Неудачные рассказы Артура Конана Дойла. Часть 3

Ещё один неудачный рассказ Конана Дойла

Рассказ называется «Постоянный пациент»

Сюжет.

К Шерлоку Холмсу обращается некий доктор Перси Тревельян.

Его беспокоит ситуация с его инвестором. Некий человек, мистер Блессингтон, давно, когда сам Тревельян не имел никаких средств, но получил образования врача, предложил ему, что он купит ему практику и предоставит помещение для практики и всё прочее, при условии, что три четверти дохода от практики будет поступать этому инвестору, и лишь четверть будет оставаться самому доктору. Поскольку сам Тревельян не имел никаких более выгодных вариантов для того, чтобы начать своё дело, он согласился на это.

Так продолжалось довольно долго, инвестор наживался на докторе, и при этом он проживал в той же квартире, но в своих комнатах.

Затем к доктору пришёл весьма странный пациент, представившийся русским дворянином. Это был пожилой человек, худой, серьезный, обладающий самой заурядной внешностью. Его сопровождал некий товарищ, высокий молодой человек, представившийся его сыном. Молодой человек сообщил, что у его отца случаются припадки, при которых он впадает в ступор.

Во время приёма со стариком случился один из таких припадков, доктору пришлось выйти за лекарством, но когда он вернулся, обоих уже и след простыл.
 
Но на следующий день они снова пришли к врачу, объяснили свой неожиданный уход тем, что отец, не помня себя, вышел на улицу, а сын последовал за ним.

Когда инвестор вернулся с прогулки, он учинил скандал по причине того, что кто-то заходил к нему в комнату. Стало понятно, что он очень нервничает по этому поводу.

Шерлок Холмс решил посетить доктора вместе с Ватсоном.
Сначала инвестор не желал пускать посетителей, он заявил:
— У меня пистолет. Еще шаг, и я буду стрелять.
Но поняв, что его посетили Шерлок Холмс и доктор Ватсон, он разрешил им войти.

После некоторых разговоров, Холмс заявил:
— Если вы будете обманывать меня, я ничего не смогу вам посоветовать.
—Но я же вам все рассказал, — ответил инвестор.
«Досадливо махнув рукой. Холмс резко повернулся к нему спиной.
— Спокойной ночи, доктор Тревельян, — сказал он.
— И вы не дадите никакого совета? — дрогнувшим голосом воскликнул Блессингтон.
— Мой совет вам, сэр, говорить только правду.
Через минуту мы были уже на улице и зашагали домой».

По дороге Холмс сообщает Ватсону следующее:

«— Вполне очевидно, что двое… может, их больше, но будем считать, что двое… по какой-то причине решили добраться до этого человека, этого Блессингтона. В глубине души я не сомневаюсь, что как в первом, так и во втором случае тот молодой человек проникал в комнату Блессингтона, а его сообщник весьма нехитрым способом отвлекал доктора.
— А каталепсия?
— Злостная симуляция, Уотсон, хотя мне и не хотелось говорить об этом нашему специалисту. Симулировать эту болезнь очень легко. Я и сам это проделывал.
— Что же было потом?
— По чистой случайности оба раза Блессингтон отсутствовал. ... Он, разумеется, отлично знает, кто эти люди, но у него есть причины скрывать это. Возможно даже, завтра он станет более разговорчивым».

На следующее утро пришли «трагические новости»

Пришло сообщение, что «Блессингтон покончил с собой».

Затем Холмс и Ватсон снова прибывают к доктору, где уже работает полиция.

Изучая окурки, обрывки верёвки и следы на ковре, Холмс получает полную картину произошедшего.

Он объясняет, что Блессингтон не повесился, а его повесили те двое, которые приходили к доктору.

На основании описания двоих посетителей и внешности самого Блессингтона Холмс сообщает, что, вероятнее всего, это были три члена банды пятерых, во главе с неким Картрайтом, которые когда-то давно, чуть раньше, чем «инвестор» заключил договор с доктором, ограбили крупный банк.

«Все пятеро были арестованы, но убедительных улик против них не имелось. Блессингтон, или Сатон, самый гнусный тип в этой пятерке бандитов, стал доносчиком. Картрайта повесили, а трем остальным дали по пятнадцать лет. Не отсидев нескольких лет до полного срока, они вышли на свободу на днях и решили, как вы догадываетесь, выследить предателя и отомстить ему за смерть товарища. Дважды они пытались добраться до него и терпели неудачу; на третий раз, как видите, получилось. Теперь вам все ясно, доктор Тревельян?»

И концовка…

«Полиция так и не нашла убийц, и в Скотленд-Ярде решили, что они уплыли из Англии на злополучном пароходе «Норма Крейна», который исчез несколько лет назад со всей командой у берегов Португалии, в нескольких лигах севернее Опорто».

Каково в этом случае поведение Шерлока Холмса?

В чём, собственно, его заслуга?

Он смог предугадать, что посещение двоих гостей не случайно, и что оно связано с инвестором?

Но ведь и сам доктор это знал, он именно с этой проблемой и обратился к Холмсу!

Далее – он попросил рассказать ему правду, а поскольку Блессингтон отрицал, что знает этих двоих, Холмс попросту самоустранился от дела. Он мог бы устроить ловушку и поймать этих преступников, предотвратить новое убийство. Если он считал, что вполне можно допустить убийство Блессингтона, то это было противозаконно – знать о готовящемся убийстве и не предотвратить его и не предупредить никого, и, к тому же, можно было бы устроить ловушку для преступников, чтобы поймать их хотя бы на выходе из дома доктора. Для этого достаточно было бы сообщить свои обоснованные подозрения в полицию. Он этого не сделал. Он способствовал тому, что убийцы ускользнули от правосудия. Мало того, ведь убийцы запросто могли бы расправиться и самим доктором, который был честный и порядочный человек, и который обратился к Холмсу за помощью!

Тут господин Шерлок Холмс выглядит весьма неприглядно! Он не блеснул умом, он не раскрыл дело тогда, когда это было актуально, он раскрыл его лишь тогда, когда, собственно, это ни к чему не привело. Украденные деньги не были возвращены, убийство не было предотвращено, потенциальная жертва не была защищена, а убийцы не были наказаны, они безнаказанно покинули Англию морем.

Чем тут восторгаться?   


Рецензии