании причин», если использовать буддийскую терминологию,
они должны сочетаться с теми, которые в естественном действии Закона
должны служить цели Закона. Злые причины существовали, и
раскаявшееся человечество никогда не перестанет оплакивать их.
;Сущность причины;
;Жатва;
Чтобы Его смысл был предельно ясен, Иисус для наглядности вернулся к
Закону, действующему в природе. «Если пшеничное зерно не упадёт в землю и не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». Маленькое семечко, спрятанное в земле и, казалось бы, мёртвое, возрождается, но не к жизни, а к богатому урожаю.
Нынешняя очевидная неудача; будущий великий результат. Сейчас, на первый взгляд,
поражение, смерть, крест; но однажды, когда станет известна истина,
победа, жизнь, слава.
Как такое может быть? Если бы маленькое пшеничное зёрнышко могло говорить, разве оно не сказало бы: «Я умираю, чтобы был урожай»? И это именно те слова, которые сказал Господь Иисус.
Его урожай, как мы должны помнить, — это тот самый урожай, которого так страстно желали все любящие людей, которого желал Будда превыше всего, — урожай примирения человечества со Вселенной, или, как сказал бы Он, урожай примирения людей с Отцом.
Другими словами, эта позорная смерть — семя Царства
Отец посеял в нашем мире зерно, урожай которого тихо, постепенно, но верно растёт, как и все урожаи. Мужчины и женщины
искупают свою вину перед Отцом, просто подчиняясь всеобщему закону
урожая. Этот факт можно выразить и проиллюстрировать разными способами,
но никогда не следует забывать, что именно так выразился наш Господь.
«_Если Я, Господь, поднимусь с земли, то привлеку всех людей._»
III
;Страдание и любовь;
Является ли причинно-следственный закон жестоким, если его истинным смыслом кажется смерть ради жизни?
Иисус, говорящий с уверенностью в совершенном понимании
Отца-сердца, говорит о Законе как о чистой Любви.
Отец, Сама Любовь, установил Закон, и Закон глубоко укоренён в
Любви, поскольку Он Сам подчинялся ему. _Бог так возлюбил, что отдал._
В случае с миром, который отверг Закон, не делается никаких попыток преуменьшить страдания, заложенные в Законе. Иисус, Спаситель, знал, что такое
сильные рыдания и слёзы в те мрачные дни, когда Он сеял семя. Но Он уже видел страдания Своей души и был удовлетворён.
Имя Отца — то есть новоявленное Имя, Отец, — прославляется.
Поражение заклятого врага обеспечено. Жизнодающая сила Креста
осознаётся всем миром и на все времена, как в видении славы.
Этими мыслями был утешен Спаситель мира, когда Он, решительно отвергнув всякое утешение, встретил предстоящие Ему дни. Таким образом, пшеничное зерно, упав в землю и умерев, уже принесло великий урожай. (См. Евангелие от Иоанна, глава 12, стихи 24–36.)
«_Великий урок любви — это умереть для себя. Любовь Христа — это
Смерть всегда проявляется через что-то, потому что смерть «я» — это и величайшее проявление любви, и единственный способ любить. Эти две вещи неразрывно связаны; по сути, они являются противоположными сторонами одного и того же. И эта смерть — вечная жизнь._”
“_Страницы, залитые слезами, не всегда самые мрачные, если оглянуться назад. Одна страница мировой истории, запятнанная самыми горькими слезами, когда-либо пролитыми на земле, и обагрённая невинной кровью, не самая мрачная из всех.
Именно в свете этой скорби и этого греха ты должен
научитесь понимать всё остальное. На все эти трудные и горькие вопросы
там, в святом сердце, есть ответы: больше нигде и ни для кого._”
IV
;Закон универсален, строг, но безмерно славен;
Иисус утверждал, что Закон жатвы — Закон смерти для
жизни — универсален. Он в равной степени применим к каждому мужчине и женщине, которые хотят следовать Божьему замыслу, как и к Христу. Преданность Себе убивает истинное «Я», ибо истинный центр человека — не «Я», а
Отец. Отсюда часто повторяемое Иисусом требование, чтобы Его слуги
должны следовать за Ним в Его жизни и смерти. Такая же самоотдача, как
у Него, должна быть и у них. Это единственный истинный образ жизни человека,
жизнь изо дня в день в гармонии с фундаментальным Законом.
Требование кажется слишком высоким, слишком суровым для обычной человеческой жизни, пока оно не будет в какой-то мере испытано. Многие отступают от него в страхе. Но те, кто хоть что-то знает о грядущей жизни, которая придёт на смену старой эгоцентричной жизни, знают, что она неизмеримо полнее, богаче и благороднее старой, потому что они совершают великое открытие
истинная слава ребёнка в том, что он должен быть в согласии с
Отцом, в радости от урожая любящего сердца.
V
;Нет различия между мирянином и святым;
;Закон желания, которому учил Христос;
Это уникальный факт, хотя и вполне закономерный, что в учении Иисуса нет различия между мирянином и святым.
Все призваны быть святыми. Закон применим к каждому человеку. И не менее поразительно то, что Закон о смерти «я» ради
Обретение высшего «я» может произойти в обычной повседневной жизни человека.
Как мы уже отмечали, в Его собственной жизни не было обособленности;
соответственно, в Его Царстве нет религиозных орденов; «они в
мире», «Я не молюсь о том, чтобы Ты взял их из мира»;
это Его собственные слова. Причина кроется в христианском
определении Закона Желания. Буддизм и христианство едины в своём требовании, что желания земной жизни должны умереть. Но Христос
заменяет их желанием настолько благочестивым, настолько плодотворным, что оно легко
подавляет все остальные желания и делает даже этот увлекательный мир безопасным пристанищем. Это Желание — Отец. Им овладевает страсть к
Отцу, к Его присутствию, Его любви, к исполнению Его Замысла.
Закон отказа от Желания становится самым благородным свободным порывом человеческой природы. Умереть для себя — это урок любви.
Абсолютная преданность Королю — это всепоглощающее, вселяющее ужас Желание. Это старая жажда
Бога, живого Бога, которая отличала древних провидцев Израиля,
предсказавших, что однажды эта жажда будет утолена.
VI
;Каждая отданная жизнь — это ещё одно посеянное семя;
Каждая отданная жизнь — это ещё одно посеянное семя, которое вносит свой вклад в великий урожай Царства: «жатву любви, радости, мира, терпения,
доброта, благости, веры, кротости, воздержания». Это буквальный
урожай, а не какое-то магическое превращение, как хотят убедить нас те, кто забывает об этической составляющей христианства. Послушание
основному закону - это весь христианский закон; но тогда это и
всеобъемлющий закон, закон, которому подчиняется Сам Отец, закон Любви.
VII
; Конец ;
И конец? Это не безмятежный покой нирваны.
;С Ним;
Пусть это будет рассказано в двух комментариях к двум словам Иисуса, взятым из источников, далёких друг от друга.
«Завтра — какая быстрота!
В раю — какое пребывание!
Со Мной — какая компания!»
БОССЮЭ.
;Новая служба;
«Верно, парень; лучшая награда за то, что ты уже хорошо потрудился, — это то, что тебе предстоит сделать ещё больше.
Тот, кто был верен в малом, должен найти своё призвание в том, чтобы стать правителем во многом. Это и есть истина»
героический отдых, который достоин только джентльменов и сынов Божьих. Как
для тех, кто в этом мире или в мире грядущем ищет
праздности и надеется, что Бог накормит их приятными вещами, поскольку это
честно говоря, Эмиас, я считаю их трусами и подлецами, хотя
они называют себя святыми и избранными”. -КИНГСЛИ.
ДВА ИДЕАЛА
(В двух следующих стихотворениях представлены соответственно буддийский и
Христианские идеалы жизни.)
БУДДИЙСКИЙ ИДЕАЛ.
ДХАНИЯ-СУТТА.
1 _Моя еда дымится на горячем пару. Мои коровы доены.
— Так сказал пастух Дхания. —
Я живу на берегах реки Махи
С равными мне и с друзьями.
Мой уютный домик покрыт соломой,
А в очаге ярко горит огонь.
Так пусть же дождь льёт сегодня ночью, если ему так хочется!_
2 _Мой разум спокоен. Там нет невозделанных земель.
— Так сказал Возвышенный.
Лишь на одну ночь, пока я странствую,
Я останавливаюсь на берегах Махи.
Моя обитель открыта небу. Костры
погашены (ибо в моём сердце пылает пламя
Похоть, злоба и тупость больше не горят).
Так пусть же дождь льёт сегодня ночью, если ему так хочется!_
3 _Здесь нет оводов. Мои коровы
— так сказал пастух Дхания —
Пасутся на лугах, богатых травой;
они легко переносят удары непостоянного бога дождя.
Так пусть же дождь льёт сейчас, если ему так хочется, этой ночью!_
4 _Мой плот-корзина был хорошо сшит.
— Так сказал Возвышенный. —
Теперь я переправился и достиг дальнего берега
И преодолел наводнения (Похоть Чувств,
Похоть Жизни, Заблуждение, Невежество).
Так пусть же дождь льёт сейчас, если ему так хочется, этой ночью!_
5 _Послушна моя жена, она не распутна,
— так сказал пастух Дхания. —
Давно она живёт со мной, моя любимая,
я не слышу от неё ничего дурного в свой адрес.
Так пусть же дождь льёт сейчас, если ему так хочется, этой ночью!_
6 _Послушно моё сердце, полностью освобождённое,
— Так сказал Возвышенный, —
За ним давно наблюдают, оно хорошо обуздано,
В моей груди нет ничего дурного.
Так пусть же дождь льёт сегодня ночью, если ему так хочется!_
7 _Я живу в своё удовольствие на собственные средства.
— Так сказал пастух Дхания.
Мои сыновья со мной, они крепки здоровьем,
я не слышу от них ничего дурного в свой адрес.
Так пусть же дождь льёт сегодня ночью, если ему так хочется! _
8 _Никто не может назвать меня слугой, и я странствую
— Так сказал Возвышенный.
По своему желанию, по всей земле, на том, что я нахожу.
Я не нуждаюсь ни в жалованье, ни в выгоде.
Так пусть же дождь льёт сегодня ночью, если ему так хочется!_
9 _У меня бесплодные коровы и сосущие телята
— Так сказал пастух Дхания.
И коровы с телятами, и гладкие тёлки,
И сильный бык, хозяин коров.
Так пусть же дождь льёт сейчас, если ему так хочется, этой ночью!_
10 _У меня нет ни бесплодных коров, ни сосущих телят,
— Так сказал Возвышенный —
Ни коров с телятами, ни гладких тёлок,
Ни сильного быка, повелителя коров.
Так пусть же дождь льёт сейчас, если ему так хочется, этой ночью!_
11 _Колья вбиты, ничто не может их пошатнуть.
— Так сказал пастух Дхания. —
Веревки из травы мунжа новые и прочные,
Ни один теленок не сможет их разорвать и убежать.
Так что пусть дождь льет сегодня ночью, если ему так хочется!_
12 _Я разорвал все путы, как бык.
Или как величественный слон, спокойный в своей силе,
Презирающий слабые нити джунглей.
Я больше никогда не войду в тёмную утробу.
Так пусть же дождь льёт сейчас, если ему так хочется, этой ночью!_
13 _И вот! грозовая туча заполнила низины,
И с возвышенностей в тот же миг полился дождь,
И Дхания, пастух, услышав это,
Дождь, посланный богом, хлынул на него и сказал: _
14 _О, как велика наша награда за то,
что сегодня мы встретились с Возвышенным!
Мы уповаем на тебя, о зрячий!
Будь ты, о могучий мудрец, нашим учителем.
Мы с женой будем послушны;
Под покровительством Счастливого мы оба будем вести
Святую жизнь, минуем старость и смерть,
И навсегда положим конец всякой боли!_
15 _Человек, у которого есть сыновья, гордится ими,
— Так сказала Мара, Злая. —
Человек, у которого есть скот, радуется ему.
Похоть, зло и карма приносят людям радость.
Тот, у кого нет ничего из этого, не испытывает радости._
16 _Тот, у кого есть сыновья, испытывает печаль из-за своих сыновей,
— Так сказал Возвышенный. —
Тот, у кого есть скот, испытывает трудности со своим скотом,
Похоть, зло и карма — источник беспокойства.
Тот, у кого нет ничего из этого, не испытывает беспокойства.
Дхания-сутта окончена._
(С любезного разрешения профессора Риса Дэвидса, доктора юридических наук, доктора философии, чей это перевод. Из книги «Буддизм: его история и литература».)
ХРИСТИАНСКИЙ ИДЕАЛ.
_Наступила тишина. Никто не осмелился
Снова заговорить
Этим чарующим голосом, пока
Христианин, отдыхавший на холме,
Не улыбнулся задумчиво и сдержанно
(Кажется, он учился в одиночестве)
То, что мог бы увидеть плакса,
Не проливая новых слез, тихо сказал он,
И возвел глаза к небу,
Восхваляя Землю:
_О Земля,
Я считаю, что ты достойна хвалы,
За твои волны, что так громко плещутся,
За твои холмы, окутанные облаками,
За твои теплые и зеленые долины,
За твои дубравы;
Их птицы, словно духи,
Разлетелись в порыве восторга
На музыкальные фрагменты,
Порхают и поют в каждом кусте,
У твоих серебряных источников,
Словно заманивая ночные звезды
В твое сердце; у травы и камыша,
И у маленьких сорняков, которые тянут дети,
Приняв их за цветы!_
_-- О, прекрасна
Ты, Земля, хоть и стала хуже
Чем на небесах хорошо!
Благослови нас, чтобы мы могли познать
Твое благое начало;
Пока святая, взывающая Кровь
Звучит нежно и тихо
Для тех, чьи уши не глухи,
И для твоего древнего проклятия!_
_Благословенны мягкие мхи
На твоих лесных тропинках,
И тернии, которые заставляют нас думать
О берегах реки без шипов,
Где ступают искупленные!
Да будут благословенны твои солнечные лучи,
И буря, что навевает сны
О незавершённом спокойствии.
Да будут благословенны твои деятельные дни
И торжественная нужда твоей ночи,
Когда в Божьем Писании мы читаем:
«Не будет там ночи»!
Да будут благословенны твои тёплые жилища,
Освещённые весёлым пламенем домашнего очага.
Там, где слышно о прощённом грехе,
Часто прерывается весёлый шум,
За исключением младенца на руках,
Который кричит, слушая треск дров.
Да, и это понятнее.
Да будут благословенны твои холодные жилища,
Спрятанные под церковным двором,
Где тела святых,
Отделенные от земных скверн,
Спят, связанные благословением,
В ожидании звука трубы,
Который освободит их для благословения.
Никто не плачет под солнцем сильнее,
Хотя опасные слова человеческой любви
Высечены совсем рядом, наверху._
_Земля, мы, христиане, восхваляем тебя
Даже за грядущие перемены,
С печалью, исходящей от тебя к нам!
За твои колыбели и могилы;
За приятное зерно и вино,
И летний зной; а также за
Мороз на платане,
И град на виноградной лозе!_
Э. Барретт-Браунинг.
БУДДА И ХРИСТОС. НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЫЕ НАЗВАНИЯ
Гаутама. Иисус. Мудрец из Сакья. Слово. Учитель. Истина.
Всезнающий. Лев из Сакья. Капитан Спасения. Завоеватель.
Повелитель мира. Повелитель повелителей.
Благословенный. Благословенный и единственный Властелин.
Превосходный. Бог, благословенный навеки.
Просветлённые. Свет. Заря. Дневная звезда. Утренняя звезда.
Спаситель. Великий, Добрый, Главный Пастырь. Агнец Божий. Путь, Истина и Жизнь. Сын Человеческий. Сын Божий. Эммануил.
;Гаутама и Иисус;
Между Гаутамой и Иисусом достаточно много общего в характере, учении и обстоятельствах их жизни в том виде, в котором они нам известны, не представляют особого интереса для сравнительного анализа;а таких исследований очень много.
;Будда и Христос; Но они предстают перед миром не как Гаутама и Иисус, а как
Будда и Христос. Как сказал доктор Ольденберг: «Что делает Будду Буддой, так это, как следует из его имени, его знание. Он не обладает
знанием, как Христос, в силу метафизического превосходства своей
природы, превосходящей всё земное; но он приобрёл его или,
точнее говоря, завоевал в борьбе. Будда находится в том же
на этот раз Джиной, _т. е._ завоевателем. Таким образом, история борьбы за
достижение состояния Будды должна предшествовать истории Будды».
;Нет истинной параллели;;Христос — это всё;
Это существенное различие исключает всякую параллель. Будда утверждал, что
через страдания и горести он открыл своё евангелие о пути
к освобождению от жизни «я». Христос пришёл от Отца,
согласно видению Провидцев, чтобы принести Евангелие о восстановлении сыновства; и через страдания, скорбь, смерть и воскресение (ибо было невозможно, чтобы могила удержала Его) открыть Путь обратно
в истинную жизнь. Для христианина «_Христос абсолютно истинен,
Он — точка, с которой мы начинаем и которой должны достичь. От Христа и ко Христу включает в себя весь круг нашего знания и весь круг нашей неуверенности. Вся истина и все пути к истине должны заканчиваться в Том, Кто есть Истина и Путь. Когда мы в Нём, неизвестное не может нас смутить, ибо
Он знает его, в Нём сокрыты все сокровища мудрости и знания._»
«_Христос есть всё и во всём._»
*********
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №225091400892