Океан боли

Как-то раз один поэт патетически воскликнул, что в его черепе океан боли и мне эта фраза показалась весьма подходящей для описания состояния человека, публикация которого в социальной сети набрала многие тысячи просмотров, а вместе с тем и комментариев. И публикация эта вызвала такой интерес у масс не потому, что она была интересной с какой-либо точки зрения или в ней было что-то важное. Как это обычно бывает, на гребень волн социальных сетей поднимается совсем не то, что сеет в душах людей разумное, доброе, вечное, а то, что может служить темой для скандала. Вы можете себе представить, как большинство отреагирует на декларацию права каждого человека не смотреть интервью одной певицы, которая давно не поёт, но регулярно снабжает темами жёлтую прессу. Крайне опрометчиво было поминать имя этой святыне миллионов людей с постсоветского пространства всуе, потому что кто-то начал эту святыню попирать таким некультурным образом, что что это у любого вызывало тошноту, а кто-то начал возмущаться тем, что автор поста смеет не преклоняться перед талантом их любимицы.

Всем уже давно известно, благодаря социальным сетям, что большая часть человечества — это люди, которые вообще никак не способны себя проявить и это примерно процентов восемьдесят. Они не делают никаких публикаций, лишь изредка они могут нажать на отметку «нравится» или «не нравится» или на значок какой-то эмоции. Профили их практически пусты и таких в социальных сетях большинство, но в физическом мире их пустота не очевидна, потому что все привыкли к этому настолько, что любое проявление индивидуальности воспринимается, как чрезвычайное происшествие. Стоит кому-то что-то одеть непохожее на то, что выставляется в витринах магазина, и толпа тут же начинает реагировать, её частицы останавливаются, оглядываются в сторону необычно одетого человека. Если он одет слишком уж необычно, то его обступают, начинают возмущаться словесно и жестами, требуют от человека, чтобы он переоделся. Впрочем, трудно сейчас подобрать наряд, который вызвал бы такую реакцию толпы на улице, хотя в некоторых странах, если человек пройдёт по улице без одежды, то реакция будет именно такой.

Хотя в плане реакций на подобный раздражитель поведение толпы далеко не однородно. Кто-то проходит мимо, только поглазев на что-то необычное, кто-то выразит свои эмоции сдержанно, покачиванием головы и мимикой, кто-то начнёт возмущаться словесно, бормоча о том, что это какая-то срамота, кто-то уже будет выкрикивать свои требования слегка разбавляя поток своего мата, нормативной лексикой, а кто-то уже примется толкать необычно одетого человека, рвать его необычную одежду, тащить его в полицию или избивать. Активность реакций толпы зависит от отношения местных порядков и степени необычности наряда. Можно умозрительно представить, если папуас появится где-то в центре Лондона или Парижа, с древним оружием в руках, украшениями в стиле каменного века, и из одежды на нем будет только катека. Лондонцы решат, это это какой-то этнический музей устроил рекламную акцию, или это какой-то розыгрыш. Но если этот папуас появится где-то в стране радикального ислама, или в российском провинциальном городке, или же в Техасе, то реакция будет бурной и с высокой вероятностью агрессивной.

В социальной сети, где присутствуют и толерантные европейцы, и американские республиканцы расисты и россияне из глубинки, и латиноамериканцы с филиппинцами, потому реакции на какую-то необычную публикацию могут быть самыми разнообразными, хотя очень многое зависит от того, в какой из социальных сетей была сделана эта публикация и на каком она языке, в сочетании с её темой. Количество тех, кто из безликих частиц народной массы начинает как-то себя проявлять, в основном агрессивно, непостоянно, зависит от многих факторов, как мы видим. Интересно то, каким образом безликое человекоподобное существо, действия которого практически все бессознательны и совершаются по программе, которую в это тело загрузили в процессе воспитания, перестаёт быть безликим и ничем себя не проявляющим. Определённо это происходит, когда начинает раздражаться его базовый инстинкт самосохранения. Дело в том, что этот инстинкт хоть и базовый, то есть очень зависящий от генетики, но все же он зависит в большей степени от воспитания и общественных стереотипов.

К примеру, гражданину КНДР даже в раннем детстве ясно, что если кто-то неуважительно отзывается о вожде и его предках, то этот человек опасен и его надо или уничтожить собственноручно, что не очень одобряется тем же вождём, или обездвижить этого человека и передать блюстителям порядка, чтобы они его допросили с пристрастием и выяснили, как он до такого докатился, или на какую иностранную разведку он работает, наконец, у государства должна быть монополия на насилие. Пример с КНДР достаточно примитивен, как и все в той стране, в США все намного сложнее, потому что там нет единой религии, единых стандартов поведения, да и в разных местах этой страны эти стандарты достаточно динамично меняются. К примеру не так давно если американец африканского происхождения шёл по улице, обнимая американку скандинавского происхождения, то это могло вызвать массовое насилие. Теперь подобное явление вызывает у кого-то приступ подавленной агрессии, кто-то пытается убедить себя, что это нормально, а кто-то глубоко убеждён в том, что это нормально. И опять-таки в одном штате это считалось нормальным двести лет назад, а в другом это начало считаться нормальным только тридцать лет назад, хотя официально начало считаться семьдесят лет назад.

В США, тем не менее реакции людей более предсказуемы нежели на постсоветском пространстве. Дело в том, что в СССР руководство максимально неадекватно воспринимало действительность, и пыталось сделать своих подчинённых ещё более неадекватными, чем они сами, чтобы не утратить над ними контроль и это им вполне удалось в большинстве случаев. В стране советской были такие условия, что было просто невозможно говорить, думать и делать одно и то же. Советские люди с молоком матери усваивали, что чтобы выжить, надо выкатив глаза вопить о любви к родине и вождю, но при этом сама номенклатура дремала на съездах, тащила всё ото всюду к себе домой, то есть обращалась с собственностью общественной, как с личной и при этом думали все о том, как бы и где бы достать какой-то импортный товар или на худой конец тот товар, который произвела теневая экономика. И как же все мечтали убежать с любимой родину хоть куда-то в какую-то капиталистическую страну, где их квартира будет действительно их недвижимостью и их у неё не отберут после потери должности, и её можно будет без всяких манипуляций передать своим детям, потому не надо до смерти занимать эту должность. И как было возможно при всем при этом сохранить хоть какое-то психическое здоровье?

Трагедия людей с постсоветского пространства в том, что система эта уже рухнула под тяжестью созданных номенклатурой экономических проблем, но люди продолжили говорить одно, думать другое, а делать третье и успешно передают этот образ мышления и поведения своим потомкам, которые могут жить где угодно, но так же, как их деды и бабушки думать, делать и говорить совершенно по-разному, хотя в этом уже нет никакой необходимости. Потому иногда натыкаешься в социальной сети на человека, который с раннего детства живёт в Австралии, у него свой бизнес, он платит налоги, у него верная жена и благодарные ему дети. Но тут начинаешь читать его публикации и выясняется, что он ненавидит эту бездуховную Австралию и обожает Россию, где такой прекрасный лидер, которая ведёт войну со всем несправедливым миром, и он пишет и говорит, что не сегодня так завтра уедет в страну своих предков насовсем, бросив все. Тем не менее никуда он не едет, только продолжает исторгать из себя этот поток, хотя на него никто и не обращает внимания. А о чем этот человек думает не знают ни те, кто читает его социальные сети и говорит с ним в ресторане по вечерам, не знают этого и его жена с детьми, он об этом не говорит никому. А думает он о том, не совратить ли ему молодую секретаршу вьетнамского происхождения, не удрать ли от этой надоедливой и фригидной жены с этой секретаршей куда-то на остров в океане, где нет этого интернета, этой социальной сети полной его единомышленников, которые, как и он декларируют свою любовь к России, а значит духовность, делающую их сверхлюдьми. И к черту этот бизнес, уже и так заработал достаточно, чтобы не работать остаток жизни…

И самое смешное во всем этом то, что эти люди с постсоветского пространства непонятно чем руководствуются при выборе того, что им говорить, что делать и о чем думать. Человек может жить в России, работать на заводе за мизерную зарплату, говорить о том, что он хочет поехать в Америку или Европу или свергнуть диктатуру на родине, чтобы она стала частью цивилизованного мира, но при этом думать о том, как бы провернуть какую-то коррупционную схему, прихватить краденные денежки и уехать в Дубай, чтобы там купаться в роскоши и унижать окружающих. И казалось бы, что ему мешает привести к согласию свои мысли действия и разговоры? Но как-то скучно просто взять и сказать, что не могу я ничего, кроме того, как работать на заводе и плевать мне на диктатуру, родину, демократию и безразлично мне, где жить и признать, что никогда не получится у него провернуть никакую схему и ограбив родину поехать в Дубай купаться в роскоши.

По этой причине все реакции на публикации, сделанные на языках распавшегося СССР не вполне о том, что действительно думают и хотят те, кто их печатает, и не согласуются с тем, что они делают и, как они живут.  И именно несоответствие того, что люди печатают, с их действиями и мыслями, делают их комментарии более эмоциональными, неосознанными, агрессивными, истеричными, хаотичными, неадекватными. Человек может годами не слушать никакой музыки, жить где-то в Канаде и не вспоминать о своём прошлом в России, но тут в социальной сети он натыкается на публикацию о том, что какой-то российский певец не поддержал войну, как тут же начинает материться в комментариях о том, что музыка этого певца самая лучшая, он её слушает каждый день, а все те, кому этот певец не нравится сволочи последние, потому он их найдёт и будет пытать, а потом убьёт. И чтобы никто не узнал о таких его причудах, он не публикует свою фото в профиле этой социальной сети, как и свои реальные данные.

Есть, конечно, и более упрощённые модели людей с постсоветского пространства, у которых действия и слова друг другу соответствуют но вот думают они о другом и часто свои тайные мысли они уносят с собой в могилу  и никто о них не узнает. Бывает, что мысли и слова человека совпадают, но действия им не соответствуют и подобное следствие психического расстройства можно наблюдать у многих жителей планеты. Студент где-то во Франции может думать о том, как бы устроить революцию, все разделить, обсуждает это со своими однокурсниками, но тут же получает диплом и устраивается работать в крупную корпорацию, и зарабатывает вместе с женой единомышленницей на домик увитый плющом, на коллекцию дорогих автомобилей, и даже выйдя на пенсию, он продолжает бубнить о мировой революции, и планировать, как он избавиться от буржуазных излишеств и пойдёт работать учителем в гетто эмигрантов. Подобные персонажи могут вспылить и употребить крепкое словцо в дискуссии в социальной сети, если оппонент напомнит им об их работе на капиталиста и не в качестве простого рабочего, которому надо на пропитание заработать. Но такие люди не будут грозить оппоненту суровой расправой, проклинать его родителей и детей, потому что противоречия их не так уж и сильны, как у советских людей и их потомков.

И вот, человек на русском языке пишет короткий пост в социальной сети, в котором обращается скорее к кругу своих знакомых, и сообщает им о том, что не интересно ему слушать длинное интервью давно им забытой певицы, которая уже давно не поёт, да и раньше, её творчество его не впечатляло и просил не советовать ему это интервью слушать. И тут же эта публикация набирает достаточно много просмотров и под ней появляются злобные комментарии. Украинская беженка пишет, что он причастен к военным преступлениям РФ, если он не любит эту певицу, которая уехала с родины и это может считаться подвигом. Другая женщина из России написала, что этот человек совсем обалдел в своей Европе, если не почитает талант этой певицы и не слушает её старые песни о главном, но ничего, скоро Россия всю эту Европу завоюет и вернёт СССР в зад вместе с телевизорами, которые будут транслировать исключительно старые песни о главном. Третьи начали писать о том, что лично видели, как эта певица занималась проституцией, и множество других комментаторов пожелали обсудить пикантные подробности личной жизни этой певицы. Многие написали, что если он не хочет слушать это интервью, то нечего об этом писать, потому что подобное невнимание к их кумиру приводит их в ярость. Некоторые люди предположили, что на самом деле, автор этого поста не только интервью уже несколько раз прослушал, но и старые песни этого талантища слушал много лет каждый день, а написал об этом только, чтобы похвастаться своим уровнем развития и обратить на себя внимания. И тут уже явно прослеживаются их противоречия, вроде они считают певицу талантищем, и тут же убеждены в том, что невнимание к ней — это признак высокого уровня развития, которым можно хвастаться. Наконец кто-то пишет, что запрещает автору поста печатать что-то ещё, иначе найдёт и убьёт, чтоб не умничал тут. Какая-то женщина спрашивает у автора, почему его публикация попала к ней в ленту и собирается пожаловаться на это неожиданное вторжение администрации сети.

И все эти люди, которые резво строчат всякие гадости в комментариях, если их кто-то пытается упрекнуть в некультурном поведении, начинают возмущаться и говорить, что они вовсе не хамят, не оскорбляют других людей, которые пытались как-то себя проявить, а выражают своё особо ценное мнение. И чем это мнение примитивнее, чем более неуклюже и похабно оно было выражено, тем увереннее его обладатель в его ценности и неоспоримости. По этой причине, даже если читаешь публикации в ленте социальной сети или на каком-то портале, то категорически не хочется читать комментарии, мало того, что они скучны, так они ещё и токсичные.

И кому же эти комментарии нужны, возникает вопрос? Комментарии неодобрительные авторам совсем не нужны, а если кому-то что-то и понравилось, то комментарии эти однообразны, немногословны и скучны. По этой причине авторы, создающие весьма популярный контент просто отключают комментарии. Хотя, в таких случаях алгоритмы социальной сети перестают рекомендовать пользователям публикацию. Рационально ли это? С одой стороны пользователи могут быть недовольны тем, что им автор публикации не даёт высказать своё ценнейшее мнение, а с другой, высказаться хочет не такой уж и большой процент пользователей. Активные комментаторы отличаются тем, что не способны воспринимать объёмный контент. К авторам они относятся достаточно высокомерно, потому не считают нужным слишком долго что-то читать, смотреть или слушать. Они уверены в том, что им с пары слов все ясно, настолько они проницательны, и время дорого, надо до всех авторов успеть донести своё ценное мнение.

Однако, администраторы социальных сетей, как и администраторы групп в этих социальных сетях больше прислушиваются к комментаторам, нежели к авторам контента. Авторы заняты созданием контента, им некогда жаловаться администраторам, выяснять отношения с комментаторами, они просто тихо уходят, когда их начинают поливать грязью, ничего не требуя. А вот если администратор удалит какой-то похабный комментарий, какого-то профессионального хама, то этот хам будет без перерыва строчить жалобы на стеснения свободы слова, делать-то ему больше нечего, он же ничего не создаёт и не воспринимает. И малый процент скандалистов создаёт такое количество жалоб и шума, что у администратора создаётся впечатление, что свободы слова, то есть хамства хочет большинство.

А есть такие сети, как Х где публикаций в принципе нет, есть только комментарии, и там просто рай для тех, кто любит тупо и незатейливо хамить. Сам контент там мало кто публикует, часто там дают ссылку на контент, который находится на другом ресурсе. И в той сети никто не хочет никого ни за что удалять за некорректное поведение, потому что это было бы кощунством, низвержением святыни, которой поклоняются любители той социальной сети. И как же хорошо спиться, каким милым кажется мир, после того, как месяц не заходишь в подобные социальные сети, не читаешь там ленту, не публикуешь там ничего...


Рецензии