Мое знакомство с Японией
Танкеры типа "Л" строились для СССР на двух японских верфях:Ishikawajima - Harima Heavy Industries (IHI) в Айой. и Mitsubishi Zosen Heavy Industries в Хиросиме..
Приёмка судна происходила на крупном судостроительном заводе «Исикавадзима Харима Индастри» (Ishikawajima-Harima Heavy Industries) , в маленьком городке Айой. Город расположен на южном побережье острова Хонсю во внутреннем Японском море. На этом заводе были уже построены и переданы СССР танкера: Лисичанск , Ленкорань, Люботин, Ливны, Лозовая.
В процессе работы у нас складывались дружественные отношения с рабочими, мастерами цехов. Иногда работники завода приглашали нас к себе домой. Так мы с капитаном и стармехом побывали в гостях у мастера механического цеха, начальника палубного цеха, заместителя директора завода по производству. Познакомились с бытом японцев на различных уровнях. Это дало мне возможность познакомиться с японской кухней и с японским этикетом.
После ходовых испытаний в Японском море, судно 14.12.1963 было официально передано экипажу, и на судне был поднят флаг СССР. Перед Новым 1964 годом, мы снялись на Одессу, и началась обычная работа, рейсы на Европу, на Кубу, в Японию,ре. Приёмка судна длилась более месяца.
После пожара в мае 1964 года в порту Туапсе, "Лиски" поставили на ремонт в тот же завод-строитель в Айой. Ремонт занял более месяца.
Впоследствии, мне приходилось много раз делать рейсы в Японию, Токио, Чибо, Иокогама, несколько рейсов из Москалево в Чибо (порт в Токийском заливе), с грузом сырой нефти.
Более трех месяцев жизни в Японии, на приемке танкера «Лиски», на верфи Ishikawajima-Harima Heavy Industries , а затем на ремонте судна на этой верфи в городе Айой и многочисленных рейсов на Японию, вызвали у меня интерес к этой стране. Впервые названия хокку я услышал там в Японии. С японской поэзией меня познакомил переводчик из бывших военнопленных. Это был образованный, интеллигентный человек , хорошо знающий историю и культуру Японии.
Он же подарил мне маленький карманный словарь-разговорник японо-русский и русско- японский с латинской транскрипцией, и познакомил с основами японского этикета.
Японцы ценят личное пространство. Никаких объятий при встрече, дружеских похлопываний по плечу. Держите дистанцию. Единственное исключение – рукопожатие, но и его лучше дождаться от японца.
В Японии приветствуют поклоном – от легкого кивка до глубокого изгиба. Иерархия здесь не просто слово, а язык тела: чем выше статус собеседника, тем ниже и продолжительнее поклон. Иностранцу прощают многое, довольствуясь скромным наклоном головы, просто кивните в знак уважения. Поклон – это и благодарность, и извинение. Рукопожатия здесь редкость, не спешите протягивать руку первым. Если японец сам предложит этот жест, примите его, в противном случае – поклон решит все.
В это время, на верфи закачивалась постройка однотипного танкера «Лозовая». В честь окончания строительства и передачи танкера в собственность СССР, администрация завода устроила приём, на который были приглашены от «Лиски» капитан Турецкий, стармех Токарев и я как старпом. Там мы впервые попробовали Сакэ, национальный напиток Японии, попробовали суши, и познакомились с этикетом японского стола. Согласно давнему обычаю, во время еды японцы сидят на полу на татами, за низким столом.
В декабре 1963 года экипаж принял шестое судно серии – танкер «Лиски». После ходовых испытаний в Японском море, судно было официально передано экипажу, и на судне был поднят флаг СССР. Администрация верфи организовала торжественный приём, на котором присутствовали представители Министерства морского флота СССР и торгпредства СССР.
Приемы, банкеты, обычно проводят в дзасики, специальное помещени для приемов, в здании Администрации завода. В большой комнате (дзасики) низкие столы, расположенные примерно в пятнадцати сантиметрах от пола, установлены на ццновках=татами, и сдвинуты вместе, образуя единую большую поверхность. Вокруг лежат тёмные шелковые подушки дзабутон
В дзасики — полы, татами, которые создают мягкую поверхность для сидения.. В дзасики используются низкие столики, за которыми гости сидят на полу или на подушках. Татами – священное пространство, табу для любой обуви, даже домашней. Здесь японцы непреклонны. Уличную обувь оставляют у входа, переступая порог дома босиком или в тапочках.:
Посещение дзасики подразумевает соблюдение традиционного японского этикета, включая сидение на полу и использование специальных полотенец для рук (осибори).
На татами сидят на подушках дзабутон, которые обеспечивают комфорт при сидении на полу. В некоторых дзасики предусмотрены углубления для ног, чтобы сделать сидение более удобным, особенно для иностранцев. Такое мы встретили в гостях у мастера докового цеха.
На приемах, связанных с каким-то определённым событием, для обслуживания приглашённых гостей приглашают специально подготовленных девушек — «хостесс», чьим основным занятием является забота о гостях. Термин «хостесс» пришёл из английского языка и появился в Японии в 1960-х годах; у этого слова нет точного японского аналога
В Японии хостесс — это обычно молодая и привлекательная девушка, владеющая иностранным языком. Её главная задача -развлекать клиентов, разливать напитки и обеспечивать комфортную атмосферу для общения и отдыха. Иногда иностранные гости называют их гейшами, но статус хостес и гейш совершенно не равнозначен.
Японцы при еде сидят либо в позе сэйдза — на коленях, с ягодицами, покоящимися на пятках, либо в более расслабленной позе агура — с ногами, скрещенными перед собой. Первая поза считается более официальной и чаще применяется мужчинами, в то время как вторая используется в более неофициальной обстановке.
На приёме за каждым из гостей находилась девушка в кимоно — «хостесс». Она помогала разобраться с подаваемыми блюдами, следила за наполнением чашки саке, регулярно предлагая её дополнить.
В Японии, учитывая климатические особенности, перед едой обычно подают осибори — горячую влажную салфетку, которой вытирают руки и лицо.
.
Хостесс садится не бок о бок с вами, а немного сзади. Она наливает саке, подаёт кушанья, умгновенно вскочив, чтобы помочь служанке принести новые блюда; на минуту уходит, а затем возвращается к вашему столу. Она не наливает напиток в стоящую на столе рюмку, а произносит «Дозо» (что означает «пожалуйста») — при этом вы должны поднять свою рюмку со стола, только после этого она налит саке. Если вы не поднимете рюмку, значит, вы отказываетесь от питья.
За столом у вашего места, вас ждут хаси, палочки для еды. Если вы не умеете ими пользоваться можно попросить обычные вилку и ложку. У каждого блюда свое место на подносе. Мелкие тарелки – справа, глубокие – слева. Рис и суп – ближе к вам, закуски – вдали. Скромный званый ужин – это пять перемен блюд: рис, суп и три-четыре закуски. Официальный обед – с рисом, двумя супами, 7-10 закусками, парой десертов и чаем.
Перед трапезой вам подадут осибори – горячее влажное полотенце для рук и лица.
Начинается еда со слова «Итадакимас!» и легкого поклона. Это знак уважения к пище и хозяину. Первым приступает к еде тот, кто пригласил вас. Обычно сначала подают суп и рис, который сопровождает почти каждое блюдо. Переставляя посуду, делайте это двумя руками.
В начале застолья японцы поднимают один тост с возгласом «Кампай!» («До дна!»). Наполнять свой бокал самостоятельно не принято – об этом позаботятся ваши соседи.
Традиция предписывает начинать с риса, хотя бы с маленького комочка. Суп пьют прямо из чаши, а твердые ингредиенты едят палочками. На этом строгие ритуалы заканчиваются, дальше – свобода выбора и порядка.
Результатом моего интереса к Японии появился ряд публикаций на Проза. ру., в сборнике Япония.
• В Японии не только суши, но и мисо-суп -
• Сэппуку или Харакири -
• О японской поэзии -
• Басё и его хокку -
• Самураи и гейши -
• Гейша гейко -
• Уильям Адамс штурман-он же Андзин Миура самурай -
• Япония-откуда пришли японцы -
• Будо-Японские боевые искусства. Бусидо-Путь воина -
• Сакура в Японии символизирует эфемерность жизни -
• Япония Страна восходящего солнца -
• Ясукэ Yasuke -самурай -афро-японец -
• Сакэ-часть культуры Японии -
• Самураи, ронины, ниндзя- кто они? -
• Япония Страна восходящего солнца -
Свидетельство о публикации №225091501643
Михаил Бортников 19.09.2025 14:25 Заявить о нарушении
Леонард Позолотин 19.09.2025 21:15 Заявить о нарушении
Михаил Бортников 19.09.2025 21:42 Заявить о нарушении