Жванецкий и Джаз

Жванецкий это не стендапер, а скорее джазовый музыкант в Юморе.

Покажу на примере…
Выходит молодой стендапер и говорит «Случай в аптеке!…».
Люди в зале гудят: — У-уууу!!! Уже 100 раз слышали! Что-нибудь новенькое давай!
Он: — Ну, ладно-ладно! Новенькое! «Случай на корпоративе!…».
Люди в зале гудят: — У-уууу…

Жванецкий — это другой жанр.
— Хотите я вам что-нибудь знакомое почитаю? «Собрание на ликёроводочном заводе»!

Глаза у публики теплеют.
— Одесский пароход!.. В Греческом зале!.. Нормально, Григорий! Отлично, Константин!…
Зрители радуются, как старому знакомому.
— Да, вы это 100 раз слышали!
Вы же были вчера на концерте! Вы смотрели по телевизору!
Вы заслушали записи до хрипа магнитофона!
Вы выучили каждое слово!

Вы знаете, где будет пауза, где — вздох, лучше автора!
Но он выходит на сцену не чтобы удивить. А чтобы напомнить, что Вы — люди одной Эпохи, с одной интонацией боли, надежды. Эпохи С Большой Буквы!

Его тексты — это музыка речи, где важна не только сама фраза, но и как она сказана. Он играет с темпом, с паузами, с интонацией. И даже если слушаешь в десятый раз — всё равно, кайфуешь!
Ему не нужны лайки, он дарит тепло.

Поэтому совет молодым авторам: пишите так, чтобы вас хотели слушать второй и третий раз!
(Того самого стендапера и в первый раз не хочется слушать! Он не шутит, он зарабатывает. Там нет души, там только слабые каламбуры).
Чтобы, услышав первую строчку, уже ждали всю остальную — как любимую песню, как запах из детства. Как Слово, которое понимают только «свои».

Хорошие шутки — как дорогое вино, с годами становится крепче и ярче! Усиливается желание веселиться в дружной теплой компании, смакуя и растягивая удовольствие. Классика Юмора 30-летней выдержки снова звучит актуально и современно.
Это как сравнивать современные сериалы и старую французскую комедия, хотя знаешь сюжет, всё равно хочется пересматривать. Мы любим за добрую атмосферу…
(А современные сериалы и в первый раз не хочется смотреть! Там жизни нет, там пластмасса, деревянные актёры).
Это ведь тоже Искусство: смеяться не от глупости, а от остроумия. С мягкой иронией. С теплом. С пониманием.
Поэтому Жванецкий всегда сложнее, видит глубже и говорит честнее.
Его тексты не просто смешные — они многослойные.
Сверху — лёгкий сарказм, в глубине — философия времени.

Они говорят, чтобы понимать Жванецкого, надо быть евреем???
— Но я же не еврей! Надеюсь…

Чтобы понимать юмор Гоголя, Ильфа и Петрова, Булгакова, Зощенко, Чехова… Вам не обязательно было жить 100 лет назад!
Надо просто чуть больше читать, слушать, наблюдать, дорасти до этого уровня — сегодня! Тогда вокруг Вас и люди другого уровня, и темы другие, и в жизни всё по-настоящему.
Классики говорят так, чтобы через 20 лет ты случайно вспомнил строчку — и вдруг понял, насколько она про тебя! Вот что такое Высокий Уровень Юмора.


Рецензии