Сказы о Мысли - 2
Хрустальные Жуки и Туман Зависти
В одном городе, очень похожем на ваш, стояла необычная школа. Её старые стены были увиты плющом, а в самом сердце её рос древний дуб, который ученики звали Хранителем. Школа была обычной, но её ученики — нет. Они знали секрет, который ускользал от взрослых.
А секрет этот был скрыт в самой природе зависти. Она появлялась не просто так, а из-за Тумана, который накатывал на город каждую ночь. Туман этот был тяжёлым, серым и липким. Он просачивался в окна, и люди, надышавшись им, начинали видеть мир искажённо: им казалось, что у соседа трава зеленее, дом богаче, а телефон новее. И самое главное — им начинало казаться, что их собственные успехи и таланты ничего не стоят.
Но был в этом Тумане и ещё один секрет. Его вырабатывали крошечные существа — Хрустальные Жуки. Они жили высоко в облаках и питались вовсе не каплями воды, а чувством несправедливости. Чем больше в мире было жадности, обмана и умышленного мошенничества, когда одни наживались за счёт доверия других, тем сытнее и гуще становился Туман, который производили Жуки.
Старшеклассники этой школы — Лиза, Максим и Артём — однажды нашли в библиотеке старый фолиант с рисунком этого жука и описанием:
«Туман Зависти — лишь симптом. Корень — в несправедливости, порождённой обманом. Пока жук сыт, туман не рассеется».
Они поняли: бороться с самой завистью бесполезно. Это всё равно что пытаться вытереть лужу, не перекрыв кран. Нужно было перекрыть источник пищи для Жуков — саму… несправедливость.
И старшие ребята стали думать. Они собирались в кабинете физики после уроков, чертили схемы и писали коды. Они начали читать книги об экономике стран и изучать философию, историю стран. Всюду их мысли наталкивались на стену существующей несправедливости в обществе.
— Мы не можем изменить всех жуликов в мире, — говорил прагматичный Артём. — Но мы можем сделать так, чтобы их обман было легко раскрыть.
— Нужна прозрачность! — восклицала Лиза. — Если все будут видеть, кто и как наживается, доверчивые люди перестанут вестись на удочку.
Идеи сыпались одна за другой: создать открытую платформу, где каждый мог бы проверить честность того или иного магазина или корпорации; разработать игру, которая в увлекательной форме учила бы финансовой грамотности; придумать систему взаимопомощи, где старшие ученики, а не репетиторы, могли бы бесплатно помогать младшим с уроками, а те, в свою очередь, — делиться своим творчеством и фантазией.
Но их идеи были сырыми, в них всегда находились дыры и нестыковки. И тогда они пошли к младшим — к пятым и шестым классам.
В спортзале, устроившись прямо на матах, старшие стали с воодушевлением излагать свои планы.
— Представьте, — сказал Максим, — есть сайт, где как в игре есть «уровень доверия» у каждого продавца и каждой корпорации. И рейтинг каждого формируется не по отзывам, которые можно накрутить, а по реальным данным из независимых источников!
Младшие слушали, раскрыв рты. А потом включили фантазию.
— А можно сделать так, чтобы этот сайт светился разными цветами! Зелёный — всё честно, красный — обман! — выкрикнул маленький рыжий мальчик из пятого «Б».
— А в игре про деньги должны быть злодеи! Как пираты, которые пытаются обмануть и украсть монеты! — добавила девочка с двумя хвостиками.
— А что, если сделать так, чтобы помощь старших копилась как бонусы? Помог ты с математикой — получил «кристалл доверия», который можно обменять на что-то крутое у других старших? Например, на уроки игры на гитаре!
Идеи младших были яркими, образными и простыми. Они не думали о сложностях реализации, они думали о сути. Их фантазия, как волшебный лучик, подсвечивала слепые зоны в проектах старших и помогала развивать их. В этом общении не было и тени зависти. Были только азарт, общая цель и радость созидания.
Вместе они создали то, что было невозможно поодиночке. Платформа заработала, игра стала популярной, а в школе расцвела система обмена знаниями.
Туман на город накатывал, но он стал реже и слабее. Хрустальные Жуки начали голодать, ведь островок честности и взаимовыручки в этом городе стал расширяться.
Но однажды с проблемой столкнулась сама Лиза. Она увидела, как её одноклассница Катя, не приложив особых усилий, получила от родителей новый дорогой ноутбук. А Лиза весь год копила на старую, потрёпанную модель, подрабатывая репетиторством. И знакомое едкое чувство — Туман Зависти — снова поползло к ней в душу. «Несправедливо! Почему у меня нет таких возможностей?» — подумала она.
И тогда Лиза вспомнила. Она вспомнила не о ноутбуке Кати, а о том, что они с ребятами раскопали. Зависть — это симптом. Она поняла, что её чувство вызвано не самим фактом наличия у Кати хорошей вещи, а тем, что эта вещь стала для нее символом несправедливого устройства мира, где у кого-то есть «всё и просто так», а у кого-то — «ничего, несмотря на старания».
Но затем она посмотрела глубже. Катин папа много работал и, возможно, честно заработал на этот подарок. Это не было обманом. Мир не делится только на мошенников и обманутых. В нём есть масса оттенков. Её чувство было реакцией на абстрактную «несправедливость», а не на конкретный обман.
И Лиза сделала то, чему научилась в проекте. Она включила осознанность.
1. Она назвала чувство. «Сейчас я чувствую зависть. Это неприятно, но это просто чувство, а не правда о мире».
2. Она отделила факты от вымысла. Факт: у Кати новый ноутбук. Вымысел: поэтому моя жизнь хуже и мой собственный ноутбук — бесполезное старьё. Она посмотрела на свой ноутбук: да, он старый, но на нём она написала код для их платформы, которая помогла многим. Это была её личная ценность, а не рыночная цена.
3. Она перенаправила фокус. Вместо того чтобы думать о Кате, она подумала о своих собственных целях. Что ей нужно для счастья? Новый ноутбук? Или чувство, что она движется вперёд? Она поняла, что её цель — стать программистом, и её потрёпанный ноутбук был не помехой, а верным спутником на этом пути, свидетельством её труда.
4. Она преобразовала свою мысленную энергию. Зависть — это мощный поток энергии. Лиза не стала его подавлять. Она взяла его и направила в действие. «Хочу больше возможностей? Отлично! Значит, нужно составить новое резюме и найти ещё одного ученика для репетиторства. Это приблизит меня к новой цели».
Туман внутри неё рассеялся. Он растворился не потому, что исчезли все неравенства в мире, а потому что она перестала быть пассивной жертвой этого неравенства. Она снова стала творцом своей жизни.
Так школьники и поняли главное: окончательно избавиться от зависти невозможно. Она, как сорняк, будет прорастать снова и снова на почве несовершенного мира. Но можно стать умелым садовником.
Секрет был не в том, чтобы вырвать сорняк с корнем, а в том, чтобы:
• Знать его в лицо и понимать, откуда он растёт.
• Удобрять почву вокруг честностью, взаимопомощью и прозрачностью, чтобы сорняку не было места.
• А если уж он появился — использовать его как сигнал: что-то во внешнем мире тебя задело, значит, пора посмотреть внутрь себя, вспомнить о своих целях и своей ценности, и перенаправить энергию в действие.
И пока в школе старшие и младшие вместе фантазировали и создавали новое, Хрустальные Жуки на небе сидели голодные и грустные. А это было самое лучшее для всех состояние.
;
Танец Уникальности и Садовники Светимости
Туман Зависти стал совсем жидким, почти прозрачным. Хрустальные Жуки, лишившиеся своего главного питания — чувства несправедливого обмана, — теперь лишь изредка напоминали о себе лёгкой дымкой. Казалось, школа и весь город вздохнули свободнее.
Но старшеклассники — Лиза, Максим и Артём — понимали, что победили лишь одну голову многоглавого дракона. На смену старой проблеме пришла новая, более тонкая и сложная.
Как-то раз Артём, просматривая новости о мире искусства и дизайна, наткнулся на статью о новых коллекционерах. Его зацепила одна фраза:
«Ценность — в том, чтобы обладать тем, чего нет у других».
— Смотрите-ка, — усмехнулся он, показывая статью друзьям. — Кажется, они просто не додумались до очевидного. Чего нет у других? А чего у других вообще не может быть? Уникального опыта, мыслей, взгляда на мир! Моя способность видеть код, твоё — понимать людей, Лиза, а твоё, Макс, — собирать сложные механизмы. Это и есть то, чего ни у кого нет!
Их осенило. Они собрали снова и старших, и младших, и устроили дискуссию под старым дубом-Хранителем.
— Раньше, — начала Лиза, — зависть рождалась от обмана. Одни наживались на других, и это было несправедливо. Мы с этим справились. Но теперь мы видим другую несправедливость — несправедливость взгляда. Люди разучились видеть уникальность в себе и в простых вещах вокруг. Они ищут её в дорогих безделушках, которые кто-то объявил «редкими».
— Совершенно верно! — подхватил Максим. — Вся вселенная состоит из уникальных моментов и явлений. Эта капля дождя на листке — единственная и неповторимая. Этот наш смех прямо сейчас — больше никогда не повторится. А мы привыкли ценить только то, что можно положить в карман и похвастаться.
Младшие слушали, затаив дыхание. Идея была для них как вспышка света.
— Значит, моя коллекция разноцветных камушков с моря тоже уникальна? — спросила девочка с хвостиками.
— А мой стишок, который никто, кроме меня, не мог придумать?
— А наш сегодняшний разговор?
— Именно! — воскликнул Артём. — Всё это — настоящие сокровища. А массовые вещи — тот же самый ноутбук, телефон, кроссовки — это просто кисти, краски и инструменты. Они нужны, чтобы творить и проявлять свою уникальность, а не чтобы копить их и хвастаться.
Казалось, они нашли новый ключ. Но сразу же возник другой вопрос, который подняла Лиза:
— Хорошо, мы развиваем в себе уникальные вкусы и таланты. Но как нам их оценивать? Как понять, что твоё творчество, твой «вкус» — не просто блажь, а нечто ценное? Кто решает, что хорошо, а что плохо? Мы же не хотим снова создавать стандарты, только наоборот.
Этот вопрос стал темой жарких споров в философском клубе школы. Спорили до хрипоты. И к единственному ответу так и не пришли. Потому что его и не могло быть.
Им на помощь снова пришла их детская мудрость. Однажды к ним на одно из заседаний пришёл самый младший, тот самый рыжий мальчик. Он слушал, слушал взрослые споры и вдруг сказал:
— А зачем вообще кто-то должен решать? Вот я нарисую рисунок. Он будет нравиться мне, моей маме и моему другу. Для нас он — самый ценный. А кому-то другому он не понравится. И что? Разве он от этого станет хуже? Ценность же — она как свет от лампочки. Она не исчезает, даже если кто-то закрыл глаза.
Это было гениально просто. Они поняли, что ценность — это не приговор общества, а резонанс… Как камертон! Ты создаёшь что-то, и это что-то находит отклик в сердцах твоих людей, это как лететь в своей стае птиц. И это рождает новую, общую ценность — радость, понимание, вдохновение.
И тут в их школу пришло письмо. От некой арт-группы «Платформа», которая заявляла: «Мы делаем ставку на молодёжь! Мы соединим жажду новизны с тщательно отобранными объектами! Мы создадим единый рынок для нового поколения!»
Старшеклассники собрались, прочитали и задумались.
— «Единый рынок», — процитировал Артём. — Чувствуете? Запах старого мира. Им важно не ваше творчество, а ваши кошельки. Они видят в вас не уникальных творцов, а новую массу, новую аудиторию для потребления. Они говорят о новизне, но предлагают старые правила игры: «мы отобрали для вас объекты, а вы покупайте».
— Но зачем? — спросила Лиза. — Чтобы обогатиться? Тогда им нет места в нашем будущем. Но что, если... что, если их цель иная? Что, если они настоящие «Садовники»?
Все удивлённо посмотрели на неё.
— Садовники? — переспросил Максим.
— Да. В той старой книге было ещё одно слово. Садовники Потоков Светимости. Те, кто не создаёт ценности и не навязывает их, а лишь помогает самым ярким и честным росткам пробиться к свету, чтобы ими могли восхищаться все. Они не владеют садом. Они лишь ухаживают за ним на радость всем. Их цель — не обогащение, а увеличение общей светимости мира. Если их цель — именно это, тогда это интересно. Она вспомнила, что бабушка читала ей стихи персидского мудреца Руми, которые запомнились строчкой о зеркале души:
«Дай зеркала тем, кто красив!»
Они решили написать ответное письмо. Всего один вопрос: «Зачем? Чьё внимание вы хотите привлечь и зачем ему это внимание?»
Ответа они ждали с замиранием сердца. Потому что от него зависело, с кем они имеют дело: с людьми прошлого, которые лишь переодели старые трюки в новые одежды, или с теми, кто понял главное.
Главное правило нового мира, которое они вывели для себя, звучало так:
«Всё зависит от того, Кто смотрит, и Зачем».
Если смотрит Потребитель — он ищет, чем поживиться.
Если смотрит Творец — он ищет, чем восхититься и что красивого создать.
А если смотрит Садовник — он ищет, что взрастить и чем поделиться со всеми, чтобы мир вокруг стал светлее, умнее и добрее.
Они поняли, что теперь их новая битва — это не битва с Туманом, а битва за Взгляд. За то, чтобы научиться самим и научить других смотреть на мир глазами Творца и Садовника. Чтобы уникальность каждого стала не поводом для зависти, а поводом для восхищения и общим сокровищем.
И тогда Хрустальные Жуки окончательно превратились… в красивые, но абсолютно безвредные облака, которые лишь украшали блёстками своих крыльев небо над городом.
Свидетельство о публикации №225091500648