Фэнтези
Ура! Мини-марафон «Фэнтези» #фэнтезиКПМ официально стартовал!
Первая теоретическая статья и первое домашнее задание:
vk.com/@pisateli_rf-fan1
Дедлайн по заданию: завтра в 18:00 по МСК. Важно! Доступ к статьям даётся только на 24 часа.
Дерзай, путник.
Впереди долгий путь.
01. Ловушки
Необычные животные, экзотичный пейзаж, дворцы и замки, море волшебства и магии. Что еще нужно для мира фэнтези?
Придумывай, что хочешь, и все. Этот миф прочно закрепился на просторах русскоязычного фэнтези.
Многие по какой-то неведомой причине считают, что фэнтези – самый простой и непритязательный жанр. И именно из-за этого многие из произведений начинающих писателей так и остаются на самых дальних полках.
Мир фэнтези – это не просто сеттинг, это полноценный второстепенный персонаж, которого обязательно надо учитывать в основном конфликте.
Если его не проработать, история может не родиться, или в процессе написания придется заново изобретать велосипед, теряя время и силы.
Поговорим о мифах о мире фэнтези.
Ловушка 1. «Если есть магия, мир уже интересный»
«Фэнтези — это не волшебство ради волшебства. Это выбор невозможного, ставшего возможным, чтобы показать нечто большее», — Род Серлинг (лауреат премии Хьюго).
В этом мифе мы затрагиваем такой важный компонент для фэнтези, как фантастическое допущение.
Это то, на чем держится этот жанр, потому что если его убрать из сюжета, и от этого он не пострадает, не развалится, не потеряет смысл, то перед вами «антуражное» фэнтези (от слова «антураж» — совокупность деталей, задающих тон и атмосферу), и не более.
Если на заре становления жанра это было приемлемым, то сейчас нет.
Фантастическое допущение (ФД), должно создавать конфликт, последствия, цену. Если магия просто существует — это декорация. Если её можно убрать и мир не поменяется, значит, магия бессмысленна.
Пример:
Если убрать магию у Сапковского — Ведьмак становится просто наёмником.
Но ФД произведения:
мутация + цена за магию — мир рухнет, как и само произведение, если их убрать. Это признак грамотного допущения.
Ловушка 2. «Чем больше деталей, тем круче мир»
Детали важны, если они служат цели.
Мир — это не энциклопедия и бестиарий, а сцена, где развивается конфликт. И миропостроение — не накопление фактов, а выбор значимых элементов, по принципу «ружья» Чехова (если оно появилось в первом акте, то в третьем обязательно выстрелит).
Толкиен создавал языки и карты, но они были не целью, а средством донести мифопоэтику мира. Без глубины смысла — любые детали становятся красивой «пустышкой».
Можно создать 5 континентов, 12 рас, но смысла в этом не будет, если они не сыграют в истории роль.
Глубина мира — не в количестве рас, а в их связи с конфликтом и темой произведения.
«Волкодав», Семенова.
Количество племён и рас не просто создают атмосферу произведения, но и активно участвуют в дополнительных конфликтах произведения, углубляя основной.
Ловушка 3. «Мир должен быть полностью оригинальным»
Мэтры миропостроения (например, Эллефсон) говорят, что фэнтези опирается на знакомое + новое. Оригинальность должна быть безопасной, так как читатель ждёт не только чего-то необычного и экзотичного – волшебно-магического, ему нужны ориентиры и узнаваемость.
Толкиен говорил, что новизна должна быть понятной. Должно сложиться множество условий, как вполне понятных и обоснованных, так и уникальных, чтобы необычная и экстравагантная книга вышла в тренд. Это уникальное стечение обстоятельств.
В большинстве своем люди не любят перемены, в понятном и стабильном мире весьма уютно, может и не совсем комфортно, но лучше так, чем жить во время перемен.
Поэтому отказ от аналогов делает мир «пустым».
Ассоциации, архетипы, детали – всё это даёт эффект безопасной новизны и делает мир многомерным.
Ловушка 4. «Мир живёт сам по себе, не надо его связывать с сюжетом»
Эту лекцию мы начали как раз с развенчания этой ловушки.
«Мир — это не фон, это участник конфликта».
Джемисин, лауреат премии Хьюго.
Если мир не даёт препятствий, ресурсов, ставок, он мёртв.
Так в «Хрониках Амбера», Желязны, Путь – это не просто красивый орнамент или телепорт, и не просто «прикольная идея», это способ борьбы за трон.
Если мир просто существует и никак не затрагивает героя, кроме как предоставляя ему сцену, то в нём нет смысла.
Миф 5. «Культура мира — это необязательное дополнение»
Культура мира формирует социальные ожидания, ритуалы, запреты, мотивации героев. Без неё — персонажи ведут себя как «люди из нашего мира в странных костюмах». Без культуры мир — это просто география.
Культура – это его душа. Упуская это, мы забываем о том, что наши герои выросли в ней, усвоили ее особенности и устои, они продукт культуры и несут в себе ее код. Так мы теряем уникальность истории.
Находясь под влиянием этих мифов-ловушек, мы получаем негативный результат - мир не живёт, читатель не верит, либо быстро забывает, о чём был сюжет, история разваливается.
Что важно?
— Понимать ФД как конфликт и цену.
— Строить детали под нужды сюжета.
— Связывать мир с героем и темой.
— Давать культуру как источник конфликтов и смыслов.
Это сложные темы, которые мы поднимем как на бесплатном марафоне, так и на масштабном фэнтезийном курсе «Творец миров». Пока что — закрепим самые основы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упражнение на ближайшие 23 часа (дедлайн — завтра в 18:00 по МСК):
Прочитайте фрагмент:
«В мире Лурган все могут колдовать с рождения. Города летают в небе, и это очень красиво. Все народы равны, и войны давно ушли в прошлое. Магия не имеет ограничений, каждый может получить всё, что захочет. Люди живут, наслаждаясь бесконечной свободой.
Король Лурган правит из летающего замка и охраняет баланс магии.
Всё спокойно — пока однажды не прилетает дракон».
Определи ловушки, в которые попал автор. Опиши.
Опиши фантастическое допущение для своей книги. Какие детали покажут ФД в действии? Какие риски существуют для героев в этом мире? Как ФД сформировал уникальную культуру? Опиши своими словами. Не менее 1 000 символов с пробелами.
Публикуй получившийся текст на стене группы:
https://vk.com/mifant
Ты можешь продублировать ДЗ на свою страницу, но не забудь поставить хэштег #фэнтезиКПМ.
Прикрепи к посту изображение. Найди в сети картинку, которая будет максимально точно соответствовать герою и его мотивам.
Мы уже в пути. До конца дойдут только самые отважные путники. Наберись сил и сдай задание вовремя.
До связи!
Свидетельство о публикации №225091501761