Я шагаю по Мариуполю

Уже на излете отдыха на Белосарайской Косе, которая врезается в Азовское  море, я наконец-то выбралась в Мариуполь, чтобы взглянуть на него не из окна автомобиля, а в пешем, так-сказать, походе. Спасибо однокурсник Володя, любезно предложил мне прогулку по послевоенному городу.
Встретились мы с ним в тематическом месте возле ресторана «Место встречи» и, с трудом узнав друг друга (виделись в последний раз более полувека назад), и принялись вспоминать, каким славным был этот ресторанчик, носивший название «Строитель» в наши студенческие годы и сколько тут было выпито, танцовано и спето! В то время стипендия давала возможность минимум пять раз в месяц побывать в ресторане.  Полюбовались на скульптуру Владимира Высоцкого, установленную перед рестораном. Сложно сказать, как он остался цел в эту войну? Меж тем наш любимец, как и раньше, стоит в образе Глеба Жиглова, жестко и насмешливо глядя на мир. Плохо только, что пистолет, который был когда-то в его руке, теперь отсутствует, наверное, его отломал перебравший в ресторане посетитель.   
«Место встречи» стоит на углу центрального сквера города, где располагался Горисполком и самое высокое здание Мариуполя «Гипромез». Увы, горисполком, как сгорел в 2014 году, так и зияет пустыми окнами до сих пор, хотя в этом году его все же начали восстанавливать. А вот «Гипромез», избавившись от облеплявших его фасад кондиционеров, подкрашенный и подмазанный, выглядит очень достойно. Во время штурма города он мало пострадал, сейчас, по слухам, служит временным убежищем потерявшим жилье жителям города. Перед ним установлен мемориал самому знаменитому мариупольцу – Архипу Куинджи. В центре мемориала высится бюст художника, перенесенный сюда с площади Кирова, а рядом размещена галерея копий его картин.
Через переход от мемориала сверкает на солнце    заново построенное здание «Дома с часами». Зря я на него наезжала в прошлый раз, получилось красивое и большое ипотечное здание. Через дорогу от него угловое десятиэтажное здание, оно целое и только покрашено, цела и соседняя пятиэтажка, которая тоже сверкает свежей окраской стен, как и большинство других зданий Мариуполя, благодаря чему город сейчас выглядит, как разноцветное пасхальное яичко.
 Правда, обольщаться не приходится. Володя показал мне в квартиру своей родственницы, которая находится в красивом отремонтированном доме, стоящем в аккуратном дворе с красивыми детскими площадками. Однако сама квартира не отделана и пугает закопченными стенами при новых пластиковых окнах. Власти говорят, что отделывать квартиры должны жильцы, не поинтересовавшись, где они возьмут на это деньги?
Но вернемся на проспект Ленина, который носит еще два названия: Мира и Республики. Главным и самым заметным его зданием был когда-то Центральный универмаг. Если взглянуть на него справа, то будет понятно, что здание сильно разбито. Сейчас универмаг в лесах, но движения на них не заметно. Совсем не повезло соседнему дому, где располагался магазин «Донецк». Его уже снесли и ходят слухи, что эту площадку готовят под ипотечное строительство. Соседнее с ним здание банка немного повреждено, но пока не восстанавливается.
На противоположной стороне проспекта, прямо у перехода стоит больше здание, где располагался любимый всеми магазин «Жемчуг». Теперь здание есть, а «Жемчуга» - нет. Его заменил ряд каких-то  магазинчиков с невзрачными витринами. Хотя этому зданию еще повезло, а вот соседнее с ним старинное здание Ликеро-Водочного завода в полуразрушенном состоянии. Есть надежда, что его восстановят.
Проспект Ленина упирается в здание драмтеатра, о разрушении которого кричал весь мир. Его начали восстанавливать практически сразу после освобождения Мариуполя и сейчас эти усилия заметны. По сути здание восстановлено: стены и крыша в порядке и даже скульптурная группа на его фронтоне бодра и весела, хотя, на мой взгляд, не вся в сборе. Одним словом, театр возможно скоро откроется.
От театра направо еще одно знаменательное место: бывший гастроном Киев и ресторан Москва над ним. Вот этот самый ресторан был вторым, а может быть даже первым любимым местом у студентов 60-70, любивших повеселиться. Для официальных торжеств, типа дней рождений, собирались в главном зале на третьем этаже, а для того, чтобы просто встретиться, развлечься и потанцевать, на четвертом. Здесь я здорово зажигала с моим партнером по танцам Женькой! Даже шампанское со соседних столов нам посылали за лихое исполнение твиста и шейка. Ресторан теперь называется «Метрополь», он бездействует, как и гастроном, так как все здание заметно пострадало. Оно не разрушено, но стоит без окон, а на четвертом верхнем этаже значительно повреждена крыша, работ по восстановлению замечено не было. Зато соседнее с ним здание бывшего Горкомы партии, а затем «Школы искусств», выглядит, как с иголочки.
Возвышающийся за ним жилой дом для советской элиты уже восстановлен. Он открывает важный кусок проспекта: наш мариупольский Бродвей, или, как мы его в свое время называли - Брод. Каждые выходные здесь собиралась молодежь и бродила по улице, чтобы себя показать и на других посмотреть, как сейчас говорят – туснуться. Могу порадовать всех, кто гулял по Броду: восстановление его идет успешно. Не только первый угловой дом выглядит нормально, как пионер стоит соседний дом, где был обувной магазин, полностью восстановлены дома за кинотеатром «Победа».  В первом из них жил наш с Володей сокурсник Витя, а во втором - самом большом на проспекте, проживал с семьей мой друг и коллега – Игорь. Они оба и Витя, и Игорь за границей, но звать их вернуться домой я не рискую, дома выглядят необитаемыми. Зашли во двор, а там бурьян и запустение, еще неизвестно, что прячется за свежеокрашенными стенами этих зданий.
 Самый печальный вид имеет главное здание Брода кинотеатр «Победа», где я в свое время посмотрела все западные киноленты, сбегая на сеансы с лекций. Кинотеатр, со странно окрашенными в красный цвет стенами, похоже долго еще будет ждать ремонта. Несмотря на то, что основная часть Брода уже отремонтирована, он совершенно безлюден. Мы с Володей едва дождались прохожего, чтобы попросить его сфотографировать нас на фоне восстановленных домов наших друзей.
Непонятно будут ли восстанавливать дома на противоположной стороне проспекта. Они старые и сильно разбитые, к тому же на архитектурные шедевры не тянут. А вот здание банка и угловой дом, где была аптека и библиотека Крупской, а также жил наш сокурсник – весельчак Петька, который умер перед войной, практически восстановлены и опять симпатичны, хотя банк и завешен какими-то синими тряпками. Можно еще порадоваться, тому, стоящие у театрального сквера главные символы Мариуполя – дома со шпилем, уцелели. Один из них стоит в лесах и восстанавливается, а второй уже вполне хорош собой, портит его красоту и изящество только огромное сооружение нового храма, задавившее дома со шпилем своей массой. Храм поврежден незначительно, но до сих пор стоит в лесах и ремонтируется. Верующие молятся в стоящей рядом маленькой деревянной часовне.
Однако, что меня откровенно порадовало, так это бравый вид нашего мариупольского как угодно: талисмана или символа – водонапорной башни, пришедшей к нам из позапрошлого века. Она и сейчас хороша собой и вселяет уверенность, что Мариуполь стоял и стоять будет.
 От башни мы отправляемся в сторону моря. Цели две: посмотреть на нашу Альма-матер - университет, который мы закончили 54 года тому назад и погулять по набережной. Мы учились в Ждановском металлургическом институте, который меняя названия дошел до Приазовского государственного технического университета (ПГТУ). Он сильно пострадал во время войны, однако сейчас его корпуса полностью восстановлены и выглядят почти как новые, на столько чисты и опрятны. В строю все здания универа, а также спортивный комплекс и столовая. Немного не хватает деревьев вокруг корпусов, которые всегда были, но в целом я очень рада, что институт, где я провела почти сорок лет с учебой и работой, жив, и практически здоров. Парнишка студент, которого мы попросили сфотографировать нас на ступенях первого корпуса, наверняка обалдел, когда узнал, что мы выпускники 1971 года. Его бы жизнь трижды вместилась в наш послеуниверситетский срок.   
Идем к морю по Шишманке ( последней части проспекта Металлургов), слева  уже отремонтированный жилой комплекс, где была когда-то картинная галерея Куинджи, справа - бывший дворец культуры Коксохимзавода, а ныне Мариупольская филармония, где ставит спектакли труппа городского театра, не имеющая пока своего дома. Здание филармонии радует глаз хорошей архитектурой и отделкой. Перед входом в филармонию установлен памятник Пушкину. По легенде он много лет назад проезжал через наш город и народ это ценит. За филармонией полусфера спортивного комплекса ПГТУ.
Сбегаем по Шишманке к морю и радуемся тому, что все его склоны заставлены башенными кранами, тут активно восстанавливаются разбитые в войну гостиницы, дома отдыха и санатории. По набережной доходим до пирса, уходящего далеко в море. Это любимое место для прогулок наших жителей и гостей города. Он не разбит и доступен для прогулок. Посидели на лавочке, любуясь морем и обсуждая тот факт, что «Азовсталь», воткнутый большевиками на берег лучшего, самого лечебного моря в мире, больше никогда не возродится, и Азов окончательно очистится. Очень удивили навесные замки, висящие на перилах пирса. Спросили у рыбаков, промышляющий здесь бычками, что это? Говорят, что эти замки вешают на перила молодожены, которые расписавшись, обязательно заезжают на пирс, чтобы поклониться морю и скрепить свой брак таким незатейливым способом.   
Чтобы вернуться в город решили брать склон, отделяющий его от моря в лоб и не прогадали. Долго поднимаясь по лестнице в гору, вышли к самому знаменитому новострою города, созданному после войны – к Мариупольскому филиалу Нахимовского училища. Могу сказать, это нечто грандиозное, никогда в Мариуполе таких сооружений не было! Стекло и бетон, размах и красота, величие и притягательность, вот что такое Приазовское Нахимовское училище! Здесь уже учатся сотни российских мальчишек из региона и всей страны. Еще бы на месте «Азовстали» построить судостроительный завод, чтобы он создавал корабли для будущих моряков, хотя бы такие, как этот знаменитый катер, стоящий у стен Нахимовского училища, вот тогда бы судьба и безопасность нашего города были бы решены.
В заключение хочу сказать спасибо всем тем, кто помогал восстанавливать Мариуполь и в первую очередь Санкт-Петербургу - городу побратиму, где я живу уже 20 лет. Спасибо за все, что, они делают для того, чтобы возродился Мариуполь и стал еще краше, чем был!
   


Рецензии