Поэма о Втором отряде и Жёсткий Модуль
Поклялись мы друг другу без слов
Брать вершины, которые надо,
Побеждая себя и врагов
(одна из песен Второго отряда) автор Surmico
Разумеется, педагоги четвёртой школы 1988-го года ничего не знали, да и не могли знать о Втором Отряде Ратушного в Феодосии.
Между тем именно во Втором Отряде на практике реализовывалась модель, позднее предложенная коллективу четвёртой школы Урая.
Наработка с потоком из 36 девичьих классов (а у меня занимались строго девочки шестой школы) позволила наконец разгадать секрет общения именно с девчонками 1-6 классов школы.
И здесь нельзя не удивляться тому, насколько на самом деле глубоко была выстроена советская школа воспитания новобранцев.
Имея опыт трех лет служения в военно-морском флоте автор этих строк все-таки разобрался с базовыми категориями.
Применённый концентрированно во Втором отряде опыт оказался бесценным!
Первое правило: как можно меньше слов!
Второе правило: слова чем короче, тем лучше!
Третье правило: основа воспитания коллектива – ритуалы.
Четвертое правило: единая форма во всём!
Пятое правило: строгое соблюдение регламента
Что такое «жёсткий модуль» в школе Ратушного?
Это строго четыре урока каждый день в любую непогоду.
Ребенок очень быстро понимает: от четырех уроков не отвертеться и не отбиться никакими способами.
Каждый из четырех намеченных уроков состоится!
Ежедневно 35 минут математики, 35 минут естествознания, 35 минут языкознания м 35 минут социологии. Скорее мир провалится в пропасть, чем сорвется хотя бы один из уроков в Жёстком модуле.
Каждый элемент программы Второго отряда на юге начинался с построения.
Каждый урок Жёсткого модуля открывается построением класса.
Именно на построении классу ставится конкретная задача на предстоящий урок. Слов должно быть мало и они должны быть очень глубоко продуманными. Никаких «лырыческих» отступлений. Никакого искуственного «гумора». Задача формулируется предельно ясно, предельно понятно, предельно кратко.
У педагога 5-7 минут на «объяснение нового материала».
Далее активная работа учащихся (самостоятельная, в микрогруппах, в макрогруппе). Последние 3-4 минуты урока на подведение итогов и закрепление. Строго по звонку построение-расставание без слов!
При грамотном (уместно и «правильном») запуске микроигры на уроке учащийся с огромным интересом играет в нее во внеурочном пространстве.
Должен отметить что во Втором отряде у меня было сорок девочек 1973 года рождения (год 1986-ой), то есть тринадцатилетних. Военная дисциплина была принята всеми сразу и охотно. Потому что именно военная дисциплина адекватна природе девочки, которая желает, чтобы все было ясно. Строго, четко, однозначно. Именно строгое структурирование времени, понятность микрозадач, задания, которые посильно выполнить успешно (школа где все учатся «на пять») очень привлекательны для девчонок. Они очень быстро адаптируются к такому порядку и их всё устраивает.
И в Жёстком модуле это действует безотказно.
Самый грандиозный результат, полученный нами в четвёртой школе заключался в абсолютной тишине!!!
На четвертой неделе эксперимента я вдруг поймал себя на ощущении потрясающей тишины в работающей школе!
Оказалось, что в школе с дисциплинированным расписанием занятий ТИХО!!!
Тысяча ребятишек сидят на уроках, гуляют на переменах а ощущение словно в самолете на высоте десять тысяч над землёй!
Когда дисциплина военная, когда задачи сформулированы предельно понятно и абсолютно посильно ребёнки работают! И зарабатывают свои пятерки каждый день и каждый академический час!
Свидетельство о публикации №225091500417