Анти- как про- со знаком минус

Задумалась тут над феноменом антисемитизма. И как-то вдруг поняла, что преобладающее большинство людей причины своих неудач, проблем или бедствий всегда видят в некой внешней мистической силе. А тех, кто готов анализировать только собственные поступки или просто мысли по поводу - невероятное меньшинство. Намного легче видеть вокруг гремучую смесь еврейских заговоров любого калибра, поскольку любой враг в конечном счёте всё же оказывается евреем, даже если этот враг - физиологический антисемит вроде Гитлера.

Страх исключает ответственность.
Сплочённые страхом превращают в противоположность любую нравственную норму. Страхом же оправдывается любое насилие и им же обосновывается рабство любого толка. В то же время, страх понятие интернациональное: не еврей боится еврея, еврей боится не еврея. Обыватели любой нации эмоционально сплочены против мистического феномена любого толка.

Вам никогда не приходило в голову что приставка анти- в сущности означает то же самое, что и про-, только со знаком минус? Впервые это открытие сделал Сергей Довлатов:  "— Толя, — зову я Наймана, — пойдемте в гости к Леве Друскину.
— Не пойду, — говорит, — какой-то он советский.
— То есть, как это советский? Вы ошибаетесь!
— Ну, антисоветский. Какая разница."

Если взять такую крайность как антифашизм, то люди, объединяемые этой идеей, обязательно создают такой же пучок, fascio, внутри которого все "скованы одной цепью", все друг за другом следят и безжалостно карают отступников. А, допустим, антисемиты изо всех сил мечтают обладать такими же исключительными дарованиями, что невозможно по определению: только тысячелетиями отрабатываемых прессинг по отношению к нации может порождать такое число разнообразных гениев. Но гениальность наднациональна и Сергей Рахманинов высоко ценил Антона Рубинштейна, а Пётр Капица - Льва Ландау; Геннадий Рождественский с удовольствием и гордостью исполнял произведения Альфреда Шнитке.

Любое декларативное "анти-" - всегда и целиком упрощённая схема убеждённого в своей исключительности примитивного обывателя.


Рецензии