Почему реформы это так тяжело и сложно

Обычай, традиция, правило, закон: почему реформы встречают сопротивление

Нередко у граждан возникает вопрос: почему высшее руководство страны, обладая, казалось бы, всей полнотой власти, не может мгновенно навести порядок — искоренить коррупцию, модернизировать экономику, выстроить образцовую демократию и решить наболевшие бытовые проблемы? Эта же дилемма, вероятно, занимает умы и самих реформаторов на всех уровнях власти. Возникает закономерный парадокс: желания и планы сформулированы, стратегические документы написаны, но их реализация наталкивается на невидимые, но прочные барьеры.

Объяснение этому кроется в сложной многослойной структуре любого общества, в том числе и российского. Попытка изменить его, воздействуя лишь на верхний слой, обречена на неудачу.

Поверхностный слой: Законы
Самый видимый и подвижный пласт — это законодательство. В этой сфере у законодателя действительно значительная свобода: законы можно принимать, отменять и редактировать с относительно высокой скоростью. Однако известная фраза Салтыкова-Щедрина о «строгости российских законов и необязательности их исполнения» как раз и указывает на границу этого слоя. Закон живет лишь тогда, когда он опирается на более глубокие основы.

Глубинный слой: Правила
Под законами лежит пласт неформальных, но оттого не менее действенных правил повседневной жизни. Это неписаные кодексы поведения: воровать или нет, соблюдать договоренности или игнорировать их, содержать общее пространство в чистоте или не заботиться об этом. Эти правила меняются гораздо медленнее, чем законы, и для их трансформации требуются колоссальные усилия — либо системное просвещение, либо жесткое принуждение.

Фундаментальный слой: Традиции
Еще глубже залегают традиции, формирующиеся десятилетиями. Именно они определяют, существует ли в обществе уважение к власти, доверие между различными социальными группами и готовность участвовать в публичных процессах, например, в институтах демократии. Пока традиция взаимного уважения и ответственности не сформирована, формальное соблюдение демократических процедур может быть неустойчивым, что подтверждается примерами различных политических кризисов в мире.

Корневой слой: Обычаи
В самом основании общественного устройства лежат обычаи — вековые, часто неосознаваемые установки, передающиеся из поколения в поколение. Это глубинные модели мышления и поведения: вера, отношение к Родине, восприятие власти и справедливости. До них «кавалерийским наскоком» не добраться никакому реформатору. История показывает, что в критические моменты даже радикальные преобразователи вынуждены апеллировать к этим архетипам, как это произошло в годы Великой Отечественной войны, когда официальная риторика обратилась к традиционным ценностям и патриотизму.

Таким образом, успех любых преобразований зависит от понимания этой многослойности. Российская общественная модель, как и любая другая, покоится на глубоком фундаменте исторически сложившихся обычаев. Среди них, по мнению некоторых аналитиков, — сформированное за долгую историю восприятие власти как силы, отстраненной от народа, и, в ответ, знаменитое народное терпение, граничащее с инертностью. Из этого произрастает традиция ожидания инициативы исключительно «сверху» и житейское правило «не такое переживали».

Следовательно, задача реформатора — не просто писать новые законы, а тонко и последовательно работать со всеми слоями: предлагать законы, которые соответствуют сложившимся правилам и постепенно меняют их, опираться на позитивные традиции и бережно трансформировать те обычаи, что мешают развитию. Только такой комплексный и осознанный подход может дать устойчивый результат, а не стать очередным красивым проектом, разбившимся о гранит общественной реальности.


Рецензии