Не позвать ли нам Фромма на свидание?

НЕ ПОЗВАТЬ ЛИ НАМ ФРОММА НА СВИДАНИЕ?
ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ В ЭПОХУ СВИП-СТОРИ И ДУХОВНЫХ ПРАКТИК. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ ПРОЧИТАННОГО - ЭРИХ ФРОММ "ИСКУССТВО ЛЮБВИ".


Представьте: вы устраиваетесь поудобнее в кресле с чашкой травяного чая, закутавшись в уютный плед. В одной руке — телефон с открытым романом о сильной героине, находящей свою внутреннюю силу и, разумеется, глубокую связь с партнером. В другой — книга, которая пахнет временем и мудростью: «Искусство любить» Эриха Фромма, работа 1956 года, где психоаналитик исследует любовь как искусство, требующее знаний, усилий и практики. Кажется, что между этими двумя мирами — пропасть. Но что, если это не так? Что, если они говорят об одном и том же, просто разными языками?

Мы, современные женщины, разрываемся между поиском родственной души и жаждой самореализации. Мы изучаем психологию отношений, стремимся к осознанности, читаем романы, где любовь — это не просто магия, а глубокое взаимное узнавание. И в этом красивом, наполненном смыслами поиске нам порой не хватает чего-то фундаментального — системы, целостного мировоззрения. Именно его и предлагает нам элегантный мыслитель из прошлого века Эрих Фромм.

Его книга — не сухой научный трактат. Это легкое для прочтения, но бездонное по смыслу произведение. Фромм смотрит на любовь не как на удачу или фатум, а как на искусство. А что такое искусство? Это мастерство, дисциплина, практика и глубочайшая включенность. Точно так же, как мы развиваем эмоциональный интеллект или учимся слушать себя и других.

Вот его главный парадокс, который находит отклик в любой женской душе: «два существа составляют одно целое и все же остаются двумя существами». Разве не об этом мы мечтаем? Не о слиянии, где теряешь себя, а о союзе, где ты обретаешь и его, и себя — новую, настоящую. Современная литература все чаще показывает именно это: героиня не растворяется в герое, а, пройдя через отношения, расцветает. Фромм же даёт нам философское и психологическое обоснование этому сюжету.

Его слова о том, что «любовь – это акт веры, и тот, кто слабо верит, тот слабо любит», звучат сегодня как никогда актуально. В эпоху, где знакомства начинаются со свайпов, а «гарантии» и «выгода» стали частью лексикона свиданий, его идея любить «не требуя гарантий» кажется ересью. Но так ли это? По сути, это и есть высшее доверие к жизни и к себе — к своей способности справиться с болью, пройти через урок и остаться открытой. Это и есть та самая эмоциональная зрелость, к которой мы так стремимся.

А его определение уважения — это готовый мануал для осознанных отношений: «Уважать человека – значит быть заинтересованным в том, чтобы он развивался по собственному пути». Не по тому, который удобен мне. Не по тому, который я для него придумала. А по его собственному. Это высшая степень принятия, о которой говорят современные психологи.

Фромм смело заявляет то, о чем мы часто догадываемся интуитивно: «Любовь не возникает в результате адекватного сексуального поведения… счастье в половых отношениях… возникает в результате любви». Он переворачивает с ног на голову современный культ «техники», доказывая, что истинная близость рождается не из умения, а из чувства. Из глубины соединения двух людей «на самом глубоком уровне существования».

И здесь мы подходим к самому главному. Фромм был не просто психологом. Он был провидцем. Он видел корень проблем не в отдельных людях, а в системе. Его вывод о том, что «принцип, на котором основано капиталистическое общество и принцип любви – несовместимы», бьет прямо в цель. Общество потребления учит нас «потреблять» и отношения: искать выгоду, менять «устаревшую модель» на новую, легко расставаться. Любовь же, по Фромму, требует отдачи, верности, ответственности и труда. Это анти-потребительский акт. Это бунт.

Читать Фромма сегодня — это не дань моде на интеллектуализм. Это глубоко психологичный, женственный и вдохновляющий акт. Это мост между нашим стремлением к красивой, страстной сказке и нашей же потребностью в осознанных, здоровых, настоящих отношениях. Он даёт нам не просто «ценные мысли», а целый алфавит, с помощью которого мы можем заново расшифровать и свою любовную историю, и свои ожидания, и свои страхи.

Так что в следующий раз, откладывая в сторону телефон с увлекательным романом, возможно, стоит на минуту задержаться на корешке «Искусства любить». Это и есть тот самый продвинутый роман — роман о нас. О том, как преодолеть страхи и научиться настоящему искусству — искусству быть вместе, оставаясь собой. И это, пожалуй, самый главный сюжет для мыслящей женщины, ищущей не просто партнера, а со-творца своей реальности.


Рецензии