Онечка

Посвящается
Богдановой Анне Яковлевне

У моей бабушки Ани – маминой мамы – была трудная жизнь. Родилась она в 1931 году в Ростовской области. Хорошо знала, что такое война, голод. Всю жизнь прожила в деревне. Анна Яковлевна не боялась работы, все умела делать. Одна вырастила двоих детей.

Бабушка была шестым ребенком в семье – самая младшая. Ее отец Яков Иванович – мой прадедушка – очень любил ее, ласково называл Онечка и закрывал глаза на ее проделки, никогда не ругал, «прикрывал» от мамы Татьяны Давыдовны, которая – в отличие от него – была довольно строгой. Онечка была живым, шустрым ребенком, непоседой, поэтому «прикрывать» приходилось часто.
 
Мама рассказывала мне некоторые забавные истории, в которые попадала бабушка Аня. Одна из таких историй произошла, когда бабушке было лет пять. Две ее старшие сестры – Мария и Татьяна - в то время уже учились в школе. Однажды они выполняли домашнее задание по математике. Онечка крутилась рядом с сестрами. Играя, она перевернула табуретку, залезла в нее и, подражая Маше и Тане, повторяла на свой лад услышанные математические термины: «Игрик-потугрик, игрик-потугрик». Видимо, хотела показать, что она тоже уже взрослая и умеет решать математические задачи. В итоге девочка застряла в табуретке, да так неудачно, что одна из планок уперлась ей в переносицу. Самостоятельно выбраться из табуретки Онечка не могла, Маша и Таня не смогли помочь. Сестрам пришлось позвать на помощь папу, только ему удалось ее освободить.

Помню еще один случай. Моя прабабушка Татьяна Давыдовна, как я уже упоминала, была довольно строгой, а еще экономной и запасливой. Это вполне понятно, в то тяжелое время эти качества были жизненно необходимы. В кладовке среди прочего она хранила в полотняном мешке сушеные жердёлы (так у нас в Ростове называют абрикосы). Брать их было нельзя. Прабабушка использовали жердёлы для начинки, когда пекла пирожки. Но детям, конечно, очень хотелось полакомиться сладкими вкусными фруктами. Как быть? Онечка нашла выход. «Пойдем наберем жердёлы и поедим!», предложила она брату Леониду. «Мама ведь не разрешает!», – сказал Леня. «Да она не узнает!», -  обнадежила его сестра. Дети тайком пошли в кладовку, взяли фрукты, которые так их манили, наелись вдоволь. Но у них разболелись животы, и тайное стало явным. Мама все равно узнала об их «вылазке». Последовало ли за этим наказание, история умалчивает. Но я думаю, какие-то воспитательные меры прабабушка приняла.

  Жизнь Онечку не баловала. Но она всегда сохраняла оптимизм, бодрость духа, веру в лучшее. Бабушка знала много частушек, часто шутила, заражая окружающих своим заливистым смехом, и никогда не унывала. «Всегда вперед, назад ни шагу, запомни раз и навсегда! Храни в душе своей отвагу, не падай духом никогда», – повторяла она. Эти слова можно назвать девизом, с которым бабушка шла по жизни. Много трудностей выпало на ее долю, но она принимала все как есть и никогда не роптала. «На дно терпения оседает золото. Сегодня – полынь, завтра – мед» – еще одно из выражений, которое Анна Яковлевна повторяла. Очень мудрые слова. И актуальные в любое время.

Моя бабушка знала много интересных слов и выражений. Жаль, что не все они сохранились в моей памяти. Сейчас понимаю, что надо было их записывать, чтобы не потерялись, не ушли в небытие, чтобы сохранились - в том числе как примеры, демонстрирующие богатство русского языка. А тогда, в детстве, я просто слушала, улыбалась. Например, меня удивляет – в том числе как филолога – бабушкино слово «обрахУмить». Ни от кого больше не слышала этот глагол. Использовала его бабушка довольно часто, в разных ситуациях. «ОбрахУмить» можно платье, то есть «улучшить», «украсить», «перешить»; «обрахУмить» можно дом  или огород, то есть «привести в порядок». «ОбрахУмить» можно и себя, в этом случае «обрахУмить» может быть синонимом глаголов «накраситься», «приодеться», «нарядиться», а порой вмещает в себя все названные значения сразу. Очень ёмкое слово, не требующее долгих пояснений. В общем, зависит от конкретной ситуации. Мы с мамой частенько говорим «обрахУмить», и без лишних слов понимаем, что имеется в виду.

Еще мне нравится бабушкино слово «чельбЮшка» (а может, «чильбЮшка»), что означает «миска». Не уверена в правильности написания, знаю это слово только на слух. Необычным прилагательным «колготнАя» Анна Яковлевна называла беспокойную женщину. Еще одно колоритное выражение – быть одетым «сбок башмака», что означает «быть бедно одетым». В «копилке» моей бабушки было много ярких слов и выражений. 
Каждое лето мы с сестрой ездили в деревню к бабушке Ане. Всегда с теплом и нежностью вспоминаю эти поездки. В памяти всплывают дорогие сердцу картинки. Вот мы – мама, бабушка и я сестрой – сидим на летней кухне и пьем изумительный чай с мелиссой, из красивых цветастых кружек. Вот я уплетаю за обе щеки бабушкины «мокрые» блинчики – это когда блины разогревают на сковороде на сливочном масле, с добавлением молока. Это было непередаваемо вкусно! Вот мы с бабушкой сидим вечером на лавочке у ее дома, наслаждаясь летним теплом. Вот мы с сестрой бегаем босиком по траве за калиткой, а мимо нас проходит разная деревенская живность. Особенно яркое впечатление производили на нас индюки, один из которых как-то раз погнался за мной – уж не знаю, чем я ему не понравилась, еле убежала. Вот бабушка машет нам у ворот, провожая на автобус...

Уже девятнадцать лет нет на свете моей бабушки Ани, Онечки. Никогда больше не повторится чай с мелиссой, не повторятся «мокрые» блинчики и летние посиделки, и индюк больше не будет за мной бегать, и бабушка больше не помашет нам у калитки. Но живы в памяти ее доброе лицо, ее улыбка. И всякий раз, когда мы говорим «обрахУмить», она снова рядом. А используем мы это слово часто.


Рецензии