Сказка-притча о шахматном рыцаре

В одном уютном королевстве, где цвели розы и пели птицы, жила Королева. После смерти Короля она чувствовала себя одинокой. Единственное, что её радовало, — это её дети и внуки. Но они выросли, и у каждого из них была своя жизнь и свои заботы. Теперь она жила одна, и её замок с садом лишь изредка наполнялись звонким смехом самого младшего её наследника — маленького Принца.

Королева понимала, что управлять королевством одной будет нелегко; нужен был человек, который разделил бы с ней все заботы и стал ей надёжной опорой.

И вот однажды у ворот замка появился Рыцарь на белом Коне. Он выглядел таким уставшим и одиноким, что Королева приказала открыть ворота и впустить его. Когда он приблизился, Королева заметила, что его белый рыцарский плащ с внутренней стороны был чёрным. «Какое красивое сочетание цветов», — подумала тогда Королева.

Чёрно-Белый Рыцарь, отдохнув с дороги, осмотрелся и сказал, что замок ему понравился, и если Королева позволит, он хочет остаться здесь на некоторое время. Он не грозился завоевать мир и был немногословен. В его странном молчании таилась, как ей тогда казалось, глубокая мудрость и знание жизни.

Понемногу Рыцарь освоился и стал помогать управлять королевством. Но его поступки иногда настораживали Королеву своей непредсказуемостью. Он всегда говорил правильные слова, но был излишне жесток с подданными. Рыцарь объяснял это тем, что все вокруг ведут себя не так, как надо, и всё в королевстве устроено плохо. Это не нравилось Королеве, и они стали ссориться.

Эта открывшаяся чёрная сторона души Рыцаря, поначалу незаметная никому, кроме Королевы, вносила в их отношения холод, замораживающий звуки и краски жизни. Королева жаждала душевных разговоров, обмена историями, радостных всплесков эмоций. Но Рыцарь довольствовался скудным набором бытовых потребностей: велеть слугам починить седло, подковать коня, купить новые доспехи; он любил вкусно поесть. Душа Королевы, яркая и огненная, металась в поисках понимания и отклика, но будто натыкалась на высокую, гладкую и холодную скалу.

В самые трудные моменты, когда ей особенно нужна была его поддержка, Рыцарь молча надевал свой плащ, садился на коня и покидал королевство. «Наверное,для него здесь слишком шумно и хлопотно, он устаёт или ему нужно по делам в свою старую башню соседнего королевства, где он жил раньше», — пыталась как-то объяснить его уходы Королева. Но, как оказалось потом, Рыцарь просто уставал притворяться хорошим и не мог долго выносить шум, смех, радостные эмоции окружающих. Ему нужно было уединение, чтобы прийти в себя. Спустя некоторое время Рыцарь, как ни в чём не бывало, возвращался обратно и выпрашивал у Королевы прощение за своё поведение.

Королева старалась занять себя делами, понемногу приводила в порядок своё королевство. Но после каждого такого расставания и ссор она чувствовала, как её радость и вдохновение утекают, будто вода в песок. Она стала замечать, что подданные тоже пребывали в безрадостном состоянии уныния. Принц почему-то перестал смеяться. Цветы в саду медленно увядали, а королевство приходило в запустение.

Рыцарь же, наоборот, наполнялся неведомой силой. Он будто играл с ней в странную шахматную партию.Его ходы были непредсказуемы: он мог позволить себе грубость по отношению к окружающим, взорваться гневом из-за пустяка или шалости маленького Принца. Поначалу Королева пыталась остановить это,мирить их после ссор, строила хитроумные мосты понимания, зажигала факелы откровенных разговоров с Рыцарем и Принцем. Иногда это удавалось, но всё повторялось вновь. Душа Королевы после этого начинала беззвучно плакать, проваливаясь в пустоту оглушающей бессонницы. Рыцарь же, напротив, становился всё увереннее, был доволен собой, но оставался совершенно равнодушным к её страданиям. О какой-то телесной или душевной близости между ними не могло быть и речи.

Однажды ночью, после очередной бессонной битвы с пустотой, в подсознании Королевы, словно молния, блеснуло озарение. Она увидела свою жизнь как шахматную доску с чёрно-белыми фигурами. Вихрем пронеслись все поступки и слова Рыцаря, и вдруг все пазлы сложились в ясную картину: Рыцарь серьёзно болен. Его вспыльчивость, сменяющаяся холодностью, его притворная забота, заканчивающаяся равнодушием, на самом деле были правилами неведомой Королеве болезненной «шахматной игры». Чёрно-белый Рыцарь не мог быть другим и играть иначе. Его холодный расчёт был направлен на то, чтобы править королевством и подчинить Королеву себе. Её отступление могло привести к проигрышу. В такой заранее просчитанной игре невозможно победить, как нельзя превратить чёрно-белого Короля в полностью белого. Его белая, видимая сторона души, как плащ, лишь прикрывала чёрную сущность. Думая, что нашла в Рыцаре единомышленника, Королева впустила в свои стены троянского коня, который намеревался завоевать и разрушить её королевство изнутри. Интуиция подсказывала, что эту болезнь не вылечить, а Рыцаря никогда не изменить и не победить, если играть по его правилам. Необходимо было как можно скорее выйти из игры,не дожидаясь шаха или мата, потому что это становилось опасно не только для неё, но и для близких.

И тогда Королева приняла самое мудрое и сильное решение в своей жизни — не делать ответный ход. Она мысленно отодвинула шахматную доску.«Я не играю в эту игру больше», — произнесла она. — Я не буду больше тебе ничего доказывать и объяснять, но ты должен уйти навсегда. Ты чужой в моём королевстве».

Она указала Рыцарю на дверь. Тот со злостью, но одновременно с бесконечной усталостью и чувством облегчения направился к воротам, через которые столько раз входил и выходил.

Королева выбрала не победу над ним, а победу для себя. Победу своего света над его холодом и тьмой, своей радости — над его унынием и пустотой, своей живой души — над его эмоционально парализованной душой.

И когда Рыцарь ушёл, в замке воцарилась тишина. Но это была уже не та мёртвая тишина, от которой кричала душа и меркло всё вокруг. Это была тишина перед рассветом. Тишина избавления от иллюзий.

Королева вдохнула полной грудью. Она снова услышала пение птиц, детский смех, ощутилала запах роз. К ней вернулось желание радоваться. Она почувствовала себя полноправной хозяйкой своего СВЕТЛОГО КОРОЛЕВСТВА, независимого и самодостаточного. И её сердце,наконец, успокоилось и перестало кричать. Оно начало петь.

(продолжение следует)
.


Рецензии