Урол, трактор и осёл. част 4

4

Умар Чинок снова решил прогулять работу. Всё равно, приди он с пустыми руками, редактор его скептицизм не простит.

Умар с Сори шли к арыку на окраине деревни – он предназначался и от селя, и от пожаров.

Чори Сори шёл нахмурившись – беспокоился из-за доноса Гоиба. Ведь он давно привык: ничего в село не сделано – а он отчёт отправил «сделано». Вот эта привычка когда-нибудь и боком выйдет.

Напрасно доверился Тар-тару. Думал, что обманул его тремя бутылками водки. Ага! Теперь ясно, кто кого провёл. Этот балбес требовал солярку, а деревня ведь не Чориным домом единственным живёт…

«А вдруг и вправду Урол не сделал?» – размышлял Чори. Проверяющих он не боялся: когда был председателем махалли, их тьма приходила – и никто вины его не находил. А если и находили, он либо в слёзы, либо: «Уволюсь, устал, сил нет…» – и проверяющий, устыдившись, уходил молча. Но если дело до бумаг доходило – плохо!

Для доноса особо и повода не надо. Гоиб и так давно жаловался, что вдохновения нет. А его вдохновение – это доказательства чужих грехов. Вот тебе и вдохновение! Напишет – и хлопот не оберёшься… Выборы ведь на носу, Райим уже косится на его место.

– Скажи своему начальству, пусть Гоиба к себе возьмут, – сказал Чори, когда подошли к месту. – И газете польза, и нам спокойнее.
– Нам настоящие творцы нужны, – гордо заявил Умар. – Такие, как я,родившиеся с талантом!
– С чем? Полтора ухо  – это теперь талантом називается? В наше время «чино;ком» кликали! – взъярился Чори и резанул его словом.

Корректор промолчал, но про себя отметил: «Ну, погоди, я тебе это припомню». У него левая уха наполовину нет, поэтому с детства терпеть не мог, когда про уши заикались.

Не везло – кругом степь ровная. Осёл Нормата ещё десять дней назад сбрил, сбежал в горы, и след от верёвки всё ещё тянулся по земле.

– Вот я что говорил! – обрадовался Умар. – Ничего нет. Теперь давай к Гоибу.
Чори не спешил добровольно засовывать голову в петлю. Но тут увидел: по их стороне идёт жена Уролa Тар-тара, за собой тащит тщедушного осла. Обрадовался: если самого не отлупит – хоть жену отчитает, душу отведёт.
– К нам идёт, – сказал Умар. – Видно, что-то сказать хочет.

Женщина, запыхавшись, подбежала. У осла шея вытянулась, намордник тянул морду вниз.
– Раис-бува, – обратилась она к Чори Сори, потряхивая в руках верёвкой и подтаскивая осла поближе. – Мужа у меня нет.

Чори внимательно посмотрел на женщину, потом на осла. Думал, какое вообще отношение имеет к нему этот разговор.
– И что? – наконец сказал он. – Твой муж-бездельник, небось, три бутылки вина хлопнул и валяется где-то в канаве.
– Муж пропал, – уточнила женщина. – Сперва-то пил… Кто-то из негодяев, три бутылки подкинул – три дня от него перегаром тянуло.
– Куда он денется? – Чори сразу сбавил тон и сменил тему. – Мы его и сами ищем…
– Мы в степь уехали, – пожаловалась женщина. – А он остался дома – с полбутылкой и кино. Пришли – нет его!
– Вот те на! – вспылил Чори. – Дочь того самого Гоиба-доносчика полгода назад пятого мужа бросила, с кем-то сбежала, и что – Гоиб пришёл жаловаться? Норкулова корова на два дня потерялась – и то молчал, как рыба! Муж твой что – дороже?
– Да нет… – замялась женщина. – Только вернулись, а вместо мужа дома вот это стоит. Телевизор включён… На столе пустая бутылка… И кругом навалено…
Чори с Умаром переглянулись с вопросом в глазах. Женщина пояснила:
– Навалено ослиного дерьма…
– Да ну?! – Чори сдержанно, но удивлённо протянул. – Отец покойный всегда мне говорил: «Не пей, а то в осла превратишься». Я в уши не брал… А вот ведь оно как! Но я, клянусь, на вино заклинаний не читал. Я тут ни при чём! Да и нынче нет таких мулл, чтоб человека в осла обратили. Ну разве что младший сын муллы Мамура – хвастается: мол, сделаю из “корела" "ворд”. Не знаю уж, что это за зверь, да и врёт скорее всего. У отца его и того ничего путного не выходило.
– Вы хотите сказать: «Мой муж превратился в осла»? – Умар тоже ахнул, но в душе радовался: вот она, сенсация для статьи! – Неужели?!
– Ничего я не хочу сказать, – нахмурилась женщина. – Но вместо мужа в доме осёл сидит, телевизор смотрит…
– Господи, да есть ли Бог на свете?! – продолжал дивиться старый атеист Чори. – Мужик твой и прежде ослиной натурой отличался. Я его хоть раз о чём попросил – сразу в позу вставал… А теперь, гляди-ка, в настоящего осла вернулся. И ладно! За три бутылки вина – недорого.
В этот момент осёл громогласно заревел, и все вздрогнули.
– И тебе этого мало? – нахмурился Чори, глядя на него. – Чего орёшь? Куда вино дел?!
– Что вы такое говорите, Раис-бува, вы в своём уме? Муж у меня другой!
– А тогда зачем этого таскаешь?! – прикрикнул Чори.
Умару подобный ход беседы пришёлся как раз по душе. Пусть даже и неправда – зато они с Чори уверовали, что Урол Тар-тар превратился в осла. Для статьи это просто золото! Такую новость в интернете не найдёшь. Когда жена да ещё и председатель махалли утверждают: человек в осла обернулся – кто усомнится? Да это же готовая сенсация! Любого редактора, который посмеет сомневаться, надо с позором выгонять, а читателю – уши резать за недоверие!
– Может, и вправду в осла обратился, – подлил масла в огонь Корректор. – Что скажете, Чори-ака? Это ведь издавна известно: человек в зверя превращается… В одной легенде мальчик попил воды из ладони – стал козлёнком. В мультфильме девушка ночью оборачивается троллем… Ну, троллей у нас нет, а осёл – милости просим. Осёл – дело крестьянское. Я это к тому… – поспешил он пояснить, видя, как Чори зло таращится. – Сына вашего не имею в виду, не обижайтесь… – и к жене Урола повернулся. – Я ведь энтомологом учился, про живность кое-что знаю. Преподаватель нам говорил: при определённых условиях возможно превращение одного вида в другой. Наука это допускает.
– Эй, оставьте вы ваши сказки! – вспыхнула женщина. – Почему ваша наука именно с моим мужем такие фокусы выделывает? На других – молчит… Прокляла я вашу добренькую науку! Кто-то мужа моего украл, а вместо него – вот это подкинул. И что-то этим хотел сказать. Вот я к вам и пришла, Раис-бува: что это значит?

Слова женщины Умару совсем не понравились. Такая мистическая история грозила скатиться в бытовую семейную ссору. А вернуть сенсацию назад – уже никак! Кто бы подумал, что у Урол Тар-тара такой смышлёный оказался жёнушка…

– Ну, «баш на баш» вышло, – ухмыльнулся он. – Ничего вы, янга, не проиграли. Хоть и не трактор поведёт, но воду таскать сможет. Да и сам Урол никогда толком трактор не водил: один день цел, неделю чинят. А, что скажете, Чори-ака?
Чори задумался. К нему и раньше приходили люди с разными просьбами, но с таким ещё не сталкивался — и что тут скажешь? «Вот этот осёл и есть твой муж» — формально вроде правильно, но звучит нелепо. «Нет, это не твой муж» — тогда нужно искать Урола!

— Ну кто ж мужа ворует? — наконец произнёс он. — Наверняка набрался и вышел шляться, бестолковый.

— В сериал его хоть трактором из дома не вытащишь, — взволнованно возразила женщина. — Ах, голова дырявая! Ещё одно… Уже месяц трактор с места не двигается.

— А-а, теперь ясно, — вмешался Умар. — Осла вместо трактора подкинули… Но вряд ли вашего мужа на него променяли. Взгляните: умный какой!

Чори метнул на него строгий взгляд: мол, помолчи.

— Может, записку оставил? — спросил он у женщины.

— Да где там! Он и писать-то толком не умеет, — вздохнула она. — В школе только и сумел, что вместо «люблю» написал «лублу». Да и теперь всё кругом на латинице.

— Это вы сейчас про кого? — ухмыльнулся Умар. — Про осла или про мужа?

Женщина зыркнула так, что, казалось, готова его проглотить.

— Да и правильно, что писать не умеет, — снова встрял Чори. — Чем меньше таких, тем лучше. Одного Гойиба от сплетен не убережёшь… А этот ещё и в ученики к нему рвался.

Он как-то особенно пристально посмотрел на Умара.


Рецензии