Студенческие экзамены

Невероятное рядом
    
     Декан вечернего факультета института получил письменное заявление от студента вечернего факультета на доцента Васильеву Анну Михайловну о предвзятом и несправедливом её отношении к нему на экзаменах. Декан назначил комиссию для проверки жалобы студента. Было такое время, когда жалобы требовали особого внимательного рассмотрения. Комиссия из 5 человек, в назначенный заранее день, устроила проверочной экзамен студенту. На столе лежали 38 билетов. Студент подошёл к столу, взял один билет и произнёс: «Билет номер 17». Присутствующая доцент Васильева неожиданно, очень взволновано, попросила комиссию остановить экзамен для срочного заявления. Когда студент вышел из аудитории, доцент Васильева очень темпераментно заявила, что экзаменационный билет номер 17 каким-то образом помечен студентом, ибо он уже два раза его выбирал на двух предыдущих экзаменах, и оба раза его ответы мною были признаны неудовлетворительными. Члены комиссии были удивлены таким совпадением и было решено перепечатать весь комплект билетов. Две машинистки напечатали 38 новых билетов за 30 минут. Студенту было предложено вновь взять один из билетов. К непередаваемому удивлению всех членов комиссии, студент снова взял билет номер 17. Председатель комиссии решительно заявил: «Пусть отвечает на билет номер 17». Ответы студента на все вопросы этого билета членами комиссии были единогласно признаны неудовлетворительными.
Послесловие.
Вероятность события выбрать билет с номером 17 четыре раза подряд из 38-и возможных билетов равна 0,0000182 или приблизительно 0,002%.

         

             Экзамен по системам автоматики
    
     Экзамен на старших курсах проводился обычно в большой аудитории. На крайних передних и последних партах аудитории сидели преподаватели этого цикла, а в середине аудитории за столом с экзаменационными билетами сидел лектор этого студенческого потока. Все студенты группы поочерёдно выбирали экзаменационный билет и приступали к подготовке ответов на любой из свободных парт аудитории. Когда студент объявлял о готовности отвечать, то лектор направлял его к одному из свободных четырёх коллег. Таким образом, экзамен принимали сразу 5 преподавателей. И вот однажды преподаватель, выслушав ответ студента на все вопросы, объявил студенту, что он экзамен не сдал. Студент встал и громко, чтобы слышали все студенты и преподаватели, сказал: «Вы несправедливо ко мне относились весь семестр. Придирались на всех лабораторных и практических занятиях. Вот и сейчас я ответил, правильно на все вопросы билета и на все ваши дополнительные, а вы заявили, что я экзамен не сдал. Я готов повторить свои ответы на билет лектору. И я буду жаловаться ректору и декану факультета. Все студенты и преподаватели с удивлением смотрели на студента и на преподавателя. Ошарашенный громогласным несправедливым обвинением студента, преподаватель посмотрел на лектора. Лектор спокойно сказал: «Я полностью доверяю оценкам своих коллег, а пересдача экзамена мне может осуществляться в установленном порядке через несколько дней». Но вдруг преподаватель неожиданно для самого себя предложил иное решение: он подал студенту несколько чистых листов бумаги и спокойно сказал: «Пожалуйста, садитесь на свободную парту и напишите свои ответы на ваш экзаменационный билет». Студент сел за парту и приготовился писать ответы. Экзамен продолжался. Через 40 минут студент подошёл к преподавателю и тихо сказал: «Я лучше приду в следующий раз». Однако преподаватель попросил повторить это громче и так, чтобы его услышали все студенты и преподаватели. Повторить, что согласен с оценкой и просит разрешения на дополнительный экзамен через несколько дней. Студент повторил. Лектор улыбнулся находчивости своего коллеги.

                Необычный экзамен
    
     На экзамене по электронным системам автоматики преподаватель был огорчён началом, потому что двум первым студентам он сегодня поставил неудовлетворительные оценки. Причём он помнил, что весь семестр эти студенты им считались толковыми учениками, неравнодушными к выбранной специальности. И вот сегодня, на их последнем экзамене перед дипломным проектированием, на самом последнем экзамене в их студенческой жизни, он был вынужден поставить этим толковым мальчикам неудовлетворительные оценки, ибо твёрдо следовал своему принципу проведения экзамена: на экзамене студент должен получить ту оценку, которую он заслуживает своими ответами только здесь и сейчас без учёта предшествующих мнений и представлений экзаменатора об этом студенте. Удручённый преподаватель с тревогой смотрел на идущую к его столу следующую студентку. Эта студентка ему была не знакома, очевидно, она ни одного раза не встречалась ему на лабораторных или практических занятиях. Может быть, она случайным образом оказывалась в той половине группы, которую вёл другой преподаватель. Студентка протянула свой билет, зачётку, разложила на столе требуемые схемы, которые она выбрала по теме билета и молча села около преподавателя. Преподаватель прочитал вопросы билета и посмотрел на выбранные студенткой схемы и остался доволен. Именно такой комплект схем и должен был использоваться при ответе на этот билет. «Пожалуйста, отвечайте на первый вопрос», - сказал преподаватель. Студентка молчала. Преподаватель внимательно посмотрел на неё. Она сидела, слегка наклонившись вперёд. Пальцы были сжаты в кулачки и прижаты к груди.
-- Вы хорошо себя чувствуете, вы здоровы? - спокойно спросил преподаватель.
-- Да.
-- Тогда, пожалуйста, отвечайте на первый вопрос билета.
И снова студентка молчит.
-- Может быть, она нервничает, - подумал преподаватель и решил изменить тактику опроса.
     Он посмотрел на блок-схему системы и, указав на один из её блоков, спросил, как называется этот блок и какие задачи он выполняет в системе. Студентка правильно ответила на вопрос. А преподаватель обратил внимание на точность и краткость её формулировок. Преподаватель повторил свой приём и спросил ещё о назначении нескольких других блоков и опять получил такие же чёткие, короткие и правильные ответы. «Давайте перейдём ко второму вопросу билета», - сказал преподаватель. Студентка развернула принципиальную схему системы, но опять прижала к себе кулачки и замолчала. Тогда преподаватель повторил тот же приём, задав ей несколько вопросов по схеме и на все его вопросы студентка отвечала коротко, конкретно и правильно. У преподавателя уже созрела результирующая оценка, но он всё же задал ей ещё два дополнительных сложных вопроса по курсу, которые не были связаны с билетом. Её ответы опять были правильными, краткими и конкретными. Преподаватель взял её зачётку, решительно написал «отлично», поставил число и расписался. Закрытую зачётку он отдал студентке, а она взяла её и, не открывая, не попрощавшись, быстро вышла из аудитории. После экзамена преподаватель в коридоре спросил у девушек из её группы, что случилось с их подругой. Девушки рассказали, что она отличница и может получить диплом с отличием. А тут на последнем экзамене в её жизни ей пришлось идти к преподавателю, у которого предыдущие два хороших студента получили неудовлетворительные оценки. Наверное, она очень переволновалась, потому что оценка на этом экзамене может повлиять на получение красного диплома. Таких экзаменов в многолетней практике преподавателя больше не было и фамилию той студентки он, к сожалению, не запомнил.


Рецензии