Беседа 8. Поставлю тебя Богом
А.Е.Иванов
В прошлом сюжете было сказано, что еврейские писцы пожаловались фараону на условия, при которых было невозможно выполнять работы. Писцы за это были биты, а народ начал роптать и жаловаться Моисею. Бог укрепил веру Моисея, который передал уверения Господа народу.
---«И сказал Моисей так сынам Израиля, но они не послушали Моисея от малости духа и от работы тяжёлой».---
Не послушали «от малости духа», т.е. дух был в упадке, и терпения не хватило от изнеможения. Но Моисей старался передать народу дух и силу Божью, однако они не вдохновлялись его словом, и в этом было основание их неверия, ведь духовное всегда идёт прежде душевного. У фараона был жестокий дух, а у народа слабый. Однако именно в этих условиях должен был совершиться исход.
---«И сказал Господь Моисею, говоря: пойди, скажи фараону, царю Египта, да отпустит сынов Израиля из земли своей. И сказал Моисей пред лицом Господа, говоря: вот, сыны Израиля не послушали меня, как послушает меня фараон, а я не обрезан губами».---
Впервые слово «обрезание» приобретает символический смысл. В еврейском аналоге этого слова нет отрицания, т.к. оно означает - «имеющий крайнюю плоть». Моисей имеет ввиду то, что его речь ещё не складна, и что он не сможет придать ей нужную форму. Если же плоть обрезывается раз и навсегда, то речь, помыслы и сердце так не обуздываются. Но здесь Моисей боится скорее не своего косноязычия, а своего низкого пока статуса среди народа. То, что Бог ответил Моисею, мы узнаём не сразу, а лишь после оглашения имён начальников колен Израиля, ибо здесь объясняется сам предмет распри между Моисеем и фараоном – люди как народ, стоящие за именами вождей. Упомянуты три колена по старшенству – Рувима, Симеона и Левия.
---«И сказал Господь Моисею и Аарону и заповедовал сынам Израиля и фараону, царю Египта, чтобы вывести сынов Израиля из земли Египта. Сии главы дома отцов их: (далее идёт перечисление имён родословий)».---
Упоминание родословных записей необходимо для колена Левия, из которого происходили Моисей и Аарон. Они были сыновьями Амрама, сына Каафа, сына Левия. Значит, Моисей это третье поколение от Левия. Если считать от Левия, то в Египте жили четыре поколения рода Левия. Из дальнейшего перечисления имён узнаём, что внуком Каафа по иной линии был Корей, который впоследствии возглавит бунт против Моисея. А все сыновья Аарона станут священниками, а Надав и Авиуд погибнут, неправильно совершив жертвоприношение в синайской пустыне. Елеазар станет главным священником-левитом после смерти Аарона, который вместе с Иисусом Навином поведёт людей в землю обетованную. А сыном Елеазара был Финиес, известный тем, что он выступит против блуда с женщинами местного ханаанского племени моавитян, за что род Финееса навечно получит право быть священниками и лидерами народа.
---«Это Аарон и Моисей, те, которым сказал Господь: выведите сынов Израиля из земли Египта по воинствам их. Они, говорившие фараону, царю Египта, чтобы вывести сынов Израиля из Египта, это Моисей и Аарон».---
Воинства – «цеваот» как организованное и построенное множество, как подразделения. Предполагался именно такой организованный выход, который будет иметь характер служения Тому, Кто имеет имя – Бог воинств – «Саваоф».
---«И было, когда сказал Господь Моисею в земле Египта, и сказал Господь Моисею, говоря: Я – Господь. Скажи фараону, царю Египта, всё, что Я говорю тебе. И сказал Моисей пред лицом Господа: вот, я не обрезан губами, как послушает меня фараон? И сказал Господь Моисею: смотри, Я дал тебя Богом (Элохим) фараону, и Аарон, брат твой, будет пророк твой».---
Это очень странное выражение – «Я дал тебя Богом фараону». Но это означает, что по воле человека будет совершаться воля Божья. Это есть сотрудничество человека и Бога в деле спасения, которое называется – синергия. Один из важных моментом синергии это то, когда человек должен сам принимать решения, догадываясь о воле Божьей. В истории Израиля были лишь два пророка, которым Бог дал возможность решений от своего имени – Моисей и Илья. В их поступках и решениях совершалась воля Божья. Поэтому неудивительно то, что именно Моисей и Илья предстояли Христу на горе Фавор во время Его Преображения. Во Христе божественное и человеческое соединились, каждое в своём совершенстве. Таким образом, слова «Я дал тебя Богом» можно понимать как разрешение и повеление от Господа распоряжаться на подвластной Богу земле. Такой же способностью разрешать трудные ситуации от Господа был наделён и Авраам. Он должен был сам догадываться в трудных ситуациях о том, как ему правильно поступить, в чём проявляется воля Божья. Это говорит о том, что вера Авраама была живая, творческая, догадливая, находчивая. Авраам что-то постигал, а Бог это подтверждал. Бог сказал Аврааму: «Я благословлю благословляющего тебя и хулящего тебя прокляну» (Быт.12:3). Это означало то, что Бог будет хранить тех, кто хоть в чём-то сохранил свою духовную связь с Авраамом, и проклятие тем, кто разорвал эту связь. Поэтому в своём положении Моисей должен войти в духовную меру Авраама. Эти пророки, в общем смысле, являют собой пример того, как человек может и должен вести себя во всесилии, всеокружении и всеведении Божьем, ведь свобода воли человека такова, что она может разрушить Божий промысел о человеке, который пытается реализовать собственные помыслы. Далее узнаём, что лишь один раз Моисей усомнится в Божьем промысле, и Бог запретит ему вход в землю обетованную. Такова мера ответственности человека, вступающего в высшие сферы синергии. Таким образом, события Исхода становятся образцом и духовной школой для народа. Каждый народ, желающий иметь в себе Церковь, может научаться духовному возрастанию в событиях Исхода. Господь продолжает говорить:
---«Ты будешь говорить всё, что Я заповедаю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, и он отпустит сынов Израиля из земли своей, а Я ожесточу сердце фараона, умножу знамения Мои и чудеса Мои в земле Египта. И не послушает вас фараон, и наложу руку Мою на Египет, и выведу воинство Моё, сынов Израиля, из Египта судами великими. И узнают египтяне, что Я – Господь, простру руку мою на Египет и выведу сынов Израиля из среды их».---
В Священном Писании известны только три мировых события, исход которых Бог даёт знать людям заранее: Потоп, Исход и Страшный Суд. Результат этих событий надо знать. Ною Господь сказал до постройки ковчега, что положит с ним Завет. Поэтому не только спасение из вод Потопа было конечной целью трудов Ноя, а именно Завет. Потоп был образом Страшного Суда. Священное Писание настраивает человека на правильное понимание и ощущение себя человеком в этом мире. Духовное самочувствие человека определяется мировыми эпохами и событиями: Райское бытие; Жизнь после грехопадения; Воскресение Христово; Страшный Суд. Мироощущение человека-христианина должно находиться в подобном эпохальном ощущении, завершение и цель каждой из эпох, человек должен предощущать духовным предвидением. Для Ноя это было заключение Завета с Богом. Для будущего человечества Ветхого Завета – Воскресение Христово. Для нас ныне – Страшный Суд.
---«И сделал Моисей и Аарон, как заповедал им Господь, так они сделали. И Моисей был 80-ти лет, а Аарон 83-х лет, когда говорили они фараону».---
Начинается новый этап в истории Исхода – казни египетские. Им предшествует особое знамение о змее.
---«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если скажет вам фараон, говоря: дайте знамение, то скажи Аарону: возьми жезл свой и брось пред лицем фараона. Он будет змием. И пришли Моисей и Аарон к фараону и сделали так, как заповедал Господь, и бросил Аарон жезл свой пред лицем фараона и лицем рабов его, и бысть змий».---
Упоминается змий - «танин», что означает большое водное животное. Это может быть и ядовитая змея. В символическом значении «танин» - это одно из имён дьявола, который присутствует как деятельная сила во всей библейской картине мира. У него много наименований. В книге Иова он упоминается как «бхемот» или «левиафан». В зависимости от того, какая особенность врага рода человеческого выдвигается на первый план, используется то, или иное имя дьявола. В истории грехопадения дьявол выступает под прикрытием зверя земного – «нахаш». Этот змей был с ногами, но в проклятье от Бога, после грехопадения людей, лишился их и стал двигаться на персях и чреве, и есть «землю» во все дни жизни. Когда Господь давал Моисею повеления о знамениях, то в первом их них его посох должен был превратиться в этого змея «нахаш». Тогда Моисей должен был явить силу Божью, взяв змея за хвост. А когда Моисей и Аарон являют Божье знамение перед фараоном, слугами и жрецами, то вместо змея, виновника грехопадения, является образ противника Бога и человека, но уже как змия «танин» - морского существа более устрашающего вида. О своей окончательной победе над дьяволом читаем у пророка Исайи: «В день тот Господь убьёт зверя танин, что в море». Кроме устрашения, это знамение имело иной смысл, ибо фараон проявил упорство и неустрашимость, в результате чего далее в Писании не только змей «танин», но и сам фараон стали именами дьявола. Пророк Иезекииль: «Так говорит Господь Бог: вот, Я на тебя, фараон, царь Египта, змий танин великий, лежащий посреди рек своих, который говорит Мне: река моя, и я создал её себе» (Иез.29:3). Словосочетание «фараон мысленный» стало в литургической поэзии обозначением самого дьявола, а знамение Моисея о жезле и змие, стало пророчеством о гибели фараона, что его поглотит море, как тот самый «танин» - морской зверь. В библейской поэзии ярость моря также является символом мощи сатанинских сил, которым, однако, положен предел, ибо Господь сказал морю: «До сего дойдёшь и не перейдёшь, но в тебе самом сокрушатся волны твои» (Иов 38:11). Это означает такой порядок, когда злоба сокрушается самой же злобой. Фараону же, чьи жрецы превратят свои жезлы также в подобие змиев моря, уготована гибель от моря. В 73-м псалме животными «танин» аллегорически называются сами египтяне: «Ты разделил силой Твоей море, сокрушил головы змиев в воде» (Пс.73:13).
---«И позвал также фараон мудрых и колдующих и сделали также они, заклинатели Египта, тайнами их то же, и бросили каждый жезл свой и быша змиями».---
Заклинатели смогли повторить то, что сделали Аарон и Моисей, но чьей силой? Если маги Егитпта имеют силу от змия, он же – левиафан, а сам дьявол именуется – фараон, то это значит, что народ, в лице правителей и жрецов, подошёл к той черте, за которой дух Божий уже не мог присутствовать в этих людях. Это и называется – ожесточилось сердце. В книге Иова богопротивный дух описан в образах особых животных – бхемота и левиафана, чьё сердце стало абсолютно непроницаемо для духа Божьего. Повторение жрецами своего трюка с жезлами явило свидетельство непроницаемости их духа для духа Божьего, и это было именно испытанием их духа, подведением черты терпимости Бога, за которой последуют уже казни. Теперь рассмотрим подробнее кем же были эти слуги фараона? Во-первых, колдунами - «мекашефим». Возможное значение корня слова – сечь, отсекать, нарезать травы для магических зелий. Деятельность такого колдуна, возможно, связана с блудодеянием, с приготовлением приворотных зелий. В греческой Библии они названы – «фармакос», как чародеи ядов и лекарств. Далее упомянуты заклинатели – «хартумим». Значение корня слова – скрести, нарезать. Это могли быть изготовители магических знаков и амулетов и их активаторы, т.е. произносящие на них заклинания голосом. Заклинатели совершают само магическое действие и непосредственно выступают соперниками Моисея и Аарона. Они сделали своё дело, сказано – тайнами своими «лехатим». Значение - завёртывать, укутывать. По смыслу – то, что укрыто от чужих глаз, тайное, оккультное.
---«И бросили каждый жезл свой и быша змиями, и поглотил жезл Аарона жезл их. И ожесточилось сердце фараона, и он не послушал их, как говорил Господь».---
Сказано: поглотил жезл Аарона жезл их. Не змий поглотил змия, а жезл жезлы. Если бы змий, явившийся из жезла Аарона, поглотил змиев из жезлов египтян, то это было бы представимо, что, яко бы, дьявол поглотил демонов. Но произошло иное – жезл Аарона поглотил именно жезлы египтян. Здесь необходимо вспомнить, что жезл это не только посох, но, также, в его символическом значении – сила и символ Мессии, ожидание и принятие которого, есть высшая миссия Израиля. Перед лицом фараона произошло не только чудо, но именно знамение этой миссии в образе жезла. Израиль должен выйти из Египта, чтобы родить и вывести из своей среды Мессию, и это Его силой были поглощены жезлы египтян. И при всём этом, как было сказано – ожесточилось сердце фараона, т.е. фараон укрепился в своём собственном намерении. Сердце стало тяжёлым – «кавэд», но оно могло быть богато и обильно от присутствия Божьей Славы – «кавод», как однокоренное слово. Но оно не выдержало присутствия этой Славы, которая требует высокого личного духовного основания, и распалось по частицам злобы и сопротивления, провалившись на дно упорства во грехе.
---«И сказал Господь Моисею: тяжело сердце фараона, он отказывается отпустить народ. Пойди к фараону утром. Вот он выходит к воде, а ты встань, чтобы встретить его на берегу реки, и жезл, который превращался в змея возьмёшь в руку свою. И скажешь ему: Господь Бог евреев послал меня к тебе, говоря, отпусти народ Мой, да послужат Мне в пустыне. Но вот, ты не послушал доселе».---
Когда Моисей пойдёт к фараону, он должен будет взять с собой жезл, превратившийся в змея «нахаш». И это было первое знамение, когда Моисей должен был схватить того змея за хвост, как виновника грехопадения, знамение о том, что в немощи человеческой совершается сила Божья. Но теперь жезл в руках Моисея уже не будет превращаться ни в змия - «танин», ни в разумного райского змея – «нахаш». События устрашения, связанные со змеями, завершились, и дух Египта был окончательно явлен пред Богом. Начинаются казни.
Свидетельство о публикации №225091501574